ДАЛЁКОЕ - БЛИЗКОЕ / Анатолий ГОЛОВКИН. ОТКУДА РУСЬ ПОШЛА? Четыре очага русской государственности
Анатолий ГОЛОВКИН

Анатолий ГОЛОВКИН. ОТКУДА РУСЬ ПОШЛА? Четыре очага русской государственности

 

Анатолий ГОЛОВКИН

ОТКУДА РУСЬ ПОШЛА?

Четыре очага русской государственности

 

До настоящего времени российские ученые-историки принижают норманскую теорию происхождения древнерусского государства, хотя толком не могут объяснить, откуда пошло слово «Русь». Имеющиеся исторические записки, скандинавские саги, летописи разных стран подтверждают эту теорию рождения Руси, как основную. К норманской теории происхождения Руси склонялись русские историки Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев, а также ученые-составители карты-таблицы «Тысячелетие России 862-1862 годы», которую представили императору Александру II в 1862 году.

Из русских, византийских летописей, скандинавских саг и других памятников истории известно, что русская нация постепенно начала формироваться к концу IX века из трех составляющих: финских племен – аборигенов, пришедших к ним на Европейскую равнину славян и шведов-варягов. Финские племена до образования Русского государства проживали на территории Европейской равнины от Балтийского моря и Ладожского озера до Волги и Оки более 10 тысяч лет. Нет никаких свидетельств о том, что здесь до них проживали какие-то другие народы.

Работая над текстом, я исходил из того, что длительное время русская литература являлась не самостоятельной, а была переводной с других источников. Русские монахи и другие летописцы переводили на славянский язык записки арабских путешественников, византийские хроники, скандинавские саги, латинские документальные акты и другие документы иностранных авторов, притом через три-четыре века после их появления. Переводы иностранных текстов означали передачу русскими летописцами своими словами чужих, а не своих мыслей.

Одни переводы были верными, а другие – довольно свободными, если переводивший текст летописец не до конца понимал суть подлинника и мог допускать ошибки при переводе. Поэтому я сравнивал русские летописи с зарубежными первоисточниками, к которым имел доступ, благодаря помощи финских и венгерских исследователей, чтобы ошибок в тексте было как можно меньше.

 

Финно-угорские племена

До прихода славян всю Европейскую равнину заселяли финские племена: весь – от верхней Волги и Мологи до Белого моря, меря – на Волге и Медведице. Мурома жила на Оке при впадении в Волгу, мещера и мордва на юго-востоке от мери, ливы жили в Ливонии, где сейчас живут латыши, печора на реке Печоре. От Вычегды, Сысоли и Выми до берегов реки Камы – пермь, это предки нынешних зырян, самоназвание которых коми. Эсты и сетгола (сету) жили вокруг озера, которое славяне назвали Чудским.     

В VII веке по берегам Финского залива и Приладожья жили племена: сумь, емь, водь, эсты и ливы, корела и ижора. От Ладожского озера и до Оки расселялись финские племена: весь, ладожане, меря, мурома, мари (черемисы), мордва, пермь (коми), печора, сетголы. Севернее и восточнее них – лопари (саамы), ненцы (самоеды), ханты и манси, то есть не менее двадцати финно-угорских племен. В начале VΙΙΙ века племя весь построило крепость Alodejoki (Нижняя река) на берегу Волхова вблизи Ладожского озера, а также поселения Каксили (второе) и Колме (третье). Центром племени мурома тогда был город Муром, центром племени меря – город Ростов Великий.

Сведения о финно-угорских племенах имеются лишь в русских летописях, скандинавских сагах и византийских хрониках. Эти немногие сведения скупы, так как все эти племена не имели своей письменности. Финно-угорские народы стали появляться на исторической арене лишь в эпоху средневековья, которая охватывает период с 600 по 1500 годы. В книгах по мировой истории авторы указывают, что до Х века нашей эры на территории от северных морей до рек Волги и Оки проживали финно-угорские таежные племена охотников и собирателей.

