
Ольга БЛЮМИНА. «ЭТО НАША РУССКАЯ ЗЕМЛЯ…». Отклик на сборник стихов Геннадия Иванова и Виктора Кирюшина «Нашим»
Ольга БЛЮМИНА
«ЭТО НАША РУССКАЯ ЗЕМЛЯ…»
Отклик на сборник стихов Геннадия Иванова и Виктора Кирюшина «Нашим»*
Геннадий Иванов и Виктор Кирюшин в составе агитбригад часто выступают перед нашими солдатами, бывают они и на передовой. В недавней такой поездке они побывали вместе. Своего рода эмоциональным откликом на эту поездку стал совместный сборник стихотворений.
Книга получилась очень личная и объединяющая одновременно.
В творчество Геннадия Иванова тема Русского Донбасса вошла с самого начала украинской агрессии против этой Земли. С началом СВО таких стихов у поэта становится всё больше. И в представленной книге все стихи новые (за исключением, может быть, немногих), о только-только пережитом:
Вот они, разбитые мосты,
Обгорелые многоэтажки,
И по всей дороге блокпосты…
Здесь война – и по спине мурашки.
Здесь надежды рушатся и здесь
Подвиги великие вершатся…
В подборке же Виктора Кирюшина есть стихи, написанные по впечатлениям от поездки на передовую, есть более ранние, донбасские стихи, 15-16-х годов, и значительная часть отдана стихам с мирной атмосферой. Мелодия войны заканчивается мелодией мира.
Небеса набухшей парусиною
Тянут лето красное на дно.
Залетело пёрышко гусиное
В полуотворённое окно.
Прошлое связав и настоящее,
Отлучив на миг от суеты –
Лёгкое, весёлое, манящее
Несказанным светом высоты.
<…>
Время будто надвое расколется,
Но не ошибаясь и во тьме,
Проплывёшь над милою околицей,
Над церквушкой тихой на холме,
Над остывшим полем, над Россиею,
Надо всем, что в жизни нам дано…
Залетело пёрышко гусиное
В полуотворённое окно.
В целом две части поэтического сборника напоминают синхронизацию двух орбит человеческого бытия – траекторий жизни в поле войны и в поле мира.
То сближаясь, то удаляясь друг от друга, два предела человеческого существования никогда не расходятся далеко настолько, чтобы образовать две отдельные системы, оторванные друг от друга, с самостоятельной, несхожей аксиологией.
У Геннадия Иванова эти две реальности совмещены и чередуются как в границах одного стихотворения, так и в подборке в целом.
Этот дом превратили в крошево,
Чью-то жизнь превратили в пыль…
Нет в войне ничего хорошего,
Но её ведь не сдашь в утиль.
Миру мир, миру мир… но резко так
Разрывает снаряд тишину.
И становятся доводы вескими,
Получается
через войну.
Стихи довоенной, мирной тематики Виктора Кирюшина, его же донбасские стихи; и лирика гражданская, с горьким окопным привкусом беды и надежды, Геннадия Иванова словно перекличка между реальностями человеческой жизни: мирной, с её радостями, горестями, проблемами, философией, и военной – тоже с радостями, горестями, выстраданными выводами, своей философией. Вот несколько стихотворений Виктора Кирюшина, в которых сквозь беду прорастает жизнь, и не вопреки ей, а просто неизбежно после неё. Стихотворение «Под Луганском» – это почти эскиз, зарисовка в несколько штрихов о только что отступившей войне:
Март. Ещё далеко до прополки,
Но старушка идёт по меже
И в ведро собирает осколки –
Вон их сколько набралось уже!
Здесь недавно бои грохотали,
Всюду чёрные меты войны.
На зазубренном ржавом металле
Иноземные знаки видны.
Всё ты стерпишь, землица сырая,
Как и эта вот старая мать…
Дом разрушен,
ютится в сарае
И готовится грядки копать.
Стихотворение «Город» начинается с изображения поруганной безмятежности:
Среди обугленного хлама
Картины призрачного быта:
Разбит снарядом купол храма,
Дорога вдребезги разбита.
А заканчивается жизнью, черты которой настойчиво проступают сквозь закопчённое стекло войны.
Мрачны войны приметы эти,
Незабываемы, поверьте…
А во дворах играют дети,
И жизнь опять сильнее смерти.
