РЕЦЕНЗИЯ / Анатолий САЗЫКИН. «СИЛА БОЖЬЯ СОКРЫТА В ПОЭТЕ…». О новом сборнике стихов Александра Раевского
Анатолий САЗЫКИН

Анатолий САЗЫКИН. «СИЛА БОЖЬЯ СОКРЫТА В ПОЭТЕ…». О новом сборнике стихов Александра Раевского

 

Анатолий САЗЫКИН

«СИЛА БОЖЬЯ СОКРЫТА В ПОЭТЕ…»

О новом сборнике стихов Александра Раевского

 

При подведении итогов регионального конкурса профессиональных писателей (проводится в Кузбассе раз в два года) за период с 2021 по 2022 годы лучшей книгой признан новый сборник стихотворений Александра Раевского «Золотой жук».

Этот сборник был издан в Кемерове в декабре 2021 года, в нём опубликованы стихи разных лет, но абсолютное большинство стихотворений сборника – новые, ранее не публиковавшиеся. Решением авторитетного жюри автору присуждено звание «Лауреат Литературной премии года в номинации «Поэзия»». Награждение состоялось в самый канун 2023 года на торжественной церемонии в Кузбасском центре искусств.

 

Ещё в одном из самых первых отзывов на творчество Александра Раевского профессор Анатолий Георгиевич Балакай отметил, что важнейшая отличительная черта стихотворений этого автора – их русская корневая система, основанная на фольклоре, традиция русской литературной классики и пронизанность русским национальным началом.

И во всём дальнейшем творчестве поэта, о некоторых сторонах которого мне уже приходилось писать, ведущими являются такие мотивы: прекрасное чувствование родной природы и связи её  с внутренним миром человека; глубокие, подчас тревожные и горькие раздумья о нашей Родине – России, и её судьбе; о предназначении и ответственности поэта; и, естественно, о любви как основе человеческих взаимоотношений, самом радостном и ярком чувстве, переживаемом человеком.

Совершенно очевидно, что основной темой нового сборника станут раздумья о судьбе России, нашей великой и суровой Родины. И раздумья эти едва ли могли быть безоблачно-пафосными, парадными. Вопреки моде, установившейся в либеральных верхах в столице и поближе к ней, на сплошное очернение нашей истории и даже иногда на желание её по-своему переписать – здесь, «во глубине России», местный автор говорит о своём чувстве и к Родине, и к родному городу по-своему: без ложного пафоса и без очернительства. И к голосу его, во всяком случае, нам, землякам, стоит прислушаться.

Сложно откликаться на события современной жизни в стихах, потому что поэзия – не публицистика. Это в публицистике можно говорить логично и аргументировано, выделять главное и второстепенное, делая выводы. В поэзии всё – через субъективное восприятие поэта и в художественно образной форме.

Стихотворения, выражающие эту тему, разноплановые: и с определённым лирическим сюжетом, как «Голуби», «Металлургический завод», «Удушье» и другие; и тяготеющие к социально-нравственному обобщению и оценке, как «Перед концом света», «Огляделся – иная среда», «Одиночество», «Тихо от мороза. И душа глуха»; и откровенно сатирические, как «Видел я, как в моём захолустье»...

Хороши стихотворные миниатюры, выстраданные не только поэтом, а и всем народом, и глубоко продуманные, как «Май 1945 года», «Судьба России» и особенно вот эта:

                                          Эх, тройка! Птица тройка…
                                                                             Н.В. Гоголь

Русь-тройка полями летела, неслась.

А в бричке холёная тушка тряслась

И круглое личико –

Чичиков.

Русь-тройка поныне по свету летит,

А кто в ней, друг дружку пихая, сидит?

Побей их родимцем! –

Всё те ж проходимцы.

Как говорится, без комментариев…

Самое значимое событие в нашей новейшей истории – это водворение в России капитализма, да ещё не традиционного, а с российским уклоном. Событие это имеет для страны и народа тяжкие последствия – социальные, нравственные и культурные.

О приходе капитализма в сборнике сказано гораздо полнее, сильно и точно. Центральным в этой теме является стихотворение «Оглянулся – иная среда…».

Вот поэтический диагноз современной ситуации:

…В том, что рынок – зазорного нет,

И делишки у многих неплохи.

Грустно то, что художник, поэт

В прейскуранте записаны в лохи.

-------------------------------------------

…Взбизнесился несчастный народ! –

Не до скрипок да литературы.

С потепленьем глобальным грядёт

Ледниковый период культуры.

-------------------------------------------

…Мир потонет в деньгах и во лжи…

Какое точное и ёмкое авторское слово «взбизнесился»! То есть, взбесился через бизнес.

