РЕЦЕНЗИЯ / Елена РУСАНОВА. ПОЛЁТ НАД БЕЗДНОЙ. О прозе Анастасии Черновой
Елена РУСАНОВА

Елена РУСАНОВА. ПОЛЁТ НАД БЕЗДНОЙ. О прозе Анастасии Черновой

 

Елена РУСАНОВА

ПОЛЁТ НАД БЕЗДНОЙ

О прозе Анастасии Черновой

Не так давно в рамках программы «Молодые писатели России» вышла книга Анастасии Черновой «Ветер с пыльных дорог». Автор её видится мне экскурсоводом по городу сегодняшнего дня. Тонко прописанные портреты современников, картины внутренней жизни героев – любви, страдания, осознания – предстают нашему взору. Чтобы встряхнуть, взять за душу взрослого читателя, в действительности не нужны спецэффекты: достаточно спокойного и в то же время глубокого и хорошо выполненного психологического рисунка. Думается, что у Анастасии Черновой это получилось. Никаких порочных страстей определенно не подкармливает автор, но ненавязчиво и уверенно ведет читателя к сопереживанию и размышлению.

Книга эта о духе времени и о любви, о катастрофической неспособности любить кого-либо и что-либо, кроме себя самого и своего собственного.

Название книги «Ветер с пыльных дорог» расшифровывается в одноименном рассказе. Младший брат Вадима Пётр приезжает к нему и его супруге Ольге в родительскую квартиру с будущей женой на несколько дней и сразу же обжигается холодом встречи… Через день гости уехали. Хозяйка вычищала квартиру после ухода гостей, «а в воздухе, между стенами, всё ещё висел неясный беспокойный запах росистых утренних полей, пыльных дорог, цветущих кувшинками прудов». Не будет этого запаха – и останется, кажется, только холодный пустой склеп…

Мария Васильевна из рассказа «Когда затухают фонари» наконец дождалась конца света.  Об этом она с ужасом спешит сообщить молодой соседке Наталье. Портрет старушки потрясающе реалистичен. Мы видим не столько возрастные изменения психики одинокой героини, сколько упрощенное понимание конца человеческой истории. Как и в других произведениях, автор гармонично сочетает трагическое и комическое, порой так же гармонично выходя за пределы реальности. И во всех ситуациях, в череде милых странностей героини просматривается одна основная её «странность» – думать, прежде всего беспокоиться о благополучии других, будь то люди или животные.

 В лирическом рассказе «Тёмные волны, белый пароход» Алина прощается с детством, уезжает в большой город на учёбу, подальше от посёлка, погибшей деревни, всего привычного и мёртвого. От пустоты, которой пронизано обывательское бытие, не отмеченное чем-либо высоким и стоящим… Мечтая о неизведанной жизни, о новом городе, новых домах, девушка переживает сладость и страх и при этом пытается понять, отчего так происходит, почему погибла деревня, почему люди довольствуются лишь внешними обретёнными в жизни удобствами. Эти вопросы остаются открытыми. Алина пока не может на них ответить, и автор переадресовывает их читателю.

Рассказ «Пустые окна» написан от первого лица. Герой – редкий образчик демонического высокомерия, самовлюбленности и душевной глухоты – остается один на один со своим человеконенавистничеством, пытаясь сочинить хоть пару живых слов, чтобы вернуть близкого человека…

После прочтения рассказа «Не уходи!», персонажи полотен Иеронима Босха видятся уже не самыми отвратительными… Нежелание и неумение слышать и понимать, чувствовать близкого – настолько страшное явление, оно равносильно постоянно совершающемуся, непрекращающемуся убийству. Глухота даже к умирающему человеку… Кажется, что любовь под этим небом иссякла до предела.

Но реалистичность автора призвана не пугать, а пробуждать читателя. Анастасия Чернова видит свет, дарит своим героям надежду.

Как известно, сегодня материалы по психологии пользуются большей популярностью, чем художественные тексты, спрос на них велик. Это не всегда плохо: стало быть, душа наших современников не умерла, она в поиске. А книга «Ветер с пыльных дорог» интересна как раз тем, что автор обращается к животрепещущим проблемам внутренней жизни человека. Ищущим душам она будет интересна.

