Руслан СЕМЯШКИН. ДАРЯЩИЙ РАДОСТЬ. К 40-летию памяти Арно Бабаджаняна
Руслан СЕМЯШКИН
ДАРЯЩИЙ РАДОСТЬ
К 40-летию памяти Арно Бабаджаняна
Музыка Арно Бабаджаняна, сорокалетие со дня памяти которого приходится на 11 ноября 2023 года, всегда привлекала слушателей ярким мелодизмом, особым энергетическим зарядом, красотой и пластичностью форм, самобытностью стиля, темпераментом, психологизмом, национальным колоритом и своеобразием, лиризмом, романтизмом и гуманистической направленностью. Она неизменно дарила и продолжает дарить взволнованное, приподнятое и ликующее настроение, радость и восторг.
Запомнился он и как композитор уникального мелодического дара. Пожалуй, в области вокальной музыки Арно Арутюнович достиг наивысших успехов. Его мелодии, обладавшие какой-то особой доходчивостью, ясностью, выразительностью, теплотой и лиричностью, смогли покорить многонациональную советскую аудиторию. Особой же популярностью пользовались песни композитора на стихи Роберта Рождественского, исполнявшиеся блистательным Муслимом Магомаевым. Народом восторженно и с любовью в 60-80 годы минувшего столетия были восприняты их совместные песни, большинство из которых стали настоящими эстрадными хитами: «Благодарю тебя», «Позови меня», «В нежданный час», «Встреча», «Ребята, которых нет», «Загадай желание», «Зимняя любовь», «Пока я помню, я живу», «Свадьба», «Такая нам судьба дана», «Ноктюрн».
Муслим Магометович бесподобно исполнял и другие песни Бабаджаняна, авторами слов которых стали также известные советские поэты: «Лучший город земли» (Л.Дербенев); «Улыбнись» (А.Вердян); «Не спеши», «Твои следы», «Чертово колесо» (Е.Евтушенко); «Будь со мной», «Королева красоты», «Солнцем опьяненный» (А.Горохов); «Сердце на снегу» (А.Дмоховский); «Помню Болгарию» (А.Жаров); «Верни мне музыку» (А.Вознесенский); «Гордость» (Н.Добронравов). А такие песни, как «Воспоминание», «Песенка о капели», «Над синей водой», «Письмо», «Приснилось мне», «Судьба», «Озарение», «Память», «Ты, море и я», «Приезжай на Самотлор», написанные на стихи Роберта Ивановича, исполняли замечательные отечественные и зарубежные исполнители: Э.Пьеха, Ж.Татлян, В.Мулерман, Н.Чепрага, Р.Рымбаева, И.Кобзон, В.Вуячич, Б.Киркоров, Л.Иванова, Л.Лещенко, В.Беседин, Г.Ненашева и другие.
Хотя, справедливости ради, работать в вокальном жанре он начал значительно раньше. Да и популярность к нему пришла задолго до встречи с этими прекрасными и неповторимыми творцами, с которыми, впрочем, композитор в народном сознании связан неразрывными узами. Еще в начале пятидесятых годов прошлого столетия прогремела его песня «Дружбы знамена – выше», написанная к IV Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Бухаресте и отмеченная международной премией. За ней последовали замечательные песни «Дорогу сердцам молодым», «Комсомольская прощальная», «Дорожная», «Песня о комсомольской доблести» и другие. Некоторые из них, такие как «Дружбы знамена – выше» и «Дорогу сердцам молодым» продолжили традиции советской массовой песни, так как им свойственен был подчеркнутый маршевый ритм, броские, волевые ораторские интонации, приподнятость, праздничный задор.
Как бы ни показалось кому-то странным – так как для большинства наших сограждан Бабаджанян в памяти остается лириком и автором песен веселых, заводных, славивших любовь, женскую красоту, дружбу, – но в действительности он был и композитором, писавшим глубоко гражданственные произведения. В разные годы он написал такие патриотичные песни, как: «Верны мы делу Ленина», «С Лениным в сердце», «Будем тебе всегда верны», «Навстречу солнцу коммунизма», «Наша весна», «Песня о конституции», «Цвети, любимая отчизна», «Я помню зиму 41». Но об этой стороне его творчества, правда, как и о том, что он был коммунистом, говорят и пишут значительно реже. А ведь, по большому счету, напрасно, тем самым забывают напомнить и о той неразрывной связи Бабаджаняна со временем и советской цивилизацией, в которой он жил и смог реализоваться как самобытный творец и неповторимый мастер.
