НАША ИСТОРИЯ / Владимир КОРНИЛОВ. СО ВСЕХ КОНЦОВ РОССИИ СТЕКАЛСЯ НАРОД… К 100-летию со дня смерти В.И. Ленина
Владимир И. КОРНИЛОВ

Владимир КОРНИЛОВ. СО ВСЕХ КОНЦОВ РОССИИ СТЕКАЛСЯ НАРОД… К 100-летию со дня смерти В.И. Ленина

 

Владимир КОРНИЛОВ

СО ВСЕХ КОНЦОВ РОССИИ СТЕКАЛСЯ НАРОД…

К 100-летию со дня смерти В.И. Ленина

 

21 января 2024 года исполняется 100 лет со дня смерти Владимира Ильича Ленина. На протяжении почти всего ХХ столетия он воспринимался как один из самых выдающихся политических и государственных деятелей за всю тысячелетнюю историю Российского государства. На наш взгляд, это прекрасно отражено в небольшом стихотворении замечательного советского поэта Леонида Мартынова «Где Ленин?» (1965 г.).

Где Ленин?
                      Ленин в Мавзолее.

И на медали. И в звезде.

Где Ленин?
                        Даты, юбилеи…

Но где же Ленин? Ленин где?

Где Ленин?
                      Он на полках книжных.

Но не стоять же целый век

На постаментах неподвижных

Ему во мгле библиотек!

Где Ленин?
                       Поздний вечер манит

Спокойно погрузиться в сны,

Но Ленин вдруг в окно заглянет:

– А все вопросы решены?

Где Ленин?
                        Вот его квартира,

Вот кабинет его в Кремле.

Где Ленин?
                    Там, где судьбы мира

Вершат народы на земле!

Однако на исходе ХХ века, когда усилиями либерал-демократов в России произошла реставрация капитализма, с образа Ленина была снята маска святого, непогрешимого в своих мыслях и поступках вождя Октябрьской революции и основателя советского государства. Ниспровергатели ленинских идей и преобразований в стране заменили её маской святотатца. И теперь они хотели бы уничтожить все, что связано с именем вождя. В том числе ликвидировать его усыпальницу, а тело предать земле. Считаем, что такой перекос в оценке личности Ленина и значимости его исторического вклада в судьбы нашей страны и всего мира неприемлем.

Стремление исказить истинные масштабы грандиозных событий, положивших начало построению первого социалистического государства на нашей планете, нивелировать роль вождя народных масс в этих событиях, т.е. создать ложное представление об этом периоде в истории нашего государства, в перспективе может привести народы России к еще бóльшим политическим и социально-экономическим потрясениям. События, происходящие сейчас на Украине, – грозное предупреждение всем республикам на постсоветском пространстве. Там все началось с массового уничтожения памятников Ленину, затем на государственном уровне возникли оголтелый национализм и пещерная русофобия как оружие против идеологии интернационализма и коммунизма, а в конечном итоге – фашизм.

Что это означает для человечества? Достаточно вспомнить германский фашизм: нацистское мракобесие, газовые камеры, геноцид русского, еврейского и других народов, план «Барбаросса». За невыученные уроки история, выражаясь словами выдающегося русского историка В.Ключевского, как надзирательница, наказывает людей.

Как современники Ленина восприняли его уход из жизни? 22 января 1924 года в 11 часов утра Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин, открывая XI Всероссийский съезд Советов в Большом театре, попросил всех встать. По лицу Калинина текли слезы. В течение нескольких минут он молчал, не в состоянии произнести ни слова. Полились звуки траурного марша, нарушая звенящую тишину. Когда закончилась музыка, М.И. Калинин сдавленным голосом, превозмогая душившие его рыдания, сказал: «Я принес вам страшную весть о нашем дорогом товарище, Владимире Ильиче. Вчера он перенес еще один удар, который парализовал его, и он (пауза) умер».

Владимир Маяковский так передал атмосферу этих скорбных минут:

Пора открывать! Чего они мешкают?

Чего президиум, как вырубленный, поредел?

Отчего глаза краснее ложи?

Что с Калининым? Держится еле.

Несчастье? Какое? Быть не может!

А если с ним? Нет? Неужели?

Потолок на нас пошел снижаться вороном.

Опустили головы – еще нагни!

Задрожали вдруг и стали черными

люстр расплывшихся огни.

Превозмог себя и встал Калинин.

Слёзы не сжуешь с усов и щек.
                                                         Выдали….

– Вчера в шесть часов пятьдесят минут

Скончался товарищ Ленин! –

Этот год видал, чего не взвидят сто.

День векам войдет в тоскливое преданье.