Римский исследователь Корнелий Тацит в 98 году нашей эры писал: «Финны отличаются чрезвычайной дикостью и живут в ужасающей бедности. У них нет ни оружия, ни лошадей, ни постоянных жилищ. Они едят траву и коренья, одеваются в звериные шкуры, спят на голой земле. Единственным их оружием являются стрелы, которые они, ввиду отсутствия железа, заостряют костяными наконечниками. Как мужчины, так и женщины живут охотой, ибо последние всюду сопровождают первых и требуют своей доли добычи. У них нет другого крова, кроме шалаша из ветвей. В него они прячут своих детей от диких зверей и непогоды. Там же живут старики и отдыхают женщины. Но такую жизнь они считают вполне счастливой – они не хотят ходить за плугом, уставать за работой дома, копить богатство и сторожить его. Не заботясь ни о людях, ни о богах, они наслаждаются высоким благом – отсутствием желаний».

История народов, проживавших на территории нынешней Финляндии, берегах Финского залива и Приладожья, начинает проясняться лишь со средины VΙΙΙ века на основе шведских летописей. Из шведских и русских летописей можно узнать, что племя весь к тому времени построило поселение Белоозеро на южном берегу Белого озера и Ладогу на южном берегу Ладожского озера. До этого, в начале VIII века, весяне построили три города: Alodejoki (Алодейоки), Каксили (второй) и Колмагаард (третий город), позднее захваченные у них варягами.

 

Варяги

Через Ботнический залив от финно-угорских племен, на Скандинавском полуострове проживали урмане (норвежцы), свеи (шведы) и готы. Жители Швеции обрабатывали скудную северную землю, били зверя на одежду и пропитание, ловили рыбу, население начинало постепенно расти. В разраставшихся шведских семьях по обычаю в отцовском доме оставалась семья старшего сына. Другие его братья не получали ничего, кроме меча и топора. Они с детства готовились к тому, что будут добывать себе пропитание оружием.

Собираясь с такими же бездомными в небольшие дружины, они избирали себе конунга-вождя и пускались на лодках в набеги к соседям. Шведы с яростью нападали на жителей других территорий, следуя скандинавскому закону: «Один на один должен нападать, против двух защищаться, трем не уступать, только от четырех можно бежать».

Сначала шведы ходили на лодках вдоль берегов Финского залива и Ладожского озера, грабя проживавшие финские племена. Этих шведов-захватчиков финское племя весь называло словом «varaha» (вараха), то есть «чужие». Пришедшие позднее сюда славяне трактовали это слово по-своему, называя пришедших шведов «варягами». Не надо их путать с викингами – жителями Дании, Норвегии и приграничных к ним шведов, которые осваивали путь не на восток, а на запад.

До прихода на север Европейской равнины, в Приладожье и верховья Волги с притоками славян шведы-варяги господствовали над проживавшими финскими племенами: весью, мерей, эстами, сетголами, водью, ливами и ладожанами. Варяги грабили также литву, зимоголов, летголов, корсь, ятвягов и гольдов, чьи племена позднее объединились в литовский народ.

В 753 году варяги захватили у племени весь крепость Alodejoki (Нижняя река), назвав ее Альдейгоборг, где оставалась сильная военная дружина. Поселение Альдейгоборг (теперь Старая Ладога) на южном берегу Ладоги было их центром более 100 лет, до перевода престольного города отсюда в Новгород Рюриком в 866 году.

В средине VIII века варяги захватили у финского племени весь кроме города Alodejoki (Нижняя река) также поселения Каксили (kaksi – второй), на месте которого позднее возник город Корела, и Колмагард (kolme – третий). Варяги называли захваченные города по-своему: Альдейгоборг (ныне Старая Ладога), Кексгольм (ныне Приозерск Ленинградской области) и Холмгаард (возле нынешнего Великого Новгорода).

Одни варяги с богатством возвращались из Приладожья на материковую родину, а другие оседали на берегах Финского залива и Ладоги навсегда. Об этом свидетельствуют поминальные камни с руническими надписями, установленные в разных местах материковой Швеции.

«Руна велела сделать памятник по Спяльбуду, своему супругу. Он умер в Холмгаарде в церкви святого Олова»;

«Торетейн сделал памятник по Эринмунду, своему сыну, и приобрел этот хутор и нажил богатство на востоке в Гардах (на Руси)»;

«Гертруда воздвигла этот камень по своему сыну Смиду, доброму воину. Его брат Халльвинд живет в Гардах (на Руси)».