К слову, Бабаджанян в начале Великой Отечественной войны мобилизовывался на оборонные работы под Смоленском, а затем вместе с другими музыкантами давал шефские концерты для воинов Красной Армии и писал песни, посвященные Отечественной войне и её героям. «Я пытался отразить величие переживаемых нами дней, показать силу и несгибаемую волю нашего народа в титанической борьбе против фашизма», – писал молодой музыкант в газете «Сталинец» в начале ноября 1944 года. В том же году он в соавторстве с А.Арутюняном напишет и «Оду Сталину».
Если же говорить о сугубо эстрадных произведениях, то среди первых можно назвать фокстроты «Радостный день» и «В Карловых Варах», а также песни «Мой Ереван», «Звени, моя гитара», «Говорят», «С тобой», «Я жду тебя», «Счастье пришло», «Песня первой любви».
Кстати, «Песня первой любви» из одноименного художественного фильма Ю.Ерзинкяна и Л.Вагаршяна, исполненная в фильме С.Давидяном, в конце 50-х годов минувшего века была необычайно популярной. Её практически ежедневно передавали по радио в исполнении прекрасного азербайджанского певца Рашида Бейбутова. Именно благодаря удивительному тенору Рашида Меджидовича и его потрясающей манере исполнения, эта замечательная песня была очень любима в народе. Не оказался этот шлягер в числе забытых и в наше время.
Собственно, нельзя сказать, что сегодня не помнят и других песен Бабаджаняна, в том числе и названных мною выше, исполнявшихся Магомаевым и другими лучшими советскими и зарубежными вокалистами 50-80 годов ХХ века, среди которых, в дополнение к вышеназванным, были и такие виднейшие мастера вокала, как Г.Отс, Ю.Гуляев, Л.Зыкина, К.Лазаренко, В.Трошин, И.Суржиков, Э.Хиль, М.Кристалинская, О.Воронец, С.Ротару, В.Толкунова, Р.Ибрагимов, А.Герман. К счастью, песни эти продолжают жить. Отрадно и то, что некоторые из них поют современные исполнители, пускай иногда и на свой лад, привлекая к ним тем самым сегодняшнее среднее поколение и молодежь.
Следует отметить, что и другие работы Бабаджаняна для кино были вполне удачными. Большой успех имели «Песня Наташи», «Серенада» из кинофильма «В поисках адресата» режиссеров А.Мартиросяна, Ю.Ерзинкяна и песни «Пушинка белая», «Год любви», «Любовь можно потерять» из картины Н.Оганесяна «Невеста с севера». Написал композитор также музыку и для фильмов «Тропою грома» Э.Карамяна и С.Кеворкова, «Лично известен» С.Кеворкова, «Жених с того света» Л.Гайдая.
Значителен был вклад Бабаджаняна и в области инструментального джаза, других музыкально-театральных жанров. Им написаны мюзиклы «Дядя Багдасар», «Невеста с севера», «В горах мое сердце». Всемирное признание приобрели его виртуозные сочинения для двух роялей, созданные в соавторстве с А.Арутюняном, – «Армянская рапсодия», «Праздничная».
Великий русский советский композитор Александра Пахмутова однажды справедливо подметила: «Арно Бабаджаняна можно назвать человеком, обласканным судьбой, он жил в гармонии с самим собой в мире прекрасной музыки. Он был настолько многогранный музыкант, что мог делать абсолютно все». Да, талант его был могуч и многогранен. Примечательно и то, что формирование музыкальных интересов, предпочтений и стиля у Бабаджаняна протекало под большим воздействием русской музыки и видных выдающихся русских педагогов из Московской консерватории, которую он по классу фортепьяно с отличием в 1948 году окончил. А вообще же, музыку композитора, отличавшуюся широтой, возвышенностью, одухотворенностью, пластичностью еще в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века некоторые музыковеды отмечали как имевшую определенное родство с произведениями П.Чайковского и С.Рахманинова. Так, рассуждая о данном сходстве, А.Григорян писала: «Влияние русской классической музыки на творчество Арно Бабаджаняна связано с направлением Чайковского, Рахманинова. С Чайковским А.Бабаджаняна сближают принципы формирования, разработки тематического материала, драматургические приемы. Много сходного и с Рахманиновым: темперамент, мужественность, необъятность лирической кантилены, некоторые особенности фортепьянной фактуры (сочность аккордных изложений, преобладание крупной техники и т.д.) – все это близко творческой натуре молодого композитора.
Творчески переосмысливая благотворные влияния, с одной стороны, национальные истоки, с другой – русские классические традиции, А.Бабаджанян создал свой самобытный музыкальный стиль. Его музыка отмечена печатью таланта сильного, яркого, оригинального. Крупные достижения выдвинули его в первые ряды советского музыкального искусства».
