РЕДАКТОР / Валентина ЕРОФЕЕВА. «ВО ВСЕЙ СВОЕЙ НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ…». Книга года Вячеслава Лютого
Валентина  ЕРОФЕЕВА

Валентина ЕРОФЕЕВА. «ВО ВСЕЙ СВОЕЙ НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ…». Книга года Вячеслава Лютого

 

Валентина ЕРОФЕЕВА

«ВО ВСЕЙ СВОЕЙ НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ…»

Книга года Вячеслава Лютого

 

Одним из событий русской литературы уходящего года считаю 700-страничное явление книги Вячеслава Лютого «Предназначение». Вячеслав Дмитриевич – критик-профессионал, скопивший за годы своего внимательного и – не побоюсь этого слова – трепетного общения с русской литературой разных жанров и направлений огромный опыт и уже на уровне этого опыта практически интуитивно дающий верное оценочное суждение о тех явлениях, которые его особенно заинтересовали в литературном процессе как современном, так и классически отошедшем от нас.

По меткому наблюдению Григория Блехмана (с онлайн-встречи с критиком на сайте «РП»), опирающегося на слова Юрия Тынянова о том, что тот берёт перо только тогда, когда начинает чувствовать состояние, при котором может «заходить за факты», идентичное «захождение за факты» – вступление в сотворчество с теми, о ком пишется, проговаривание будто изнутри чувств и мыслей своего героя – происходит и у Вячеслава Лютого. И как тут не согласиться с собеседником критика, что «это даёт полёт вашей мысли, нередко позволяя сказать нечто большее, чем сказано у автора, о котором вы пишете», что уже само по себе является «высочайшей планкой произведения».

Да, Вячеслав Лютый работает именно на этой высочайшей планке сотворчества с автором, который ему интересен и близок. И несмотря на то, что задача такого рода аналитического глубинного вчитывания в авторские «откровения» весьма и весьма сложна, для самого критика она усложняется ещё и тем, что, как он утверждает, «критика поэзии и критика прозы являются разными жанрами… Прозу важно прочесть внимательно и уловить авторские акценты и мимолётные приметы событий и героев, что поможет осознать и сюжет произведения, и авторский замысел в целом. В поэзии роль интуиции огромна не только для стихотворца, но и для его читателя, вооружённого критическим инструментарием. Поэтому в последнем случае так важно для критика реагировать на реальность подобно тому поэту, который занимает его ум сейчас, быть похожим на него психологически и нравственно. В какой-то мере это напоминает вживание в роль актёра. Процесс комментирования книги или цикла стихотворений поэта выполняет такую задачу. Он весьма трудоёмок, поскольку каждое стихотворение должно восприниматься как микромир, как психологическое облако, как пространство, в котором есть много степеней свободы, но автором взяты только те и те, а остальные – не исчезли, но как бы «мерцают» в отдалении. В день много стихотворений подобным образом не прочтёшь, потому что объём чувствования очень велик, и он душой критика должен быть усвоен. Так в сознании формируется голос автора, который звучит ещё долго после того, как работа над статьёй о поэте завершена. То есть остаётся «послесвечение», которое мешает сразу приступить к следующей работе. Невозможно слышать голос одного поэта – и размышлять над стихами другого. Эхо должно затихнуть. Только тогда ты в состоянии воспринять звучание и смысл какой-то иной песни».

Удивительные слова, согласитесь! Вот это утончённое восприятие, вступление в «сговор» созвучия с автором – до глубинного «послесвечения» – и породили феномен Вячеслава Лютого. Наследственно подхватившего знамя русской критики с её крупнейшими классически выверенными именами. Это знамя на короткий период межвластья-межсезонья постсоветского периода совсем уже превращалось в сигнальные дорожные флажки, указывающие путь, высвечивающие выверенное веками направление творческой мысли, попавшей в клещи перестроек, перемен, ломания через колено всех составных социальных и нравственных институтов российской жизни. Слабенькое дорожное свечение этих флажков коверкали и забивали нахрапистые, наглые нувориши от критики, воспевавшие и ставившие на пьедестал своих крупных денежных премий тех, кто сейчас – в труднейшее для Родины время испытаний – попрятался в многочисленных «схронах» зарубежных помоек, и оттуда своим злобным подтявкиванием пытается (по «пьедестальной» привычке) перенаправить общественную русскую мысль и общественную энергию на очередной виток самоуничтожения ненавистной им мачехи-России. Их книги, тоннами заполонявшие все возможные и невозможные магазинные прилавки, сейчас осторожно, с оглядкой – не вернуть ли вскорости назад? – вынуждены убирать с глаз долой те друзья либеральной демократии, которые обильно кормились на «сдачу» с их продаж.

Книги, воспеваемые, пристально прочитанные Вячеславом Лютым, должны, просто обязаны занять это зияющее пока виртуальной пустотой место. Наши высшие власти должны почесть своей святой обязанностью вернуть русской литературе её достойное и заслуженное веками место если не предводительницы русской мысли, русского чувствования – Русского мира во всей его глубине и сложности, – то хотя бы выразительницы его манящей красоты и света.

Первые робкие шаги в этом направлении начинают просматриваться. Наряду с мощной государственной поддержкой практически всех литературных проектов, связанных с темой «писатель и Специальная военная операция», за участие в которой группой писателей и издателей (в частности, нашего народного «ВЕЧЕ») уже получены государственные награды, сейчас на всех уровнях высшей власти поднимаются и иные наболевшие вопросы писательской жизни последних десятилетий. Недавно состоялось заседание правления Российского Книжного Союза, на котором присутствовал и выступал председатель нашего Союза писателей России Николай Иванов. Он же выступил и на заседании Общественного совета при Комитете по культуре Государственной Думы по проблемам, волнующим писательское сообщество, особо подчеркнув в своём выступлении, что то, что сглаживается в Москве, в регионах обрастает такими проблемами, которые не просто не позволяют их замалчивать, но и требуют доносить их остроту до законодателей. Ну что ж, будем надеяться и уповать, что глас народный писательский будет беспрестанно и тревожно звучать в ушах тех министерств и ведомств, от которых зависит судьба русского Слова, сила и значимость которого бережно и трепетно лелеется и воспевается в «Предназначении» Вячеслава Лютого.

