Анатолий ОБЪЕДКОВ. «ГОРИ, НЕОПАЛИМЫЙ КРАСНОТАЛ!». О книге стихов Марианны Соломко
Анатолий ОБЪЕДКОВ
«ГОРИ, НЕОПАЛИМЫЙ КРАСНОТАЛ!»
О книге стихов Марианны Соломко
На литературно-музыкальном фестивале в Горках Новгородской области 17 июня 2023 года Марианна Соломко любезно подарила мне свою очередную красиво изданную книгу «Неопалимый краснотал», название которой звучит привлекательно и многообещающе. Книга издана в Санкт-Петербурге НППЛ «Родные просторы» приложением к журналу «Невский Альманах».
Сразу же скажу, что автор этой книги человек опытный, стихи её высоко оценивались в различных конкурсах.
Но моя цель – не писать вслепую хвалебный отзыв, а подойти трезво к тому, что написано, по-дружески, найти хорошее и, если что не так, то и указать на это, помочь автору взглянуть на себя со стороны. Марианна ещё молода, и она сможет прислушаться, понять, принять, сделать какие-то выводы. Может и не согласиться. Это её право. Она вполне зрелый автор.
Итак, начинаю со стихотворения «Шли долго. Потом ковыляли…» – написано с той силой, которая далеко не всем поэтам дана. Жёсткие, суровые строки, нет в них женского начала, а есть скупая реальность и турбулентная потрясающая образность:
Прошли ледяное горнило
И волчьи оскалы атак.
Убит под обстрелом Корнилов,
Расстрелян в Иркутске Колчак…
А какое окончание стихотворения! Вдумайтесь в то время, обратите внимание на точность и трагедийность тех событий, когда шла братоубийственная война:
Всё помнит, приникшая к взморью
Колючая Крыма щека,
Где братской наполнены кровью
Арбузы на солончаках.
Здесь поэзия и правда жизни сливаются воедино. Всё просто, нет ничего лишнего. Спокойно до предела, а пробирает чем-то глубоким и настоящим. Только нужно скинуть незримую пелену со своих глаз…
Я как-то не всегда придавал большого значения рифмам. Но в этом стихотворении они звучат свежо, я даже испытываю наслаждение, они органично вписываются в текст: взморью – кровью, где-то – Кутепов, ковыляли – ковылями, соль – сердоболь, горнило – Корнилов, степь – успеть.
Интересно, вдохновенно написано стихотворение «Был вечер по-мартовски маркий…», особенно впечатляют строки:
Мы шли фонарями метафор
На призрачный свет амплуа, –
Звучала волшебная арфа
В квартире А.Н.Бенуа.
Затем были звуки «Стенвея»,
И вот с переливами струн
Раскрылась портьеры камея –
Огромный явился мейн-кун…
Мейн-кун, я так понимаю, – аборигенная порода кошек Северной Америки. Стихотворение «Не пахнут улицы хлебами…» оживляет память о девятисотдневной блокаде Ленинграда, заставляет вспомнить то время, когда Мужество и Хлеб ценились превыше всего:
И пульс не слышен метронома,
Звучащий как великий гимн,
Тем, кто погиб в воронке дома,
Кто свой паёк отдал другим.
Победа! Прорвана Блокада.
Но плачут в небе журавли
О не вернувшихся когда-то,
За хлеб, не поднятый с земли.
Строки стиха призывают беречь Хлеб, который достаётся дорогой ценой, часто – ценою жизни.
Стихотворение о кукушке подкупает искренностью, свежим видением птичьего мира:
Кукушка в си-бемоль мажоре
Звучит на весь аэродром.
И что ей блеск консерваторий,
Аплодисментов бурный гром?
Природа – вот её профессор,
А ветка – музыкальный класс.
Нет мелодичнее подлеска,
Где птичий, радостный Парнас…
Так мог сказать конечно же только тот, который имеет музыкальное образование. Профессиональная терминология органично сливается с пением птицы, веет, как ни странно, уходящей весною и пробуждает светлое настроение.
Вспоминаются замечательные строчки Ивана Бунина:
Лес зелёный кругом, молодой и росистый.
А в лесу тишина, и среди тишины
Только голос кукушки. Вещун голосистый!
Отзовись, доживу ли до новой весны…
Стихотворение «Троеточие лета» я бы начал со слов: «Сверчков радиолы...»; мне кажется, что тогда текст получится более ёмким, освободится от многословия.
«Но жаль, что станет всё неправдой…» – в этих строках слышится грусть и раздумья о том, что всё со временем проходит, в том числе и человеческая жизнь, в первую очередь – родных и близких; что уйдут в небытие мелкие обиды и непонятные ссоры; а пока можно жить, радоваться и верить:
Звучат Чайковский и Свиридов –
С сестрой классический дуэт,
И нет на прошлое обиды,
И времени – как смерти – нет…
Само время – понятие относительное, оно для живущих на этой земле. А для вечности – его не существует.
Своеобразное стихотворение «Бутылка водки», где показана болезненная проблема тех, кто по тем или иным причинам прикладывается к горькому зелью:
И брошен крестик в рюмочку,
И поднят тост за дурочку…
Но не совсем верно, почти пародийно, звучит строка:
Из зарослей морковника…
Перед глазами встаёт после прочтения лишь ботва огородной моркови… Возможно, автор подразумевал «купырь лесной» – есть такое высокое симпатичное растение с белыми цветками. Если растереть его листочек в ладонях, то от рук пойдёт приятный запах моркови.
Не соглашусь я и с таким утверждением автора:
Православное русло
Современной Руси,
Словно в карцере узник,
В беспросветной грязи…
Да, церковь и вера были в гонении до Великой Отечественной войны, но в тяжёлые годы испытаний Сталин обратился к церкви лицом. Учредили орден святого Александра Невского, в 1943 году решается вопрос о восстановлении патриаршества, об открытии храмов, семинарий.
Возможно, не стоит так писать, понятно, с каким оттенком:
Изб
Ветхий архаизм.
Вона! –
Во углу – икона…
Слово «вона» не очень хорошо звучит по отношению к слову «икона».
Неплохое стихотворение «Кики-Мари», автор живописует словом, сливается душой с миром природы:
В тумане, что прохладно-млечен,
Ты мухоморовый платок
Накинь на зябнущие плечи,
На фортепьянный локоток…
Стихотворение «На Коневце» я бы начал со строчки «Здесь песчаные острые косы…». Двух последующих строф вполне достаточно, чтобы передать настроение, передать прочувствованное уединение, которое так иногда необходимо.
Хорошее начало у стихотворения:
Аист на стоге сена –
Ангел всея Руси,
Как часовой вселенной
На луговой оси…
Перекликается с гениальными строками Николая Рубцова:
И вокруг любви непобедимой
К сёлам, к соснам, к ягодам Руси
Жизнь моя вращается незримо,
Как земля вокруг своей оси…
Но вернёмся к автору, где далее есть строка «Входит в земной закат…», звучащая совсем не так, как начало стихотворения – об исчезновении самой земли. Я понимаю, что автор писал о вечернем закате солнца. Да и последнюю строку я бы заменил.
Вот такие у меня возникают мысли после прочтения книги. Хочется верить, что надежды автора на долгую жизнь её лучших стихотворений сбудутся:
Но есть такие певчие страницы,
Что дарят на бессмертие надежду.
Пиши и пой, покуда есть накал,
Гори неопалимый краснотал!