ВЫСТУПЛЕНИЕ В ГОСДУМЕ / Андрей РУДАЛЁВ. ЛИТЕРАТУРА ТРЕБУЕТ ПЕРЕЗАГРУЗКИ. Из выступления на межфракционном заседании в Госдуме
Андрей РУДАЛЁВ

Андрей РУДАЛЁВ. ЛИТЕРАТУРА ТРЕБУЕТ ПЕРЕЗАГРУЗКИ. Из выступления на межфракционном заседании в Госдуме

ОТ РЕДАКЦИИ:

5 сентября 2023 года в ЦДЛ прошла первая Всероссийская писательская конференция.
На ней выступило большое количество писателе, а также представителей власти:
Минцифры, Минтруда и других ведомств.
Был поднят ряд вопросов: дополнение реестра профессий, особенности трудового законодательства,
создание унифицированного определения понятия «писатель», выработка критериев социального статуса и т.д.

Для детальной проработки необходимых решений 12 февраля в Малом зале Государственной Думы
прошло межфракционное заседание на тему
«Социальный статус и формы государственной поддержки российских писателей».

На данном мероприятии обсуждались следующие актуальные темы:
- социальный статус писателей,
- формирование трудового стажа,
- начисление пенсионных баллов,
- формы занятости при написании художественных произведений,
- дополнение Общероссийского классификатора профессий отдельной профессией «писатель»,
- перевод писателей из Минцифры в ведение Минкультуры.

 

Андрей РУДАЛЁВ

ЛИТЕРАТУРА ТРЕБУЕТ ПЕРЕЗАГРУЗКИ

Из выступления на межфракционном заседании в Госдуме

 

Проблемы современной отечественной литературы и шире культуры известны давно. Например, абсолютное эпигонство западной моде и установкам, отрицание отечественной уникальности, что трансформировалось в проведение чужой идеологии и пропаганды. После 24 февраля болезни нашей словесности не заметит разве что слепой. Будто разрушился морок и обнажился черный квадрат пустоты и отчужденности от страны.

Положение дел в сфере культуры приобрело характер сущностной угрозы цивилизационной безопасности.

Как известно, после распада СССР новая российская власть провозгласила западно-ориентированный вектор. Казалось, всё бы ничего: отчего не взять все самое лучшее, моментально преобразить российское запустенье и возвести страну-сад. Но вместе с евроремонтом действовала установка-императив на постепенное отчуждение от всего своего, на отчуждение общества, на полный разрыв с отечественными цивилизационными основами, которые были объявлены порочными и причиной всех бед и несчастий.

Утверждалось, что отечественная культура оказалась на распутье, что необходима радикальная смена её ориентаций. Традиция мертва, чтобы оживить, её необходимо переписать с чистого листа, ориентируясь на прописи, спускаемые учителями и наставниками цивилизованного мира.

Параллельно с этим шло выдавливание на маргинальную периферию народа, объявленного люмпеном, «совком», за которым прикрепили клеймо «фашиста», красно-коричневого. Памятно известное письмо либеральной интеллигенции октября 93-го «Раздавить гадину!», которое стало своеобразным культурным манифестом на долгие годы, постулирующим отрыв, дистанцирование культуры от масс.

Новое государство также плохо понимало, для чего ему необходима культура и литература в частности. Разве что для наполнении досуга или использования в политической борьбе в стиле марафона «Голосуй или проиграешь». Мало того, памятуя о том, какую роль та же литература, публицистика сыграла в деле распада СССР, новая власть приветствовала снижение её статуса, а значит, и опасности. Поэтому и воспринимала с позиций того же рынка, а свою роль видела лишь в том, чтобы держать культуру на определенной ренте, не вникая, куда эти средства идут. Понятие «государственная культурная политика» воспринималось, как нечто из разряда кошмарного, как возврат к демонизированным прежним временам и цензуре.

Очень быстро культурные сферы оказались монополизированы либеральным дискурсом и его носителями. Магистральной культурной политикой и идеологией стало тотальное отчуждение от своего и безоглядное перенесение чуждых стандартов.

В ходе подобного культурного делания литература превратилась в особую монопольную структуру, за которой десятилетиями надзирают одни и те же чиновники – носители идеологических стандартов девяностых: Владимир Григорьев, Швыдкой, Сеславинский и так далее. При них и с их участием расцвел монопольный книгоиздательский бизнес, ориентирующийся на западные моды и установки, в которых Россия представляется непознаваемой и пугающей территорией тьмы.

