РЕЦЕНЗИЯ / Людмила ХОРУЖЕНКО (Бирюк). ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. О прозе Светланы Макаровой-Гриценко
Людмила ХОРУЖЕНКО (Бирюк)

Людмила ХОРУЖЕНКО (Бирюк). ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. О прозе Светланы Макаровой-Гриценко

 

Людмила ХОРУЖЕНКО (Бирюк)

ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

О прозе Светланы Макаровой-Гриценко

 

Это было давно, лет двадцать назад, а может, и больше. Редактор «Литературной Кубани» Виталий Борисович Бакалдин вручил мне довольно объемную рукопись:

– Это повесть молодой писательницы Светланы Макаровой. По-моему, интересно!

Вечером, раскрыв рукопись, я обратила внимание на необычное название: «Дождь в крупную клетку». Стала читать и не могла оторваться. Согласитесь, если повесть начинается словами: «По дороге шел черт», то вряд ли сможете прервать чтение, не узнав, откуда эта нечисть взялась на станичной дороге?

До глубокой ночи меня не отпускала история о простой кубанской девушке Юле Серенко, связавшей жизнь с этим самым «чертом», который на самом деле оказался чернокожим принцем из Африки. Я сочувствовала ей, желала удачи, жила её необыкновенной жизнью…

Обходительный, ласковый Амилар поначалу кажется Юле живым воплощением её девичьих грёз. Она ещё не знает, что прозрачный клетчатый зонт, однажды заботливо раскрытый над её головой, со временем превратится в настоящую тесную клетку. И совсем не золотую. Оказавшись в Париже, Юля наивно полагает, что титул принца, который носит её муж, обеспечит ей счастливую жизнь принцессы. Увы, жизнь далека от сказки… Во Франции для молодой пары нет никаких благ и привилегий. Амилар не богат, да и любовь его – сродни любви собственника к редкой ценной вещи. Волшебная сказка оборачивается для героини тяжелой реальностью. В финале, схватив в охапку сына, Юля буквально врывается в русский самолёт, где ей уже не страшны никакие преследователи: борт самолета – территория Родины.

Где родился, там и пригодился… Ясный, прямолинейный смысл, отсутствие замысловатых метафор придавали повести какую-то особенную чистоту. На следующий день я отнесла повесть Бакалдину, сказав, что Юля-прелесть, а Амилар – дремучий домашний тиран. Каждый из них жил по законам и традициям своей страны, из-за этого и не сложилось их счастье. Они изначально были чужими, словно существа с далеких планет.

К сожалению, повесть «Дождь в крупную клетку» не была опубликована в «Литературной Кубани» по чисто техническим причинам: не поместилась в формат. Она бы заняла не менее двух-трёх номеров газеты, и редактор не решился отдать такую большую печатную площадь начинающему прозаику. Но в телефонном разговоре с автором Бакалдин тепло отозвался о повести, сказав в заключение:

– Судя по всему, вы были в Париже!

Светлана Николаевна никогда не была в Париже, но спорить с мэтром не решилась.

 

Писатели не «авторы книг», а создатели героев, которых мы воспринимаем, как живых людей. Сюжетные повороты, идеи и мысли литературного произведения со временем забываются, а герои надолго остаются в памяти, иногда на всю жизнь, если, конечно, они нарисованы талантливо и с любовью. Неравнодушие автора к людям, о которых он пишет в своей книге, всегда передается читателю. Вот почему нам не безразлична судьба героев Светланы Макаровой-Гриценко…

Судьбу Юли едва не повторила героиня рассказа «Рыжая Алевтина». Скромная и ответственная, она привыкла заботиться о больной маме и младших детях в семье, и лишь наладив их жизнь, вдруг понимает, что её собственные молодые годы стремительно и бесплодно проходят.

Как и Юля, Алевтина собирается уехать за границу. Таков был предел мечтаний многих женщин эпохи перестройки, может и ей повезет? К тому же в Канаде у неё есть подходящий жених. Героиня уже готовится стать настоящей леди, как вдруг, наперекор здравому смыслу, сама рушит все планы.

Пожертвовав призрачным благополучием, Алевтина уходит к пожилому мужчине с двумя маленькими дочками и… обретает счастье в его семье. Не верите? Прочитайте рассказ «Рыжая Алевтина», и вы поймете, что настоящее счастье – это сознание того, что ты кому-то необходим.

Мысли о семье, нравственности и счастье материнства пронизывают трогательный рассказ «В светлую седмицу». Сколько страданий пришлось пережить его героям, но с каким мужеством, терпением и стоическим смирением, несут они свой крест!

