Александр АФАНАСЬЕВ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Великий учитель и нерадивые ученики
Александр АФАНАСЬЕВ
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Великий учитель и нерадивые ученики
19 декабря 2023 года, обозначив на расширенном заседании коллегии Министерства обороны РФ приоритетные направления внешнеполитической стратегии России в современных условиях, Владимир Путин следующими словами определил перспективы российско-украинских отношений: «История всё расставит на свои места». Не скрою, меня как профессионального историка порадовали эти слова даже не столько применительно к Украине, сколько сами по себе, в их собственной полноте и многогранности.
С некоторых пор, а именно с воцарения в России и мире либеральной идеологии, к истории как феномену развития мира и человечества стали относиться даже не небрежно, а с какой-то издёвкой. Пример тому – книга Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории и последний человек» (1992), представляющая собой бессовестное возведение американского образа жизни в идеал общечеловеческого развития. Как это ни покажется кому-то кощунственным, но, на мой взгляд, начало подобному утилитарному отношению к истории положил не кто иной, как мэтр европейской философской мысли Георг Гегель (1770-1831).
Признавая ход истории как процесс отображения необходимости, Гегель, тем не менее, утверждал, что историю творит некая абсолютная идея, которой он подменял живого, одухотворённого, всесущего Бога. И эта абсолютизация идеи позволила ему, подобно ныне Фукуяме, прийти к выводу о том, что вершиной исторического развития является «свободный германский мир». Используя гегелевскую идеалистическую методологию, Карл Маркс (1818-1883) разработал собственную контртеорию, именуемую «историческим материализмом». По Марксу, историю творит «всеобщий естественный процесс», под которым подразумевался некий природный абсолют, сугубо материальный в своей основе.
К чести большевиков, взявших на вооружение марксистскую теорию и осуществивших революционный переворот в России в октябре 1917 года, следует признать, что для подтверждения природного абсолюта в Советском Союзе была проделана колоссальная научная работа всеохватного исторического плана. Да, всё развитие человечества, с древнейших времён до сегодняшнего дня, в конечных выводах подгонялось под догматы марксизма. Но база самих исследований, высокий уровень аналитики и безусловная добросовестность ведущих учёных позволяли сохранять историю как науку, а в некоторых аспектах делать настоящие открытия в этой области.
Совсем иная ситуация наблюдалась в ельцинской России после декабрьского государственного переворота 1991 года. На волне злобного до маниакальности и мстительного до умопомрачения антисоветизма в историческую науку ворвались либо полные невежи, либо профессионалы-перевёртыши, предавшие науку и с упоением предавшиеся сами разрушению основ исторической науки. К этим «новаторам» следует, в первую очередь, отнести одиозное «трио академиков» в лице Андрея Сахарова (1930-2019), Юрия Пивоварова (1950 г.р.) и Анатолия Фоменко (1945 г.р.). В результате учинённого ими погрома историческая наука в России ещё долго будет залечивать свои глубокие и весьма болезненные раны.
Возвращаясь к словам Владимира Путина о расстановке историей всего «на свои места», хотел бы перейти от частного (науки истории) к общему – самому историческому процессу в развитии человечества. Мировая история представляет собой живой, непрерывный и нерасчленяемый поток временных преобразований человеческого бытия на планете Земля. В силу своей объективированности мировая история выступает не только в качестве вершителя судеб народов и отдельных людей, но и как великий учитель и воспитатель подрастающих поколений.
Однако история учит только тех, кто желает учиться и кто серьёзно и вдумчиво относится к самим себе и к другим людям. Что касается непосредственно Украины, то, во-первых, сама территория бывшей союзной республики слишком долгое время была нестабильной и географически неопределённой, а во-вторых, её население в национальном плане являлось разношёрстным и разрозненным. Даже та часть людей, которая считала себя коренными украинцами, плохо владела украинским языком в силу того, что языком общенационального общения был русский язык.
Став «независимым» государством в результате развала Советского Союза в 1991 году (при активном участии украинской верхушки!), Украинская Республика почти четверть века металась между Россией и Западом, хитро пытаясь извлечь максимум преимуществ из демонстрации лояльности обеим сторонам. С Россией эта двойная игра приносила неплохие дивиденды, но Штатам верхушка сильно задолжала, и это роковым образом сказалось на судьбе украинской нации. В результате государственного переворота, организованного США в 2014 году, Украина вошла под протекторат Штатов и разорвала отношения с Россией, сделав ставку на культивирование вражды к ней и к русскому народу.
