ИНФОРМАЦИЯ / Михаил ПОПОВ. «ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ!». Обзор журнала «Двина» №4/2023
Михаил К. ПОПОВ

Михаил ПОПОВ. «ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ!». Обзор журнала «Двина» №4/2023

 

Михаил ПОПОВ, главный редактор журнала «Двина»

«ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ!»

Обзор журнала «Двина» №4/2023

 

Этот выпуск мы затеяли ещё в конце весны, чтобы тщательно подготовиться, сделать номер насыщенным и выпустить его дополнительным тиражом, адресованным на Донбасс и в зону боевых действий.

Девиз журнала «Поостри сердце мужеством» – строка из «Слова о полку Игореве», иллюстрация к которому венчает обложку.

В основе номера – проза, поэзия и публицистика. Здесь новое и избранное «Двины». Авторы – классики русской словесности, известные писатели наших дней и совсем молодые литераторы. Некоторые произведения написаны по заказу редактора и потому помечены знаком «Специально для «Двины».

Зачин выпуска – слово о русском слове, русском языке, дарованном русичам Божиим промыслом. Здесь отрывок из «Слова…», стихотворения русских классиков – Тургенева, Гумилёва, Ахматовой… Здесь же – наши современники: Анатолий Аврутин – стихами, Михаил Кильдяшов – словом публициста. Русский язык, несмотря на вековые невзгоды, выпавшие нашему народу, на гонения и травлю, сохранил сакральное, данное Господом начало. В отличие от английского, ставшего неким эсперанто, языком утилитарным. Не говоря уж об украинской мове, которая создана искусственным путём, дабы только оторвать ближних славян от русского корня, и которую уже в ХХI веке начали силой навязывать этническим русским, живущим на Донбассе.

Русь-Россия зрела и созидалась во враждебном окружении. Но если с восточными соседями удавалось замириться, то западные раз за разом продолжали вторгаться в русские пределы, посягая на наши отчины и дедины, дабы захватить их, а население извести или «онемечить». В номере даётся широкая панорама таких исторических событий.

Отсчёт ведётся с Куликовской битвы. Сплочённые призывом святителя Сергия Радонежское встали округ князя Дмитрия Донского русские полки, чтобы сразиться с иноверцами – половцами, литовцами, генуэзцами… «На Куликово поле, – подчёркивает историк Лев Гумилёв, – пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и т.д., а вернулась домой рать русских…».

Стойкую русскость, верность русскости являет здесь Валентин Устинов, чья поэтика началась у нас, на Русском Севере. Речь о его поэме «Дикое поле». Это жёсткий сказ о великом запорожском казаке Серко, непреклонном в своей верности Православной вере и Русской земле. Свою СВО, тогдашнюю спецоперацию, пресекшую предательство, атаман объясняет любовью к многострадальной русской отчине: «Но вела наши сабли не месть – а любовь…».

И сам-друг Серко Тарас Бульба тут; бессмертный герой русского классика Николая Гоголя – как без него обойтись на историческом ристалище во имя Русской земли и Православной веры!

А следом в том же ряду – «Бородинская годовщина» Александра Пушкина. Двести лет тому назад явлено стихотворение, а будто сегодня. Те же враги из мировой своры, те же географические названия:

Куда отдвинем строй твердынь?

За Буг, до Ворсклы, до Лимана?

За кем останется Волынь?

За кем наследие Богдана?..

Для ополченцев и солдат СВО, людей по большей части молодых, иные страницы, надеемся, будут открытиями. Но самое главное, чтобы они почувствовали неразрывную связь поколений, чтобы осознали себя не просто участниками спецоперации, а наследниками русского ратного поля, которому тысяча лет; чтобы запала в их сердца гордость, что пришёл их черёд, что им выпала историческая честь стоять «за землю Русскую, за веру Православную», как прежде стояли их деды, прадеды и совсем далёкие пращуры; и враги у них, нынешних русских витязей, по сути, те же самые, что в 1941-1945 годах, в 1812-м, в начале ХVIII и ХVII веков, в 1380 и в 1241 годах…