Бездетная неудачница Галя, в прошлом похоронившая троих мужей, рожает от пьяницы-мужа сына-инвалида. Но вопреки прогнозам злой молвы, жизнь семьи постепенно налаживается. Муж Гали, Тимофей, практически законченный алкоголик, сумел преодолеть пагубную страсть. А убогий от рождения сын Семён, казалось, совершенно лишний и никому не нужный на этом свете, со временем становится полноценным членом общества.

Да, герои нашего времени бывают и такие: не очень-то красивые на вид, зато живые, настоящие. Они не совершают каких-то исключительных подвигов, но подвигом становится их повседневная жизнь.

Всякое бывало в этой необычной семье: взлеты и падения, удачи и разочарования… Особенно трудно приходится Галине, ведь на её долю выпали самые тяжелые испытания. Но она не согнулась под ними, выдюжила, вытащила своих мужчин со дна на белый свет. С титаническим упорством боролась она за счастье своей семьи, и оно наконец-то пришло к ней. Скромное, тихое, выстраданное, заслуженное.

Галина – душа семьи и её локомотив, но нельзя забывать, что ей очень помогли сила воли её мужа Тимофея и жажда жизни сына Семёна. Как говорится, врач бессилен, если сам больной ему не поможет. Все три героя рассказа восхищают нас своим несгибаемым мужеством. Возможно, по Божьей воле они оказались вместе, в одной семье – поодиночке точно бы пропали.

На первый взгляд, читателю кажется, что Галя, Тимофей и Семен живут «на серой обочине», а где-то есть «настоящая жизнь» – веселая, яркая, лёгкая, городская. Но в конце рассказа понимаешь: нет, не в том ценность жизни. Счастье обретают те, кто его построил своими руками, по камешку, по кирпичику, ценой большой душевной и физической работы, не ропща, не жалуясь на трудности и не гордясь своими успехами. Смиренно. Невольно всплывают в памяти слова из Нагорной проповеди:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю…»

Ясная и мудрая мысль о том, что счастливы будут лишь чистые сердцем, незримо присутствует во многих прозаических произведениях Светланы Макаровой-Гриценко.

Несмотря на жестокий беспредел 90-х, сохранила в себе нравственную чистоту хозяйка турагенства Лариса Сергеевна из повести «В город пришла осень». Она помнит счастливое время, когда была юной озорной хохотушкой Ларкой, работницей строительного комбината. Жизнь стала для неё суровым испытанием. Сначала Лариса заставила себя перестать хохотать, а потом сумела отказаться от боготворимого возлюбленного, который её предал.

Всё было: счастливые встречи и горькие потери, бесстрашная борьба с рэкетирами 90-х годов и создание собственного бизнеса… Лариса не утратила веры в людей, не ожесточилась. Первая несчастливая любовь не иссушила, а облагородила героиню, словно на всю жизнь сделала прививку от бездушия. С внутренним волнением Лариса ищет в других мужчинах сходства с первым возлюбленным, трепещет даже от звука голоса в телефонной трубке, если он похож на голос её Валерки. Без святого в душе жить нельзя. Вот почему её тревожит характер собственной дочери, которая, по её мнению, выросла слишком расчетливой, напрочь лишенной романтики…

Нет, не безропотно страдать призывает нас автор, а заставлять душу трудиться, крепнуть, стремиться сделать счастливыми не только себя, но и своих близких. Ведь самое главное для человека, начало начал – его семья.

В любом литературном произведении писатель невольно раскрывает себя, показывает свою жизненную позицию. Есть такая позиция и у Светланы Макаровой-Гриценко. Состоит она в том, что люди, каким бы разными их ни сотворил Господь, должны жить по совести, стремиться к святости не на словах, а на деле.

Одна из самых известных книг Светланы Николаевны, в которую вошли повести «В года глухие», «Прыжок барса», избранные рассказы и статьи, называется «Навигатор».

Возможно, не все знают, что слово «навигатор» по латыни означает «мореплаватель». Впоследствии это слово расширило свои границы, вырвалось из морской области, стало многозначным: навигатор – это тот, кто прокладывает путь: на море, на суше, в небе, а также в нашей непростой жизни.

Вот почему «Навигатор» – глубоко символическое и во многом обязывающее название. Взяв в руки книгу с таким названием, читатель невольно будет искать в ней ответы на важные вопросы жизни. Конечно, писательница не дает нам готовой инструкции, как надо жить, а лишь рассказывает, как живут её герои, как они справляются с трудными ситуациями, какие пути ищут, чтобы их преодолеть. И наше дело размышлять: кому из них стоит подражать, а кому не стоит.