Ужас из железа выжал стон.

По большевикам прошло рыданье.

Тяжесть страшная!

Самих себя выволакивали волоком.

Разузнать – когда и как? Чего таят!

В улицы и в переулки катафалком

Плыл Большой театр.

 

Решение сохранить тело Ленина первоначально возникло «не сверху», а «снизу» – как желание сотен и сотен тысяч людей того времени. Следовательно, когда сегодня раздаются предложения о захоронении тела Ленина и закрытии его усыпальницы на Красной площади, необходимо подходить к этому вопросу не с позиции современных политических веяний (они наверняка носят конъюнктурный характер), а с позиции уважительного отношения к решению тех, кто прощался с руководителем советского государства в скорбные январские дни 1924 года.

Могучий эмоциональный отклик народа был обусловлен следующими причинами.

Народ с именем Ленина связывал окончание только что завершившейся кровопролитной братоубийственной (свыше 10 миллионов погибших) и экономически разрушительной (страна была отброшена на десятки лет назад) Гражданской войны. С именем Ленина были связаны первые успехи в возрождении сельского хозяйства и промышленности, благодаря новой экономической политике. С именем Ленина связывали преодоление сепаратизма местных националистически настроенных элит и создание СССР как федерации четырех советских республик: РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская республика.

Вопреки стереотипу, возникшему с подачи лидера ЛДПР Жириновского, распад Российской империи на национальные государства не был инициирован большевиками, в действительности этот процесс запустило Временное правительство: в марте 1917 года оно восстановило автономию Финляндии и дало согласие на создание в будущем независимой Польши. В июне 1917-го самочинно созванная Центральная рада объявила об автономии Украины и потребовала от Временного правительства, чтобы ей передали в управление огромную территорию: ту, что сегодня является Украиной, а также Северный Кавказ (на том основании, что Екатерина II, ликвидировав Запорожскую Сечь, переселила казаков на территорию Кубани и Терека).

По украинскому примеру в июле 1917 года была создана Белорусская рада. Претендуя на роль национального правительства, она добивалась признания политической автономии Белоруссии. В сентябре 1917 года начал отделяться Северный Кавказ, поскольку в Екатеринодаре было учреждено «Объединенное правительство Юго-Восточного союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей». К концу 1917-го от России отделились Закавказье, Литва, Бессарабия и т.д. Дело дошло до провозглашения независимости губерний и даже уездов. Например, в селе Брейтово (Ярославская губерния) возвратившиеся с фронтов Первой мировой войны солдаты, вдохновленные идеями РСДРП(б), вместе с местными жителями, еще не зная, что Временное правительство пало, в ноябре 1917 года создали свою Советскую республику, воспользовавшись неурядицами в местной волостной власти.

Наконец, население страны воспринимало первых лиц партии – коммунистов – вместо царя, как олицетворение государственной власти. Не случайно во всех государственных учреждениях в первые годы Советской власти появились портреты Ленина, Троцкого, а после смерти Владимира Ильича – Сталина.

Видный американский историк и писатель Р.Пейн, автор одной из известнейших книг о Ленине, изданных на Западе, подробно пишет о мотивах возникновения идеи о Мавзолее как усыпальнице вождя Октябрьской революции. «Надо сказать, большевистские вожди не ожидали столь могучего взрыва чувств народа. Несколько километров от Горок до ближайшей железнодорожной станции люди несли гроб на своих плечах. И потом, уже в Москве, в самую пургу, его гроб снова несли на плечах от Павелецкого вокзала к Дому союзов, бывшему дворянскому Благородному собранию. Со всех концов России несметными тысячами в Москву стекался народ. Людские потоки устремились к Колонному залу. Утопая по колено в снегу, в двадцатиградусный мороз паломники выстраивались в длинные очереди. На улицах горели огромные костры, так люди пытались хоть немного согреться. Поначалу было решено, что каждую ночь двери, через которые в Дом союзов текла очередь, будут закрываться. Но они оставались открытыми днем и ночью. С каменными лицами, не отрывая глаз от мертвого тела, они молча шли мимо гроба и, даже находясь почти у выхода, повернув голову назад, продолжали смотреть, как завороженные, на восковой лик, покоящийся на подушке». Под сводами Колонного зала слышались приглушенные звуки революционных песен, доносившиеся снаружи. Их пели многотысячные толпы, ожидавшие очереди на улице. Откликаясь на предложения потрясенных до глубины души смертью Ленина отдельных граждан, коллективов фабрик и заводов сохранить тело вождя для грядущих потомков, II Всесоюзный съезд Советов принял постановление возвести на Красной площади над могилой Ленина «достойный мавзолей».

