Александр БАЛТИН. ВОЗДУХ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ ВЫСОК. Альманах «ДЕНЬ ПОЭЗИИ XXI ВЕК, 2022-2023»
Александр БАЛТИН
ВОЗДУХ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ ВЫСОК
Альманах «ДЕНЬ ПОЭЗИИ XXI ВЕК, 2022-2023»
Мощный монолит альманаха «День поэзии» непроизвольно отсылает к советским временам, когда, несмотря на все издержки, поэзия и определённые издания играли и социальную роль, будучи востребованными, читаемыми, даже и популярными…
Итак, новый номер альманаха – «День поэзии XXI век, 2022-2023»…
Он богат – представляя срез современного поэтического пространства, вероятно, охватывает всё лучшее, что предлагает сегодняшняя поэзия; но также и ярко представлены юбилейные и мемориальные разделы…
Годы были обильны юбилеями: здесь и Тютчев, и Алексей Толстой, и Брюсов; вспоминаются и не столь давно ушедшие Сергей Мнацаканян, Борис Романов, Владимир Костров…
Впечатляет статья Вячеслава Лютого об Анатолии Аврутине: глубоко проникающая в корневую сущность поэта, исследующая различные ракурсы творчества…
Сильно звучат стихи Аврутина:
И когда старика роковая печаль одолела,
И когда ощутил он, как мало оставлено дней,
Тяжело прохрипел: «А какое, какое мне дело,
А какое мне дело до Родины гиблой моей?..
Что с того, что она одарила меня травостоем,
Где росинка к росинке, где солнце рассыпано вдрызг…
Мне внушали всю жизнь, что мы Родины нашей не стоим,
Что мы только песчинки, лишь брызги разбрызганных брызг.
Трагедия бытия рассматривается поэтом через призмы, связанные с космосом и… Родиной: её восприятием, счастьем и болью…
Рокочут ритмы Владимира Алейникова: наполненные метафизикой и тайной, в том числе возникновения музыки – вечной музыки бытия, без которой его невозможно представить:
Откуда бы музыке взяться опять?
Оттуда, откуда всегда
Внезапно умеет она возникать –
Не часто, а так, иногда.
Откуда бы ей нисходить, объясни?
Не надо, я знаю и так
На рейде разбухшие эти огни
И якоря двойственный знак.
Лёгкостью – сквозь бытийную тайну отчаяния, ибо движение жизни известно в какую скатывается бездну, – звучат стихи Николая Алешкова, пронизанные солнцем жизнелюбия:
В это утро, солнечное, летнее,
Думать – далеко ли до черты
Просто лень. И помыслы чисты.
Радуюсь, что лето не последнее
На моём веку.
Собственную мифологию, базирующуюся на славянской традиции, – предлагает стихом чеканным и литым Владислав Артёмов:
Мы пойдём с тобою по дороге,
Там, где сосны в золоте смолы,
Где крадутся меж деревьев боги,
Для чего-то прячась за стволы.
Коротка дорога, далека ли,
Вдаль от нас бежит или же к нам,
Помнишь, эти боги окликали,
Называли нас по именам.
Шаровая мощь и по-хорошему избыточная яркость присущи поэзии Юрия Беликова: бушующей и неистовой, вместе – своеобычно-музыкальной, и – бесконечной, как воздух:
Я видел дуб – без кроны и корней.
Его спилили – обратили в плаху
и на скрещенье мировых путей
установили – подивись размаху!
И слышится: «Каков был исполин!
А кольца! Кольца! Прямо вековые.
Неисправим. Дуплист. Неиспалим.
Хотя ещё палили при Батые.
Волшебной алхимией звука и смысла поют, устремлённые к духовному сердца мира, созвучия Натальи Гранцевой:
В молитве полуночной благодаренья,
Я знаю, есть миг золотого смиренья,
Когда отворяет воскресшее зренье
Реликтовый свет неземного творенья.
Цветовая гамма мысли завораживает…
Необычно раскроется «Средиземное море», представленное Сергеем Донбаем:
Это море работает без утомленья,
Чтоб поддерживать в нас вещество удивленья.
Доставать из своей непроглядной пучины
Человеческой памяти сны и причины.
И рождать из своей ненаглядной волны
Песнь прибоя, в которую мы влюблены.
Ласковыми волнами переливаются, блестят словесные аккорды…
Трагическим изломом бытия полнятся стихи Валентины Ерофеевой: музыка их, однако, целит от окончательной безнадёжности:
Измучились и ночь и тишина
От несвобод словесных оболочек.
И опустело место у окна,
И будничная музыка слышна,
И сердце болевых лишилось точек.
Совмещая – лирический порыв и напряжённое метафизическое осмысление данности, волхвует Максим Замшев:
Прозвени, – это так обаятельно, –
Проржавевшим ключом.
За порогом твоим обыватели
Говорят ни о чём.
Вроде, думаешь, март, и – пожалуйста, –
Всё снега да снега.
Вроде, думаешь, фарт, но без жалости
Не возлюбишь врага.
Изысканны и мудры созвездия созвучий Светланы Кековой:
Птица пролетит, как тень разлуки...