С этим мнением трудно не согласиться. И по прошествии многих лет все более становится очевидным тот факт, что Бабаджанян был на самом деле композитором уникальным и неповторимым. Национальные армянские истоки у него переплелись и с русской музыкой, и с музыкой, представлявшей другие культуры. И такое сплетение не стало противоестественным. Нет, напротив, – оно было гармоничным, живым, дышащим свежестью и дарящим свет, тепло, радость. Потому и признание к Арно Арутюновичу пришло рано, в достаточно молодые годы. Ему не было и тридцати, когда он в середине 40-х годов уже напишет блестящую концертную пьесу на основе народной танцевальной мелодии «Вагаршапатский танец», за которую совместно с фортепьянными пьесами «Прелюдия» и «Токката» получит премию на конкурсе композиторов, проходившего в Праге на I Всемирном фестивале молодежи и студентов; а также прекрасный концерт для скрипки с оркестром «Полифоническая партита» (после редактирования и переиздания в 1956 году это произведение стало именоваться «Полифонической сонатой»), исполненный в 1949 году непревзойденным скрипачом, солистом Московской филармонии Львом Коганом в Ленинграде и Москве в сопровождении оркестра под управлением легендарного Евгения Мравинского.
А в тридцатилетнем возрасте Бабаджанян получит и официальное всесоюзное признание. В 1951 году за «Героическую балладу» для фортепиано с оркестром молодого композитора удостоят Сталинской премии третьей степени. Это произведение, повествующее о духовной красоте советской молодежи, её военных, трудовых подвигах и творчестве, получит широчайшее признание. Узнают её и за рубежом. А газета французской компартии «Юманите» о ней напишет и такие слова: «Произведение, которое можно отнести к числу самых значительных; музыка проникнута дыханием эпоса, богатством эмоций и красок, величавой красотой мелодий».
Наверное, Бабаджанян был отмечен самим провидением. Ему суждено было родиться в интеллигентной семье педагогов. И родился он 21 января, но отец, который, кстати, хорошо играл на свирели, после того, когда в этот день в 1924 году не станет В.И. Ленина, поменяет сыну в метрике дату его рождения. Не менее примечательно и то, что с самого раннего детства проявлял он музыкальные способности. Уже в 3-4 года мальчик музицировал и рос в атмосфере армянской народной музыки. А несколько позже, в детском саду, и подавно произойдет необычайное событие. Сам Бабаджанян опишет его так: «Пришел какой-то дядя, он заставил нас петь, проверял слух. Я тоже пел, выстукивал ритмы. Дядя послушал, потом сказал, что меня нужно обязательно учить музыке. Много позже я узнал, что этим «дядей» был Арам Ильич Хачатурян. Так я впервые познакомился с ним». А с 1928 года семилетний Арно начинает заниматься в группе одаренных детей при Ереванской консерватории. Он был очень успешным учеником по классу фортепиано.
Однако мальчика охватывало желание самому сочинять музыку. В девять лет он пишет «Пионерский марш», который позже, благодаря тому что его прослушает виднейший армянский поэт Е.Чаренц, бывавший в гостях у Бабаджанянов, будет издан как авторское сочинение.
Не оставлял юный Бабаджанян и исполнительства. В 1933 году он получит первую премию на республиканской олимпиаде молодых музыкантов. И выступил он тогда с такими непростыми произведениями, как IV соната Бетховена и «Рондо каприччиозо» Мендельсона. С 1936 года Бабаджанян обучался в музыкальном техникуме при Ереванской консерватории. А уже в 1938 году он переезжает в Москву и поступает на последний курс музыкального училища имени Гнесиных. Через год Бабаджанян – студент Московской консерватории, где был зачислен в класс выдающегося представителя русской пианистической школы Константина Игумнова.
Мастер был высокого мнения о своем талантливом ученике. В отзыве на Бабаджаняна, хранящегося в Союзе композиторов Армении, в 1942 году Константин Николаевич писал: «Арно Бабаджанян… редко талантливая музыкальная натура… Можно предсказать ему с уверенностью яркую артистическую будущность, при наличии условий, способствующих его музыкальному росту». Так и сложилось… А сам Арно Арутюнович, будучи человеком благородным и необычайно восприимчивым, сохранит к прозорливому и прекрасному педагогу на всю жизнь глубокое уважение и признательность.
Высокого мнения о творчестве Бабаджаняна, бывшего с 1943 года членом Союза композиторов СССР и преподававшего в 50-е годы фортепиано в Ереванской консерватории, был и великий Арам Хачатурян. «Героическую балладу» Арно Арутюновича как произведение крупной концертной формы будут справедливо называть самым интересным в армянской музыке после фортепьянного концерта самого Арама Ильича.