Когда умер Ленин, Православная церковь, несмотря на все расхождения, имевшиеся между церковью и Советской властью, откликнулась исключительно проникновенным посланием. «Священный Синод Русской православной церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ. Грядущие века да не изгладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй, христианской душе».

Многие миряне обращались к Патриарху Тихону с вопросом о возможности панихиды по Ленину. Патриарх ответил: «Владимир Ильич Ленин не был отлучен от православной церкви высшей церковной властью, и поэтому всякий верующий имеет право и возможность его поминать».

 

Регулярно смотрю канал «Спас», который, по-моему, является лучшим среди других телевизионных каналов в популяризации духовного и культурного наследия России. К сожалению, на канале время от времени появляются передачи, в которых советский период в истории российского государства преподносится исключительно в негативном плане. У неосведомленного зрителя складывается впечатление, что суть этого периода заключалась, прежде всего, в расстреле священников, уничтожении церквей и монастырей. Совершенно игнорируется исторический подход в освещении событий того периода. Мы не ведем речь об умалчивании фактов. О них необходимо говорить, но соотнося с конкретным историческим периодом – периодом Гражданской войны, в которой жестокость и насилие проявляли все противоборствующие силы. Говорить о том, что «красные» – убийцы, а «белые» и открыто вставшая на их сторону Церковь – «пушистые и добрые», антиисторично.

Современное церковное руководство должно признать в качестве исторического факта, что преобладающая часть священноначалия русской церкви в ходе Февральской буржуазной революции 1917 года выступила в поддержку Временного правительства, желая освободиться от бюрократической опеки со стороны государства в лице обер-прокурора, установленной Петром I, и одобрила насильственное отречение Николая II.

Церковь вместе с Временным правительством несет ответственность за разрушительные последствия Февраля, в результате которых экономика двигалась к разрухе (летом 1917 года появилась карточная система, возникли первые продовольственные отряды), развалилась армия, страна рассыпалась на выживавшие в одиночку территории. Центральной власти мало кто всерьез подчинялся, поскольку она попала в руки своеобразных «революционеров во фраках»» (из числа кадетов и октябристов), малопригодных к решению государственных задач рутинного характера.

После свержения Царя к решению вопросов по выходу страны из жестокого кризиса оказалась способной только партия большевиков и её беззаветные сторонники. Партия была на тот момент наиболее идейно сплоченной политической организацией молодых и энергичных людей (средний возраст 32-33 года), прошедших суровую школу политической борьбы с царским режимом. Большевикам пришлось, подобно Петру I и его окружению, «поднять Россию на дыбы», чтобы направить страну в созидательное русло, пройдя все круги ужасов Гражданской войны. П.И. Чагин, второй секретарь компартии Азербайджана в 20-е годы, вспоминая о своих встречах с Сергеем Есениным в Баку, приводит такое высказывание поэта: «Я в долгу перед образом Ленина. Ведь то, что я писал о Ленине – и «Капитан земли» и «Еще закон не отвердел», – это слабая дань памяти человека, который не то что как Петр Первый Россию вздернул на дыбы, а вздыбил всю нашу планету».

Ленинский проект государственного устройства бывшей царской империи в начале 20-х годов ХХ столетия был привлекателен для трудящихся и в социально-экономическом, и в культурном отношении. Несмотря на издержки, которые имели подчас трагический характер для населения в годы индустриализации и коллективизации, народ в целом поддержал ленинский проект, о чем свидетельствовали итоги Великой Отечественной войны. В отличие от преобразований, например, Петра I или Столыпина ленинская модель переустройства страны не противоречила традиционной России, а, наоборот, опиралась на её ценности. Столыпин, делая ставку на единоличника-крестьянина и кулака, насильственно разрушал общину. Ленин же, видя в крестьянской общине форму коллективного хозяйства, ориентировался на разные формы кооперации, которые стали важнейшей основой для создания крупнотоварного сельского хозяйства.

Попытки в постсоветские годы (90-е годы XX века) реанимировать столыпинскую реформу сельского хозяйства, пропагандировавшие лозунги «Фермер страну накормит», «Колхозы и совхозы – агрогулаги», сошли на нет в нулевые годы (начало 2000-х). Сегодня снова – ориентация на крупнотоварные предприятия сельского хозяйства в виде агрохолдингов. Это позволило превратить страну из импортера в экспортера ряда важнейших видов сельхозпродукции (зерно, свинина, подсолнечное масло, сахар и др.).