Личины у наших врагов, былых и нынешних, разные, но суть их неизменна. Это лютая ненависть к России как хранительнице и оберегательнице традиционных человеческих ценностей и христианских заветов, которые Европа и весь западный мир растеряли или отринули. Тому посвящена статья Екатерины Липницкой «Русская звезда» Фёдора Тютчева», специально написанная для «Двины». Смысл её автор – кандидат филологических наук, преподаватель САФУ – подчёркивает подзаголовком: «Поэт и дипломат – о России и русофобии» и убедительно показывает прозорливость и дальновидность классика русской словесности. Окидывая дальнюю историю, Тютчев пишет в своём трактате «Россия и Европа»: «Западная Европа ещё не сложилась, а мы уже существовали, и существовали, без всякого сомнения, со славой…». То есть ставит зарвавшийся западный мир на своё место. А в вековечной злобе Запада находит плюс: «Это, положительно, не без промысла. Нужна была эта, всё более явная, враждебность, чтобы заставить нас осознать себя…». Чем не посыл в ХХI век, в день нынешний!

Слово беззаветного патриота России Тютчева подхватываю поэты-соплеменники, собранные в разделе «Люблю Отчизну я…». Здесь Жуковский, Лермонтов, Есенин, Твардовский, Вероника Тушнова, Инна Гофф с «Русским полем», Николай Рубцов, наш земляк:

Привет, Россия – родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле…

И далее – как обрыв русского поля, обрыв русской песни. Это начинается раздел, посвящённый самой тяжкой для нашей державы войне – Великой Отечественной.

Первые бои, первые схватки с лютым врагом. Молодой лейтенант, ещё не нюхавший пороху, поднимает в атаку своих бойцов:

«Взводный бежал, взмахивая призывно наганом, однако не стрелял. Издалека стрелять не имело смысла. А когда они достигли вражеских позиций, когда увидели наконец немцев, у него не поднялась рука.

Я бежал с револьвером, но в сознании ни разу не возникла мысль выстрелить из него в живого человека. Так и не выстрелил ни разу. Может быть, не было возможности, но я не могу до сих пор понять, почему не стрелял, цель-то была не одна, а много. Но не выстрелил».

Наука ненависти, вспоминают старые солдаты, давалась не сразу, тем более юношам, вчерашним отрокам. Так было и у Алексея Субботина, моего земляка, которому посвящён очерк «И тогда пошли в рукопашную…». Ненавистью к врагам его сердце опалилось после гибели ровесников, после тяжких ран, когда он метался в госпитальном беспамятстве между жизнью и смертью…

В этом разделе – стихи фронтовиков. «Я ранен двадцатого утром в атаке…» называется подборка. Здесь Фёдор Сухов, Юрий Белаш, Иосиф Уткин, Михаил Тимошечкин, Александр Межиров, Григорий Поженян.

Продолжается публикация неведомого доселе романа северного писателя-фронтовика Николая Жернакова «Горелоборские солдаты» – это заключительная часть его тетралогии «Краснотал». Война разбросала земляков, уроженцев деревни Горелый Бор, по всем фронтам – кого в пехоту, кого на Северный флот, кто мыкал долю в немецком плену… Очередная глава повествует о герое-моряке, который в бою совершил подвиг, но при этом потерял обе ноги…

К таким увечным в госпитальные палаты приходил с отеческим утешительным словом Борис Шергин, сказитель, песнопевец, светлая душа, беспрестанно молившийся за всех «на фронтах гибнущих юных». Отрывок из его дневников 43-го года публикует филолог Елена Галимова.

«Всё для фронта – всё для Победы!» – таким девизом жила страна в годы войны. Тыл и фронт были не разделимы. О том рассказ-быль «Гостинец на фронт» красноярского писателя Александра Щербакова, родившегося перед войной.

В этом же разделе идёт большой очерк «Литература – тоже фронт…». Подзаголовок поясняет, о ком и о чём здесь речь: «Фёдор Абрамов и Евгений Носов: русские почвенники на передовой». В таком контексте тема это новая и ещё не исследованная. Автор публикации курянка Марина Маслова, филолог и литератор, написала эту работу специально для спецномера «Двины».

Стихи Елены Кузьминой «Спасов лик освятил знамёна…» своим сокровенным тоном и светлыми образами соединяют в небесном и земном пространстве русские времена – и давние, и нынешние:

Плат небесный взлетел высоко,

плещет тихой волной голубою.

Радость, радость моя! Так легко

прежде мы не прощались с тобою.

Поспешай! Погляди – веселясь,

луч зари купола венчает.

Запоздалый отряд встречает

благоверный Димитрий князь,

тех, которые возмогли

в день последний отстаивать право

славить Бога Русской земли.

Богу Русской земли – слава!

