Александр АФАНАСЬЕВ. ЗЕМЕЛЬ МНОГО, А НЕБО ОДНО. Антагонизм или гармония?
Александр АФАНАСЬЕВ
ЗЕМЕЛЬ МНОГО, А НЕБО ОДНО
Антагонизм или гармония?
В разломном 1991 году в «новой» России вышел на экраны фильм «Небеса обетованные», как бы подводивший итоги творческой деятельности талантливого советского кинорежиссёра Эльдара Рязанова (1927-2015). Его кинокомедии и раньше создавали впечатление некоего гурманского смакования абсурдности «некоторых сторон» советской действительности. Но на этот раз режиссёр намного превзошёл самого себя и сотворил некую фантасмагорию, в которой явственно проступила идея парадоксальности человеческого бытия, полностью лишённого позитивного смысла.
Героями «комедии» стали бывшие советские граждане, выброшенные жестоким ходом исторических событий и несчастной собственной судьбой на обочину жизни. Эта «обочина» в фильме символически представлена мусорной свалкой в центре Москвы, вблизи железнодорожного вокзала. Парадокс этой, по сути, переделки пьесы Максима Горького «На дне» проявился в том, что эта жалкая кучка социальных изгоев сохранила в себе, по воле сценаристов (включая Рязанова), остатки человечности, обречённой в России и мире на трагическое заклание.
Но даже на свалке беднягам нет покоя. Против горстки людей ополчается жестокосердная социально-политическая система, озабоченная исключительно наведением порядка в столице и ни в грош не ставящая ни нравственность, ни человеческие жизни. Однако осовремененные Рязановым горьковские бароны-сатины не сдаются и ухищряются ускользнуть от преследования местных властей с помощью таинственной магической силы. На списанном в утиль ржавом паровозе они на виду у изумлённых омоновцев взлетают ввысь и растворяются в небесной сини.
Подтекст рязановской трагикомедии до вульгарности груб и безнадёжно пессимистичен. Его можно толковать примерно следующим образом: земля – зловонная клоака, загаженная до невозможности человеком; люди в своей массе недалеко ушли от зверей и иных животных; счастье возможно только на небесах, да и то неизвестно, существует ли оно там и вообще в мире. Акцент делается, по сути, исключительно на одурачивании властей и силовиков, а что будет с людьми и этим нелепым паровозом – это уже авторов фильма не интересует. Совсем не исключено, что «герои» оторваны от земли некоей нечистой силой и направляются прямиком в ад.
Развал «нерушимого» Советского Союза вызвал много вопросов относительно земли и неба не только у нас, но и на Западе. Худо-бедно, но СССР своей коммунистической доктриной и самим своим упорным существованием как бы закрывал вопрос о будущем человечества. Советские люди – коммунисты и беспартийные, романтики и скептики, – независимо от их личных убеждений и умственных воззрений, по идее, просто практически трудились ради светлого будущего страны и мира. Запад противопоставил этой нашей страстной вере собственное не менее страстное неверие. Более того, он сделал судьбоносной для себя ставку именно на опровержение коммунистической идеи. Но многие простые люди на Западе втайне завидовали нам и надеялись, что мы доведём благое дело до конца.
И вдруг всё рухнуло. Советские вожди пошли на закулисную сделку с враждебным капиталистическим Западом. Идеологи без сожалений предали коммунистическую идею. Народы мира в одночасье лишились маяка, ярко светившего издалека, и, по сути, остались без будущего. Однако Россия сравнительно легко выскочила из этой духовной катастрофы, ухватившись за спасательный круг веры в Бога, сохранившейся в тайниках народной души. Как ни парадоксально это звучит, но Запад оказался в гораздо большем проигрыше, так как все свои временные успехи он строил исключительно на скептицизме. В итоге Запад остался у разбитого корыта, лишившись позитивного смысла своего существования.
О глубине духовной трагедии интеллектуальной элиты США в конце 1990-х годов свидетельствовали два фильма – «Адвокат дьявола» (1997) и «Девятые врата» (1999). Обе кинокартины сложные, пронизаны сатанинской мистикой и свидетельствуют об отчаянных попытках творческой элиты найти осмысленный выход из образовавшегося духовного тупика. При этом в первом фильме (режиссёр Тейлор Хэкфорд) поиски смысла бытия ведутся пока ещё в рамках европейской культурной традиции, отталкиваясь от проблем, обозначенных Гёте в его классическом «Фаусте». Второй же фильм (режиссёр Роман Полански) – сугубо американский, настаивающий на собственном пути спасения, отдельном от всех.