Размышляя о том, что такое «национальная идея», он, в частности, говорит удивительные слова, что идея эта «берётся на вооружение обществом, когда оно находится в согласии со своим правительством. Или же – в явном противоречии с его действиями». «Бремя власти – тяжёлое бремя, – продолжает он. – И если речь правителей или правителя хоть в чём-то однозначно положительна – это атом национальной идеи, это шаг на пути к главным формулировкам».

Да, эта мудрая пластичность – речь не мальчика, но мужа. Недаром же в писательской среде нашей Вячеслав Дмитриевич заработал дивную кличку Добролютов, которая практически нейтрализует его грозную природную фамилию. Впрочем, скорее всего, не только я вижу даже в простом и обширном перечне фамилий героев его книги имена, которым посвящены отдельные очерки и которые, тем не менее, достойны не только его добролюбия, но и строго направляющего, корректирующего слова отца-наставника.

Мудростью продиктованы и размышления Вячеслава Лютого о взаимосочетании традиционного и современности в русской литературе и жизни. Критик подчёркивает, что в нашей стране «сегодня сошлись в споре самые разные силы и взгляды: этнические, хозяйственные, эгоистически-племенные и собственнические, подвижнические и обывательские. Нужно придать этому вееру человеческих принадлежностей хоть какое-то общее направление, хоть какую-то общую заинтересованность, нужно постараться изолировать предательство и национальную измену. Если ничего подобного не произойдёт, то пустые формулы просто растворятся в воздухе, а произнесённые важные слова, не подкреплённые действием и упавшие на развороченную засохшую почву, по существу, убьют самих себя: ведь за ними не будет стоять реальность – общественная, геополитическая, личностная...».

Наученные горьким опытом Украины (впрочем, ретроспективным для нас), мы вряд ли впадём в разрушительное внутринациональное противостояние, но рассуждая о национальной идее в обстановке национальной раздробленности, национальной несобранности, «важно терпеливо относиться к тому, что верховная власть приходит к национальной идее не сразу, с видимым промедлением, которое мучительно для всякого патриота своей страны. Слишком глубоко провалилась наша страна в тину жестокости, алчности и равнодушия за последние четверть века. Путь наверх только начинается».

Трудно не согласиться с Вячеславом Лютым и в его трактовке проблемы православия как национальной идеи, которая иногда слишком рьяно навязывается народу именно представителями нашей творческой литературной среды. «Я думаю, что это ложная посылка. Россия страна многонациональная, и придётся учитывать интересы нескольких традиционных конфессий. Несомненно, отдавая первенство на практике исторической религии русского народа – Православной», – утверждает он с полным правом на это. Ведь в своей 700-страничной «книжице» он перелопатил в построчном перечтении и осмыслении, скорее всего, более сотни значимых в той или иной мере для русской литературы имён, перед которыми проблема эта прямо или косвенно за последние два века возникала. И вот оно – рождение «коллективного бессознательного» через осознанное и озвученное поколениями думающих творцов. Вот он – их осознанный нравственный выбор.

Надеюсь, что это гордость и честь для любого современного писателя – вот так широко влиться в следующие за этим «Предназначением» статьи и будущие книги Вячеслава Лютого, написанные с добротолюбием и мудростью наставника.

Самому же Вячеславу Дмитриевичу хотелось бы пожелать той полноты, которую он жаждет, открывая новые книги, поскольку, по его признанию, «горестными штрихами и радостными порывами нас уже перекормили», а ему «хочется прочесть книгу, в которой всё было бы названо своим должным именем, сложное нарисовано с сочувствием и вниманием, а жизнь явилась бы… во всей своей непредсказуемости…».

-------------------------------
       PS: На сайте «Дня литературы» вы сможете прочесть около пятидесяти литературно-критических очерков Вячеслава Лютого, большая часть которых вошла в сборник «Предназначение».

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (2)

Комментарии

Комментарий #34867 27.12.2023 в 22:22

Очень красиво - и статья, и объект изучения. Читал и наслаждался. Хочется сказать ещё чего-нибудь этакого хорошего, но боюсь, чтобы не полился ненужный елей. Ставлю точку, но в душе радость со-прикосновения с настоящей умной литературой.

Комментарий #34850 24.12.2023 в 08:23

Замечательно глубокий и тонкий анализ литературоведческого произведения, можно сказать "критика критики" - впрочем, очень доброжелательная к действительно интересному автору, много и плодотворно работающему на ниве литературного обозрения. А. Леонидов, Уфа.

Комментарий #34845 23.12.2023 в 18:57

В литературной критике сегодня работают редкие самоотверженные одиночки. Труден жанр, тяжела ноша, скуден хлеб насущный. Вячеслав Лютый один из таких самоотверженных. Упрям, умен, талантлив и последователен. Его явление в нашей литературе непредсказуемо и уникально. Он вывел в первый ряд десятки имен из глубинной России. Своей аналитикой критик раздвигает литературный горизонт, осмысливает глубинные процессы русской культуры, обозначает вехи в ее тернистом пути. Слово Валентины Ерофеевой о Вячеславе Лютом чрезвычайно актуально сегодня в понимании литературного процесса и судеб русской литературы в годы смуты, разобщенности и измены. Василий Воронов