В Упланде насчитывается 53 рунических камня, 42 из них сообщают о походах шведов на восток и юг. Надписи на трех камнях говорят о Гардах (Руси), на 18 – о Византии.

Материковые шведы называли земли на побережье Финского залива и в Приладожье «Гардами» (Русью) или «Гардарикой» (Русской землей). Так постепенно произошло разделение шведов-норманнов, живущих за морем и шведов-руссов, проживавших в Приладожье вместе с финскими племенами и пришедшими сюда с берегов Дуная славянами.

Русские летописи, в том числе и «Повесть временных лет» отличали шведов от готов и варягов-руссов. Шведский летописец Петр Дикман писал: «Гардарика (Русская земля) лежит между Ладожским и Чудским озерами, в которой главный город Альдейгоборг».   

 

Путь «Из варяг в греки»

Начиная с VI века на юге, по берегам Черного моря господствовала Византия, в её столице Константинополе сходились многие торговые пути. Сюда доставляли товары со всех концов света долгими речными, морскими и караванными путями.

Во второй половине VII века варяги-руссы с берегов Финского залива и Ладоги устремились по рекам Волхов, Ловать, Западная Двина и Днепр к югу, грабя проживавших на их пути финские племена весь, нарову, эстов, сетголов, мерю, мурому, а также пришедшие сюда славянские племена. Собираясь в небольшие дружины до 20 человек, идя на лодках по рекам, варяги останавливались там, где указывал вождь-конунг. Часть варяжской дружины оставалась охранять лодки, а другие шли грабить местных жителей, забирая с собой одежду, продукты, оружие и жен.

К началу VIII века варяги добрались до Византии, называя себя там «руссами», хотя тогда не было ни такой страны, ни такого народа. К этому времени они носили данное им финскими племенами имя уже около 100 лет. Греческий летописец писал, что пришельцы, покорившие обитателей Финского залива и Приладожья, называли себя «руссами».

В Византию с востока везли шелка, парчу, золото, медь, пряности, благовония и предметы роскоши. Варяги везли дорогие меха, воск, мед, зерно и самый дорогой товар – рабов. Первые сообщения о рабах из Прибалтики, преимущественно о финнах, балтах и славянах относятся ко времени правления арабского халифа в Кордове Омайяда-ал-Хакима I в 796-822 годах.

Прибалтийских рабов, привезенных варягами в Византию, покупали арабские халифы Испании, Северной Африки и Средней Азии. Юношей брали для службы в охране халифа, их использовали в домашнем хозяйстве и на галерах, а девушек направляли в гаремы.

Варяги привозили пленных финнов и славян также в Швецию, об этом подробно повествует исландская «Сага о людях из Лаксдаля», написанная в Х веке. Варяг по имени Гилли Русский привез в западную Швецию 12 молодых девушек и продавал их богатым шведским конунгам, исландцам и норвежцам по цене от одной до трех мерок серебра.

По землям от Балтийского до Черного морей варяги освоили два основных пути «Из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию). Первый их путь пролегал от шведских городов Сигтуна и Бирке через Варяжское (Балтийское) море, Финский залив по реке Неве к Ладожскому озеру. Оттуда путь шел по реке Волхов, озеру Ильмень на реку Ловать, потом на Западную Двину и Днепр до Черного моря, а по нему до Византии. Придя к устью Днепра, варяги шли на лодках вдоль западного побережья Черного моря к устью Днестра, затем – к устью Дуная и далее вдоль болгарских берегов в Константинополь.

Второй путь шел от тех же шведских городов через Балтийское море, остров Готланд, Рижский залив по реке Западная Двина тем же путем на Днепр и далее до Черного моря. Выгодно расположенный остров Готланд, названный по имени готов, был центром торговли на Балтике. По найденным там монетам можно судить, что шведы тогда торговали с арабами, французами, англосаксами и византийцами.

Начиная со второй половины VΙΙ века и до конца VΙΙΙ века, шведские варяги на самых важных переходах и волоках торгового пути «Из варяг в греки» захватывали у финских племен или строили свои поселения.

