РЕЦЕНЗИЯ / Андрей ПЕТРОВ. «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА» НАШЕГО ВРЕМЕНИ. «Арматура» Антона Шушарина
Андрей ПЕТРОВ

Андрей ПЕТРОВ. «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА» НАШЕГО ВРЕМЕНИ. «Арматура» Антона Шушарина

 

Андрей ПЕТРОВ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА» НАШЕГО ВРЕМЕНИ

«Арматура» Антона Шушарина

 

Заголовочное слово «Арматура» появляется уже на первой странице новой книги Антона Шушарина, правда, совсем не в том смысле, который заложен в названии («Тогда Лёха переложил короткий прут рифлёной арматуры в правую руку, а левой потащил заморыша за угол»). Заглавный смысл мелькнет в романе («Банда старших пацанов была, как кусок стальной арматуры – не сломать, не согнуть»), но в полной мере прояснится в самом финале, где с чувством, с толком, с расстановкой будет разъяснена вынесенная в название метафора: «– Арматура – это такие стальные пруты, которые нужны для каркаса. Он же берет на себя нагрузку и делает прочнее бетонные конструкции». И сразу всё встанет на свои места. Действительно, арматура – это каркас, стержень, основание, и не важно, идет речь о бетоне или о человеческом коллективе. Прочный надежный каркас заложен в основе системы, которая утвердилась в воспитательной колонии для несовершеннолетних, где развивается действие романа, заметим сразу: не в простой колонии – образцовой. И выстраивалась эта система годами на взаимовыгодной основе, а потому не так-то просто её взять и сломать, как бы ни пытались это сделать её противники.

Противопоставлены в книге «чёрные» и «красные» колонии (здесь без жаргона не обойтись): «”Красная” колония – это когда командует администрация, и все слушаются, а “чёрная” – когда власть в руках осуждённых». А по сути противопоставлены пресловутый воровской закон, основанный на блатной иерархии, и закон целесообразности, который зиждется не иначе как на здравом смысле: «У нас нет криминальной субкультуры. Тут все равны. Без каст и привилегий. Все как один трудятся и ценят человека только за его поступки, силу характера, трудолюбие и талант!».

Книга «Арматура» – это ещё и представление в художественной форме действенного педагогического метода, причём, изложенного из первых уст. Автор сам в своей ежедневной деятельности этот самый метод успешно реализует. Он искренне заинтересован в том, чтоб его воспитанники встали на путь исправления и больше не попадали за решётку. Он стремится всячески предостеречь от неверного шага тех, кто может оступиться. Заслуживает уважения гражданская позиция писателя, его глубокая убежденность в том, что не бывает безвыходных ситуаций, всё и всегда можно преодолеть, если серьёзно с этим поработать.

Писатель специального назначения, как Антон Шушарин сам себя не без гордости, но без бахвальства называет, в этой книге уверенно и целенаправленно продолжает то, что начал в предыдущей. Автобиографический герой повести «Щенки» – майор Михаил Александрович Беляев, начальник отряда воспитательной колонии, становится центральным персонажем и романа «Арматура», действие которого развивается всё в той же колонии. Центральным, но не главным, точнее не единственным главным.

Важно, что здесь подробно прослеживаются судьбы нескольких воспитанников колонии, составляющих ту самую «арматуру», ну или не захотевших/не сумевших её составить. Создаются цельные, глубокие, правдивые образы подростков: Даниила Богдановича, Алексея Зыкова, Кирилла Мамонтова, Никиты Мезина, Артема Адера, Александра Жданова. Читателям предоставляется возможность проследить эволюцию их взглядов, этапы формирования их характеров. Вот, например, образчики размышлений героев до того, как они попали в образцовую колонию: «Лёха приуныл. Какой-то банальной показалась ему собственная жизнь. Семнадцать лет на земле, а в сущности, ничего интересного. Семья обычная, друзья скучные, школа, двор. Ладно, хоть в колонию попал»; «…он уже будет в колонии общего режима двигаться с серьёзными людьми фартовой воровской дорожкой». А вот умозаключение персонажа, осознавшего целесообразность и разумность сложившейся в колонии системы: «для Мезина открылся неведомый мир человеческих отношений, где слова бьют, как разрывные пули, где за вторым дном следует третье, где победа – это власть над умами».

