Вячеслав МАКЕЕВ. АЛЧНОСТЬ ТОПЛИВНЫХ КОРОЛЕЙ. На пути к мобилизационной экономике
Вячеслав МАКЕЕВ
АЛЧНОСТЬ ТОПЛИВНЫХ КОРОЛЕЙ
На пути к мобилизационной экономике
В России разразился топливный кризис – неконтролируемый рост цен для конечных потребителей, который наиболее остро проявился осенью, когда развернулись осенние сельскохозяйственные работы, требующие немало нефтепродуктов, прежде всего дизельного топлива и бензина. Ровным счётом того же, что необходимо для боевой гусеничной и колёсной техники продолжающейся уже второй год СВО, цель которой демилитаризация и денацификация Украины, сжигаемой националистическим угаром.
В этой бывшей республике СССР, густо проросла бандеровская поросль, заботливо удобренная русофобствующими англосаксами, подчинившими себе всю Европу, загнав её не только в ЕС, но и агрессивный блок НАТО. Наибольшую русофобию в этом блоке, как бы это ни показалось странным, проявляют не только наши сравнительно недавние союзники по СЭВ и Варшавскому оборонительному договору, но и бывшие Союзные республики Прибалтики.
Эти карликовые государства, приютившиеся на задворках Европы – этакие неблагодарные шавки, озлобленные на Россию, которая вложила в их развитие огромные средства, отрывая их от себя, бросились в объятья НАТО после преступного роспуска СССР в роковом 1991 году.
1991 – год палиндром, в котором случилась эта величайшая не только в ХХ веке, но и в других эпохах планетарная геополитическая катастрофа с появлением после ликвидации СССР единственного гегемона, терзающего весь остальной мир, каковым стали США.
Разразившийся в России топливный кризис пока почти не затронул угольную промышленность и добычу «голубого топлива» государственной компанией «Газпром», успешно решающей проблемы обеспечения страны дешёвым топливом, а также производящей экспорт газа за рубеж по возросшим тарифам, приносящим в бюджет России крупнейшие доходы.
А вот с нефтяной энергетикой не заладилось, поскольку немалая доля добычи «чёрного золота» сосредоточена в руках частных компаний. Да и переработка, перекупка и поставки нефтепродуктов так же сосредоточены в руках частных компаний, которые, к сожалению, вольны поставлять дизельное топливо, бензин, керосин по своему усмотрению, расплачиваясь с государством весьма скромными по мировым оценкам налогами.
Второй год продолжается кровопролитная, ожесточённая и чрезвычайно затратная СВО на Украине, напичканной западным оружием и западными кредитами – своего рода оброком, наложенным медленно теряющим свою силу гегемоном и мировым жандармом в облике США, подчинившим себе практически всю Европу кроме союзной Белоруссии. Есть ещё Сербия, пытающаяся бороться за свою независимость, – осколок Югославии, растерзанной в клочья НАТО, небольшая славянская республика, окружённая со всех сторон натовской сворой и не имеющая выхода к морю. Увы, есть опасения, что и её додавят…
Похоже, что наши так называемые «новые русские» (новые, но русские из них далеко не все), как либерал-демократы величали самых «продвинутых перестройщиков» 80-х и 90-х годов прошлого века, вскормленные заботливо культивируемой неприязнью к общенародной собственности, активно включившиеся, зачастую не без протекции «усиленно демократизирующихся» властных структур в оголтелый рынок, расхватали за бесценок самые лакомые куски стремительно разрушаемой плановой социалистической экономики.
Прежде всего, это полезные ископаемые, в том числе нефтяные ресурсы, хозяева которых становились не только удачливыми бизнесменами, но и по сути олигархами, вмешиваясь в управление государством.
Однако после ухода на пенсию одного из главных разрушителей страны олигархи, напуганные ликвидацией погрязшего в криминале нефтяного гиганта «ЮКОС», всё реже пытались вмешиваться в интересы государства, сосредоточившись на собственных интересах. Интересы этих «акул бизнеса», зачастую противоречащие интересам государства, внешне ограничились получением максимальных прибылей, которые и не снились их зарубежным коллегам, отчислявшим в бюджет своих государств налоги от доходов, кратно превышающие всё ещё наши с уже далёких советских времён 13 процентов.
За прошедшие два десятилетия нового века нефтяные и нефтеперерабатывающие компании поднакопили «жирок», сбывая нефть и нефтепродукты за рубеж и внутри страны. Обзавелись многомиллионными и даже миллиардными банковскими счетами в зарубежных банках, элитной собственностью в Лондоне и прочих западных столицах, где проживают их семьи, а нередко и они сами, обзавелись роскошными яхтами и виллами, не только на родине, которую воспринимают как «дойную корову», но и по всему миру – от Калифорнии до Флориды и Лазурного берега Франции. Впрочем, всех мест и не перечислить, да и не стоит, поскольку рано или поздно у них всё нажитое «непосильным трудом» конфискуют, проще отнимут хоть в Лондоне, хоть где. Такие прецеденты уже имели место.
