ПУБЛИЦИСТИКА / Александр АФАНАСЬЕВ. ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ. Долг платежом красен
Александр АФАНАСЬЕВ

Александр АФАНАСЬЕВ. ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ. Долг платежом красен

 

Александр АФАНАСЬЕВ   

ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ

Долг платежом красен

 

Посвящается моей покойной жене Светлане

 

В известном романе Эриха Марии Ремарка (1898-1970) «Жизнь взаймы» неизлечимая болезнь героини не мешает ей в отведённый краткий срок жизни полюбить, быть любимой и познать именно в любви смыл человеческой жизни. Это красивая история, своего рода гимн любви, в котором яркое пламенное чувство бросает вызов рутинной прозе жизни и превращает земную трагедию в райское блаженство. Тем самым создаётся ощущение всемогущества любви, перед которым даже неотвратимая смерть становится бессильной и отступает куда-то на задний план, уходя в тень, – поверженная и оскорблённая в своём устрашающем величии.

Не будет преувеличением утверждать, что западная литература родилась и расцвела именно из бутона любовного романа, вылившись, в конечном счёте, в целое романтическое направление, в котором жизнь, окрашенная в розовые тона всепобеждающей любви, предстаёт синонимом человеческого счастья. Но время шло, и на солнце любви начали появляться пятна, которых становилось всё больше и больше. Роман стал превращаться в драму, а драма – в трагедию. Оптимизм уступил место пессимизму, который в западной литературе (и в социуме тоже) вылился в нынешний триумф декаданса, означающий безвозвратные похороны любви.

Эта неуклонная деградация сильного человеческого чувства произошла, на мой взгляд, из-за того, что Запад роковым образом ошибся в выборе основного критерия в определении смысла человеческой жизни и личного счастья. Нет спору – любовь важна как для отдельного человека, так и для человечества в целом. Но одной любовью сыт и жив не будешь, так как для счастья и просто сносного существования человеку нужно ещё очень многое. То же самое можно сказать о неизменных спутницах любви – надежде и вере. Умирающая «последней» надежда подобна соломинке для утопающего. Вера же без дел «мертва» есть (Иаков. II, 20).  

Из этого «букета» счастливой жизни остаётся София, под которой с древнейших времён подразумевалась выстраданная опытность человека и умудрённость всего человечества. Сдержанный в оценках Владимир Даль воздал настоящую осанну мудрости, именуя её «премудростью, соединением истины и блага, высшей правдой, слиянием любви и истины, высшим состоянием умственного и нравственного совершенства». И тут же перечеркнул всё это, сведя, в качестве варианта, мудрость к «философии». Но именно так и произошло с мудростью в человеческом обществе, в котором древние мудрецы Конфуций, индийские риши (творцы вед и упанишад), греки Гераклит, Диоген и Сократ были подменены профессиональными философами и в итоге погребены в груде мудрёных терминов, искусственно изобретённых амбициозными интеллектуалами.

Отвергнутый ими «примитивный» народный здравый смысл изобрёл свою формулу человеческого счастья и смысла земной жизни. Она гласит – «долг платежом красен». Эти три слова только на первый взгляд кажутся простыми и меркантильными. Как всякая народная мудрость, они, подобно русской игрушке-матрёшке, имеют бесконечную смысловую глубину, многослойность и многогранность. Тот же Даль в «общий долг человека» вмещает долг Богу, долг гражданина и долг семьянина. Даль считает, что исполнением этих обязанностей человек признаёт себя «в долгу», как если бы он взял у кого-то взаймы деньги или вещи. От себя добавим – и саму жизнь и всё, что его (нас) окружает.

Начну с долга перед Богом. Даже если кто-то хочет подменить Бога Природой вообще и естеством человека в частности, то этот имярек должен признать, что при своём рождении он получил в дар не только драгоценность жизни, но и минимум/максимум средств для материального её обеспечения. И если этот индивидуум неглуп, он должен понимать, что этот дар он должен отработать. По крайней мере, тем и для того, чтобы даровать жизнь другим существам и оставить им в наследство эту самую природу и толику возможностей для сносного проживания. Этот житейский минимум образно обозначен практичными людьми в триединой задаче: построить дом, вырастить сына и посадить дерево.

Если же человек признаёт Бога как Творца мира и всех живых существ (а я отношу себя именно к этим людям), то его земной долг многократно возрастает. К дару жизни и природных ресурсов он должен присовокупить ещё дары собственной души и разума с их сложными связями не только с Творцом, но и с другими обладателями этой нематериальной субстанции. Это, в свою очередь, вводит человека в весьма тонкую духовную атмосферу с её ментально не сформулированными, но остро ощущаемыми законами совести, при нарушении которых человек терзается неискупимым чувством вины и неотвратимой кары.

Что касается долга человека как гражданина страны и государства, гарантирующих ему личную защиту и целую систему жизненно важных прав, то разумно предположить, что всё это, в свою очередь, налагает на него и соответствующую меру ответственности. Все разглагольствования либералов о «правах человека» без упоминания о гражданском долге не просто беспочвенны и лукавы, но вредоносны для общества и разрушительны для государства. Забывая о своём собственном гражданском долге, либералы тем самым фактически выводят сами себя за рамки страны и государства и, как следствие, должны быть лишены с их стороны защиты и положенных гражданину прав. Звучит сурово, но по разуму и совести так и должно быть.