В VΙΙΙ веке на торговом пути варяги захватили у финских племен поселения Альдейгоборг (Старая Ладога), Холмгаард (Новгород), Алабор (Олонец), построили поселения: Милиниск (Смоленск), Полотеск (Полоцк), Киев. Все эти города и поселения упомянуты в скандинавских сагах. В этих поселениях можно было укрыться во время нападения финских аборигенов, пытавшихся вернуть себе награбленное варягами и отбить пленников. В них они останавливались на отдых и хранили награбленное богатство, позднее часть варягов оставалось постоянно проживать в этих поселениях. В Холмгаарде еще до прихода славян варяги-руссы построили христианскую церковь святого Олова.

Торговый путь «Из варяг в греки» был первоначальной областью будущего Русского государства. Он стал началом многих последующих отношений между людьми севера и юга, между Древней Русью и Византией: экономических, культурных, образовательных, дипломатических.

 

Славяне

Великое переселение народов в Европе происходило с VΙΙ по ΙХ век нашей эры. Территория нынешней Венгрии была заселена тогда славянскими племенами, которые пошли на Европейскую равнину в VΙ веке. На берегах Дуная из славянских племен остались одни болгары, которые никуда не переселились. В ΙХ веке на Дунай, где раньше жили ушедшие славяне, с берегов Енисея и Оби пришли угры или мадьяры (венгры).

Двигаясь с берегов Дуная на северо-восток, славяне к началу IX века постепенно заселились по берегам Днепра, Ловати, Западной Двины, вышли к озеру Ильмень и Волхову. К берегам Ладоги одно славянское племя привел еще в первой половине VII века их вождь Вандал. Далее в первоисточниках имена славянских вождей теряются вплоть до девятого по счету их вождя Буривого, который правил с 790 года.

В то время, по легенде, один отважный славянин по имени Буривой со своей дружиной сражался с варягами. В одной из битв на реке Кюми, которая течет с севера на юг и впадает в Финский залив, славянский вождь Буривой был побежден. С остатками своей дружины, преодолев по непроходимым лесам и болотам более 200 километров, он бежал в Биармию и укрылся на острове. (Я не исключаю, что это был Спасский остров, на котором находился город Каксила, построенный представителями племени весь, с того времени остров и получил свое название.) Буривой вместе с семьей остался жить в этом городе, здесь у него родился сын Гостомысл.

С 815 до 854 года варягами (россами) в Альдейгоборге правил Эрик Эмундов сын. В те же годы вождем славян был Буривой, а затем его сын Гостомысл. Территория легендарной тогда страны Биармия (Оленья земля) располагалась на обширной территории между Ладожским и Онежским озерами, Белым морем и до берегов Северной Двины.

По утверждению историка В.Н. Татищева, разные исследователи по-разному определяли территорию Биармии. Одни считали её от Финского залива и Ладожского озера с захватом всей Карелии, части Лапландии и Помории, другие – только Карелию. Третьи исследователи – от племен емь и сумь (финляндцев) до двинян, зырян, печоры или самоедов до перми. В переводе на нынешнюю территорию – это Финляндия, Карелия, Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская области, Республика Коми и Ненецкий автономный округ.

В 820 году жители Новгорода призвали сына Буривоя Гостомысла, 790 года рождения, быть их старейшиной. Чтобы жить в мире и согласии с варягами, первый выборный предводитель новгородских славян посадник Гостомысл в конце 820-х годов выдал свою среднюю дочь Умилу замуж за богатого шведа-варяга Людбрата в Альдейгоборг. Гостомысл имел четыре сына и трёх дочерей, сыновья погибли или умерли, не оставив наследства.

В 830-м году у Умилы и Людбрата родился сын Рюрик, который, став взрослым, женился на Урманской (норманнской) княжне Ефанде, рожденной в Альдейгоборге (теперь Старая Ладога) на южном берегу Ладожского озера, захваченном у весян еще в 753 году, где они построили себе дворец. Урманский князь Хельге, 855 года рождения, доводился родным братом жене Рюрика Ефанде.

О приходе славян на Европейскую равнину в русских летописях сказано: «Спустя много времени сели славяне на Дунае, где ныне земля Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись они по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели.