Приватизировали всё, что приносит быстрые доходы и к великому счастью не тронули оборонку. Оставили государству то, что осталось от оборонной промышленности после распада СССР, полагая, что Россия теперь рядовая, не опасная в военном отношении страна, вошедшая на равных в так называемый «демократический мир», и вкладывать деньги в неперспективную отрасль не стоит.
А ведь если бы тогда в 90-х годах раздербанили по частным «лавочкам» и оборонку, то сейчас, в условиях СВО, когда против России ополчилась свора до полусотни «натовских собак» во главе с озверелым «псом-гегемоном» в облике США, поставившим своей целью разорвать в клочья непокорную Россию, нам пришлось бы очень туго…
К великому счастью оборонная промышленность России осталась в руках государства и её в тяжёлых трудах и лишениях сохранили истинные патриоты страны. Благодаря их бесценному подвигу Россия теперь производит оружия и боеприпасов больше, чем суммарная военной промышленности всех недружественных, по сути враждебных стран, военная промышленность которых в условиях «продвинутой» рыночной экономики рассредоточена среди множества компаний, решающих не государственные, а собственные корыстные интересы. В итоге производимая этими частными компаниями продукция военного назначения на порядок, а то и более превосходит стоимость вооружений, производимых на государственных российских предприятиях.
Вот только с бизнесменами, в чьих руках сосредоточена нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли, договориться не просто, нет у них столь необходимого сейчас чувства патриотизма, как говорится – «бизнес и ничего личного». Их алчность ощутили на себе прежде всего владельцы личных автомобилей, люди зачастую небогатые, для которых автомобиль стал ещё одним «членом семьи» и без него никак…
Таких автомобилистов в России многие миллионы и рост цен на бензин их волнует и нервирует не меньше чем всё остальное. Такое настроение не остаётся незамеченным во властных кругах, тем более что частные компании продолжают гнать не только сырую нефть, но и продукты переработки на экспорт, пользуясь ростом курса доллара, евро и других валют, оставляя в стране недостаточное количество нефтепродуктов, прежде всего бензина и дизельного топлива. Да и расходы на горючее в СВО постоянно возрастают, опустошая оборонный бюджет. Ну нет у этих толстосумов должного чувства патриотизма…
Оправдываются, ссылаются не перекупщиков, которые поставляют горючее на заправки по повышенным ценам. Такие вот «игроки», такая вот многоходовая «игра». Ох, господа бизнесмены, в конце концов, доиграетесь. Неужели же вы уверены, что таким «играм» не придёт конец и ваш бизнес не национализируют?
К текущим проблемам подключился министр энергетики, но и он оказался бессилен что-либо изменить, цены на топливо на заправках упорно ползут вверх. Даже до пределов загруженный президент был вынужден убеждать владельцев топливных компаний остановить на время экспорт нефтепродуктов, прежде всего насытить внутренний рынок, снизить цены, а потом уже экспортировать излишки.
Непростая задача. По словам президента нефтяные компании для российского бюджета – это «курица, которая приносит золотые яйца»: «Мы должны бережно к ним относиться, но, тем не менее, я бы просил реагировать более оперативно на происходящие события при повышении и понижении цен. Можно же заранее предложить варианты решения. У нас есть практика по другим отраслям, по удобрениям, допустим. Поставили на внутренний рынок необходимый объём, потом зарабатываете на внешнем. Работайте же!» – заявил президент.
В итоге с 21 сентября в России ввели временный запрет на вывоз из страны бензина и дизельного топлива. Министр энергетики заявил, что «эта мера направлена, прежде всего, на стабилизацию внутреннего рынка, на стабилизацию цен».
С этого дня Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) призвана отслеживать цены на топливо на розничном рынке в регионах России, где эти цены заметно разнятся. Такова логика рыночной экономики, которая не эффективна и даже ущербна в условиях СВО – чрезвычайно затратных военных действий, для успешного завершения которых необходима мобилизация всей страны, так что Россия на пути к мобилизационной экономике, невозможной без национализации базовых отраслей экономики, и тут уже не до бережного отношения к тем, кто не соблюдает интересы государства.
Перестройка породила крупное жульё.
Одному бублик, другому дырка от бублики - вот она демократическая (либеральная) республика...
Владимир Владимирович, Маяковский
ельцин - палиндром.
Надо смысл "ельцин-центра" перевернуть с головы на ноги.