ПУБЛИЦИСТИКА / Александр АФАНАСЬЕВ. ПРИРОДА И БОГ. Прах земной и воскрешение из мёртвых
Александр АФАНАСЬЕВ

Александр АФАНАСЬЕВ. ПРИРОДА И БОГ. Прах земной и воскрешение из мёртвых

 

Александр АФАНАСЬЕВ

ПРИРОДА И БОГ

Прах земной и воскрешение из мёртвых

 

Библейское сказание о сотворении мира начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие. 1, 1). Это было сделано в первый день творения. Человек же был сотворён в последний (шестой) день. Причём «мужчина и женщина» были сотворены из праха земного «по образу Божию». «И благословил их Бог, – говорится в Библии, – и сказал им …: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Бытие. 1, 27-30). И далее: «И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие. 2, 7).

Поэзия и проза, вымыслы и реализм, философские размышления и житейский практицизм – всё переплетено и перемешано в библейской были-небыли. Но суть творения схвачена творцами Библии в смысловом динамическом развитии, а детали не только не портят общую картину, но, наоборот, наполняют её живой конкретикой и самим духом жизни. Можно по-разному относиться к этому творению еврейских мудрецов, но надо отдать должное их дерзости, сокровенности и вдумчивому подходу к истории рождения мира и человека.

Этот сущностный дуализм (смесь мистики с практическим житейским опытом человека) породил великую битву верующих и атеистов, которая ведётся с «тёмных» древнейших времён и не прекращается в наши «просвещённые» дни. Суть этой ожесточённой борьбы состоит в том, что одни люди (учёные и часть «неучей») боготворят природу и ставят во главу угла своей жизни, работы и мыслительного процесса исключительно материальный мир, полагая «потусторонние силы» либо вовсе несуществующими, либо любопытствующими зрителями-наблюдателями.

Другие («неучи» и часть учёных), наоборот, все явления мира людей и многогранной природы сводят исключительно к доминированию воли Божьей. При этом они либо игнорируют непреложные законы человеческого бытия и мирового естества, либо стремятся к установлению некоего компромисса между природой и Богом, но с доминированием Бога. На практике это приводит к тому, что верующие люди вместо ответственного подхода к решению возникающих проблем, как правило, лукавят с Богом и собой, перекладывая на Божьи плечи всю полноту ответственности не только за принятое решение, но и за неудачи «зачатого в Боге» дела.

Русский народ в своей вековой мудрости выработал две житейские формулы, в принципе отображающие этот дискуссионный дуализм, но предлагающие вполне разумный выход из, казалось бы, неразрешимого противоречия. Русские народные пословицы гласят: «Без Бога – ни до порога» и «Бог-то – Бог, но не будь и сам плох». Первая пословица свидетельствует о беспредельной вере русского человека в Бога. Вторая же – возлагает высшую меру ответственности за дела и поступки на самого человека, не отвергая в принципе Божьего участия в человеческих делах.

По сути, в том же ключе, но с акцентом на равной ответственности человека перед Богом и власть предержащими, олицетворяющими земные силы, разрешал дуализм и Иисус Христос. В ответ на провокационный вопрос фарисеев Сын Божий твёрдо и недвусмысленно сказал: «Отдайте кесарю кесарево, а Божие Богу» (Матфей. 22, 17-21). Подразумевается, что простые смертные должны честно исполнять свой долг (отдавать должное) как Богу, так и «кесарю», воплощающему в себе небожественное (земное) начало и имеющему право требовать от людей материальных жертв.

Однако учёный мир не удовлетворяли ни народные подходы к Богу и природе, ни религиозные взгляды Иисуса Христа. С зарождения науки в лице Аристотеля (384-322 до н.э.) её служители, возведшие Науку в культ, направили все усилия (порой по-настоящему жертвенные) на развенчание народных «суеверий» и религиозных верований. Не будет преувеличением предположить, что все естественнонаучные открытия представляют собой побочный «продукт» одной-единственной навязчивой идеи – докопаться до самой сути вещей и тем самым доказать полное отсутствие «следов Бога» в материальном мире.

