ПУБЛИЦИСТИКА / Валерий СКРИПКО. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ. Когда проявится комплекс «социального сострадания»?
Валерий СКРИПКО

Валерий СКРИПКО. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ. Когда проявится комплекс «социального сострадания»?

 

Валерий СКРИПКО

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

Когда проявится комплекс «социального сострадания»?

 

Свою книгу, в которой собраны повести и рассказы о моих земляках, автор, Роман Сенчин, назвал «Дома» (с ударением на «о»). После прочтения книги у меня мелькнула мысль: а можно было назвать этот сборник прозы «Тоска полей». Был у поэта Николая Рубцова сборник стихов под названием «Звезда полей». Как красиво и поэтично. Но здесь, на полях юга Сибири, часто не до звёзд.

Писательница Гертруда Стайн называла поколение, которое достигло совершеннолетия в период Первой мировой войны, потерянным.

Поколение российских граждан, которое живёт здесь, в сельской местности, с начала девяностых годов двадцатого века, можно назвать ищущими себя. Таковы многие герои книги «Дома» Романа Сенчина. Художник бежит из города в село жить и работать, но и там страдает и мучается; герой другого рассказа вообще мечтает обустроить в глухой тайге землянку и там укрыться, потому что он «устал от людей, от квартиры, машины, всего того, что составляет его работу и отдых».

Но куда ни убегай, во многих местах России-матушки каждые полгода – холодно и неуютно, и, возможно, никогда не будет такого высокого качества жизни, как в благодатных краях, где нет зимы.

Попытка самых предприимчивых сограждан нашей страны достичь такого же «западного» качества – судьбоносная ошибка. Она уже имела место в девятнадцатом веке. Профессор Андрей Фурсов с иронией писал о наших дворянах, которые закладывали своих крепостных крестьян в банк, брали огромные кредиты, чтобы по полгода жить в благодатных краях Западной Европы и «соответствовать» уровню жизни швейцарцев и немцев. Многие хозяева помещичьих имений подорвали этим своё хозяйство, а европейцев по уровню благополучия так и не догнали.

Приехал наш бывший земляк в родные края повидаться с родителями, а на малой родине социализм давно кончился, а капитализм – деловой, интересный, ещё и не начинался. Живут односельчане, словно чего-то ожидают. «Социальных лифтов», как мудрёно сейчас говорят, у них нет, то есть в городе не устроишься – нет работы. Если в агрохолдинг не попадёшь, выход один – только на вахту, на север, на полгода. А дома – семья, хозяйство и здесь без главного работника совсем худо.

И получается, вроде бы, что здесь, в сельской местности, уже не коренной, а «запасной» для нужд российского рынка народ.

В Сибири, хоть и южной, на потенциального работника надо тратить много средств, чтобы спасти его от холода и голода. Сельским семьям нужен доход здесь и сейчас.

В рассказах писателя, написанных через двадцать лет отъезда из родительского дома, мало что изменилось, духовное состояние сибирских сельских жителей по-прежнему не внушает Роману Сенчину оптимизма. «Тоскливо здесь людям живётся», – констатирует писатель. И это не какой-то временный стресс, а постоянное состояние. Здесь мы ведём речь о таком глубинном мировоззренческом понятии, которое называют качеством жизни. Внешне во многих сельских уголках производственная деятельность уже видна: работают мощные тракторы, растут посёлки механизаторов, всё выше и выше урожаи зерновых культур.

Но кроме тяжёлой работы на полях и на фермах жителям этих мест нечем занять свою душу, увлечься чем-то, особенно в зимние периоды.

В 2008-м году политолог Наталья Нарочницкая впервые открыто написала в своей книге «Русский мир» правду о том, что на большей части нашей страны жизнь нерентабельна. Всё остальное – и дороговизна, и отсутствие необходимой инфраструктуры, и вымирание деревень, и многие другие неблагоприятные социальные явления – только следствие того, что выживать здесь очень тяжело с напряжением всех сил!

Кому-то посчастливилось стать верующим, а остальные, отказавшись от строительства социализма, до сих пор очень плохо себе представляют: как жить, чем жить, как строить рыночные отношения?

 

Одну из немногих положительных перемен на селе писатель Сенчин всё же видит в том, что: «бережнее, что ли, стали люди к друг другу, уважительнее к чужому хозяйству». И это – отрадный факт. Наличие частной собственности – само по себе великое благо в руках настоящих хозяев, которые ближнего своего уважают и Бога боятся! И всех остальных участников рыночных реформ грамотно проведённые преобразования тоже дисциплинируют.

