ПАМЯТЬ / Александр БАЛТИН. ДВИЖЕНИЕ ПО СВЕТОВОЙ ВЕРТИКАЛИ. К 110-летию Виктора Розова
Александр БАЛТИН

Александр БАЛТИН. ДВИЖЕНИЕ ПО СВЕТОВОЙ ВЕРТИКАЛИ. К 110-летию Виктора Розова

 

Александр БАЛТИН

ДВИЖЕНИЕ ПО СВЕТОВОЙ ВЕРТИКАЛИ

К 110-летию Виктора Розова

 

Действительность реалистична – сама по себе; конечно, есть сны и фантазии, мечты и сумасшествие, но эти вторжения не отменяют метода, основанного на структурах яви, реальности, того, что мы называем жизнью.

Реализм продиктован ею.

Виктор Розов был реалистом: он черпал из колодца яви и брал из её кладовых, чтобы, обработав драматургическим словом материал, предложить пьесы, переполненные плазмой и красками жизни.

…Что может оставить после себя человек на земле – в недрах вечно продолжающегося вращения юлы юдоли?

Добрую память, лучшую часть своей души, дела, исполненные на разнообразных поприщах – кому какое суждено – с тщательностью и совестливостью…

Человейник становится глобальным – мысль Александра Зиновьева, как и изобретённое им понятие, – не только правдива, но отдаёт провидением, и в этом человейнике феномен «совесть» становится лишним, мешающим выживать, не говоря – преуспевать.

У Розова всё строится на совести: на конфликтах между теми, в ком она, совесть, пульсирует раскалённой нитью, и теми, кто – в силу ряда обстоятельств – её лишён.

И даже когда приходит жёсткое понимание: как к одному из героев, произносящему: «Честные существуют для того, чтобы нечестные били их по морде!» – это временное отступление от всеобщего правила; именно совесть должна вести человечество, если вожатый другой – результаты будут плачевны…

…Между прочим, мы можем легко в этом убедиться: современность, всё более и более уходящая в недра бесконечного и бессмысленного потребления, свидетельствует о правоте драматурга, чьи пьесы строились легко и естественно, а реплики были так органичны: казалось – входят в смысловые пазы друг друга.

Виктор Розов родился в Ярославле, в семье счетовода; во время эсеровского мятежа 1918 года их дом сгорел, и семья бежала в Ветлугу. Именно в этом городе Виктор Розов окончил первые три класса школы.

В дальнейшем местом жительства и учёбы открылась древняя Кострома, с неповторимым её, провинциальным колоритом.

Розов знал жизнь: низовую плазму её, знал до прожилок, до горечи монотонности.

Он не был принят в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию: не хватило рабочего стажа, он работал на текстильной фабрике, познавая простую среду жизни…

Но – страсть к театру определяла огонь его личности: Розов становится актёром Костромского театра юного зрителя, одновременно учась в индустриальном техникуме.

Позже, уже в Москве, Розов поступает в училище при Театре революции, в класс блистательной Марии Бабановой: по окончании его становится актёром театра.

Он штудирует сцену, чтобы легко полились, пошли, возникли в реальности его пьесы: реалистические и пронизанные романтизмом, приподнятые, сколь бы ни была вещественно-материальной жизнь, какая в них показана.

«Удивление перед жизнью» – называется мемуарная книга Розова.

Она называется так оправданно: ибо то, что не покидало драматурга и актёра всегда – это именно хорошее, детски-наивное удивление перед мощью и разнообразием великолепной живой жизни.

Вороха счастливых встреч: драгоценные цветы общения, периоды счастья, наполненные театром, театром…

Розов пишет подробно, смачно, вкусно; ни одна деталь не должна быть упущена, ибо сколько их! и достойных пристального внимания.

Он восстанавливает атмосферу, духовный климат; он внимателен к деталям быта…

Книга его мемуаров… увлекательнее приключенческого романа.

Великая война…

Розов в 1941 вступает в ряды 8-й стрелковой дивизии народного ополчения Краснопресненского района города Москвы; позднее она преобразовывается в 8-ю стрелковую дивизию; в начале октября Розов тяжело ранен; после выписки из госпиталя он возглавляет фронтовую агитбригаду, одновременно заочно учась в Литературном институте.