В «Адвокате дьявола» подающий большие надежды юрист, соблазнившись заманчивыми условиями, принимает предложение о работе в некой частной фирме. И, действительно, на него сваливаются все блага капиталистического мира: роскошное жильё, престижное авто, солидное денежное вознаграждение и статусное положение в обществе. Но вскоре выясняется, что его «боссом» (актёр Аль Пачино) является не кто иной, как сам Дьявол. А вслед за этим начинает рушиться весь духовный мир героя и сам он попадает в рабскую зависимость от своего работодателя. Американского Фауста это крайне огорчает, но выйти из-под власти Мефистофеля он уже не может.
Фильм «Девятые врата», по сути, развивает ту же тему, но трактует образ Дьявола-Мефистофеля совсем по-другому. Главным героем в нём, сыгранным Джонни Деппом, является эрудированный букинист, умный, интеллигентный человек и в целом весьма приятная личность. Единственным его недостатком является любовь к деньгам. Ради выгоды он берётся за выполнение сомнительного поручения от богатого заказчика, жаждущего овладеть мистической книгой, служащей ключом к Девятым вратам, ведущим в царство Дьявола. По ходу задания герой вступает в соперничество с богачом и, победив его, получает право на вход в Девятые врата.
Главное отличие второго фильма от первой кинокартины состоит в разном подходе интеллектуальной элиты США к теме грехопадения. В «Адвокате дьявола» последнее воспринимается как тяжкое преступление личности перед самой собой и выглядит как сожаление о предательстве своих идеалов. В этом плане фильм в целом можно трактовать как намёк на протест интеллектуальной личности против унизительной зависимости американского общества от алчных богачей и как такового богатства.
В «Девятых вратах» ни сожалений, ни протестности нет и в помине. Наоборот, американский Фауст осознанно вступает на путь предательства в самом себе нравственной личности. Отбросив всякие сомнения и колебания, он всё глубже погружается в атмосферу дьявольщины и в конце сам, по сути, превращается в альтерэго Мефистофеля. При этом авторы фильма как бы объявляют конкурс номинантов на вхождение в «девятые врата» и стремятся доказать, что интеллектуалы имеют больше прав и возможностей быть полезными Дьяволу по сравнению с обладателями земных богатств.
В свете этих двух фильмов совсем по-иному предстаёт пунктир развития человечества, обозначенный американским идеологом Френсисом Фукуямой в книге «Конец истории и последний человек» (1992). История «в привычном понимании», которой автор предвещает конец, есть не что иное, как весь ход европейской цивилизации. Фукуяма противопоставляет ей либерально-демократическую буржуазную концепцию, составляющую существо новой, американской цивилизации. Её идеалом должно стать общество потребления, полностью поглощающее собой все иные тенденции, включая развитие философии и искусства.
Однако, если учесть тот факт, что европейская цивилизация начинала своё существование и развитие исключительно в качестве цивилизации христианской, то антиподная ей американская цивилизация должна трактоваться не только как явление контревропейское, но и как антихристианский феномен, а «последний человек» – как воплощённый образ Антихриста. И это вовсе не домыслы или словесная казуистика. Само по себе «идеальное» общество потребления есть некая абстракция искушения и самообмана, призванная замаскировать реальную капиталистическую действительность, базирующуюся на эксплуатации человека человеком. Мировому сообществу предлагается «морковка», полностью лишённая физического естества и реального смысла.
Но признание антихристианской направленности американской цивилизации влечёт за собой и иную, более расширенную трактовку самой сути Дьявола, обозначенной Гёте в европейской традиции образом Мефистофеля. С точки зрения здравого смысла, кроме мистической, чисто религиозной ипостаси, у феномена Дьявола есть ещё ипостась земная, исключительно реалистическая. Принимая за основу библейскую божественную формулу сотворения мира, мы должны отдавать себе отчёт также в том, что тьма и хаос, поверженные при основании мира Богом, вовсе окончательно не сдались и продолжают свою борьбу и ныне, сотворив, в свою очередь, своего яростного приверженца и защитника в лице Дьявола.
Бог и Дьявол – совершенные антагонисты, и их вечная борьба представляет собой перманентное столкновение между собой света с тьмой, порядка – с хаосом, справедливости – с произволом, добра – со злом, созидания – с разрушением. Иисус Христос своей святой жизнью, нравственным учением и непримиримой страстностью внёс свой важный корректив в толкование борьбы Бога с Дьяволом, открыв её третью ипостась. Она заключается в переносе этой сакральной битвы из космоса и природного естества в пространство человеческой души.