Но одного уважения к собственности недостаточно. Для успешного развития нового уклада жизни всем нам много чего ещё необходимо усвоить и осуществить. Должны воплотиться в жизнь особые экономические проекты освоения северных российских территорий, как это было осуществлено много лет назад в аналогичных широтах Канады. Должны укрепиться новые привычки и представления.

Вспомним, какими были наши предки. Наталья Нарочницкая пишет, что девизом крупнейшей деловой газеты дореволюционной России «Биржевые ведомости» «были слова «прибыль превыше всего, но честь дороже прибыли.Восстановление права на собственность и возрождение предпринимательской свободы нельзя вырывать из системы ценностей».

Почему нельзя? Попробую объяснить это, обратившись к материалам российской истории! Наше население в своём большинстве состоит из потомков православных предков, а также представителей других народностей и религий. «Рыночная идеология» в её классическом западноевропейском виде для них – чужая!

Нам, потомкам православной России, надо бы как-то осмыслить тот факт, что вместе с «импортом» из западных стран материальных благ всемирного общества потребления, мы получаем в качестве обязательного приложения к «импорту» модных товаров все протестантские представления о добре и зле, о пользе и выгоде! Это не просто «приложение» к «шмоткам», а обязательная для исполнения инструкция, как себя вести, чему радоваться и что презирать в этом насквозь корыстном мире.

Заучивать такую «Инструкцию» наизусть многие из нас просто не готовы. И, значит, не готовы к рыночной конкуренции. Мы должны быть сильны, если не по-западному, то по-своему, по полной используя свои лучшие национальные качества.

Нарочницкая по этому поводу верно заметила, что «наши безграмотные западники едва ли идентифицировали такую «безделицу», как религиозно-философские основы исторического сознания». Эти основы у каждой нации свои.

Все заблуждения наших политиков относительно развития российского государства проистекают от того, что они пытаются убедить себя и всех нас, что современное человечество охвачено духом потребительства, что у нас нет другого выбора, как только присоединиться к глобальному миру, где, отработав на хозяина положенное время и получив достойную зарплату, как пропуск в социальную прослойку среднего класса, все только развлекаются и путешествуют!

В идеологической работе по развитию гражданского общества наш соотечественник рассматривается только как «продукт» сегодняшнего дня, без истории его происхождения и развития, без осмысления всех научных исследований о его национальном своеобразии. Этот «продукт» только потребитель в быту, а на работе «исполнитель».

Для правящей элиты небольшого количества хорошо зарабатывающих исполнителей вполне достаточно. Но в северной стране России любое производство требует больших затрат. Расширять круг хорошо зарабатывающих работников хозяин бизнеса может только за счёт «урезания» собственных доходов, а это пока кажется неприемлемым для него как работодателя. Жадность не даёт ему понять одну горькую истину: такого малого числа благополучных «рыночников» недостаточно для развития страны. Капитализм, особенно в стадии становления, может успешно развиваться только в том случае, если в это дело вовлечено большинство граждан данного государства, которые должны сознательно принять рыночные правила жизни, и в соответствии с этими правилами заняться ремеслом, торговлей, организацией производства и транспорта. Они постоянно должны стремиться зарабатывать больше и больше, чтобы возрастал спрос на товары и услуги, и потребительское общество росло, как тесто на хороших дрожжах, за счёт роста спроса и предложения.

Но для этого нужно обеспечить равные условия пользования всеми ресурсами, которые имеет наша страна. «Интерес к рынку» надо зажечь. Людей надо увлечь!

 

Помнится, еще принц датский Гамлет, в одноимённой пьесе Шекспира, возмущался, когда придворные пробовали играть на его чувствах, совсем не зная его характера. Даже на простой дудочке надо уметь играть! – упрекал он интриганов из королевской свиты.

Пьесу Шекспира и сегодня можно увидеть на сценах театров, но полезному совету Гамлета никто не внемлет до сих пор!

В начале девяностых годов российская политическая элита почему-то решила, что достаточно передать небольшому числу предпринимателей основные средства производства, все финансы и доходы, а всё остальное – для создания рыночного общества приложится. Большинство граждан такой расклад поддержат, каждому покажется, что от введения «рынка» выиграет именно он.

«Дудочка» заиграет сама собой. А она… не заиграла!

