НОВАЯ ВОЛНА / Ирина СУВОРОВСКАЯ. ШУМНЫЙ ДУХ. Вологодское святочное
Ирина СУВОРОВСКАЯ

Ирина СУВОРОВСКАЯ. ШУМНЫЙ ДУХ. Вологодское святочное

 

Ирина СУВОРОВСКАЯ

ШУМНЫЙ ДУХ

Вологодское святочное

 

Если бы вы спросили меня, какими красками можно описать те дни, то я бы назвала четыре цвета. Тёмно-синий, аж до черноты, – как деревенское небо. Белый – как стены старой церкви, которые отчего-то совсем не сливались с седым убранством зимы. Жёлтый – как свет в окошках нашего дома. Зелёный – как столетние высокие ели на берегу реки, посаженные ещё священником.

Казалось удивительным, но все эти цвета можно было увидеть в небе. В морозные ночи, выпадавшие на начало Святок, над заброшенной церковью вдруг загоралось большое пятно. Долго-долго переливалось оно словно горсть волшебных самоцветов из сказки. «Северное сияние», – говорили старшие.

С нашим приездом в Коротец на зимние каникулы в небольшом уютном домике вдруг появлялась ёлка. Дед сам приносил её из ближайшего болотистого подлеска – того самого, откуда, по словам бабушки, к детям приходит «худой ум», заставляя их капризничать. Комната сразу наполнялась запахом свежей хвои и смолы, который смешивался с запахом весёлых стеклянных игрушек из коробки…

Я думаю, что больше никогда в жизни мы не были так счастливы. Несомненно, у счастья множество граней; но чувство, испытываемое в те зимние дни, могло родиться только там, среди сугробов. Там оно и осталось.

Святки начинались с Рождественского сочельника. Шестого января утром бабушка говорила: «Сегодня – строгий пост». Держали его до первой звезды, и, кажется, ничего не употребляли в пищу. Теперь мне думается, что даже на ужин мы ели лишь пресную ячневую кашу.

Зато седьмого числа ещё до свету бабушка ставила в русскую печь противни с пирогами и калачами – один за другим.

Затворённые на домашней сметане, калачи получались ароматными и рассыпчатыми. Пекла их бабушка много-много, и не только для внуков, и не только в то утро, а почти каждый день после наступления Рождества – старинный обычай предписывал хозяевам ожидать гостей.

Они приходили вечером. Шумные и весёлые, баски́е и страшны́е – те, кого в наших краях называли таинственным словом «кудеса». Размалёванные угольями и всем, что попалось им под руку, гости изображали цыган, медведей или рогатую нечисть.

Они пели, плясали, наводили невообразимый шум и гам, желали всяческого благоденствия щедрым хозяевам, складывали в холщовые мешки угощения и удалялись восвояси. Кудеса могли вернуться на другой вечер – их ждали, их привечали на протяжении всей первой недели после Рождества. На другую же неделю будто бы наступало затишье, но перед самым Крещением в дверь снова могли постучать, чтобы после пропасть на целый год.

Когда ты мал и не в силах угадать в чумазом чёрте односельчанина, а в мохнатом медведе – односельчанку, вечерние представления кажутся тебе необычайно завораживающим действом. Оттого-то с наступлением темноты каждый звук с улицы заставлял трепетать сердце от предвкушения встречи с незваными гостями.

Но всё-таки зимняя сказка начиналась чуть раньше святочного представления кудес. Она начиналась с морозных узоров на окнах, с деревянных санок-чунок, летевших с горы, с жарко натопленной под вечер «чёрной» бани на берегу реки, с ярких звёзд на небе, глядевших в застывающую полынью. Словно из ниоткуда возникал месяц, тоскливо скрипела старая ель у бывшего дома священника, а из тёмных перелесков слышался гул ветра. Ночью он любил забираться в печную трубу и выть, выть…

После бани мы обычно сидели за чашкой чая, играли в «козла» или собирались на деревенское гулянье, слушая бесконечные рассказы о том, как весело было в Шалге.

Вероятно, сейчас вы задумались над тем, что такое «Шалга», и теперь я должна буду сделать кое-какие пояснения. О, этим диковинным словом называли одну местность, где прежде стояло никак не меньше двадцати деревень, сгинувших в беспощадном колесе времени. Жителям пришлось оставить Шалгу, потому что никто не связывал с нею никаких надежд. Человек уже побывал в космосе, а к тем деревням ещё только вели электричество. Но приличной дороги так и не выстроили.

Многие бросили дом и переехали в соседний Коротец, где имелось всё: и работа, и магазин, и почта, и клуб, и медпункт. Отныне шалжаки звались коротчанами, плясали на мосту в Екатерину – это в прошлом престольный праздник такой, а с советских времён и до наших дней «день деревни» в Коротце, и собирались на кладбище на Троицу, но незаметно для других продолжали жить традициями покинутого края. Был ли хоть один день, когда они не вспоминали свою бедную Шалгу?