Он проходит войну, обогащённый опытом порохового долга и солдатского, дегтярного труда; энергия его неуёмна и благотворна – он организовывает в Алма-Ате Театр юного зрителя.

«В добрый час!» – звучит весенней музыкой надежды: возможно – самая известная из 20 пьес Розова, хотя сложно точно определить.

Именно краски надежды и оптимизма окрашивают пьесу, и тяжёлые конфликты, что завязываются внутри её, словно свидетельствуют о необходимости во внутреннем, душевном устройстве человека алмазного стержня нравственности.

Без него – гниль завладеет душой, и будет, распространяясь, душить всё человеческое – как произойдёт с сынком академика, поначалу казавшимся таким добрым и милым…

Компания молодёжи чудесна.

Хочется ли в то время?

Оно лишено тотального эгоизма, в нём не строится жизнь по правилам предельного прагматизма, и деньги не играют особой роли.

Дружба и любовь, верность и преданность, готовность помогать и жертвовать собой…

Замечательные альфы того мира.

Розов возвращается в Москву, работает в Театре при Центральном доме культуры железнодорожников (ЦДКЖ) в качестве актёра и режиссёра.

Он органично совмещает театральные ипостаси, глубже и глубже постигая возможности профессии.

Ведь актёрство – не забава: превращённое в таковую, оно теряет смысл.

Актёрство – возможность заразить зрителя световым началом, заставить его по-другому взглянуть на жизнь, донести заветное, драгоценное до людских сердец.

Тогда актёрство окружает своеобразная аура качества…

Розов хорошо понимает это, продолжая центральные конфликты своих пьес строить вокруг нравственного выбора.

О! человек вынужден совершать его каждодневно, если не ежечасно, и, оступившись, рискует пойти лестницей подмен, получая расчеловечивание в самом себе.

Анатолий Эфрос – один из ярчайших режиссёров того времени, отличавшийся неповторимым видением сцены и органичным подходом к постановке спектакля, – находит в Розове своего драматурга.

Совместное творчество результативно: Эфрос ставит «В добрый час!», «В поисках радости», «В день свадьбы» и «Перед ужином» – и спектакли упруго играют молодостью, хорошим задором, современной свежестью, вызывая волны зрительского интереса.

Не только Анатолий Эфрос…

Олег Ефремов – легендарный ещё при жизни, создатель собственного блестящего театра, – находит в Розове творческого единомышленника.

Именно пьесой Виктора Розова «Вечно живые» открывается история «Современника», созданного Ефремовым…

Розов написал шесть киносценариев.

Самым известным фильмом, поставленным по пьесе драматурга, стали «Летят журавли»…

О! они летят сквозь души: суммою событий, столь же трагичных, сколь и возвеличивающих внутреннюю суть персонажей; они летят и сейчас, призывая к добру и нежности, к отказу от бессмысленного потребления и ядовитого эгоизма; они показывают героев страдающих и любящих, но никогда не отказывающихся от драгоценной сути, сокрытой в их душах.

Пьесы Розова и фильмы, поставленные по его сценариям, помогали душевного росту – движению по световой вертикали.

В «Современнике» успешно шли пьесы драматурга: «В поисках радости», «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «С вечера до полудня».

Жизнь интересовала Розова во всех проявлениях: он преподаёт, он совмещает разные варианты деятельности.

Красивое увлечение – филателия…

Марки, пестрые бумажные послания из прошлого, равно свидетельствующие о настоящем, представляют весь мир, разные его регионы, организуя своеобразно географию и историю в альбомах.

Розов был серьёзным филателистом.

Возможно, это увлечение помогало несколько отвлечься от постоянного труда, сменить бурную жизнь сцены на специфическую марочную тишину.

…Пока яркие персонажи Розова продолжали держать ежедневный экзамен на честность и стойкость, порядочность и правдивость…

Он прожил долгую жизнь – Виктор Розов: и наполнение её столь ярко, что время не вправе наводить тусклый вариант равнодушия на его труды.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #34229 08.09.2023 в 09:03

Да, были люди в наше время!