
Алексей ФИЛИМОНОВ. ОСЕННЯЯ ПЛАЩАНИЦА. О книге стихотворений иеромонаха Романа
Алексей ФИЛИМОНОВ
ОСЕННЯЯ ПЛАЩАНИЦА
О книге стихотворений иеромонаха Романа
Иеромонах Роман (Александр Матюшин). Яблони детства. Стихотворения. Двуязычное издание. Перевод, составление и послесловие Владимира Стоянова. «Фабер». г. Велико-Тырново, Болгария. 2015
----------------------------------------------------------------------------------------
Неисповедимы пути русской поэзии – в начале 90-х была надежда, что явится наконец поэт, продолжающий традицию Тютчева и Рубцова – создающий в духе, откликающийся на голос божественной природы. И такой поэт появился, но не из литературного истэблишмента, а от плоти и духа самой России. Сегодня книга произведений Иеромонаха Романа, переведенная и изданная в Болгарии, в братской православной стране, весомое тому подтверждение. Для поэта, барда и переводчика Владимира Стоянова потребовались многие годы, чтобы прийти к близкому духовному состоянию, посещающему монаха, и попытаться перевести его стихотворения на болгарский. Это не первая его работа, В.Стоянов переводил лирику Вл. Набокова, В.Шаламова, О.Чухно и других «немодных» поэтов, стихи которых сохраняют и на болгарском особое благоухание.
Яблоневый сад детства, как прообраз райского сада, задаёт тональность, высокую ноту в теме обретения бессмертья, пытливого вопрошания своего человеческого «я», есть ли на Земле то, что не меняется на материю –
Но если уж Христа, Христа продали,
То что не продаётся на земле?
К бессмертию ведёт крестный путь, лаконичное стихотворение иеромонаха Романа:
Ещё не все объезжены места,
Не до последней выплаканы строфы.
И всюду – Лик Распятого Христа,
И всюду продолжение Голгофы, –
удивительно перекликается со стихотворением Ф. Тютчева:
Удручённый ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.
Слово – продолжение духа, оно неразрывно с деянием, поэзия отца Романа – неотъемлемая составляющая его служения Господу. Природа у поэта принимает на себя часть страдания, знаменует трудный переход плоти за грань осмысляемого нами в повседневности. Автор обращается к осени:
Умерь свою карающую совесть,
Не кайся до последнего листа.
Но ты идёшь, идёшь ногой босою
По лезвию изломанного льда.
Поэт ли выбирает песни, или они стучатся в его душу сквозь пепел родины? В голосах соловья и шуме родника проступает инобытие, так же участвующее в нашей жизни, как наши мысли – в неосязаемых временах и просторах. Чувствовать мир как форму и сосуд, отображать его в искусстве – поступок, требующий и лирической дерзости, и смирения:
О неотмирность! Ты вовне и в нас.
И Царствие не кажется мечтою.
Блажен, кого находит Божий глас,
Его прикосновение Святое.
В статье «Несчастлив – кто не видит Красоты», опубликованной в сборнике «Чудный свет», критик Ольга Надпорожская пишет: «Красота и Чистота соседствуют в стихах отца Романа постоянно. Ведь только чистое око может разглядеть подлинную Красоту, да и сама Красота несовместима с нечистотой. И ещё один синоним слова Красота в стихах иеромонаха Романа – это Истина». С этим нельзя не согласиться, ибо всякий подлинный поэт являет нам редкие мгновения гармонии, красоты, единства души и мира. Именно поиском божественной Красоты – а значит и Истины – отмечена лира иеромонаха Романа. Несмотря на боль и разочарование, когда поэт уповает на милосердие Господа не поддаваться силам зла:
Боже, милостив буди ми, Боже,
Всепрощенье Своё помяни,
В скорбный час, непомерно тревожный,
Чёрный дух от меня отжени.
В этих контрастах – света и тьмы – проходит жизнь человеческая, направленная на служение Слову. Книга «Яблони детства» во многом итоговая, она приглашает и русского, и болгарского читателя на духовный пир, где трезвость и мудрость дополняются вдохновением и прозрением. Переводчик Владимир Стоянов говорит нам о том, что частица его сердца осталась в скиту иеромонаха Романа. Да поможет нам Бог каждому хранить в себе подобный духовный скит, ибо не оскудевает земля русская, и русская речь, удивительно передающая в образах, звуках, интонации язык природы, способная донести веяние извне, где, по свидетельству отца Романа, неиссякаема для нас надежда на вечное возвращение к истокам:
Родина, моя Родина,
Я вернусь, непременно вернусь.
Санкт-Петербург