Вот и мы длинными вечерами слушали рассказы о том, как в ранешное время ходили на беседы-посиделки молоденькие девушки, как гадали они на Святки, как шутили над ними парни и как одного чудного человека носили голышом от деревни к деревне в образе кудеса-покойника. Без мистики, конечно, не обходилось.

 

Из всех зимних историй больше всего мне запомнилась та, в которой говорилось о шумном духе, обитавшем лет сто назад в одном шальском доме. У этого явления не было никакого названия – то ли не находилось ему объяснения, то ли не хотелось произносить его имя. Только намёки.

Сам рассказ был чрезвычайно коротким, не считался святочным, не имел ни начала, ни конца. Но пока он неспешно лился, мы успевали вообразить, как быстро догорал зимний день в чужой деревне и красное холодное солнце валилось за дальний лес. К утонувшим в снегах избам подбиралась густая, как черничный кисель, темнота.

Шалга внутри делилась на разные части: восемь деревень около церкви относились к Спасу, и жили там «около спасляна», четыре деревни считались Поричьем, и жили там «поричана», шесть деревень считались Малой Шалгой, а ещё три соседствующие меж собой деревни всегда перечислялись по названиям – Горка, Кашкино, Тихонино. Любопытно, но в разных частях Шалги могли отличаться названия предметов быта и некоторые традиции. Негласным обычаем можно считать и то, что жители Спаса почти никогда не вступали в брак с поричанами (и наоборот).

В той незнакомой нам деревне у Спаса, названной Сокольем, жила девушка по имени Любава. Её крестьянское семейство по местным меркам считалось середняцким – не зажиточным, но и не нищим. Это значило, что у родителей Любавы имелся хороший дом с зимовкой и небольшое хозяйство, а будни их проходили в усердном труде.

Находилось Соколье в полуверсте от церкви, насчитывало около двадцати домов и больше шести десятков жителей – по крайней мере, так было до начала «германской» – так в народе называли Первую мировую войну. Селенье выросло из трёх дворов, и потому часть его жителей приходились друг другу не просто соседями, а близкими родственниками. Мороз – не мороз, бежала Любава к своей двоюродной сестре Ольге, жившей тут же, в Соколье.

У той в семье случилось страшное горе: в один год умер отец, а на другой не стало матери. На попечении девушки остались братья и сёстры, мал мала меньше – всех вместе семь человек; и только брат Илья был старше прочих. Из крепких середняков в одночасье они обратились в последних бедняков.

Жили сироты в своей избе одни, и в ту пору часто случалось бывать Любаве у Ольги. Зимой что – темно да скучно, оттого и собирались деревенские девушки на беседы то у одной, то у другой в избе, а то и отдельную избу поряжали, в складчину благодаря хозяев за хлопоты. С собой они приносили прялки и целыми вечерами пряли под свои девичьи разговоры – от Михайлова дня до Николина дня отмеряли себе сорок пасм – это увесистые такие части мотка пряжи. Захаживали на беседы и парни. Но если осенью ещё плясала да играла молодяжка, то с Филиппова поста всё веселье воспрещалось до самых Святок.

А вот в Святки!.. В Святки наоборот: прясть нельзя, озорничать – можно. Можно нарядиться страшным кудесом, разворошить чужую поленницу, тайком погадать на судьбу, и ничего тебе за это не будет.

Как и всякие другие девушки, шальские придумывали себе нехитрые развлечения. То загадывали встречу с суженым во сне, положив замок с ключом под подушку, а то и на перекрёсток в полночь бегали. Слушали: не звенит ли где колокольчик? Откуда прозвенит, туда и замуж идти. Лишь бы успеть убежать с перекрёстка, чтобы бесы не схватили и не уволокли с собой! Слушали и просто под окнами изб, взяв загодя испечённый прясной пирог, по форме и виду напоминающий знаменитые калитки, только для него начинкой служила ячневая или пшённая каша.

Коль подслушанный разговор был добрым, значит, и год обещал быть хорошим. Ну а коль о худом говорили или ругались, то и год ожидали худой.

Одно из святочных гаданий выглядело так: девушки клали кольца, булавки и другие вещицы в блюдо, которое закрывалось платком или тканью. Блюдо трясли и при этом пели особые «подблюдные» песни, имеющие разное значение, а потом наугад сквозь ткань выбирали одну из вещиц и очень боялись «виничков на грядочках». «Винички на грядочке» – это смерть. В Шалге пели так: «Шуршали винички на грядочке…». «Винички» в песне означают веники, которые клали в гроб покойникам.

Гадали в банях с зеркалами и свечой: «Суженый-ряженый, постой передо мной…». Шептались в Шалге, что суженые и впрямь являлись; правда, кому-то они показались не в зеркале, а отражением в воде, налитой в ведро. На костях – настоящих овечьих лодыжках – гадали больше в Масленую неделю.