Великолепно откликнулся поэт на социально-нравственную обстановку в стране, создав метафорическое олицетворение образа-символа сегодняшнего благополучия – автомобиля:

Видел я, как в моём захолустье

Тормознув, где ромашек побеги,

Гладкий хам –
                           джип залётный «Land Cruiser»

Дико ржал над скелетом телеги.

Ну, дурак! Невдомёк, что на тризне,

Что хозяин его духом нищий,

Что он сам, перепроданный трижды,

Проржавеет от крыши до днища.

Что потом средь железного хлама

Вверх колёсами будет валяться,

И над ним молодёжь – автохамы

Будут так же глумливо смеяться.

Завершить характеристику этой темы в сборнике можно стихотворением в любимом автором и очень эффективном жанре миниатюры.

Миниатюра эта и иронична, и точна, и где-то даже страшновата:

О! Сколько было б охов, ахов,

Народ простой как был бы рад,

Когда бы яхты олигархов

Поставить в строй, как на парад...

Как на парад, а не для боя,

Собрать на рейде наших вод.

Вот был бы вид! Они собою

Затмили б весь российский флот.

Общественная позиция автора в стихотворениях сборника выражена совершенно определённо: в ней и тревога, и боль, и надежда на вечные устои народной жизни, и готовность их защищать.  Единственное светлое пятно, позволяющее помнить о былом величии и славе, – это память о победе в Великой Отечественной войне. Дань этой памяти в сборнике – стихотворение «Май 1945-го». Оно лишено всякого пафоса, только констатирует факты, великие сами по себе.

Всё!.. Кто выжил, те в свой дом

Придут не похоронками.

Твердь усеяна кругом

Гильзами, воронками…

 

Мир настал – сойти с ума!..

Что ж, начнём жить заново!

…Дым. Рейхстаг. Цветущий май,

«Валенки» Руслановой.

 

Реет выше синевы

Знамя то – нетленное!

И бредут по мостовым

Те – военнопленные…

 

Вновь Европе на года

Не тлеть на наковаленке;

Победили – как всегда! –

Ватники и валенки.

Сама по себе тема живой природы очень традиционна для русской литературы, как органично и традиционно для русской души стремление постигать и выражать себя через параллелизм состояний души и природы. Александр Раевский в этой теме, не гонясь за оригинальностью, стремится к точности выражения внутреннего чувства и его насыщенности.

Одно из таких стихотворений хотя и названо «Фотограф июня», но это не фотография, это живая картина:

В цветном объективе лукавого лета

Так много вмещается звуков и света:

Кукушкина роща,
                                   просёлок, прохлада,

Ленивая россыпь далёкого стада…

…Ромашки навстречу, как царские деньги,

И ласточки воздух собой засорили,

И звону бездонному рады-раденьки

Антенны мелькнувшей вдали деревеньки…

Простой куст ивы в стихотворении «Девичий куст»:

Он знает всё: куда уходит ветер,

О чём молчат полночные цветы,

И кто есть мы на этом самом свете,

И в чём секрет добра и красоты.

Философ юный! В долгий час заката

Стоит себе в сиреневом дыму…

По тихим росам, по траве не мятой

Придёт однажды девушка к нему.

Она придёт, она придёт, я знаю

И верю, потому что сам люблю.

Веди, судьба, веди меня до края…

А за черту я сам переступлю.

В стихотворениях «В зрачках детства» и «Где была деревня» он вспоминает и видит то, что всегда было дорого и любимо.

Лето. Облака в платке.

Деревенька вдалеке.

…Там пригорок, там лощина,

Там в район пылит машина.

…Там Макар пасёт телят…

Сверху – тёплый синий взгляд.

Сон стеклянный на реке.

Стрекоза на поплавке.

----------------------------

Где была деревня,

Тихо всё и ровно!

Лишь стоит ветла –

Как торчком воткнутая,

Серая и гнутая,

Голая метла.

-----------------------------

Опущусь устало

На кирпичик старый,

Белый, как я сам.

Под ветлой уснувшей

Дальнего, минувшего

Слышу голоса.

Тема деревни для Александра Раевского органична и незабываема. И выражается она, с одной стороны, совершенно элегически, а с другой – он хорошо знает её современные проблемы.

В современной деревне, куда приходит лирический герой поэта, иные картины и другая встреча (стихотворение «Зов»):

За селом стоит серый столб, как крест,

Проводов уж нет, а он всё гудит.

-------------------------------------------

Я свою тоску привяжу к столбу,

Отряхну с души мглу дорожную.