Одни, придя, сели на реке Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты, сербы и хоружане. Когда волохи напали на славян на дунайских и поселились среди них, и притеснили их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи – лутичи, иные – мазовшане, иные – поморяне.

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах. А еще другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами. Иные сели на Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину, и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем «славяне» и построили город и назвали его Новгородом.

А другие сели на Десне и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ».

Встречи пришедших на Европейскую равнину с берегов Дуная славян с финским племенем весь в IX веке носили, в основном, мирный характер. Это племя, как и другие финские племена, не имело своей письменности, не писало летописей, не отнимало чужих земель, но часто уступало свои земли захватчикам. Как проходила колонизация земель славянами, можно судить только по русским летописям. Ни в русских письменных памятниках, ни в народных преданиях русских нет воспоминаний об упорной и повсеместной борьбе пришельцев с местными обитателями.

Мирный характер колонизации славянами земель, заселенных финно-угорскими племенами, обусловлен разными целями этих племен. Основными целями славянских племен были занятия земледелием и скотоводством. Поэтому они искали земельные участки, свободные от леса. Основными целями финно-угорских племен были занятия охотой и рыболовством, для них основа жизни – лес, а не безлесное пространство. Сам характер финских народов содействовал мирному сближению обеих сторон. Письменные памятники греческих, германских и римских путешественников свидетельствуют о племени весь как диком и бедном, не знающем домов и боевого оружия.

Русские переселенцы не вторгались в край финнов крупными массами, а занимали обширные промежутки, которые оставались между разбросанными среди болот и лесов финскими селениями. Поэтому финские и русские названия сел, рек, озер идут не сплошными полосами, а вперемешку, чередуясь между собой.

   

Призвание Рюрика в Новгород

По свидетельству русских летописей, новгородский правитель Гостомысл (790-860) перед своей смертью созвал старейшин от славян, руси (варягов), чуди, веси, мери, кривич и дрегович, и завещал старейшинам призвать на княжение в Новгород его внука Рюрика. Из летописей известно, что варяги в очередной раз пришли в уже построенный Новгород в 862 году за податью, тогда их прогнали оттуда, не уплатив подати, но уже в том же 862 году Рюрик княжил в Новгороде.

В русских летописях сказано, что вместе со славянами посольство к варягам-русам с призванием их на свою землю в 862 году отправили финские племена «весь» и «чудь». Племя весь вместе с другими финскими племенами, проживавшими на Европейской равнине (меря, мурома, черемиса, мещера, мордва, ливы, нарова, емь, пермь, югра, печора), со временем значительно пополнило ряды славян, создав великорусское государство.

О призвании славянами варягов править в Новгороде и других городах русские летописцы из одной летописи в другую писали следующее: «В 862 году изгнали варягов за море и не стали им давать дани, и начали сами собой править, и не было правды, и восстал род на род, и были усобицы, и начали воевать друг с другом. И сказали сами себе: поищем себе князя, который бы владел нами и судил по правде. И пошли за море к варягам. Вызвались же из варягов три брата с родами своими. Старший, Рюрик, сел в Новгороде, второй, Синеус, на Белоозере, третий, Трувор, в Изборске. После же двух лет умерли Синеус и Трувор, и принял власть один Рюрик, и раздал города мужам своим. И было у него два мужа, Аскольд и Дир, и попросились они идти в Царьград с родом своим, и поселились в Киеве, и начали владеть полянскою землею».

Новгородцы на вече предложили выполнить завещание Гостомысла и призвать из Альдейгоборга его внука Рюрика на княжение в Новгород. В тот же год, 21 сентября, Рюрик прибыл в Новгород один, без каких-либо братьев. Русские летописцы, очевидно, неправильно перевели иностранный текст, где писали, что Рюрик пришел на землю финнов и славян с «sinehusom» (своим домом) и «truvorom» (верной дружиной).

Доказательствами этого утверждения служат факты, что в Изборске тогда княжил Вадим, внук Гостомысла от старшей дочери, до своей гибели в 863 году. Город Белоозеро, где, якобы, правил Синеус, Рюрик с дружиной завоевал позднее, в 864 году. В скандинавских сагах достаточно упоминаний о Гардах (Руси), Гардарике (русской земле), руссах, Рюрике, но пока не найдено ни одного слова о его братьях Труворе и Синеусе.