Послевоенное время – вторая половина ХХ века. Время осмысления и время созидания. Время открытий и великих строек. Его замечательно выразил Николай Заболоцкий, большой русский поэт. Несмотря на гонения и репрессии, выпавшие на его долю, он не потерял светлого отношения к жизни: «Нет в мире ничего прекрасней бытия». И потому убеждал:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Пик тех лет – это, безусловно, космический полёт Юрия Гагарина. Вся страна, весь Советский Союз ликовал в те дни. Исторические фотографии в «Двине» – тому подтверждением.

 

Но… Все ли даже тогда были в Советском Союзе «в едином порыве», как любила выражаться партийная пропаганда?

Тут мы подходим к самой болезненной теме, которую нельзя обойти вниманием – бандеровщине, фашизации Украины, тому, что побудило Россию начать СВО. Этому в «Двине» посвящён целый раздел. В нём ёмко, но убедительно показано коварство, двурушничество Запада и наивность украинского народа, который стал заложником западных политиканов и их приспешников – бандеровской верхушки, которая обманом и нахрапом захватила на Украине власть. Это полезно знать не только тем, кто сражается на переднем крае. Это надо напоминать тем, кто, находясь далеко от передовой, морщится при упоминании СВО, дескать, это не по-христиански. У тех, кто годами обстреливал Донбасс, убивая детей, женщин, стариков, кто заживо сжигал людей в Одессе, кто своим детям вдалбливал, что «москаля треба вбити», – у этих людей нет христианской морали и, стало быть, они сами подписали себе приговор.

И – уже предметнее об этом разделе. «Кто затеял украинизацию Руси?». На это вопрос чётко отвечает статья публициста Александра Самсонова. Дальновидные люди предупреждали украинскую элиту, которую всё больше подминали под себя оголтелые западенцы, бандеровцы, в прошлом сечевики УПА, что до добра эта вольница не доведёт. «Киев без великой России немыслим…» – остерегал преподобный старец Лаврентий Черниговский (эссе Матвея Славко). Но свора радикальных националистов гнула своё и неукротимым нахрапом, граничившим с безумием, рвалась к власти и «самостийности». И вот первый остерегающий колокол – Чернобыльская авария – расплата за разнузданную спесь и местечковую дремучесть. О том наш очерк «Жовто-блакитный пепел». Основа его – открытые документы КГБ, где представлены вопиющие нарушения всех и вся строительных норм и правил при закладке и сооружении Чернобыльской АЭС, точно это лепилась мазанка или свинарник где-нибудь на Полтавщине. Для меня это нацистское безумие – личная боль. В огне этого бандеровского Бухенвальда сгорела душа моего двоюродного брата Виктора – ликвидатора Чернобыльской аварии первого призыва.

 

Спецоперация, которую ведёт Россия, – это своеобразная работа над ошибками, допущенными в разные поры Советского Союза. Их осмыслению посвящён диалог поколений – наследников памяти.

Александр Михайлов, уроженец нашего Заполярья, фронтовик, известный литературный критик размышляет о судьбе своего поколения. Обращаясь к солдату, что «убит подо Ржевом в безымянном болоте…», ветеран на исходе собственной жизни, по сути, исповедуется. Гордость за своё фронтовое братство мешается с горечью: они, фронтовики, упоённые великой Победой, наступившим долгожданным миром с азартом взялись за созидательную работу, за обустройство и укрепление Родины, и того не заметили или не захотели замечать, что многое в державе меняется не к лучшему –национальные русские традиции подменяются чужеродными, народная нравственность замещается пустопорожним лозунгом, а во власти и партии полно проходимцев и прилипал…

Валерий Чубар, автор статьи «Дальше от Победы», по отношении к фронтовику, скорее, из поколения внуков. Но в осмыслении последних десятилетий во многом поддерживает старого солдата, добавляя свои краски и образы.

Поколение сыновей фронтовиков до известной степени представляет вологжанин Юрий Максин. Уже за рамками публицистического диалога печатается его эпистолярная повесть о мужской дружбе «Две судьбы». В переписке двух ровесников отражено время – конец тысячелетия и начало нового века. Для читателя зрелых лет – здесь реалии знакомые и памятные, для молодых, как бойцы СВО, тут откроется юность и молодость их родителей, а такое всегда сближает поколения.

 

Раздел, посвящённый СВО, открывается цветное фото освобождённого Мариуполя. Юная пара на фоне руин и уже отстраивающихся домов. Образ этой пары в разных вариациях будет возникать на всех последующих страницах этого номера.