С годами популярность Бабаджаняна как даровитого и чрезвычайно работоспособного композитора лишь возрастала. Он создавал и крупные произведения, такие как Фортепьянное трио, фортепьянная пьеса «Каприччио», «Поэма-рапсодия» для симфонического оркестра, Соната для скрипки и фортепьяно, фортепьянная сюита «Шесть картин», так и камерные и балетные сочинения, концерты, пьесы для эстрадного концерта, ну и, конечно, песни, коих было написано действительно множество. Во второй половине пятидесятых годов прошлого столетия он переехал в Москву, где и работал, а отдыхать уезжал в родной Ереван, в котором он в конце жизненного пути и обретет последнее и вечное пристанище.
Следует сказать, что великий композитор был человеком добрым, многие советские граждане прекрасно помнили его широкую улыбку, отзывчивым, умевшим дружить. Был он разносторонним в своих интересах, да и не только музыка его интересовала. Бабаджанян искренне любил живопись и в меру возможностей пытался полотна коллекционировать. Кроме того, он очень любил футбол, этот самый массовый вид спорта его по-настоящему увлекал, бодрил, заставлял сопереживать.
До последних дней жизни Арно Арутюнович вел активный образ жизни, при этом находил силы и возможности ездить на концерты и съемки даже тогда, когда находился на лечении в больнице. Бабаджанян не представлял себе своей жизни без музыки, бывшей для него не просто любимым делом, а высоким служением, вдохновлявшим и звавшим постоянно творить, а творения эти дарить людям… Старался быть веселым, жизнерадостным, неунывающим, но болезнь оказалась сильнее – 11 ноября 1983 года сердце замечательного и непревзойденного композитора остановилась.
В вечность он ушел непростительно рано. Ему было всего 62 года и проживи он дольше, то и творений его, прекрасных, высоко художественных и лиричных, осталось бы значительно больше. Но все же, объективности ради, Бабаджанян оставил огромное наследие, ведь композитором был плодовитым, работал много и с азартом.
В своей жизни он многое повидал. Знал Бабаджанян немало выдающихся людей, творцов, видевших в нем человека неординарного, наделенного уникальным даром создавать музыкальные шедевры. Известнейший американский писатель армянского происхождения Вильям Сароян при встрече с композитором в Москве в сентябре 1960 года напишет на их совместной фотографии такие слова: «Я всегда буду помнить чудесную ночь музыки, смеха, танцев, песен и воодушевляющие чувства в московском доме великого Арно Бабаджаняна…».
Официальное признание к Бабаджаняну пришло рано. В достаточно молодом возрасте он стал удостаиваться и высоких государственных наград. После получения Сталинской премии, о которой упоминалось выше, через пять лет он станет заслуженным деятелем искусств Армянской ССР, а еще через шесть лет и народным артистом Советской Армении. В 1971 году Бабаджаняну присвоят высокое звание народного артиста СССР. Дважды (второй раз посмертно) его удостоят Государственной премии Армянской ССР. Советская власть наградит всенародно любимого композитора и высшей наградой государства – орденом Ленина. Также он награждался и орденом Трудового Красного Знамени. А в 1974 году за песню «Чертово колесо» композитор получил и первый приз на Всемирном конкурсе песни в Токио.
Бабаджаняна в действительности в народе любили. Не забыт он и в наше время. Проходят концерты его памяти, на которых, естественно, звучат произведения маэстро. Существует Фонд памяти Арно Бабаджаняна, поддерживающий молодые таланты и который возглавляет сын композитора, актер и эстрадный певец Ара Бабаджанян. Именем Бабаджаняна названа улица в Ереване. В Ереване же народному артисту в 2003 году установили оригинальный памятник. В Москве и Ереване, на домах, где жил Бабаджанян, ему установлены мемориальные доски. В честь композитора названа малая планета и самолет Аэрофлота. Проводятся музыкальные фестивали, носящие имя композитора.
Вроде, на этом следовало бы поставить точку, тем более что нет и никаких сомнений в том, что Арно Бабаджанян и его творчество продолжат дарить радость людям. Однако, думается, композитор, учившийся и долгие годы живший и, что самое главное, творивший в Москве, давным-давно достоин того, чтобы в столице России ему установили памятник… Скромный и оригинальный. Такой, какой бы в полной мере отобразил эту светлую личность, беззаветно служившую музыке, любившую людей, огромную страну, верившую в добро, любовь, справедливость, человеколюбие.
г. Симферополь
Руслан, спасибо вам за сыновью, бережную память ко всему светлому в нашем прошлом!