Удушающие прагматизм и себялюбие, неумение достойно строить отношения, по-человечески общаться, страх и равнодушие, потеря в мужчинах чувства ответственности, а в женщинах сердечности – вот характерные черты мира, в котором нелегко прокладывать свой путь, а порой даже дышать, молодым людям, нашим современникам. Ледник наступает.  И это в человеческих сердцах…

Может быть, не совсем кстати, но так хочется вспомнить название одной из книг Ремарка – «Скажи мне, что ты меня любишь…». В условиях всеобщего отчуждения оно звучит как заклинание, как единственный выход – шаг навстречу…

«Подобная перу над бездной», «острая», коварная роза – таким образом завершается один из новых, не вошедших в книгу рассказов автора «Чёрная роза».  Именно «над бездной» – это то положение, в котором оказались герои рассказа, так же, как и многие наши современники. Это бездна принимающего апокалиптические признаки уклада жизни, при котором люди значительную часть времени проводят в пространстве всемирной паутины, как профессор Андрей Петрович Кратов – преподающий из своего домашнего кабинета философию невидимым студентам, его внучка Олисава – слушательница дистанционных лекций Гуманитарного университета, и супруга Оксана Львовна – ведущая онлайн-тренингов.

Чёрная роза – это траурный цветок, напоминающий о тленности бытия. Когда-то земное бытие наше кончается, и так невыносимо жаль, если наполнено оно не теплом и светом для других (а значит – и для себя), а холодом, суетой и непониманием. В воздухе рассказа витает несостоявшаяся любовь, несостоявшаяся жизнь главного героя, его супруги. Действительно, неужели этот «полёт в межгалактическом пространстве» можно назвать жизнью? И не случайно постепенно исчезающие с экрана аватарки слушателей лекции профессора автор «Чёрной розы» сравнивает с мыльными пузырями.

Ещё одно пронзительное произведение о несостоявшейся судьбе, потерянной любви – «Иван да Марья». Здесь читатель встречается со стихией распада и хаоса, в которой оказался с юных лет главный герой рассказа. Иван да Марья – два этих имени рядом символизируют цельность человеческой супружеской жизни как явления, неделимую симфонию. Так всем известное растение иван-да-марья являет собой гармоничное сочетание цветов двух резко различаемых окрасок и считается символом верности. Но противная природе жизнь юноши с другой «избранницей» разрушает его душу, раз и навсегда отрезает ему путь к прекрасному, цельному и счастливому бытию, к своей настоящей и единственной в жизни встрече.

Цикл «Вологодские рассказы» на свой лад интересен и начинается историями, в центре которых самое уязвимое – поросль человеческая, дети. Жестока к детям судьба, жестоки порой люди, а вот скромные подвижники благочестия, живущие по духу, а не по плоти, оказываются их спасителями и защитниками. Лесной старичок Максимушка утешает заблудившуюся в пути, только что осиротевшую девочку тем, что маме её хорошо теперь на Небе. А Николаюшка, живущий в Тотьме, обличает пришедшую к нему за советом блудницу, но не в блуде, а в более тяжком грехе – загубленных ею невинных младенцах. «То лягушатки, все детки твои, – говорит старец, – смотри, как много. Хорошие! Ты думала – убила, и нет их. А они вот – живы». 

Как светлый акварельный этюд с грустным подтекстом – рассказ автора «Тотемский ликёр». В нём можно усмотреть два плана, и каждый из них печалит по-своему.

Встреча с последней обитательницей деревни – Натальей Григорьевной, поджидающей воскресения мёртвых, в рассказе «Художница» просто потрясает. Она не согласна с тем, что её называют последним жителем деревни: «Почему ж последний?». И возражает: «А что дома нежилые, это вы зря. Обратно поедете, оглянитесь». Хочется, чтобы и читатель смог оглянуться и в кромешной тьме пустой деревни увидеть, «как дальние избы озаряются точечным светом. Бисерные волны, золотой потоп. Всё больше и больше сияют оконца…». Всем нашим погибшим деревням – ратникам и хранителям русской души – вечная память…

Истории любви и судьбы… такие драматичные и такие разные, и несть им числа в этом несовершенном мире – вот что прошло светлым лучом сквозь внимательную и сопереживающую душу автора. И на всех страницах чувствуется его осторожное присутствие: удивительно живо написаны внутренние ощущения героев – так, что ты невольно начинаешь испытывать и замечать состояния, на которые сам, возможно, никогда не обратил бы внимания. Но погружение в этот мир требует несуетного чтения.

Некоторые рассказы можно соединить, и это будет дневник одной взрослеющей души – дневник открытия мира, его красоты и трагизма, философские размышления о смерти, которая превращает целую Вселенную в одно воспоминание, в простую фотографию на ладони.

Автор пишет о леденящих душу реалиях наших дней, об арктическом, если можно так выразиться, одиночестве, о космическом холоде внутри человеческого сообщества, но с большим теплом и любовью ко всему окружающему.

 

Комментарии

Комментарий #34250 09.09.2023 в 19:32

Спасибо! Интересные размышления. И свидетельство того, что современную прозу читают. Значит - будут думать и сопереживать.