 

На посиделки сёстры из Соколья ходили вместе, а после бесед оставалась Любава у Ольги на ночь и видела по-настоящему странные вещи. Когда и почему в доме сирот стал озорничать шумный дух, никто и тогда сказать не мог, а теперь уж и вовсе говорить некому. Плутовал помаленьку, на глаза не показывался, но только лягут все спать – дверь в сени возьми и раскройся сама… Ну, мало ли что бывает, девушки встанут, закроют, а дверь, как нарочно, обратно распахивается. Клубится пар в промёрзших сенях, снаружи мороз лютый! Вот они опять закроют, крепко – на крючок, так крючок с петли срывается, и дверь снова стоит открытая настежь. Мучились, пока тому не надоест.

В другую ночь принимался он возиться на чердаке. Иной раз такой шум поднимет, что кажется, будто по потолку кто-то кованый сундук таскает. Девушкам и не страшно вовсе, их больше любопытство разбирает. Без страха залезут они на чердак, посмотрят – нет никого, тишина. Вернутся в избу, а на чердаке опять возня и грохот стоит.

Говорила Любава ещё об одной жуткой выходке сокольского духа. Устав от дверей и чердака, нечто начинало донимать младших братьев и сестёр Ольги. Из-под спящих детей принималось оно тащить полатницы – доски, из которых в деревнях мастерили и полати, и кровати. И вроде явного вреда от этих фокусов не ощущалось, во всяком случае полатницей никого не молотило, но ничего приятного не скажешь тоже. Впрочем, остались Любавины слова о том, что страха никто не чувствовал, ничего особенного…

Если бы писать из этой истории рассказ – такой, что полюбят за искусное сочинительство, у истории вышел бы чудный финал с потрясающей сценой изгнания шумного духа. Только вот в жизни такому случаться необязательно.

Жили крошечные сироты под присмотром сестры совсем недолго. Самых младших забрали в приют в уездный тогда ещё город Кириллов, чтоб спасти от голодной смерти, но спастись удалось одному только мальчику, сестричек его не стало. Он вернулся в Соколье спустя пять лет, правда, в родительском доме почти что не жил – так мальчишка сам о себе написал когда-то, а через сотню лет та бумажка нашлась в архиве. Поначалу его забрали сокольские родственники, потом увёз «на города» старший брат Илья. К тому времени Ольга тоже покинула Шалгу: вышла замуж. Дом с шумным духом продали, перевезли на новое место, где всё и затихло.

Думается, вы снова и снова задаётесь вопросами: неужели и вправду никто не боялся того явления в доме? Или же это игра далёких, истлевших воспоминаний, где уже нет места страхам? Вынуждена приоткрыть вам тайну: в старой Шалге домашний дух – шумный или тихий – был частью местных верований. Скажу больше: его считали членом семьи. Или… он таковым и являлся?

Отчасти секрета коснулись музейщики. В конце тридцатых они появились в шальских деревнях, и в одном из домов на Горке им показали деревянную куклу, наречённую тётей Аней.

Говорили, что тётя Аня – при всей своей внешней простоте – очень уж походила лицом на одну из покойных родственниц хозяев дома. Одетая в сарафан и платок, кукла хранилась на чердаке. Прежде она бывала важной гостьей на святочных беседах, куда её приносили кудеса. Тётю Аню, наряженную в одежды покойницы, подносили к девушкам во время особого действа: обряда целования. Те девицы, которые горячо желали выйти замуж, целовали куклу, бессознательно обращаясь к ней за помощью в столь важном деле.

Отдавали музейщикам тётю Аню с большой неохотой. На её суровом деревянном лице навсегда застыло отражение тайной веры северян в духа предков, охраняющего дом и его обитателей. Будьте уверены, жители тех деревень со своими духами общались даже во времена советского безверья. А может, общаются и поныне, если сохранили ключи, коими – как известно – являются заветные слова. Только не ждите, что кто-то вам в этом сознается! И уж слов никаких не скажет, потому и зовутся они заветными, что принадлежат семье, передаваясь из поколения в поколение.

Тётя Аня жива и поныне, с ней можно даже встретиться, если очень захочется. Старый дом её чудом уцелел в страшном пожаре на Горке – тогда сгорела вся деревня, кроме двух домов тёти Аниных родственников.

Не кажется ли вам, что тот шумный дух из Соколья вовсе не пакостил, а лишь неумело общался с жителями своего дома? Возвещал о тёмных временах, новых бедах или пытался хоть кого-то сберечь, прогнав из голодной деревни в городской приют? Кто ж теперь скажет, когда ключи потеряны?

г. Вологда

Комментарии

Михаил Попов 19.01.2024 в 20:24

Симпатичный рассказ обаятельной вологжанки...
Если бы это всё было представлено в чисто прозаической форме, такого ощущения, пожалуй, не возникло бы , а воспринято было как стилизация.
А тут собственная память плюс "предания старины глубокой" создают эффект отражённого эха, а у всякого эха, как понятно, есть реальный голос.
Спасибо, Ирина, за долгую память! Нам всем надо ВСПОМИНАТЬ, откуда мы родом. В этом залог русского будущего.