Ты узнаешь детский наш секрет:
терпит тело родовые муки в час,
когда душа рождает свет.
Мысль о мысли – о сферах мысли – щедро работает в спокойных словесных построениях Вячеслава Куприянова:
Есть ёмкая сфера незримого
Над геологическими сдвигами истории,
Вещая сфера Анаксагора и Вернадского,
Где очевидна мысль, ещё неизречённая…
Все ли мысли человечества запрограммированы?
Поэзия настраивает на мистический лад: ибо часто и самому поэту неведомо, из каких бесконечных кладовых приходят стихи.
Легко и вольно, точно играя – но при этом совершенно всерьёз, – вьётся напевный, нежно-музыкальный стих Дмитрия Мизгулина:
Облетели, опустели
Почерневшие леса.
Отзвенели птичьи трели,
Помутнели небеса.
Затуманились просторы,
Ободрилось вороньё.
В обустроенные норы
Отправляется зверьё.
Изыскана музыка Олеси Николаевой; то, что корневые темы человечества – такие, например, как Теодицея – диктуют оную музыку, подчёркивает глубину проникновения поэтессы в суть вещей:
Это кто этот мир, этот сад
преподносит как чёрный квадрат –
дырку в грубой бездушной рогоже,
уверяя: никто не воскрес!
Нет ни глаз, ни ушей у небес.
Ничего у них нет. Ничесоже!
Ярко развеваются строки Николая Переяслова: словно и слова, составившие строки, приобретают особый – в меру индивидуальности – цвет:
Смята мраком сугробов перина,
волчьи свадьбы вершатся в бору.
Мир затих. Только имя Марина
бьётся птицей на чёрном ветру.
Разнообразно строится поэтический пантеон Виктора Петрова: есть жёсткие созвучия, продиктованные реальностью, пропущенной сквозь фильтры дара, есть – наполненные нежностью, а иные – совмещают и то и другое, точнее раскрывая сущность действительности:
А я голубь!.. Не жаворонок, не сова:
Спать ложусь – как ложусь, и встаю – как встаю.
Караулят меня вертухаи-слова,
Чтобы всё позабыл, даже любовь твою.
Мне куда от них?! Только и сам не уйду...
Отбываю тюремный пожизненный срок:
Радость радует, или бедую беду –
Вижу неба клочок за решёткою строк.
Патриарх современной поэзии Юрий Ряшенцев верен себе – и необычностью острого звука, и точностью представляемых словесно картин, и – своеобразной радугой эмоций, разлитой в недрах стихов:
Травы августа были густыми.
И гусята по воле гусыни
пробивались к прохладе речной.
И счастливое пение речки
в золотом среднерусском колечке
отменяло египетский зной.
Вольно, как Волга, поэтическое дыхание Валентина Сорокина:
В поздний час я молчалив и светел,
Звёздных дум никто не запретит.
По равнине белой белый ветер,
Белый ветер стонет и летит.
Замело селения до крыши,
И такой клубится непокой,
Словно Бог недавно глянуть вышел,
И вздохнул, и вдруг махнул рукой!..
Двойственность, амбивалентность всего, представляемого миром, ярко-гранёными строчками показывает и подчёркивает Евгений Степанов, чья литые формулы строк всегда просвечены красотой и мудростью:
Эта грань, точно краска, размыта.
И богат иногда нищеброд.
А в герое – замашки бандита.
А бывает и наоборот.
Нет большого ума в укоризне.
Я ругаться давно перестал.
Эта пьянь что-то знает о жизни,
Что не знает иной аксакал.
Сладкой земной горечью пенятся строки Валерия Сухова:
Травою заросла могила.
Я не был больше года здесь.
Пусть мать меня за всё простила,
Но головой качает лес.
Красивы и высоки стихи Андрея Шацкова, словно всё в них – отражается в небесных кристаллах, и интервью с поэтом, приуроченное к юбилею, хорошо демонстрирует крупную меру восприятия поэзии, как феномена…
И вспыхивает разноцветно стихи:
Вот и август прошёл, и сентябрь настал,
Приближается бабьего лета кончина.
И в бездонные воды, как в чёрный хрусталь,
Замирая, глядится лесная лещина.
Песни Бориса Шигина своеобразно связаны с тишиной: будто и – рождены ею: бескрайне-мудрой:
Ах, этот пьяный воздух грозовой,
звенящая до боли тишина:
не слышно будет вопля – хоть завой,
начни петь песню – будет не слышна.
…Воздух современной поэзии высок, и сколь бы ни была она не востребована обществом, сколь бы ни существовала в малотиражье, всё равно – мощно, энергетийно, светозарно облучает она социум, увеличивая его шансы на духовное возрастание; и альманах «День поэзии XXI век, 2022-2023 гг.» доказывает это.
По нынешним временам издание такого альманаха это подвижнический труд. Поклон и поздравление всем причастным к его выходу! Николай
От имени редактората "Дня поэзии -ХХI век" благодарю Александра Балтина за оперативно и красочно поданный материал.
А. Шацков