Владея торговым путем «Из варяг в греки», имея сильные дружины, варяги-руссы покорили славянские земли в экономическом и политическом отношении. Это практически было не призвание со стороны славян, чтобы варяги «володели» ими, а внешняя экспансия с их стороны. В 863 году другой внук Гостомысла Вадим Храбрый поднял новгородцев на бунт против Рюрика. Вадим как сын старшей дочери Гостомысла, князь изборский, по старшинству матери должен быть наследником престола в Новгороде. Рюрик с дружиной подавил бунт, казнил Вадима, многие его сторонники бежали на юг в Киев.

Окруженный многочисленной варяжской дружиной, в 866 году Рюрик навсегда оставил свой город Альдейгоборг и стал во главе Новгородского княжества. Земли от Ладоги до Новгорода стали называться Русью по имени варягов-руссов. В 864 году Рюрик с помощью своей сильной варяжской дружины завоевал земли вокруг Изборска до Чудского озера, город Полоцк, а также центр племени весь – Белоозеро, центр племени меря Ростов, центр племени мурома – Муром, которые распределил среди соплеменников своего рода.

Недовольные распределением Рюриком новых земель варяги Аскольд и Дир в том же году вместе со своими дружинами пошли в знакомый им Константинополь. На пути они остановились в Киеве, который платил дань хазарам, и стали первыми киевскими князьями, позднее к ним присоединилось много варягов из Новгорода.

Когда новгородцы «призвали» Рюрика, уже пятое поколение шведов-варягов проживало не на материковой Швеции, а на землях финских племен и пришедших сюда славян. Когда же Рюрик и его потомки стали управлять этими землями, произошел их дальнейший разрыв с материковой Швецией. Шведские и норвежские короли выдавали своих дочерей за русских вождей (варягов), и сами женились на их дочерях. Из скандинавских саг известно, что, например, шведский король Галдан ездил в Гардарику (Русскую землю) и женился на дочери местного варяжского вождя Энвинда.

Участие шведов-варягов в начальном периоде становления Русского государства не должно вызывать никакого сомнения. Варяги соединили под одну власть северные славянские и финские племена. Но надо помнить о том, что сильные, сплоченные, хорошо вооруженные варяжские дружины были незначительны по населению древнего Русского государства, основу которого составляли славянские и финские племена.

Рюрик правил сначала на Ладоге, он не был призван «из-за моря», а захватил в 862 году власть в Новгороде, воспользовавшись внутриусобицами. Хорошо вооруженные, хотя и малочисленные варяжские дружины диктовали условия жизни для финских и славянских племен. Варяги женились на славянках, весянках, представительницах других финских племен, со временем их внуки и правнуки становились уже не шведами-варягами, а русскими в славянском понимании этого слова. Многие представители финских племен, оставшиеся жить среди славян, со временем также ассимилировали с ними, и становились русскими.

Русский язык со временем не сохранил слов варяжского происхождения, одновременно включив в себя множество слов славянского и финского происхождения.

 

Название «Русь»

Название нашей страны «Русь» произошло от того, что правители-варяги были родом из Швеции, которую финские племена, населявшие территории от Ладоги и Белого озера до реки Оки, называли словом «Ruotsi» (Руотсы), а шведов – словом «руочи». Вот поэтому название нашего государства Русь произошло от финского произношения слова «Швеция», которое часто повторяли проживавшие финны, с постепенной потерей некоторых букв. Тогда финские племена, как и сейчас, говорили дифтонгами, то есть сочетанием двух гласных звуков, а шведы-варяги говорили на древнем шведском языке без дифтонгов.

Те из них, которые оторвались от материковой Швеции и проживали по южным берегам Варяжского (Балтийского) моря и Ладоги, со временем тоже стали называть себя «руссами» или «россами», а место проживания – «Русь». Таким образом, шведы-варяги приняли то имя, которое им дали оседлые финские племена-аборигены. Это не было исключением в истории, так случалось и с другими народами, пришедшими на чужие земли – германцами, франками, саксонцами.