Вовсе не значит, что воспитательный процесс проходит гладко, без эксцессов и у всех всё легко получается, героям приходится преодолевать серьёзные испытания, переживать потрясения, совершать ошибки, набивать шишки. Отношения между персонажами складываются порой жёстко, если не жестоко, ведь не в детском саду происходит действие, однако позитивный настрой преобладает и приносит благодатные плоды.

Одна из глав так и называется «Позитивный коллектив майора Беляева», в ней доступно излагаются основы педагогического метода главного героя: «Это значит, что каждый в отряде является товарищем и другом каждому, по крайней мере, старается таким быть. Это нужно для баланса, чтобы умный помогал менее умному, сильный – менее сильному. Чтобы никто не стал в коллективе изгоем, чтобы мысли и мечты у всех находились примерно в одном русле».

Образ майора Беляева получился притягательным и основательным – не искусственным, не плакатным, а живым и колоритным. Мы узнаём, как к нему относятся коллеги и воспитанники: по-разному, скажем сразу, относятся. Вот, например, почему его называют Царем: «Потому что к хозяйству своему подходит как хозяин. Всю обстановку в руках держит. Правит, можно так сказать, отрядом. Заботится о благополучии каждого. А воспитанники его уважают и слушаются, как своего государя». Мы имеем возможность послушать его нравоучительные лекции, с которыми он еженедельно выступает перед отрядом, вот небольшой фрагмент: «– Быть мужчиной, значит отвечать за слова и поступки, нести ответственность за близких, быть надёжным во всех смыслах. Надёжным товарищем, сыном, мужем. Мужчина – это воин, он должен обладать стойкостью, чтобы держать удар, и решимостью, чтобы, не сомневаясь, принимать решения».

Вместе с майором Беляевым читатели распутывают клубок коварного заговора, разрабатывают стратегию и тактику пресечения преступных действий, выстраивают психологию взаимоотношений со своими помощниками из среды воспитанников. А это, безусловно, увлекательно. К тому же Беляев не одинок в своей принципиальности, у него есть немало союзников во главе с начальником колонии, гордящимся тем, что у них активно внедряется метод «зелёного карандаша»: «– В учебных заведениях, как правило, принято указывать на ошибки и недостатки, – сказал начальник колонии. – Все вы помните, как учителя подчёркивали ошибки и ставили двойки красной ручкой. Наша методика заключается в том, чтобы подчёркивать “зелёной ручкой” успехи, достоинства, достижения воспитанников. Ребята на глазах исправляются, стараясь получить похвалу. Да и на сотрудников поощрения действуют лучше, чем взыскания, жаль, не все это понимают…».  

Книга написана психологично и логично, выразительно и убедительно. Писатель создает напряжённый сюжет, развивает захватывающую интригу, чтоб поддерживать читательский интерес, однако всё-таки подспудно продвигает важные педагогические идеи, большое внимание уделяет воспитательным моментам – нелобово, опосредованно. В этом плане книга Антона Шушарина сродни произведениям великого педагога-писателя Антона Макаренко, перекличка имен представляется знаковой. Можно даже сказать: «Арматура» – это «Педагогическая поэма» наших дней, как бы пафосно это ни прозвучало. В конце концов, почему бы этой образцовой колонии не стать настоящим образцом для других подобных заведений.

Нужно отметить, этот роман в большой степени литературоцентричен, здесь упоминаются, описываются многие книги, эффективно используемые в педагогическом процессе, многие герои романа активно читают, осмысливают прочитанное, развиваются на основе осмысленного.

Прослеживается тесная связь романа «Арматура» с другими книгами Антона Шушарина, здесь продолжаются и развиваются идеи и темы предыдущих произведений писателя («Щенки», «Гениальный ребенок», «Притвор», «Свидание», «Правила внутреннего распорядка»), можно даже сказать, они укрупняются и подытоживаются.

На обложке книги – небо и птицы, одна из птиц в полёте, другие провожают её взглядом. А ещё здесь помещена очень точная аннотация, призванная привлечь внимание потенциальных читателей: «Как найти опору, когда земля уходит из-под ног, а тебе всего/уже семнадцать».

г.Архангельск

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #34270 16.09.2023 в 10:15

Заинтриговали. Надо забраться в интернет и отыскать эту книгу.