Культурная политика Петра I и последующих царей носила узкосословный характер и акцентировала внимание в основном на освоении европейских ценностей. Большевистская культурная революция захватила все народы многонациональной России и базировалась на «овладении достижениями всего человечества» (Ленин) и в том числе национальной культуры многочисленных народов, живших на территории СССР. Благодаря реализации ленинской программы культурной революции советское государство превратилось в космическую державу с мощным ракетно-ядерным потенциалом, под зонтиком которого российские граждане пока неуязвимы для врагов.

В 1920 году известный английский писатель-фантаст Герберт Уэллс встретился с Лениным. После встречи он назвал Владимира Ильича «кремлевским мечтателем». Писатель совершенно не поверил в ленинский план электрификации и промышленной модернизации страны, рассчитанный на 10-15 лет. Когда Уэллс снова приехал в СССР и воочию увидел грандиозные преобразования в области электрификации и в промышленности, он вынужден был признать, что, несмотря на свою принадлежность к фантастам, никак не мог себе представить возможность воплощения ленинских планов в реальную жизнь в такой короткий срок. Именно это его умозаключение прозвучало в беседе со Сталиным во время следующего посещения Советской России в 1934 году.

Уверен, если бы с целью восстановления исторической памяти по центральным каналам телевидения показали документальный фильм «Похороны Ленина», а молодежи в школах, колледжах и вузах рекомендовали посмотреть этот фильм в интернете, то количество желающих присоединиться к варварским предложениям о ликвидации Мавзолея резко сократилось бы.

Контрразведчик, генерал-майор КГБ, а затем ФСБ В.Широнин в своей книге «Под колпаком контрразведки. Тайная подоплека перестройки» отмечает: «Для достижения поставленных целей, как полагали американские специалисты, необходимо было прежде всего разрушить в умах советских людей так называемый «комплекс Ленина». Именно этот проект явился началом антиленинианы, своего рода философии мещанства. Она приобрела в России во второй половине 80-х годов, на фоне спровоцированного антисоветскими силами кризиса пустых полок в магазинах, чуть ли не статус государственной политики».

В перестроечные и постсоветские годы многие средства массовой информации стали пропагандировать разрушение памятников вождю Октября. В спешном порядке принимались решения о закрытии Мавзолея и музеев Ленина. С подачи писателя и литературоведа Юрия Карякина, на Первом съезде народных депутатов СССР (1989 г.) был поднят вопрос о предании земле останков Ленина якобы в соответствии с его завещанием. Прошло несколько десятилетий, но до сих пор не обнародовано ленинское «завещание». В 1997 году точку в этом вопросе поставил Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ, ныне РГАСПИ), выдавший помощнику Ельцина Г.Сатарову справку, в которой было сказано следующее: «В РЦХИДНИ не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно «последней воли» Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или петербургском) кладбище».

Для гостей чемпионата мира по футболу – 2018 стали местом притяжения не только стадионы, столичные улицы и бары. Огромная очередь каждый день выстраивалась перед мавзолеем Ленина на Красной площади: гости со всего мира хотели «лично встретиться» с вождём мирового пролетариата.

В.Широнин продолжает: «С методологической точки зрения Гарвардский проект «Разрушение «комплекса Ленина», зачатие которого произошло около 40 лет назад, сработал безукоризненно. Его пик пришелся на годы, когда в жизнь вступали новые поколения советских людей, не располагавшие достоверной информацией о вожде Октябрьской революции. Программа-минимум Гарвардского проекта состояла в том, чтобы внушить новым поколениям сомнения в ленинизме, который является-де ошибкой истории, временным, ненормальным и непрочным общественным состоянием части человечества». Интересно, президент РФ Владимир Владимирович Путин как бывший сотрудник КГБ знает о Гарвардском проекте «Разрушение “комплекса Ленина”»? Но в данный момент он против ликвидации Мавзолея Ленина, о чем заявил 19 декабря 2019 года во время передачи «Прямая линия». Русская православная церковь в лице патриарха Кирилла заявила о «несвоевременности выноса тела из Мавзолея основателя советского государства». Во властных структурах возникает понимание, что, как бы кто ни относился к Ленину, именно благодаря его деятельности возникло одно из самых могущественных государств в мире в двадцатом столетии – СССР.

Формирование в обществе уважительного отношения к советскому периоду, в частности к личности Ленина и к другим государственным деятелям советского периода, откроет путь к поиску общих исторических ценностей для всех россиян независимо от их идеологических взглядов.

г.Ярославль

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (2)

Комментарии

Комментарий #35036 22.01.2024 в 09:20

Хорошая, аргументированная статья! Человечество обязательно вернётся к идеям Ленина, если его не погубит современный "отмороженный" капитализм-сатанизм...