Оказалось, что у этой «дудочки» – есть ещё кнопки, отвечающие за интерес к жизни, который достигается определённым уровнем материального благополучия и духовной благодати! Без участия подобных «кнопок» никакая мелодия не зазвучит! Точнее, вместо гимна рынку, на трубочке можно исполнить только что-то мрачно-унылое.

Наш купец – многие века как православный страдал от необходимости жить по расчёту, но ленивых бедняков не жалел, родню в строгости держал. Пойдёт в церковь – помолится, прослезится, даст деньги на строительство часовни, и вроде бы на душе легче станет!

Это была личность! Великий русский драматург А.Н. Островский этой личностью любовался, выводил её в качестве ярких героев своих пьес. Но шло время, воздействие западной «эпохи Просвещения» на российское общество вместе с научно-техническим прогрессом возрастало с каждым новым десятилетием.

Как свидетельствует история литературы, драматург Островский с годами «почти забросил купеческую среду, которая под влиянием реформ и распространения образования быстро преображалось в серый средний класс» (П.Святополк-Мирский. «История Русской литературы»).

В качестве художественного образа русский купец стал драматургу неинтересен. Из него «выветрился» православный дух. Осталась только жадность и расчётливость лукавого дельца, который и копейки зря не потратит, никакого безрассудного поступка ради любви не совершит, на церковные нужды лишнюю «копеечку» не даст!

В конце девятнадцатого века такие же «метаморфозы» начали происходить и с другими представителями привилегированных классов. Причём все неблаговидные поступки совершались с нашим русским максимализмом, без ограничений и оглядки на последствия.

Поэтому превращение в «серый средний класс» нашему деловому человеку было явно не на пользу. По сравнению с западным толстосумом, который заботился о работниках чисто из деловых соображений, наш капиталист кроме своего кровного личного «интереса» ничего вокруг не замечал, мало думал о своих работниках. Есть объективные научные исследования, которые показывают, что наши предприниматели начале двадцатого века ничего не желали знать о социальных обязательствах бизнеса, давно ставших на Западе главным оправданием правильности избранного капиталистического пути.

С самого начала своей коммерческой деятельности многие российские «заводчики» старались навязать царскому правительству все заботы по лечению и обучению рабочих, через лоббирование в органах власти принимали законы о решении социальных вопросов исключительно за счёт царской казны.

За прошедшие сто лет никаких уроков из прошлого мы не усвоили.

А надо учиться! С какой гордостью мы вспоминаем нашу патриотическую интеллигенцию! У дворянина, народного поэта Николая Некрасова, был комплекс «социального сострадания». «Страдания народа были для него эманацией, символом его собственных страданий» – писал Святополк-Мирский.

В наши дни с помощью СМИ, литературы, искусства надо изменить сознание наших соотечественников и правящей элиты таким образом, чтобы у многих из них, как у Николая Некрасова, появился комплекс «социального сострадания».

г. Минусинск

 

Комментарии

Комментарий #34537 29.10.2023 в 11:20

Да, наш дом – это деревня, где люди жили испокон веков. Еще в начале XX века в деревне проживало 90% населения России. Уклад жизни деревенских жителей в XX веке был нарушен дважды: во время коллективизации 1930-х годов и в 1990-е годы. Умерло большинство деревень России, откуда начиналась и продолжалась Русь.
Жители российской деревни живут за чертой бедности, но правительство страны делает пока робкие конкретные шаги для выравнивания доходов между богатыми и бедными слоями населения путем введения разумного прогрессивного налога, ограничения уровня богатых какими-то пределами. Случилось так, что по распределению доходов в России, есть Москва и остальная страна, проводимые меры по перераспределению средств из Москвы для остальных территорий не устраняют создавшуюся диспропорцию. Почему учителя, врачи, другие бюджетники и работники предприятий разных территорий за одинаковую работу должны получать в 2 раза меньше, чем получают в Москве? В чем причины такой дискриминации?
В связи с этой дискриминацией и другими причинами беспомощной экономической политики, в XXI веке вымирают не только деревни в центре России, но и районные города, в которых нет никакой работы. Оставшиеся деревни в настоящее время, возможно, благодаря санкциям (извините за это сочетание слов) газифицируют, проводят водопроводы, есть свет, связь, интернет. Но люди из городов неохотно возвращаются жить в деревню, и не из-за скуки, а из-за лени. В деревне не заскучаешь, надо много работать, а работать многие отвыкли, легко и просто с утра до вечера сидеть в интернете, занимаясь разными увеселениями. Других увеселений в деревне нет – закрыты библиотеки, дома культуры, люди разъединены и не умеют общаться, как ранее было на беседах.