Семейный долг – это вообще нечто святое, трепетное и бесконечно многогранное. Наши богачи пытаются оправдать свою алчность сугубо материально трактуемым «семейным долгом». Но это ложь и самообман. На самом деле олигархи (и не только они) откупаются от жён, детей и других близких родственников деньгами, машинами и квартирами, выкидывая их напрочь из своих душ и вычёркивая их из списка первостепенных дел и личной ответственности. Жёны заменяются продажными любовницами, а дети (в массе) губят себя всякого рода излишествами, включая алкоголь и наркотики, полностью лишённые родительской любви и живой человеческой участливости.

Подлинный семейный долг состоит в другом и исполняется совсем по-иному. Семья является не просто «ячейкой общества» или «личинкой» государства. Она представляет собой основу человечества и оплот человечности. Без государства в далёкой мудрой перспективе, по-видимому, всё же можно обойтись. Общество очень часто распадается само по себе. Даже народ под жёстким и безжалостным диктатом личности может быть превращён в прах и глину. (Это сейчас и происходит на Украине.) Но семья, как комплекс одухотворённой материальности и оматериаленной духовности, должна и будет исполнять свою Богом данную ей миссию до самой кончины человечества и человечности.

Французский философ-нравственник Жан Жак Руссо (1713-1778) представлял идеальное взаимодействие народа и государства как своего рода «общественный договор», согласно которому обе стороны имеют равные права и равную ответственность. Более того, он наделял народ дополнительным правом, предусматривающим революционное свержение властителя в случае нарушения им «заключённого» договора. Разумеется, это идеализм, но вовсе не «сентиментальный» как его квалифицировали советские идеологи. Руссо грешит донкихотством исключительно в силу того, что верит в возможность равноправия власти и народа. В реалии все подобные «договоры», как правило, навязывались народу сверху и давали преимущество властям.

Но идея оправданности сопротивления низов властям вплоть до насильственной смены политического режима вовсе не платонична, а наоборот вполне реалистична и жизненна. Исторически это было подтверждено целой цепочкой буржуазных революций, совершённых в странах Запада, и социалистической революцией в России в октябре 1917 года. Но в 1991 году Запад взял реванш и вверг нашу страну в пучину капитализма. Не устоял в своей коммунистической чистоте и Китай, предоставив, в рамках социализма «с китайской спецификой», простор буржуазным «элементам» в экономической сфере.

В итоге стало казаться, что весь современный мир обречён на погибель, накрываемый всё сметающей на своём пути волной вышедшего из берегов обезумевшего капитализма. Этот гигантский океанический «потоп» безграничной алчности и безудержного насилия уже готов был поглотить всю земную сушу с находящимися на ней живыми существами. По всему получалось, что фантазии польского писателя Станислава Лема (1921-2006) и советского кинорежиссёра Андрея Тарковского (1932-1986) относительно Соляриса становятся жуткой реальностью и что наша Земля неизбежно должна превратиться в маленький ретроградный островок человечности в космическом океане расчетливого, холодного и бесчувственного разума.

Но этим «островком» земной тверди оказалась Россия, которая из сиротливого рифа стала стремительно превращаться в мифическую Атлантиду, вдруг «всплывшую» из безжизненных вод американо-капиталистического океана. Как водится, всё началось с малой малости, а именно с воспоминания о долге человека перед семьёй. Подавляющее большинство нормальных в своей сексуальной ориентации россиян не выдержало и выступило против агрессивного наступления поощряемого Штатами полчища «неформалов». Был принят закон о запрете в России пропаганды идей ЛГБТ. В российском обществе стало нарастать движение в поддержку «традиционных ценностей». В конечном же счёте, бунт России вылился в схватку со всем Западом на полях обезумевшей Украины.

Всё это произошло вовсе не случайно. В отличие от Запада (да и от Востока тоже) Русь/Россия с древнейших времён не знала рабства и не признавала права одного человека на жизнь и достоинство другого человека. Принятая киевским князем Ярославом Мудрым (978-1054) «Русская правда», по сути, являлась кодексом чести и долга. Даже крестьянин-смерд, чтивший этот кодекс, объявлялся свободным человеком с гарантией ему прав на жизнь, труд и человеческое достоинство. И таковыми правами обладали все подданные князя в Киевской Руси. Но ситуация резко менялась, если подданный забывал о своём долге и покушался на жизнь и имущество своих собратьев. Покусившийся на жизнь должен был возвратить долг ценой своей жизни, либо влезть в вечную долговую кабалу. Последнее касалось всех форм нарушения имущественных прав.

Да, с течением времени и при смене правителей Закон Ярослава претерпевал существенные изменения и привёл, в конечном счёте, к узаконению в России крепостного права. Но здесь есть нюансы. Во-первых, юридически свободными людьми были все «государственные» крестьяне, подведомственные министерствам финансов и государственных имуществ. Все сибиряки, за исключением каторжан и ссыльных, не знали личностного гнёта. На особом положении находилось привилегированное казачество. Не знали личного гнёта мещане и купечество. Да и собственно крепостные крестьяне по своему юридическому статусу были людьми «закреплёнными» за конкретными помещиками, но не отданными на растерзание.