Как ни странно, но библейские мудрецы задолго до Аристотеля уже обсуждали эту тему, но не научно, а, по сложившейся традиции, в житейско-религиозном ключе. Здесь следует, прежде всего, сослаться на Книгу Иова, состоящую из 42 глав и занимающую важное место в Ветхом Завете. Иов в ней предстаёт как человек богобоязненный и непорочный. У него было семь сыновей, три дочери и большое богатство. Решив испытать его веру, Бог не только лишил его богатства и всех детей, но и наслал на него невыносимые болезни. Страдая и ища помощи у Бога в своих мучениях, Иов отчаялся и даже проклял день своего рождения. Но веры не оставил, и Бог смилостивился над ним и многократно возместил его утраты и потери.

Здесь есть над чем подумать и о чём поразмышлять. Но главное видится в том, что в жизни можно быть кем угодно и заниматься чем бы то ни было. Важно при этом оставаться человеком и сохранять Бога в душе. Причём независимо от обстоятельств и чаще всего вопреки им. Бога «находит» не тот, кто полон гордыни и ищет своего самоутверждения в мире вещей, а тот, кто смирен и жаждет помощи Божьей в житейских делах, чреватых массой ложных соблазнов и губительных искушений.

В Новом Завете часто упоминаются фарисеи, причём в сугубо негативном контексте. Судя по притче о фарисее и мытаре (Лука. 18, 9-14), фарисей – это, прежде всего, человек состоятельный, преуспевающий в житейском мире. Он считает себя не просто верующим человеком, но своего рода Божьим избранником, достойным высокой (если не высшей!) участи не только в земной жизни, но и на небесах после своей смерти. Но, по сути, он верует не столько в Бога, сколько в самого себя – в свою непорочность, порядочность и непогрешимость, в своё право быть на равной ноге с Богом в силу соблюдения религиозных канонов и жертвования Богу положенной доли от своих прибылей.

Этих «фарисеев» расплодилось в мире с библейских времён великое множество, причём не только среди разного рода иноверцев и сектантов, но даже в самой христианской религии. И речь идёт вовсе не об официальном церковном размежевании католиков, протестантов и православных людей, а о расслоении людей внутри каждого из этих религиозных течений. Обязательно в них, наряду с «рядовыми» верующими, найдутся и будут стремиться занять господствующее положение так называемые избранные, которые гораздо «ближе» к Богу. Что же касается внецерковной сферы, то она ныне перенасыщена фарисеями, которые задают тон в политике, экономике, социальной сфере, культуре и религиозной среде.

Наше время, именно в силу господства фарисеев и разнузданности фарисейства, предоставляет уникальную возможность для очищения духовной сферы от всего этого гнилья, а с ним и кардинального оздоровления человеческого общества. И здесь нельзя не коснуться СВО и вообще духовной ситуации на Украине и в мире. 10 января 2024 года в ИНОСМИ появился перевод интервью с французским социологом Эммануэлем Тоддом (Le Point, Франция). В своё время он предсказал развал СССР, основываясь исключительно на анализе демографических данных. Ныне, взяв за основу катастрофическое падение уровня духовности в западном протестантизме, он предрекает полное «саморазрушение» Запада.

Агонию западной религиозной духовности мы воочию наблюдаем на современной Украине. Некогда процветавшая союзная республика в составе СССР с мирным славянским населением, исповедующим преимущественно православие и частично католицизм, превратилась под западным патронажем в горнило религиозных страстей. В центре религиозных распрей оказалась Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), влившаяся в 2019 году в Православную церковь Украины (ПЦУ). ПЦУ, в свою очередь, превратилась в подобие сектантского образования, раздираемого злобным фанатизмом. Гонения на Русскую православную церковь (РПЦ) возвратили страну во времена средневековой инквизиции – с закрытием и захватом храмов, избиением священников и глумлением над верующими людьми.

Если принять во внимание этот духовный надлом украинской нации и расползающееся во все стороны из этого зловонного очага духовное разложение, то следует признать, что российская СВО на Украине, помимо заявленного политического и военного, имеет ещё и более важный и далеко идущий духовный аспект. Отстаивая свой державный суверенитет и национальную безопасность, Россия в одиночку, даже до конца не отдавая себе отчёт, бросила дерзкий вызов мощному крестовому походу западного инквизиторства, водрузившего на свои знамёна расовую дискриминацию, олигархический тоталитаризм и агрессивную бездуховность.