В образном плане к Украине и украинскому народу вполне применимы притчи Иисуса Христа о заблудшей овце (Матфей 18, 12-14) и блудном сыне (Лука 15, 11-32). Подобно потерявшейся овце, Украина сегодня «заблудилась» в горах мирских соблазнов и не только отстала от стада, но предала его, призвав себе в помощь хищного зверя. И Россия сейчас, начав СВО, по сути, «бросилась на поиски» и спасение этой «бедной овечки», временно оставив заботы о собственном народе. Что касается Украины как «блудного сына», то нет никакого сомнения в том, что Россия вновь с радостью примет украинский народ в лоно своих народов. Но, разумеется, в случае полного его раскаяния в своей гордыне и преступлениях.
Таков исторический урок в отношении не только Украины, но любой другой нации, стремящейся противопоставить себя другим народам и вознамерившейся, тем самым, попрать суровые законы истории. Что касается США, то помимо притчи о блудном сыне, оставляющей шанс американскому народу возвратиться в лоно мирных суверенных народов, к Штатам всё же более подходит притча о фарисее и мытаре (Лука 18, 9-14). Подобно библейскому фарисею, они не только слишком «уверовали» в свою «праведность» (слишком много возомнили о себе, презрев другие народы), но и дали немало доказательств «уничижения» других народов.
Мировая история, реализуя в своём непрерывном течении волю Божью, как великий учитель и воспитатель человечества на протяжении тысячелетий буквально вдалбливает в головы нерадивых учеников всего две простые истины, но никак не может добиться положительного результата. Первая истина касается правящих элит и выдвигаемых ими лидеров. Суть её заключается в том, что нельзя держать человечество в постоянном страхе и давать волю страновым и личностным эгоистическим амбициям. Древний мир потому и рухнул в небытие, что исповедовал культ звериной силы и дьявольских ухищрений во имя сиюминутных выгод и материальных успехов за счёт слабых и беззащитных.
Вторая истина касается уже самих «слабых» и «беззащитных», которые порой безропотно и безвольно покоряются наглой тирании, утрачивая богоподобное человеческое достоинство и превращаясь в лёгкую добычу для разного рода хищников. Зачастую это происходит даже не по причине беззащитности как таковой, а в силу собственного слабоволия. Примером тому является библейский Исав (Бытие 25-36), сын Исаака и Ревекки, уступивший своё первородство младшему брату Иакову, наречённому Израилем, за миску чечевичной похлёбки. Здесь вполне напрашивается аналогия с Украиной, гордящейся своей тысячелетней историей, но уступившей своё «первородство» выскочкам-Штатам и продавшей им за долларовые подачки свои суверенитет и достоинство.
Что касается России как ученицы мировой истории, то не стоит питать здесь особых иллюзий, но и нет оснований корить себя за якобы невыученные уроки. Россия никогда не была среди первых учеников. В европейской «школе» ей всегда отводилась «галёрка», а в европейских «университетах» она вообще училась только заочно. Россию вполне можно уподобить анекдотическому ученику Вовочке, который не прочь пропустить уроки, никогда не поднимет руку и не зубрит прописные истины, но хорошо знает внешкольную жизнь и, спрошенный Марьиванной, всегда зрит в корень и режет правду-матку.
Европейские же «отличники», кичащиеся своим гарвардским, итонским и оксфордским образованием, в реальной жизни не столько следуют позитивным историческим примерам, сколько, вознамерившись поучать самоё историю, берут на вооружение поступки прежних «двоечников». Это происходит у «отличников» как-то самопроизвольно в силу одной и той же постоянно повторяющейся ошибки – переоценки своих возможностей и недооценки реальной исторической ситуации. В итоге, вместо исправления чужих ошибок и посрамления исторической науки, они только усугубляют эти самые ошибки и ввергают народы собственных стран в исторические катастрофы.
Так было с Наполеоном Бонапартом и Адольфом Гитлером, которым не давали покоя «подвиги» и слава Александра Македонского, Юлия Цезаря, Чингисхана и Тамерлана. Сегодня, в очередной раз(!), «исправить» ошибки прежних исторических «неудачников» возжаждали США, забывая уроки истории и тот непоправимый урон и ущерб, который завоеватели принесли своим народам и собственным странам. Разумеется, и в отношении Штатов мировая история скажет своё веское слово и преподаст им суровый урок. Но и остальной мир, и в первую очередь мы, россияне, должны сделать из этих уроков очень серьёзные выводы.
История и время (особенно сегодняшний день) находятся в теснейшей взаимосвязи. А мир и наша страна, в свою очередь, роковым образом повязаны мировой историей и суетным временем. Время можно обгонять, как это попытались сделать в советский период. Но история не простила нам этот оторванный от жизненных реалий гигантский скачок в иллюзорное будущее. Не простила и вылила ушат холодной воды на наши разгорячённые головы. Можно, конечно, и плестись в хвосте у времени, как это ныне делает либеральная буржуазия, находясь у него в «эволюционном плену». Но и здесь мы видим, что история не прощает расслабленного дрейфа и жёстко подстёгивает сейчас мир и Россию в погоне за ускользающим временем.