У Геннадия Иванова особый, пристальный взгляд на окопную правду. Это видно ещё на подступах к собственно стихам, в его вступительном слове к своей части сборника «Что увидел на фронте…». И в прежних выступлениях по горячим следам после поездок «туда» Геннадий Викторович всегда как-то инаково, по-своему чувствовал и передавал состояние человека на войне, которую поэту довелось увидеть вблизи. Как-то исчерпывающе ёмко и в то же время лирично. Без крайностей как высокопарности, так и натуралистичности. Без нетерпеливого желания «распахнуть» перед читателем кулисы фронтовых подвигов и неудач. Его стихи другие. Вот строки из стихотворения «Стрелок»:
Взяли село – надо землю держать.
Бьёт артиллерия, бьют миномёты:
Выжить бы, выжить – поглубже копать…
Всё не кончаются эти прилёты.
Вроде бы начали наши глушить
Их артиллерию, их миномёты.
Наша задача – укрыться и жить,
Ночи дождаться… А может пехоты.
Вражьей пехоты… Возьмёт и пойдёт
Вдруг в контратаку. Мы встретим, конечно <…>
Я знаю, что выражение «держать землю» Геннадий Иванов услышал и вслушался в него там, на передке. Посмотрите, сколько эмоциональных скачков в этом отрывке – от безусловного, почти обыденного чувства долга – надо землю держать до нервного напряжения, в котором притаился страх – Выжить бы, выжить – поглубже копать… / Всё не кончаются эти прилёты, сменяющийся неуверенной надеждой – Вроде бы начали наши глушить / Их артиллерию, их миномёты, и дальше прямое и искреннее Наша задача – укрыться и жить, / Ночи дождаться. И от неожиданной, морозом по коже, мысли, что пехота может быть как своя, так и вражья, долгожданный, пусть и в полглаза сон становится почти мечтой. Но как спокойно, без надрыва рассказывает обо всём солдат. Мечтая о ночном отдыхе, каждую минуту он внутренне готов к встрече с врагом.
После чтения стихов Геннадия Иванова есть ощущение, что поэт разглядел некоторую непреходящую константу происходящего. Внеисторическую или наоборот, историческую, если иметь в виду не сиюминутный контекст, а тот механизм, который двигает историю народа, продолжает его существование. Механизм, который обычно спрятан где-то в глубине человека, но при определённых кризисных условиях выходит наружу, в зоне его действия оказываются пространства и люди; и территория досягаемости действия этого механизма постепенно становится всё больше. Есть соблазн назвать этот механизм чувством самосохранения. Человека… Народа… Это, безусловно, так. Но есть что-то ещё. Исключительно наше, национальное, родное, узнаваемое, как на старых выцветших семейных портретах узнаёшь свои черты, черты своих детей, брата, отца, чувствуешь «самую жгучую, самую смертную связь».
У Геннадия Иванова особенное отношение к деталям. Он подмечает их не просто для того, чтобы более подробно опредметить событие или время. Подчас такая деталь (такое наблюдение) вырастает до размера события. Вот один маленький эпизод в предисловии к книге: солдат рассказывает, почему носит не берцы, а кроссовки – «оказывается, если наступишь на мину в берцах, то потеряешь ногу, а в кроссовках – только ступню». Из-за маленького эпизода выглядывает солдатский опыт, добытый в бою.
В предисловии поэт фиксирует такую фразу: «У меня после этой поездки осталось ощущение, что я побывал среди тех родных людей, которые воевали на всех войнах России. <…> Время как бы расширилось». Недаром в его стихах так часто спаяны два времени – как было и как есть:
На том плацу, где я шагал когда-то,
Где улетало в небо: «Запевай!»,
Теперь враги шагают – не ребята,
И к москалям там злоба через край.
Звучание стихотворения «У блиндажа есть тоже позывной» дотягивается до самой высокой ноты задушевности и тепла. Вырастает эта задушевность из выхваченной знаковой детали. Тем не менее, когда читаешь стихи Геннадия Иванова, совершенно ясно понимаешь, что автор не ищет конкретики, она сама приходит к нему от близкого и очень искреннего переживания своего присутствия в событии. И это искреннее переживание не сводится к описанию эмоций, оно словно сжато, закодировано символом, что даёт нам возможность почувствовать, на какое множество нитей может быть размотан этот эмоциональный клубок. А поэт всего лишь не прошёл мимо одной из характерных черт человеческих отношений на войне – давать людям позывные. В стихотворении предмет неодушевлённый, жилище, имеет позывной, да ещё и такой остроумный:
У блиндажа есть тоже позывной.
Весёлый позывной такой «Бунгало».
И эта подмеченная необычность, оказывается, содержит в себе целый лирический рассказ. Причём эмоциональные впечатления тянутся от того первоначального, порождённого этим словом:
Уже в лесу повеяло весной,
И как-то на душе печально стало.