Известно, что в 839 году варяги были в Константинополе, где заключили мирный договор с Византией, они говорили тогда, что принадлежат к народу шведскому, но называют себя «руссами», их предводителя зовут Гаконом. Таким образом, не подлежит сомнению факт, что в 839 году один из шведских народов называл себя «руссами».

К тому времени варягов уже более века финские племена называли «руотсы», и они постепенно привыкли к этому слову. Поэтому в греческих письменных памятниках они известны как «русь», начиная с 839 года, через сто с лишним лет, как получили это название от финских племен.

Со средины VΙΙΙ века и до 862 года «Русь» была сначала финно-варяжской территорией. Захватив земли проживания финских племен вдоль важных речных путей, завоевав или построив на этих землях свои поселения, варяги-руссы считали эту территорию своей вотчиной. Называя себя «русью», в отличие от материковых шведов, они относили себя к такому же постоянному населению южных берегов Варяжского (Балтийского) моря и Приладожья, как и здешние финские племена.

Русью первоначально была названа территория, сейчас находящаяся частично в Ленинградской, Новгородской, Псковской области и Эстонии. После 864 года эта территория расширилась до Белоозера, рек Западная Двина, Молога и Ока. Первоначальную Русь с запада, севера и востока окружали финские племена. В те же годы варяжские князья Аскольд и Дир основали вторую территорию вокруг Киева, также назвав её Русью.

В Х веке «руссами», кроме шведов-варягов, себя называли почти все славянские племена от Балтийского моря до нижнего течения Днепра, кроме дреговичей, радимичей, тиверцев, уличей и вятичей.

Дреговичи жили по северным берегам реки Припяти и её притоков, радимичи – между Днепром и Десной, вятичи – в верховьях Оки, тиверцы – на берегах Прута, уличи – между Южным Бугом и Днепром в их нижнем течении.

Из тринадцати славянских племенных союзов, вошедших к ХΙΙ веку в состав русского государства (поляне, древляне, дреговичи, полочане, словене, кривичи, северяне, волыняне, радимичи, вятичи, уличи, тиверцы и дулебы), для названия своего государства славяне не выбрали ни одного. Все они стали называть себя по имени шведов-варягов «русами», а государство – Русь.

 

Очаги русской государственности                                

Первоначальный период истории Руси с 862 по 1236 годы до нашествия монголо-татар можно считать временем формирования русской нации и образования первых очагов государственности при раздробленности княжеств. Начиная от Рюрика, русские князья приводили на Русь варягов, которые считали себя независимыми людьми. Они шли сюда властвовать над финскими и славянскими племенами. Первые варяжские князья Рюрик, Хельге (Олег), Ингвар (Игорь) да и Святослав, вели себя не как хозяева своей земли, а как пришельцы-захватчики.

Шведы-варяги основали два первых самостоятельных русских княжества: Рюрик – Новгородское княжество на севере, Аскольд и Дир – Киевское княжество на юге. Так зарождалось русское государство с двумя великими княжескими престолами в Великом Новгороде и Киеве. Рюрик управлял Новгородом 17 лет, за два года до смерти у него родился сын Ингвар (по другим летописям Ингварь, Ингорь). За сына Ингвара Рюрик подарил жене Ефанде землю Ижоры или Ингрии.

Новгород и Киев отделяли дикие леса и степи. Новгород платил дань варягам, Киев – хазарам. Жители Новгорода каждый год собирали по 300 гривен серебра и платили сначала Рюрику, потом его шурину Хельге.

После смерти Рюрика в 879 году новгородскими землями стал управлять шурин Рюрика Хельге. Он начал свое правление объездом вместе со своей дружиной славянских земель, вовлекая в свои дружины для похода много славян, кривичей, веси, мери и води. С помощью сильной дружины Хельге в 880 году захватил Смоленск у кривичей и пошел по Днепру к Киеву. Там он послал гонцов к Аскольду и Диру сказать, что варяжские купцы, идущие в Грецию, хотят их видеть. Аскольд и Дир, не подозревая обмана, пришли на берег Днепра, где были убиты. Хельге вошел в Киев, жители которого под страхом смерти признали его законным государем.