В этой связи примечательно то, что российская армия, участвующая в СВО, будучи детищем многоконфессионального народа, противопоставила западной бездуховности и украинскому религиозному фанатизму воинство совсем иного рода. Российские воины, не скрывающие своих религиозных взглядов и исповедующие помимо ортодоксального православия также ислам и буддизм, продемонстрировали невиданное доселе духовное единение. Причём объединяющим фактором стал Бог как таковой, Бог Творец мира и Первоисточник небесной благодати, равно почитаемый православными, мусульманами и буддистами.

Этот факт не может не возвратить нас, православных людей (и не только), к самой теме веры в Бога. Это особенно важно для христиан, верующих не просто в Иисуса Христа как Бога, а в Божественную Троицу. В «Библейской энциклопедии», изданной в Москве в 1891 году и факсимильно переизданной в 1991 году, святая Троица трактуется таким образом. «Бог Отец, – говорится в ней, – не рождается и не исходит от другого лица Святой Троицы, Бог Сын предвечно рождается от Отца, Бог Дух исходит от Отца. Бог есть, Бог промышляет, Бог царствует, Бог будет судить…» (Т. I. С. 94).

Иисус Христос высоко чтил сам и призывал учеников превыше всего почитать Бога Творца – Отца Небесного. Христос предупреждал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» – войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? <…> И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матфей. 7, 20-23). Согласно Иисусу Христу, Бог олицетворяет всеобщий закон, и воля Его священна. Соблюдающие закон и волю Бога – истинные христиане, все иные творят беззаконие и христианами не являются.

Весьма важно в этой связи отметить символическую связь и сущностное различие между Адамом и Христом. В первом Послании апостола Павла к коринфянам говорится: «Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба» (15, 47). И ранее: «Как в Адаме все умирают, так и в Христе все оживут» (15, 22). Здесь следует напомнить, что именно Адам был тем богоподобным существом, в которое Бог «вдунул» дыхание жизни, сделав его «живою душою». Но из-за порочности Бог обрёк его и рождённое от него и Евы человечество на умирание. Лишь благодаря Иисусу Христу Бог дал человеку возможность воскрешения. Но не в массе, а сугубо индивидуально и путём раскаяния и искупления грехов.

Всё это вроде бы прописные истины, особенно для людей воцерковлённых и, по идее, хорошо знающих Библию. Но знание азов вовсе не избавляет человека от раздумий и трезвой оценки собственных поступков. На деле в религиозном плане ныне далеко не всё так просто. На рубеже XX-XXI веков современный мир впал в глубочайший духовный кризис. Всё в нём перевернулось с ног на голову, и то, что ещё вчера казалось аксиомой, сегодня требует серьёзной проверки и переосмысления. Сейчас, как никогда ранее, от всех нас вместе и от каждого человека в отдельности требуется проверка веры делом, ибо «вера без дел мертва» (Иаков 2, 20).

Российские воины на Украине хорошо понимают это, и их ратное дело является не только реальным подкреплением веры (христианской, исламской, буддийской), но и актом самопожертвования, высоко ценимого в духовной сфере. Только делом проверяется сейчас не только вера, но и все слова, произносимые с высоких трибун, в том числе патриотического плана. Время пустых слов кончилось. Это был наш вчерашний день. Сегодня требуются дела, только дела и ничего, кроме дел.

Все мы рождаемся в земном прахе. Только для Иисуса Христа Богом было сделано исключение. Даже крестившись и приняв веру Христа, мы всего лишь совершаем формальный акт. Причём зачастую не по нашей воле. Истинное воскрешение из мёртвых для каждого из нас наступает только в наших реальных делах, добрых поступках, нашем жертвенном повседневном служении Богу.

Природа как таковая существует. Она реальна. Она требует своё, и она своё возьмёт, как бы мы ни тщились ей противостоять. Реально существует и Бог. Только совсем слепой, глухой и тупой человек не может не ощущать Его присутствия в себе и окружающем мире. Бог тоже требует своё, и нет сомнения в том, что уж Он-то своё получит всенепременно.

Пора осознать и то, что природа и Бог тесно между собой связаны, – подобно тому, как неразрывны друг с другом дело и вера. Наше истинное служение Богу не может быть реализовано без любви к природе, без заботы о ней и без осознания нашего долга перед Богом и окружающим нас миром. Только эта гармония продлит предельно возможно существование человека на Земле и наполнит его дни божественной благодатью.

 

Комментарии