Весна, весна… Весна не для войны.
Такие смешанные чувства появляются после весёлого слова «бунгало» и восходят на другой, более высокий уровень осмысления; продолжается ассоциативная цепочка резким скачком пульса: весна не для войны, а для любви и к женщине, и к миру. И такая естественная вещь – воспоминание о жене, разбивается просто вдребезги о конкретику реальности: проснёшься вдруг в холодном блиндаже…
Воспоминания, волнение, сон из смутных тревог тоже как будто материализуются, становятся осязаемыми настолько, что их можно удалить почти физически, как то, что причиняет боль и на данном этапе – будет мешать, отвлекать от главного. Здесь важно то, с какой полнотой осознаётся солдатом его положение. «Память сердца», во сне перенёсшая солдата в счастливое довоенное спокойствие, сознательно и твёрдо изолируется до следующей возможности воспоминания (может быть, это снова будет сон, может быть, минуты затишья): Ещё остаток сна в твоей душе. Его, конечно, удаляешь с болью… Герой стихотворения делает решительный шаг навстречу долгу: Ты на войне. Теперь ты нужен здесь. / Ты нужен здесь и Родине, и чести.
И как постепенно конкретика события соединяется с конкретикой переживания, когда простое чувство родины, чести вырастает тоже из этих мелких деталей, осколков впечатлений, складываясь в цельное полотно. Последние строчки звучат ясно и просто, пережитые автором одновременно с героем стихотворения. Автор говорит от имени обоих.
Вообще, чуткость Геннадия Иванова к солдату такова, что кажется, будто поэт говорит, стоя за солдатским плечом, рядом, словно примеряя на себя то невыносимо тяжёлое чувство, когда солдат оторвался, «не откосил» от простых, милых сердцу будней, и оказался здесь, за лентой, многое поняв при этом и в самом себе, и в бесконечной толкотне смыслов окружающей жизни. Вот стихотворение «Молодой»:
Я запомню тебя, Кременная.
Я обычный боец, не кремень,
Я запомню, не проклиная,
Каждый здесь проведённый день.
Бой за боем, отход и снова
Бой за боем, за боем бой…
Кременная − такое слово!
Породнюсь навсегда с тобой!
И когда-нибудь после битвы
Я сюда доберусь опять.
Здесь надежды мои и молитвы,
Здесь я что-то стал понимать.
Снова то же чёткое, выверенное словом чувство, без лишних отвлечённых рассуждений, и тем не менее окончательный ответ получается приблизительным. Безусловно, за кулисами последней строки видится солдат, ухвативший одну из путеводных нитей своей биографии. И несмотря на то, что герой стихотворения и автор здесь невероятно близки, для читателя вполне очевидно, что то, что начал понимать боец, гораздо больше того, что понял сам автор. Да, он и не спорит с этим:
Я в душе и мучаюсь и вою.
До моих ли ему рифм и строк…
Я не знаю, что сказать герою,
Воину, вдруг ставшему без ног.
У Виктора Кирюшина, наоборот, между автором и героем его стихотворений – солдатом, чаще всего есть расстояние, этакая дистанция вины. Не случайно его часть сборника открывается стихотворением, начинающимся строками:
По возрасту давно не призывной,
Но чувствую невольную вину:
Товарищ мой прощается со мной,
Товарищ мой уходит на войну.
Характерно для поэта обращение на «ты» к своему герою:
Когда ты вернёшься,
Когда ты вернёшься,
Ещё до конца не остыв от войны.
------------------------------
Терпи, солдат!
Не вечно длится ночь
И Божьих птиц, как весть благую, слушай.
И из этого долгого, переходящего из одного стихотворения в другое, диалога поэт соприкасается с Большой истиной, делится ею с читателем, его со-участие позволяет ему увидеть больше, чем позволило бы житейское, но далёкое сочувствие. Автор внимательно вслушивается в собеседника, вглядывается в его черты, видит глубже, чем отражает поверхность. И портреты, и выхваченные кусочки судеб и мыслей, нарисованные этим словом, окунувшимся в глубины глаз и черт, получаются рельефными, похожими на скульптурные фигуры и композиции, но не статичные, их движение – это движения света и тени. В стихотворении «Боец» парнишка, с позывным «Малец», призванный от… Тверских околиц, но упрямо называющий себя добровольцем: но он поправил в тот же миг: / – Я – доброволец!, искренне признаётся, в том, что на войне бывает жутко. Однако концовка стихотворения, в которой рассказчик сам отделяет себя от героя той самой дистанцией вины, переводит сюжет в совершенно иную плоскость восприятия. Не просто проникновенный рассказ о молодом солдате, с крестиком на тонкой шее мужественно преодолевающим внезапный страх:
Вдруг по лицу скользнула тень.