Все «продажи» крестьян помещиками, глумления последних над личностью подвластных людей и физические истязания «строптивых» были незаконными. Они сходили с рук изуверам типа Салтычихи исключительно за счёт снисходительности продажных судей, но не были одобряемы дворянским обществом, весьма чувствительным к чести и достоинству своих членов. Вся эта российская «патриархальность» пошла вразнос после так называемого «освобождения» крестьян в феврале 1861 года, которое оказалось их полувековым финансовым закабалением, к тому же проходящим в рамках нараставшего утверждения и конечного торжества в России товарно-денежных капиталистических отношений.

Что касается поверженных врагов, то российское государство и народ не только не угнетали их, но прилагали максимум усилий к их последующему замирению. Чужестранная знать с почётом вливались в российскую элиту. Военачальники занимали высокие посты в российской армии. Предприимчивые люди получали возможность реализовывать свои способности в торговой сфере. К трудовому люду отношение в низах было самое дружественное. Армянка Тина Канделаки, наделав пара лет назад шуму утверждением, что в России «все русские», была недалека от истины в том плане, что у нас никогда не было дискриминации по национальному признаку.

Всё это позволяет утверждать, что скромный, трудолюбивый и здравомысленный русско/российский народ, не жаждущий личностного и общенационального господства, но и не желающий покоряться чужой воле, является самой свободолюбивой нацией в мире. Ложное истолкование народного долготерпения как склонности к рабству в корне неверно. Терпит он не по слабости характера, а исключительно по верности долгу своему. Бунтует он только тогда, когда все остальные забывают о своём долге пред Богом, Отечеством и человечностью в личностном и государственном отношении. И этот бунт священен, ибо он вырывается из самых глубин человеческой души, не склонной к рабству и доведённой до отчаяния.

Капитализм есть величайшее земное зло, несущее в себе смертельную отраву алчности и бесчеловечности. Облачённый в ханжеские белые одежды либерализма капиталистический империализм становится злом в квадрате, злом дьявольским, абсолютным Злом. Уже на начальном этапе он устремился к господству, используя и подминая под себя слабый человеческий «материал». С появлением крупных банков и машинного конвейера это господство стало всё больше приобретать характер рабского закабаления. Сегодня, раздувая ажиотаж кредитомании у подавляющей части населения, капиталистический финансизм устремился к рабовладельческому господству.

На заре советской власти неграмотные крестьяне, обучавшиеся на курсах «ликбеза», натруженными руками коряво выводили в тетрадях три слова: «Мы не рабы. Рабы не мы». Этот лозунг весьма актуален и сегодня. Богачи, будучи сами рабами страсти к стяжательству, жаждут закабалить долговым рабством всех россиян, повязать их мысли и души неоплатными долгами. Освободить себя от ига бешеных денег можно только честным и добросовестным исполнением долга перед Богом, Отечеством, семьёй и собственной душой.

Именно в этом залог обеспечения подлинной суверенности нашей державы и личной свободы. Только так можно стать хозяином собственной судьбы и гарантом сохранения жизни на Земле.

Комментарии

Комментарий #34347 28.09.2023 в 10:26

Любовь помогает в жизни преодолевать любые неурядицы и невзгоды, поэтому необходимо развитие института семьи в современном мире с целью укрепления государства. Любовь – это, прежде всего, душевная близость, радость от нее, ответственность за семью, переживание за любимого человека, и только потом – страсть и ее удовлетворение. А не наоборот. Я читал у писателя Н.С. Лескова, что умных женщин вообще-то немного, они понимают больше других, из-за этого и страдают больше других.
В постсоветский период многое изменилось, стремясь быстро обогатиться или стать известной, многие провинциальные девушки думают о том, какие связи можно использовать, чтобы удачно выйти замуж за богатого человека, еще лучше – за иностранца. Таких же целей не прочь добиться подобным путем и молодые люди. Они не осознают, что браки по расчету – ненадежные, некрепкие, коварные браки, но осознают другое – так можно быстро разбогатеть. Позднее начинаются суды по разделу имущества, детей, склоки и интриги. Надо всегда помнить, что самое большое богатство человека не деньги, а умение любить. Многим из них, видимо, не понять, что любовь несравнимо высокое чувство, чем простое физическое обладание.
Не случайно говорят, что за каждым успешным мужчиной стоит мудрая женщина. Прочны те браки, когда мужчина и женщина близки друг с другом, как умственно, так и телесно. Такие браки равные, независимо от бывшего благополучия того и другого партнера до свадьбы. Талант терпеливой любви и преданности встречается значительно реже, чем необузданная страсть. Но любовь – это не страсть, заканчивающаяся изменой, разрывом или даже трагедией, о чем писали во многих романах. Это терпение, самоотдача и большой постоянный труд.
С уважением Анатолий Николаевич Головкин, город Тверь