Сразу в первую постучу избу –

Встретят молча и настороженно.

А после настороженного разговора:

…С болью понял я, здесь своих проблем

Выше крыши той, прохудившейся…

А каков диагноз ещё одной острейшей современной проблемы – демографической:

Лежит деревня… верится с трудом:

В три раза меньше ближнего погоста.

А это был естественный роддом,

Гарант демографического роста.

А логика безумия проста:

В угоду бесам, на душу нечистым,

Идёт богатых недрами пространств

От населенья «лишнего» зачистка.

Не обо всех этих деревенских проблемах прочитаешь в сборнике, но я уже говорил о том, что поэзия не публицистика. Все мы знаем, что для деревни куда острее, чем для города, стала проблема «оптимизации» образования и здравоохранения. Город переболеет и как-то преодолеет, а «оптимизируйте», то есть закройте в деревне школу и больницу? Это значит уничтожить деревню. Уничтожение деревни обостряет важнейшую для страны и демографическую проблему. Поэт уже называл деревню «гарантом демографического роста». Кто спорит, в городе тоже рожают, но в городе куда больше желающих, как говорят сегодня, «пожить для себя», не обременяя себя детьми.

В этой теме ещё одно хорошо сделано. Эпиграфом к стихотворению «Прозрачно в лесу и прохладно» автор взял строки Некрасова: «Только не сжата полоска одна / Грустную думу наводит она…».

У Некрасова «пахарь не по силам работу затеял» и умирает от болезни и непосильного труда.

В стихотворении Раевского:

Комбайна овсы не дождутся.

А сгинут печально под снегом,

потому что

…фермер не болен, не помер, –

С налоговой вышел – и запил.

Тема природы, что и естественно для русского сибирского поэта, присутствует во многих стихотворениях сборника. «Пейзажей ради пейзажей» в книжке, конечно, нет, а все картины природы, согласно русской литературной традиции, даны в соответствии с состоянием человеческой души. Выделить стоит стихотворения с интересными метафорами и метафорическими олицетворениями. Так, в стихотворении «В глухом краю, среди тиши деревьев» на лесной, скрытой от людей поляне, цветы…

Из года в год горят на зорьке ясной,

Искрят росой и капают в траву…

И жалко мне, что облетят напрасно.

И радостно, что те цветы не рвут.

 

Чисты в своём стремленьи к совершенству,

Они растут и светятся из тьмы,

Не тщась достичь над кем-то верховенства,

Не то, что мы.
                              Увы, не то, что мы…

В стихотворении «Глухие дебри. Луч прощальный…» – по болотам и лесному бездорожью…

…одинока и печальна,

людьми забыта, бродит совесть.

---------------------------------------------

…Стремясь к богатству и успеху,

Её, как дряхлую служанку

И как досадную помеху,

Прогнали прочь... А ей всех жалко.

А вот как в стихотворении «Очевидное – невероятное» изображён хозяин лесов русских, герой многочисленных сказок – медведь. В лесу густом, где

…пичуги и жуки,

Грибы, цветы – все добрые соседи…

…на пне

Медведь губастый собственной персоной!

Сидит себе и ласково урчит...

Как барин в шубе, хлопнувший рюмашку,

Сперва, балдея, щепкой побренчит,

Потом, кайфуя, нюхает ромашку...

То есть, диапазон в картинах природы широкий.

Ещё хочется обозначить две темы, пусть не главные, но интересные и значимые для содержания сборника.

Первая – без которой лирики вообще не бывает. Это любовь. Стихотворений этих не много: «Храм любви», «Во ржи» и «Неуклюжее подражание песенному народному творчеству». Не зря автор в названии стихотворения упомянул песенное народное творчество. Все три стихотворения в этом ключе и написаны. Они очень чувственные и очень целомудренные, без натурализма и пошлятины. Во всех трёх «храм любви» – это храм природы. Действие в лесу и во ржи.

В этом «храме» «стены – из листвы», «вместо крыши – звёздный дождь / с месячком впридачу».

…Там два крестика сошлись.

и крест-накрест губы.

…И славянский Купидон сам держал им свечку.

А в «Неуклюжем подражании...» двое пошли в лес. Она – по ягоды, он – «берёзоньку срубити».

…Так мы шли, так мы шли, под берёзкой сели.

Он мне что-то показал – ноженьки сомлели.

…Дотемна от всех людей прятал нас лесочек.

Потерял, потерял Митя топорочек.

---------------------------------------------

С той поры каждый день
                                                    ходим туда… ищем.

Есть у Александра Раевского ещё одно стихотворение, не включённое в этот сборник, но включённое в три предыдущих, на мой взгляд, самое художественно совершенное из его стихотворений о любви – «Молодые».