Шутить пытался…
И я уехал в тот же день,
А он остался.
Финал стихотворения заостряет высокий драматизм происходящего. Автор уехал и увёз с собой в спокойное далеко эту труднопостигаемую связь, скрученную чувством вины.
Обе части книги перекликаются мотивами. Это естественно. Поэты были в одних тех же местах, подмечали сходное, характерное, важное. Один из них – мотив веры, Бога для русского сознания – архетипический, хотя и приглушённый современной сутолокой жизни, а между тем, «на войне неверующих нет», и вот какие получились параллели: у Геннадия Иванова отец Владимир и мулла Юлай укрепляют дух бойца беседой: вы здесь нужны поболее, чем водка. У Виктора Кирюшина:
Где, за каким затаился кустом
Брат мой и враг мой
С таким же заветным,
Мамой надетым,
Нательным крестом?
«Без Бога не до порога» – простая истина, которая становится духовной опорой на войне по-настоящему, не умозрительно. Самое главное то, что мир духовный на самом деле не отступил от русского человека, не потерян. Но сколько нового понимания пришло к бойцу за Донбасс вместе с приятием и вечности жизни, и её мимолётности:
Мир пошатнётся
И крестик нательный,
Мамой подаренный, не сохранит.
Сложность устройства и мира и человеческих отношений, может быть, впервые открывшаяся солдату, тем не менее, не уводит его от однозначности выбора, проистекающего из ясного чувства справедливости.
Вот такие трактовки, которые сталкиваясь и отталкиваясь, вновь устремляются навстречу друг другу, образуя единое образное поле мотива веры.
И ещё об одной теме, по-разному подсвеченной поэтами, хочется вспомнить, – это тяжелораненые бойцы. В стихотворении Геннадия Иванова «Я не знаю, что сказать такому / Воину, вдруг ставшему без ног» автор мучается болью солдата и собственными неотступными мыслями: почему так происходит, какой в этом высший замысел, и не находя ответа, боясь своей, может быть, рассудочности, в самом конце ощущает то самое горькое чувство вины – расстояние, которое ему никогда не преодолеть.
У Виктора Кирюшина в стихотворении «Госпиталь» с первых строк пронзает острая жалость к раненому бойцу:
Вот пацан
лицом к стене
Третий день лежит в палате.
А дальше мы узнаём, что его после боя у реки / друг тащил по кромке луга. И друг был сражён снайперской пулей врага и погиб. А раненый солдат выжил, правда, без руки / и того страшней – без друга. И теперь читатель понимает, что не о потерянной руке горюет солдат, есть другая, подлинная, непоправимая причина его горя: И сильнее в сердце боль, / Чем в руке, которой нету.
Здесь автор как бы поднимает сочувствие читателя до уровня предельной высоты. Даёт ему ощутить не только трагизм, но и величие судьбы русского солдата.
----------------
*Геннадий Иванов, Виктор Кирюшин. Нашим. Стихотворения. – Москва: Редакционно-издательский дом «Российский писатель», 2023. – 96 с.
Благодарю за прочтение! Спасибо и Вам, Геннадий Викторович за стихи! С Праздниками!
Ольга Блюмина
МНОГОУВАЖАЕМАЯ ОЛЬГА! СПАСИБО ЗА ЭТУ ПРОЧУВСТВОВАНННУЮ СТАТЬЮ. И ОТ СЕБЯ И ОТ ВИКТОРА КИРЮШИНА БЛАГОДАРЮ.
С ПРАЗДНИКАМИ! ХРАНИ ВАС ГОСПОДБ!
Статья называется "Это наша русская земля..." Это из стихотворения "Небо Новороссии прекрасно..."
Небо Новороссии прекрасно
И поля прекрасны, и леса…
За своё мы бьёмся, это ясно.
Долго нам туманили глаза.
Этот край – Россия, наши люди
Здесь живут, по-русски говорят…
Поднесли врагу его на блюде.
Наши люди гибнут и горят.
За своё мы бьёмся в этой схватке.
Мы Европе говорим «Не лезь!»
И твои, Америка, порядки
Никогда не приживутся здесь!
Небо Новороссии прекрасно!
И леса прекрасны, и поля!
Это всё Россия, это ясно.
Это наша русская земля!
С неизменным уважением, Геннадий Иванов.
Поэтам низкий поклон, а Вам, Ольга, спасибо за то, что представиди нам их творчество последнего времени!
Пронзительно. Много тонких наблюдений.
А.Полубота