Грузинская пословица гласит: «Дьявола мы носим в своей душе». Она, по сути, служит развитием и важным уточнением латинской пословицы «Hic Rodos, hic salta» («Здесь Родос, здесь прыгай!»), предлагающей человеку доказывать свои успехи исключительно в данный момент и сугубо в конкретном месте. Мудрый смысл грузинской пословицы состоит в том, что дело борьбы с Дьяволом предлагается начинать именно с очистки своей души, а уже потом переносить эту битву на широкий простор земли и в необъятное космическое пространство. Это полностью согласуется с нравственническим учением Христа, предельно конкретизирующим духовный смысл и душевное поле борьбы человека с Дьяволом.
В войне на Украине сошлись в едином комплексе все три фактора сражения с дьявольщиной – небесный, земной и душевный. Нет сомнения в том, что в небесном плане Бог не может не стоять на стороне российских воинов, защищающих не только своё Отечество, но также все позитивные божественные ценности. В земном отношении здесь вступили в бой между собой правда и кривда, стойкая справедливость и агрессивный нахрап, братская солидарность и нацистский эгоизм. Душевный аспект здесь представлен, с одной стороны, мужеством и отвагой российских воинов, а с другой – духом заклания и обречённости «пушечного мяса», приносимого в жертву заокеанским интересам.
Напластование арабо-израильского противостояния на российско-украинский конфликт позволяет, путём сравнения, выявить общность и разницу в том и другом. Израиль, безоговорочно поддержанный США, подобно Украине, натравливаемой Штатами на войну с Россией, заявляет себя жертвой палестинской «агрессии». Но в обоих случаях выступления россиян и палестинцев были спровоцированы нагнетаемой враждебностью противоположной стороны и являются в своей сути оборонительными действиями. Это то, что касается общности.
Разница тоже вполне очевидна, и она раскрывается в характере и методах ведения боевых действий там и здесь. Подталкиваемый Штатами, мстящими исламскому миру за события 11 сентября 2001 года, Израиль поставил перед собой цель полного уничтожения противника и действует методами, по сути, террористического устрашения всего ближневосточного региона, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. Россия же, не угрожая никому другому, по сути, осуществляет защиту Новороссии и России от террористических нападок киевского режима, покровительствующего нацизму и поддержанного всем западным миром.
В связи с этим уместно напомнить, что обвиняемая Западом во всех смертных грехах «путинская Россия», помимо честности и порядочности в соблюдении всех письменных договоров и устных договорённостей, на протяжении 23 лет своего существования не дала ни одного повода для её обвинения в терроризме или намеренном насилии. И это при том, что Запад не гнушается никакими гнусностями и подлостями, применяя по отношению к нашей стране и нашему народу стратегию и тактику насильственного удушения и полного уничтожения.
Стратегической целью России является стремление содействовать всеми доступными средствами гармонии земли и неба как единого целого. Соборность и человеколюбие представляют главное кредо Русской православной церкви, а оно, в свою очередь, проецируется в социальное единство и позитивистский гуманизм, к которым веками стремился русский народ и которые были заложены у истоков Руси догматами Русской правды Ярослава Мудрого.
Обуянный алчностью и подбадриваемый идеей мирового господства Запад, напротив, жаждет посеять непримиримую вражду между небом и землёй, столкнуть их лбами и оторвать друг от друга. Это и есть главная цель сил тьмы и хаоса, олицетворяемых так называемым Дьяволом, щедро разбрасывающим по земле семена вражды и разрушения. Борьба Бога и Дьявола вечна, и именно в этом состоит диалектика существования земного мира и богоподобного человечества.
Блоковские слова «и вечный бой, покой нам только снится» обнажают именно этот главный нерв человеческого бытия на земле. И в нём нет никакой трагедии, ибо в этом-то и состоит главный закон диалектики, утаённый Гегелем, но представляющий те самые главные единство и борьбу противоположностей, заложенную во взаимоотношениях Неба и Земли.
В Библии сказано: «Все народы под всем небом» (Втор. IV, 19). Это означает, что и небо у всех людей общее, и земля у нас одна. Нам нечего делить и не из-за чего враждовать. И доколе мы будем хранить благого Бога в своей душе, никакой злой Дьявол нам не страшен.
Спасибо большое автору. Слава Богу, что я не один так думаю. Добавлю, что развал СССР был запланирован, аккурат, к 50-летию начала Великой Отечественной войны. Дождались, когда ушло (большинство) из поколения победителей. На смену поколению победителей пришло поколение и время потребителей. Точнее ,их можно назвать американдеры. Они одеты по-американски, говорят по-американски, рассуждают по-американски, слушают песни американские, отмечают праздники американские, живут и едят по-американски. Полным ходом пошла американизация России. Россия заживёт, когда с Богом помирится... Без Америки...