«Я родился в Авдеевке, – так начинается публикация Виктора Петрова, поэта и публициста. – Воинская часть отца стояла на станции Успенской, где он встретил мою маму и, когда той приспело рожать, отвёз её для надёжности в авдеевский роддом». И далее: «Моя семья кочевала по военным городкам Союза. Каждое лето проводил в Успенке, где петухи распевали на две стороны – русскую и украинскую. Наша хата стояла на меже родственных земель. Живя с отрочества на Дону, многое увидел и узнал. В юности довелось служить ракетчиком в прикарпатских лесах да болотах. А журналистская моя стезя начиналась в заводской многотиражке города Мариуполя…». Подборка стихов Виктора Петрова пронизана запахами полыни, чабреца и… тротила. А ещё здесь, словно «Неопалимый жаворонок» (это раздел подборки), вьётся в поднебесье образ любви:

Когда тебя караулит комендантский час

И ты, срывая дыхание, спешишь домой,

Молю Всевышнего, чтобы сохранил и спас

Расстрельный город, терзаемый осадной тьмой.

Прямая перекличка с этими строфами – рассказ молодого прозаика Максима Васюнова «Осколки». На терзаемых снарядами улицах прифронтового Донецка его герой встречает свою любовь. Война страшна, беспощадна, непреклонна… Но любовь оказывается сильнее войны.

И словно продолжение той же историй – рассказ Светланы Дурягиной «Время любить».

Немолодые уже волонтёры – он доктор, она бывшая учительница – встречаются на пути в прифронтовой госпиталь и, добросовестно потрудившись там, отдавая знания и сердца раненым бойцам, решают не расставаться….

Как будет складываться наша жизнь дальше, ведает только Господь Бог. Но выбор нередко всё-таки остаётся за человеком. О том мой рассказ «Русские горки». Далеко занесены профессиональной необходимостью два лётчика международных линий – аж на другую сторону планеты. Ещё, кажется, дальше их – русского и украинца – развела судьба, точнее межгосударственная рознь. Вместе учились, дружили, а теперь, по сути, враги. Как такое может быть в одном экипаже, и как быть, когда возникнет нештатная ситуация? Это не просто риторические вопросы. Во время рейса наступает роковой час – час выбора. Что победит – вражда или память, злоба или любовь, равнодушие или человечность?..  

На стороне России правда. О том свидетельствуют многие публикации номера и тот тон, которым исполнены эти стихи, рассказы, очерки. Единство в поэтическом дыхании и единство в нежности к Родине – вот безусловный показатель праведности.

А ещё в этом номере идёт прямое обращение к нашим славным предкам. Образы святых воинов, представленные на 2-й и 3-й страницах обложки: Владимира – Крестителя, Илии Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского – сопровождаются молитвами к ним. Святой воин – лучший ходатай перед Господом Богом за всех тех, кто ныне совершает ратный подвиг на поле праведной брани.

С нами Бог! Победа будет за нами!

г.Архангельск

-----------------------------

(mkpopov47@list.ru)
        P.S. Подписка на журнал «Двина» и заявки на последние номера принимаются в «Издательском доме «Двина».
        Почтовый адрес: 163004, г. Архангельск, а/я 45, журнал «Двина»,
        тел./факс (8-818-2)29-20-11,
        электронный адрес: podpiska@iddvina.ru

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #35025 20.01.2024 в 12:44

Да верно, обзор впечатляет. И обложка очень понравилась.
Спасибо, Михаил Константинович.
Духоподъёмное содержание.

Михаил Попов 15.12.2023 в 08:40

Спасибо, Артём!
СВО - операция всероссийская, и авторы посвящённого ей номера - со всей России.
"Литература - тоже фронт", как озаглавила свой очерк курянка Марина Маслова.

Комментарий #34801 14.12.2023 в 21:13

Какие разные авторы, из разных регионов! Журнал "Двина" давно шагает по России! Новых успехов главному редактору Михаилу Константиновичу Попову и всем авторам поморского издания!
С уважением,
Артём Попов

Михаил Попов 13.12.2023 в 17:34

Спасибо на добром слове!
Служу Отечеству!

Комментарий #34791 13.12.2023 в 17:13

Поздравляем и с выходом столь существенного сборника-изборника очередной "Двины".
Даже сам обзор уже впечатлил широтой и направленностью тематического острия на служение Русской Победе.