Художники Борис Устименко и его жена Татьяна из повести «В года глухие» попадают в беду – в пожаре сгорает их мастерская, вместе с замечательными картинами, которые они мечтали выставить на вернисаже и получить заслуженную известность и деньги. Что делать? В годы развала страны многим творческим людям приходилось менять специальность, чтобы не умереть с голоду. Но самовлюбленный Борис убежден в своей гениальности и не желает заниматься тяжелой работой. «Я – художник, и ничего другого делать не умею», – заносчиво говорит он. Пройдет очень много времени, прежде чем Татьяна поймет, что перед ней не «гений», а слабый, ничтожный человек…

Все герои повести, даже самые эпизодические, например, художники, выступающие на собрании Союза, добросовестно выписаны автором. Абсолютно всех можно представить по литературному портрету, речи, поступкам. В повести нет ничего случайного. Если показана какая-то деталь, например «нервные» пятнышки на руках подруги Татьяны, Вероники, то они сыграют свою роль в дальнейшем. Когда жизнь Вероники налаживается, Татьяна замечает, что пятнышки пропали. Особенно удался автору Борис Устименко с его внешностью хищной птицы, как Нушрок из «Королевства кривых зеркал», или Ротбар, жестокий хозяин «Лебединого озера». Хотя Борис, конечно, никакой не гений зла, а обыкновенный самовлюбленный эгоист до мозга костей, но он сам так фанатично верит в свою «избранность», что смог убедить в этом и свою жену Татьяну. И ей, доброй, по-настоящему талантливой, благородной, слепо влюбленной в него, ничего не остается, как самозабвенно за ним ухаживать, оберегая от житейских невзгод. Всё для него! Лишь бы он имел возможность творить свои «шедевры».

Отец Бориса, старик-профессор Виктор Семенович, оказался куда более сильным, трудолюбивым и мужественным, чем его не приспособленный к жизни сынок. Оторванность от реальности, витание в облаках, неприятие «низменных сторон» бытия приводят Бориса к полному краху – не только как художника, но и как человека. Он теряет любовь Татьяны, у которой, наконец, раскрываются глаза…

Жизненные трудности, которые приходится переживать героям (не только главным, но практически всем), обнажают их характеры. Живи они в более спокойное время, возможно, никто бы так и не узнал их истинную сущность. А под влиянием тяжелых обстоятельств всё стало видно, как под увеличительным стеклом: несостоятельность Бориса, самоотверженность Татьяны, несгибаемость профессора, беззаветная верность Константина…

В повести поднимаются важные вопросы, касающиеся искусства, эстетики, нравственности, материнства, дружбы – об этих важных и сложных вещах автор говорит понятно, в органической связи с содержанием произведения, без дидактики, которая убивает искусство. Всё развивается естественно, вытекает одно из другого и идёт своим чередом. Одни люди становятся сильнее, другие слабее, одни пасуют перед трудностями, другие, наоборот, закаляются. Каждый по-своему понимает, как надо жить на свете. Для Вероники выстраданное счастье – благоустроенная квартира, муж, сын… живи, да радуйся! Но её Костя так жить не может, не имеет права он отсиживаться в теплом гнезде, когда товарищи гибнут на войне. Благополучие Вероники – чисто внешнее, она живет, как под Дамокловым мечом: вернётся муж с войны или нет?

Как и в реальной жизни, события в повести часто непредсказуемы. Вопреки ожиданиям читателей, у Татьяны так и не случился любовный роман с Михаилом. А, казалось, к этому всё и шло… Но заезженный сюжетный ход был бы слишком прост. Автор выбрала другой финал, неожиданный и очень оптимистичный. Мечтавшая о ребенке Татьяна совершает паломничество в монастырь и там встречает священника, который предсказывает, что она скоро станет матерью…

Жизнь продолжается!

Многие произведения Светланы Макаровой-Гриценко основаны на реальных событиях. Жители Кубани никогда не забудут катастрофическое наводнение, случившееся в Крымске в 2012 году, повлекшее за собой множество жертв. В повести «Прыжок барса» автор рассказывает о кубанской семье, одной из многих оказавшихся под властью стихии. Перед лицом смерти у каждого из героев с предельной ясностью обнажаются черты характера: мужество и малодушие, эгоизм и самоотречение. А когда кажется, что спастись уже невозможно, героиня повести Варвара и её семья обращаются к Богу, моля его о помощи. Повесть написана с большой любовью и искренним сочувствием к героям, в которых по речи, поступкам, семейным традициям и неуловимым деталям легко узнать кубанцев, наших земляков. Герои в буквальном смысле проходят испытания огнем и водой. Но вера в Бога и горячая искренняя молитва помогает им спастись, когда, казалось бы, надежды на спасенье уже нет.