Вывод один – надо дружить со временем, чутко прислушиваться к его тихому, но необратимому ходу, ценить его суровые уроки и стараться идти с ним в ногу, ни на шаг не опережая и не отставая от него. Как это ни парадоксально звучит, но Россия сейчас живёт и действует как бы в трёх временных измерениях. В политике, дипломатии и военном деле мы «впереди планеты всей» и явно опережаем время. В экономике с большим трудом догоняем время благодаря изоляционному кнуту и санкционным шпорам. Что же касается социальной, культурной и духовной сфер, то здесь мы никак не можем вырваться из плена «святых девяностых».
И это главная опасность в нашем продвижении вперёд. Гуманитарная составляющая только людям недалёким и малоразвитым может показаться малозначащей и второстепенной. На самом деле именно она является тем локомотивом времени и истории, который тянет за собой прицепы экономики и политики. США вознамерились доказать обратное и во главу угла своего развития и утверждения в мире поставили даже не экономику как таковую, а её денежный эквивалент. Для одномоментного спурта этого вроде бы хватило. Но у истории долгий путь, и сегодня становится всё более очевидным, что Штаты ошиблись в своих расчётах. И кара истории за этот просчёт будет неотвратимой и жестокой.
Расцветы России приходились, как правило, на времена духовных и культурных обновлений, имевших, как правило, революционный характер. Листая новогодние каналы российского ТВ, можно было впасть в отчаяние от царящей в них пошлости, вульгарности и торжествующего безвкусия. Но даже здесь местами случались прорывы подлинного искусства и высокой культуры. Правда, пока это лишь отдельные островки в океане бескультурья. Однако при вдумчивом анализе ситуации в её динамике можно обнаружить и нечто такое, что не только способно удержать от уныния, но и дать возможность воспрянуть в духовной надежде и вере в будущее.
СВО дала много примеров героизма российских воинов. И эти факты не остаются втуне. Наоборот, президент и военное командование не скупятся на награды и иные формы поощрения отличившихся солдат, офицеров и генералов. Но это лишь видимая часть военной кампании, порождающая подчас зависть и пересуды. Однако есть и другая сторона «медали» – невидимая, но всё более ощутимая. Это сторона духовная. На фронтах СВО идёт неустанная, тяжёлая и трудоёмкая каждодневная работа. И она осуществляется не только ради личной безопасности. Там, в зоне постоянной опасности и смертельной угрозы, воинское братство вполне отдаёт себе отчёт в том, во имя каких целей оно жертвует своими жизнями.
Этими целями являются, в конечном счёте, не только защита Отечества (хотя это, разумеется, первостепенное), но также утверждение всеобщего мира, добра, справедливости, любви к ближнему и веры в Бога. То есть того ядра вечности, что сформировалось в духовном мире человечества за тысячелетия его жертвенной борьбы с враждой, злобой, насилием, ненавистью и разного рода суевериями. Это мощное ядро душевной теплоты можно уподобить земной магме, не только формирующей рельеф планеты, но и оберегающей Землю от её превращения в холодную, мёртвую звезду. Без священного горения духа и человечество, не говоря уже об отдельном человеке, неизбежно обратится в прах.
Феномен чёрной, негативной духовности, утвердившийся в начале XXI века в украинской нации, есть не что иное, как пароксизм жестокосердной варварской бездуховности, вернувшийся в современный цивилизованный мир из далёкого прошлого, которое мы считали похороненным навеки. Этот же конвульсивный пароксизм явлен нам в озлобленном израильско-арабском конфликте. А весь этот духовный негативизм (своего рода «чёрная дыра» в человеческом духе) сосредоточен ныне в США, которые, стремясь к мировому господству, фактически намереваются развернуть ход истории вспять и вернуть человечество к первобытной дикости.
Мировая революция, о которой мечтали европейские утописты, включая «реалистов» Карла Маркса и Владимира Ленина, сегодня набирает свой исторически необратимый ход. Её начало положила СВО на Украине, а закончится она развалом и историческим крахом Соединённых Штатов Америки. Но это будет отнюдь не социальная революция. Это будет революция духовная, революция обновления свободы, равенства, братства и духовного единства людей во имя торжества божественной истины и сохранения жизни на земле.
История – великий и суровый учитель. Чтобы быть её достойными воспитанниками, нам всем пора из разряда нерадивых учеников перейти на следующий уровень – уровень спасительной разумности и возвышающей дух человека мудрости. Мы уже достаточно наполучали от истории весьма болезненных ударов-уроков. Пора нам уже и за ум взяться.