– Ну, супруга, потчуй короля,

Я чертовски голоден сегодня!

Ради полновесного рубля

Не в бою потел, а на заводе.

Поросёнка с хреном не терплю,

Винный блеск меня не озадачит:

Если с Рейна – выплеснуть велю,

Если из Шампани, то тем паче!

Фруктов, куропаток не мечи,

Организм существенного хочет.

Покажи-ка, что там на печи?

Так приятно ноздри мне щекочет…

– Сударь мой, себя я не хвалю,

Подчиняюсь воле этикета,

Но скажу в угоду королю:

Снова суп с гороховым брикетом!..

…Хохоча, садились у стола, –

Как соприкасались их тела!

Эротического – ни слова, только намёк в последней строчке. В ней и вся суть. По композиции стиха это называется «пуант» – заключительная точка в стихе, которая вбирает в себя всю внутреннюю энергию и стиха, и этой ситуации, и её выражает. А задана энергия названием «Молодые» – это о возрасте лирических героев. Но в русском обиходе «молодые» – это только что поженившиеся, влюблённые, и таковыми будут на протяжении всего «медового месяца», а то и гораздо дольше.

Что происходит между влюблёнными, замечательно выразил Борис Пастернак в стихотворении «Зимняя ночь»: «Скрещенье рук, скрещенье ног – / Судьбы скрещенье…».

Раевский так же замечательно намекнул на это: «Хохоча садились у стола, – / Как соприкасались их тела!».

В стихе напряжённая лирическая ситуация: муж пришёл с работы голодный, ожидающая его жена тоже, и неважно, что у них «…снова суп с гороховым брикетом».

И ещё одна тема стихотворений сборника, о которой хочется сказать, она и традиционная для всякого настоящего русского поэта, и самая важная. Это тема раздумий о своей судьбе, об ответственности перед людьми, о творчестве. Она присутствует частями во многих произведениях, в некоторых – преобладает, и собрать её воедино непросто.

Осознанно, убеждённо, уверенно говорит Александр Раевский о назначении поэта в стихотворении-обращении «Дорогие поэты, витии»:

Сила божья сокрыта в поэте…

---------------------------------------------

…Размечтайтесь – и райская птица

Тихо сядет на кончик пера.

Вы прислушайтесь: музыка льётся,

Из глубинных высот исходя,

И в два зубчика звонко смеётся

На руках материнских дитя!

Мы приходим лишь раз, вы поймите,

Никого не виню, не учу,

Просто жизнь – это жизнь, а не митинг,

Просто сам я такого хочу.

Творчество для него – это возможность

…оторваться от грешной земли.

Хоть на время, но оторваться

От житейской сухой золы,

От проклятой цивилизации.    

И сомнения, усталость, разочарования никуда не делись, они живут в душе и в жизни поэта, и это совершенно закономерно. В таких стихотворениях, как «Ночь. Не пишется», «Потихоньку, видать, умираю» появляются настроения и строки совсем не оптимистичные, вроде таких:

Не бежит золотое перо,

Отчуждённо белеет тетрадь…

И даже:

Кто-то в чёрном неслышно возник,

Сел напротив и долго молчит…

И тому подобное…

Стихотворение «Стареющий двор» вообще как-то уж очень символически звучит:

Под худой порог схороню тетрадь,

А верхонки – в печь прокопчённую...

Сколько рви не рви, силы трать не трать,

Все равно бурьян прёт по-чёрному.

На земле душе нет пристанища,

Ведь не вечный я, лишь прохожий я…

Только как же здесь ты останешься,

Уголок ты мой, неухоженный?

Хорошее стихотворение.  К любому из нас, поживших, отнести можно…

 

Предлагаемый читателю сборник стихотворений без сомнения интересен, содержателен, написан хорошим русским языком. Он нам ещё раз напоминает, что «во глубине России» не просто «вековая тишина», а вполне интенсивная культурная жизнь.

И думаю, совершенно не случайно Раевский повторяет ранее публиковавшееся стихотворение «Позднее прозрение», посвящённое памяти замечательного русского поэта Юрия Кузнецова. Именно в этих строках он выражает свою позицию и своё лицо:

…О, шестая, седая часть суш!

На коленях прошу и молюсь:

Не откидывай грешную душу,

Может, в чём-то ещё пригожусь.

Жил погано, не думал о смерти –

Уж прости, если можешь, за всё,

Вдруг ещё окажусь тем, последним,

Кто в ладонях воды принесёт...

Пожелаем поэту ещё долгих творческих лет, силы и бодрости духа!

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии