Владимир КОРНИЛОВ. ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ. Непреодолимое томление по Великому
Владимир КОРНИЛОВ
ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ
Непреодолимое томление по Великому
6 ноября ушедшего года исполнилось 130 лет со дня смерти Петра Ильича Чайковского (1840-1893). О русском гении написаны книги и огромное количество статей на разных языках, создано несколько фильмов. Пожалуй, нет сегодня в мире ни одного хотя бы мало-мальски образованного человека, который бы не слышал этого имени. Но печальная дата его трагического и безвременного ухода вновь обращает нас к событиям сложной и прекрасной жизни нашего великого соотечественника.
П.И. Чайковский родился 7 мая 1840 года в Воткинске, городе в Удмуртии. Его отец – Илья Петрович Чайковский (1795-1880) – выдающийся русский инженер, был горным начальником Камско-Воткинского горного округа и внес большой вклад в развитие заводских производств, инфраструктуры горного города. В середине ХIХ века воткинский завод являлся самым крупным сталелитейными машиностроительным предприятием в Российской империи. Значимость завода для государства была столь велика, что его посетил цесаревич Александр Николаевич, будущий Император Александр II. Прадед композитора был участником Полтавской битвы, а дед погиб в бою при подавлении восстания Пугачева.
Любовь к России унаследована Петром Ильичом от его предков. Как композитор воспел русскую природу и уклад русской жизни, например, в фортепианном цикле «Времена года»! В симфонии № 4 гениально использовал в вариациях тему русской народной песни «Во поле береза стояла». В Торжественной увертюре «1812 год», написанной в память о победе русского народа в Отечественной войне, он выразил божественную красоту и мощь русского духа, драматизм и трагедийность борьбы с нашествием, единение и стойкость народа, величие победы. В самый тревожный момент, изображающий уходящее на войну русское войско, в увертюре появляется лирическая тема хороводной песни «У ворот, ворот батюшкиных».
Не все современники оценили по достоинству этот шедевр Чайковского: была и критика, уничижительная и незаслуженная. Но с каждым годом география триумфального шествия увертюры расширялась – а сейчас произведение исполняется по всему миру. Уже на протяжении нескольких десятилетий в День независимости Америки (4 июля) в момент праздничного салюта воспроизводится музыкальной отрывок из этого произведения. По словам выдающегося современного российского дирижера Валерия Гергиева, «Чайковский стал, по сути, национальным композитором Америки… Нет там другого композитора, который имел бы такое же влияние на умы и души американцев».
Органичное для Петра Ильича чувство любви к Родине сопровождало его на протяжении всей жизни. Концертируя за рубежом, он всегда воспринимал себя посланцем России. В своем дневнике композитор так описывает впечатление от восторженного приема после концерта в Праге: «Господи! Сколько было восторгу, и все это не мне, голубушке России».
Чайковский свободно говорил на английском, французском и немецком языках. Хорошее знание иностранных языков сыграло большую роль в общении с видными представителями европейского музыкального мира (Э.Григ, К.Сен-Санс, Г.Малер, А.Дворжак и другие), что, безусловно, тоже способствовало еще более широкому распространению его произведений на Западе.
Музыка овладела сердцем маленького Петра уже в пятилетнем возрасте. В родительском доме был механический орган, который воспроизводил мелодии из оперы Моцарта «Дон Жуан» и ряд популярных в то время арий из итальянских опер. Прослушивание музыки настолько захватывало мальчика, что, по словам родственников, он по ночам бредил ею, вскрикивая: «О, эта музыка, эта музыка!». В восемь лет будущий композитор хорошо разбирался в нотной грамоте и в состоянии был записать свои первые музыкальные произведения. В домашних условиях он получил первоначальную подготовку к игре на фортепиано. Обучение продолжилось и в период учебы в Императорском училище правоведения. В петербургских кругах Чайковского ценили как пианиста. Казалось, всё говорило о том, что он должен посвятить себя музыке. Однако его отец прагматично подошел к выбору карьеры для сына. Считая, что профессия музыканта малодоходна и не дает гарантии твердого заработка, он выбрал для сына профессию правоведа.
Окончив Императорское училище правоведения в Петербурге, Петр Ильич поступил на работу в Департамент юстиции, где его ждала скучнейшая служба, заключавшаяся в ежедневном переписывании бумаг и прошений. Тогда молодой человек принимает решение получить высшее музыкальное образование по классу композиции в только что открывшейся Петербургской консерватории. Он был настолько уверен в правоте своего выбора, что в беседе с братом, оправдывая свой поступок, заявил: «С Глинкой мне, может быть, не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной». Учебные занятия под руководством великолепных преподавателей консерватории Н.Зарембы (теория музыки) и А.Рубинштейна (оркестровка) во многом помогли ему сформироваться как музыканту. В 1865 году он заканчивает консерваторию с высшей в то время наградой – серебряной медалью.
Творческий путь Петра Ильича не был усыпан розами. Часто в его адрес звучала необоснованная критика амбициозных коллег, уязвлявшая композитора. Как настоящий большой художник, Чайковский всю жизнь сомневался в себе, был раним и беззащитен перед самоуверенными оппонентами. Он перенес много душевных страданий на своем недолгом веку. Однако невзирая на трудности, часто приводившие его в отчаяние, именно Чайковский стал величайшим и самым исполняемым русским композитором в мире. Автор десяти опер и трёх балетов, семи симфоний, четырех сюит, балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», более ста романсов – он внес бесценный вклад в мировую музыкальную культуру. До сих пор оперные театры и филармонические оркестры, отечественные и зарубежные, почитают за честь исполнять его произведения.
Говоря о выдающемся вкладе Чайковского в мировую музыкальную культуру, нельзя не отметить огромную роль, которую сыграла в его жизни Надежда Филаретовна фон Мекк, урожденная Фраловская. В 17 лет она была выдана замуж за Карла фон Мекка, инженера путей сообщения, который был приглашен богатыми частными предпринимателями в качестве устроителя железных дорог. Благодаря его профессионально грамотной неутомимой деятельности, большим организаторским способностям протяженность железных дорог в России во второй половине ХIХ века возросла в 15 раз: с 1000 до 15 000 км. После смерти мужа Надежда Филаретовна стала наследницей большого состояния. Она решила покровительствовать русским музыкантам и обессмертила на этом поприще свое имя. Фон Мекк оказывала значительную финансовую поддержку Николаю Рубинштейну, возглавившему после смерти брата Антона Московскую консерваторию. С 1877 года на протяжении 13 лет она ежегодно предоставляла по 6000 рублей П.И. Чайковскому, чтобы он мог не отвлекаться на поиски заработка и сосредоточился на музыкальном творчестве. Также она взяла на себя все расходы, связанные с концертными поездками Чайковского за границу. Такая щедрая материальная поддержка позволила композитору оставить педагогическую деятельность и занятия, не связанные с творчеством.
Во взаимоотношениях с Петром Ильичом Надежда Филаретовна фон Мекк была очень щепетильна. Даже на партитуре симфонии, которую Чайковский посвятил ей, не позволила написать свое имя. Чтобы не давать повода досужим разговорам в светском обществе, она поставила П.И. Чайковскому условие: ни при каких обстоятельствах не встречаться лично. Их взаимоотношения ограничивались только дружеской перепиской. Брат Петра Ильича Модест Ильич вспоминал: «Главная особенность тесной и трогательной дружбы Надежды Филаретовны и Петра Ильича заключалась в том, чтобы они не виделись иначе как в толпе, и, встречаясь случайно в концертном зале, на улице, не обменивались ни единым взглядом присутствия, сохраняя вид людей совершенно чуждых. Они сообщались только письменно, и оба умерли, никогда не слыхав голоса друг друга. Вследствие этого переписка их, сохранившаяся вся целиком, <…> исчерпывает всю суть этих небывалых отношений двух друзей».
Бесценная материальная и дружеская поддержка со стороны Н.Ф. фон Мекк, её преклонение перед творческим гением П.И. Чайковского были мощным фактором раскрытия во всей полноте его композиторского дарования.
Чайковский с возрастом становится психологически слабее, чувствует себя все неувереннее. Неустроенность семейной жизни, несправедливая критика его музыкальных сочинений, интенсивная концертная деятельность – все это подтачивало его слабое с детства здоровье, усиливало душевные страдания. Так, например, композитор описывал в письме брату Модесту свои впечатления от исполнения симфонической фантазии «Буря» в Париже в 1879 году: «Во время концерта волновался настолько, что заболело сердце; после недостаточно благосклонного восприятия публикой совершенно уверился в ничтожности «Бури»». Особенно неудачным это произведение показалось ему на фоне симфонии Мендельсона, которую мастерски исполнили до «Бури».
Большую часть жизни П.И. Чайковский был подвержен депрессии. Все началось с четырнадцати лет, после смерти матери, которую он долго оплакивал. Он боялся оглохнуть, как Бетховен. Н.Ф. фон Мекк в письмах постоянно, взывая к Богу, умоляла его не малодушничать и упорно следовать своему творческому предназначению. Она настолько трепетно жила его помыслами, что фактически вслед за ним, своим кумиром, через два месяца после его смерти также ушла из жизни.
Их переписка, продолжавшаяся в течение 14 лет, отразила множество биографических деталей, которые обнажают внутренний мир этих людей, события общественной и культурной жизни России того времени, а также подробности быта. Эпистолярное наследие содержит более 1200 писем, в которых они писали друг другу не только о музыке, но и о религии, философии. Приведем в качестве примера выдержку из письма Н.Ф. фон Мекк Петру Ильичу: «Я счастлива, что моя идея осуществима, что мне не надо отказываться от моего идеала, а, напротив, он становится мне еще дороже, еще милее. Когда бы Вы знали, что я чувствую при Вашей музыке и как я благодарна Вам за эти чувства! Было время, что я очень хотела познакомиться с Вами. Теперь же, чем больше я очаровываюсь Вами, тем больше я боюсь знакомства, – мне кажется, что я была бы не в состоянии заговорить с Вами, хотя, если бы где-нибудь нечаянно мы близко встретились, я не могла бы отнестись к Вам как к чужому человеку и протянула бы Вам руку, но только для того, чтобы пожать Вашу, но не сказать ни слова. Теперь я предпочитаю вдали думать об Вас, слышать Вас в Вашей музыке и в ней чувствовать с Вами заодно. Как мне печально, что я до сих пор не слышала Вашей «Франчески да-Римини»; я с нетерпением жду, когда она выйдет для фортепиано».
Лишь ультимативный протест членов семьи заставил Надежду Филаретовну прекратить оказывать благотворительную финансовую помощь и вести переписку.
Представляется справедливым, чтобы в юбилейные даты на торжествах, посвященных великому композитору, имя Надежды Филаретовны фон Мекк произносилось рядом с именем Петра Ильича Чайковского в знак благодарности за то, что она сделала для русского гения и для истории России.
Чайковский был одним из первых великих русских музыкальных деятелей, кто под впечатлением собственного религиозного чувствования обратился к написанию церковной музыки. Он создал «Литургию св. Ионна Златоуста», «Всенощное бдение», писал не только светские романсы, но и романсы на религиозные темы. Наиболее известные из них – «Легенда о Христе» и «Гимн в честь Кирилла и Мефодия», создателей славянской письменности.
Находясь в США (1891 г.), Чайковский пишет в своем дневнике о «какой-то стариковской расхлябанности» и непривычной усталости. Он отмечает, что местная пресса называет его человеком «лет шестидесяти» и ему приходится опровергать мнение публики, называя свой реальный возраст. Та же необычная усталость отмечается им в дневниковых записях и в следующем году. Его состояние и настроение отразились на характере последнего музыкального произведения – Шестой симфонии. Брат композитора Модест Ильич писал в 1907 году чешскому музыковеду Рихарду Батке: «Вы хотели узнать программу Шестой симфонии, но я ничего не могу сообщить Вам, так как брат держал её в своих мыслях. Он унёс эту тайну с собой в могилу. Но если Вы всё-таки хотите, я сообщу Вам то немногое, что узнал от брата. Первая часть представляет собой его жизнь, сочетание страданий, душевных мук, с непреодолимым томлением по Великому и Возвышенному, с одной стороны, борьбу со страхом смерти, с другой – божественную радость и преклонение перед Прекрасным, перед Истиной, Добром, всем, что сулит вечность и небесное милосердие. Вторая часть, по моему мнению, представляет собой ту радость жизни, которая не может сравниться с преходящими мимолётными радостями нашей повседневной жизни, радость, музыкально выраженная необыкновенным пятидольным размером. Третья часть свидетельствует об истории его развития как музыканта. Это не что иное, как шалость, игра, развлечение в начале его жизни до двадцатилетнего возраста, но потом всё это делается серьёзнее и кончается достижением мировой славы. Её и выражает триумфальный марш в конце. Четвёртая часть – состояние его души в последние годы жизни – горькие разочарования и глубокие страдания. Он приходит к мысли, что слава его как художника преходяща, что сам он не в силах побороть свой ужас перед вечным Ничто, тем Ничто, где всему, что он любил и что в течение всей жизни считал вечным, угрожает бренность».
Петр Ильич скончался 6 ноября 1893 года в возрасте 53 лет. Он успел продирижировать своей последней Шестой симфонией, которой подвел итог жизни, за девять дней до кончины.
Организацию похорон, с высочайшего соизволения императора, возложили на дирекцию Императорских театров. Погребение состоялось 9 ноября. Все расходы император Александр III повелел покрыть «из собственных сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов). Пели хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы. Собор не мог вместить всех желавших помолиться о упокоении души Петра Ильича.
Композитора похоронили в Санкт-Петербурге, в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Именем великого композитора назван город в Пермском крае, улицы многих городов, консерватории в Москве и Киеве, музыкальные училища и школы, знаменитый концертный зал в Москве… Его имя носит один из престижнейших международных музыкальных конкурсов, который с 1957 года проходит в Москве.
Правительство СССР поручило скульптору-монументалисту В.И. Мухиной создать памятник Петру Ильичу Чайковскому (установлен в 1954 году). Этот памятник изображает вдохновенного творца, любимого композитора миллионов людей. Установлен он во дворе Московской консерватории, и мимо него ежедневно проходят спешащие на занятия студенты музыкальных факультетов, чтобы приобщиться к источнику великой русской музыки.
Ярославль