В 882 году варяжский князь Хельге перевел столицу из Новгорода в Киев и стал называться славянским именем Олег, а Ингвара стали называть Игорем. В последующие два года Олег освободил от хазар северян на территории нынешней Черниговской области, завоевал радимичей в нынешней Витебской области, а также древлян. К 885 году Олег соединил воедино все земли от Новгорода до Киева. Надо помнить, что тогда не было территорий, сплошь заселенных людьми, леса и степи разделяли селения, построенные на берегах рек и озер.

До прихода варяжского князя Хельге в Киев местные жители назывались поляне, а при нем стали называться руссами, как и в первоначальной Руси от Ладоги до Новгорода. Со временем потеряли свои первоначальные имена и другие славянские народы.

Сын Рюрика Ингвар (Игорь) в 904 году обратил внимание на девушку – весянку из Выбужской веси. Она родилась и жила в деревне Выбуты, что на реке Великой в 12 км выше Пскова, в семье перевозчика. Имени этой девушки русский летописец не указал, по другим источникам её звали Прекраса, в том же году она вышла замуж за Игоря, ей было 20 лет, Игорю – 27 лет. Женившись на ней, в знак уважения к своему дяде Олегу, воспитавшему его, Игорь назвал жену Ольговой девой или Ольгой. Так простая весянка в истории стала известна как святая Ольга.

К концу Х века образовалось четыре основных очага будущего Русского государства. Все эти очаги русской государственности были разрозненными, разделенными на отдельные княжества, нередко враждовавшие друг с другом. О какой-либо взаимопомощи и сплоченности для защиты от врагов не могло быть и речи.

Основой формирования территории русской государственности вокруг Новгорода до Балтийского моря и Ладоги стали славянские племена словене, кривичи и полочане, финские племена весь, водь, ижора и ладожане, а также боевые дружины шведов-варягов.

Очагом формирования государственности от города Ростова до Белоозера были завоеванные шведами-варягами территории проживания финских племен весь, меря и мурома. Племя меря тогда проживало по берегам рек Волга в верхнем течении, Медведицы, Клязьмы и озера Неро. Племя мурома обитало на берегах Оки в её нижнем течении, граничило на севере с мерей, на востоке и юге – мордвою, на западе – мещерой. В ХΙΙΙ веке племена меря и мурома полностью обрусели.

Вокруг Киева объединились славянские племена древлян, полян и северян. Древляне закрепились на территории нынешнего украинского Полесья, в основном – Житомирской и Киевской областях. Поляне расселились на правом берегу Днепра в его среднем течении. Северяне заняли территорию нынешних Брянской, Курской и Белгородской областей России, а также Черниговской и Сумской областей Украины. Южнее киевских земель была степь до самой Тавриды и Кавказских гор.

Четвертый очаг русской государственности вокруг Волыни сформировали волыняне, которых до ХΙ века называли «бужанами», и дулебы. Киевский князь Владимир в 982 году захватил польские города Червень вблизи Хелма, Перемышль и другие, которые с тех пор стали русскими городами. В 988 году он посадил на княжение во Владимире-Волынском своего сына Всеволода, образовав Волынское княжество. В западной части княжества проживало славянское племя дулебов.

С того времени Галичское и Волынское княжества длительное время до 1213 года находились в составе Русского государства. В 1213-1214 годах они были завоеваны Венгрией, его удельным князем стал сын венгерского короля Коломан. В 1214 году жители Галичского и Волынского княжеств были крещены в католичество, а через три года выгнали оттуда всех православных священников и епископов, церкви преобразовали в костёлы.

В 1218 году новгородский князь Мстислав Мстиславович Удалой отбил Галич у венгров, но ненадолго. В 1263 году Галичское княжество перешло к Венгрии, от неё – к Польше, таким образом один из очагов русской государственности Русь потеряла.

Русскими тогда ещё не были завоеваны финские племена: эсты, сетголы (сету), водь, ливы, ижора и корела. В состав русского государства ещё не входили угорские племена – мари (черемисы), мордва, пермь (коми), печора, ненцы (самоеды), югра (ханты и манси).

Нужно отметить, что большинство финских племен сохранились до наших дней под своими именами, в то время как ни одно из славянских племен под своим именем не сохранилось.

г.Тверь

 

Комментарии