Автор постоянно работает над своими произведениями, совершенствует их, дополняет их новыми деталями, добиваясь художественной достоверности. Порой в новой редакции они выглядят неузнаваемо ярко, словно свежевымытое окно. Таковы, например, её ранняя повесть «На берегу океана», вошедшая в сборник кубанских писателей для семейного чтения и повесть «Аппиева дорога» (прежнее название – «Купола»).

Под Аппиевой дорогой иносказательно подразумевается дорога страданий, уготованная героям повести. На глазах читателя беднеет и угасает маленький городок, жизнь которого неразрывно связана с единственным крупным предприятием. Словно вампир, намертво присосалась к нему мафия. Желая помочь тяжелобольной дочери, таможенник Карманов решается на сотрудничество с преступниками, но из-за друга, которому доверял, оказывается на нарах. Отныне месть – его единственная цель.

Но не всё так просто. «Заклятый друг» Карманова, Виталий Слухай, вовсе не предатель, а тоже жертва обстоятельств. Слухай попадает в сложнейшую нравственную ситуацию: найти преступника – его служебный долг, но в то же время совесть не даёт ему покоя. Образ умершей девочки стоит перед глазами. Пытаясь начать жизнь заново, он меняет фамилию, место проживания, образ жизни, но вскоре понимает, что от себя не убежишь. В конце романа Слухай погибает при загадочных обстоятельствах.

Несмотря на трагический финал, повесть не оставляет чувства безысходности. Главная героиня, бывшая балерина Инга, хрупкая, наивная и незащищённая, проходит через множество тяжких испытаний, но не впадает в уныние, не теряет надежду. И Бог не оставляет её…

 

Часто удивляюсь, когда Светлана Николаевна успевает писать прозу? Стихотворение или публицистическую статью можно сочинить за один день, но проза требует длительной кропотливой работы и полного погружения в тему. Никогда не видела Светлану Макарову в праздном пребывании. Она постоянно чем-то озабочена, решает какие-то проблемы, возле неё всегда люди, что-то спрашивают, спорят… И конечно, без конца авторы посылают на её электронную почту свои творения или дарят книги с непременным условием прочитать, дать отзыв. А руководство Союзом кубанских писателей? А семинары и конкурсы, редактирование журнала «Краснодар литературный»? Но, тем не менее, вот они – её рассказы и повести. Они на наших книжных полках, в библиотеках города и края. Многие из них получили престижные литературные премии и высокие оценки именитых мастеров слова, стали настоящим событием в литературе.

Сборник «Дождь в крупную клетку» вошел в тридцатку лучших книг, рекомендованных министерством просвещения для литературной серии «Библиотека кубанского школьника». Книга «Солнце за горизонтом» принесла автору звание лауреата премии им. Михаила Алексеева. За книгу «Жизнь наша не легка, но…» автор удостоена муниципальной премии им. Анатолия Знаменского. Книга «Уютный дворик, тихое окно» – отмечена дипломом лауреата Православной премии им. св. Александра Невского и серебряной медалью в номинации «Художественная проза». Диплом XI МСЛФ «Золотой витязь» в 2020 получила книга «Навигатор»…

В этой статье я коснулась лишь небольшой части творчества талантливой кубанской писательницы Светланы Макаровой-Гриценко – некоторых её прозаических произведений. А ведь она ещё и проникновенная поэтесса, переводчик, блестящий смелый публицист… Об этом нужен отдельный большой разговор. Но о чем бы она ни писала, темы её творчества всегда благородны – любовь, семья, Родина, вера в Бога, а её герои – обыкновенные люди в необыкновенных обстоятельствах. И, возможно, многие из нас, почитав книги Светланы Николаевны, задумаются: «Правильно ли я живу?».

 

Комментарии

Комментарий #34829 19.12.2023 в 16:25

Все верно! И проза, и стихи Светланы задевают душу, волнуют, заставляют думать и сопереживать...
Ирина Воскресенская

Комментарий #34818 18.12.2023 в 09:47

Людмила Дмитриевна, спасибо Вам за прекрасную и содержательную статью! Да, всё так, если начинаешь читать Светлану Николаевну, то уже читаешь, не отрываясь, до конца. Поэтому я всегда рад встрече с её новыми произведениями, с новыми героями. Повести и рассказы Светланы Макаровой-Гриценко полны света и любви, полны сострадания, а главное в них есть тепло души автора. Хочется поздравить Светлану Николаевну с наступающим юбилеем и пожелать ей крепкого здоровья и светлого вдохновения! Новых Вам книг, Светлана Николаевна!
Сергей Зубарев