Создана крайне порочная система с существенным понижением статуса писателя, который стал абсолютно зависим от монопольного издательского бизнеса. «Фабрика звезд» задавала свою конъюнктуру, следуя которой литератор, ставший своего рода куклой в театре Карабаса Барабаса, может добиться успеха. Конъюнктурные установки – это тема извечного отечественного ГУЛАГа, расчесывание национальных травм с переходом на русский колониализм. Дальше эта травмированность переносилась на личностную тематику с утверждением, что российский Левиафан разрушает человеческую личность, уродует её. Отсюда пошли феминистские установки, а также мусоливание гендерных страданий. Таким же образом и воспитывали читателя, подсаживали его на подобную конъюнктуру с идеологическими установками.

Акунин, Быков, Улицкая, Веллер – их позиция была отлично известна еще до пранков. Глуховский, Зыгарь, Сорокин, Гиголашвили, Шишкин, Рубина – именно их подсвечивали всеми возможными средствами, делали литературными суперзвездами. Это только небольшой список открыто выступивших против России после начала СВО. Подавляющая писательская масса слывет за молчунов с фигой в кармане. И это все наши властители дум, которые через книги манипулируют и отчуждают сознание масс. Можно сослаться на личное мнение каждого, но нет – это система, заточенная на признак статуса и успеха с демонстрацией своей не связанности, а то и враждебности России.

Как искусственным образом по либеральным идеологическим установкам создавалась новая традиция, можно посмотреть на примере раскручивания писательской карьеры Людмилы Улицкой.  Она материализовалась в середине девяностых. Подрядилась на антисоветской теме, которая была и остается мейнстримом, так как является главной отмычкой по деконструкции всей отечественной культуры. Далее все та же антиколониально-национальная тема, нападки на Православие как одного из главных виновников русского неустроя. Улицкая книжной индустрией была возведена в статус классика, маяка и ориентира. На неё ориентировалась такой необычайно раскрученный автор, как Гузель Яхина, пришедшая с темой страданий татарского народа, а также поволжских немцев, за ней потянулась целая россыпь молодых литераторов, как правило, женщин, подвизавшихся на ниве литературы травмы.

Таков лишь один из магистральных социальных лифтов для конструирования традиции идеологической литературы. Причем, вся эта конъюнктура работает под легендой свободы творчества, а также отсутствия цензурных рамок.

Еще раз: главной особенностью современного отечественного ландшафта стал предельный монополизм. Это требование спускается кураторами литературы, которые воспринимают её в качестве своей вотчины и владеют ею по праву культурной приватизации. И, в первую очередь, Владимиром Григорьевым, пришедшим из книжного бизнеса. Он десятилетиями слывет в качестве «министра литературы».

За монопольным издательским бизнесом пошли монополизированные премиальные институции («Большая книга», «Лицей», «Ясная поляна»). Любопытна ситуация с «Большой книгой», ей (а также премией для детей и подростковой литературы «Книгуру», для молодых литераторов «Лицей») с самого основания рулил Григорий Урушадзе, при нем экспертный состав премии был образцово либеральным, чтобы формировать необходимый образчик успеха и статуса. После начала СВО он с проклятиями уехал из России и сейчас устроил конвейер антироссийской литературы. После его ухода премии набросали легкого макияжа, привели в руководство человека из Ельцин-центра и в итоге в прошлом году в качестве образчика литературы для молодежи наградили книгу Оксаны Васякиной, которая позиционирует себя, судя по её интернет-характеристикам, ни более ни менее, чем феминисткой. Так и делаются репутации.

Затем в целях монополизации была создана ассоциация союзов издателей и писателей, которая абсолютно индифферентно реагирует на СВО. За все время не было проведено ни одного мероприятия, связанного с СВО. Её главная установка – не замечать; тема СВО там табуирована. В прошлом году под патронажем чиновника Григорьева была создана ассоциация книжных фестивалей, она собирается раскинуть сеть на все регионы страны. То есть «фабрика звезд», социальные лифты и идеологические стандарты отмены отечественного будут масштабироваться по всей стране, создавая своеобразные литературные Ельцин-центры.

Нынешний литературный монополизм прикрывается принципом «пусть цветут все цветы», что на деле подстегнуло лишь бурное развитие сорняков, которые особенно явственно выявил прожектор 24 февраля 2022 года. Сейчас эту поляну вновь пытаются прикрыть тенью, создают иллюзию, пытаются мимикрировать, выделяя определенные квоты для патриотического направления, что похоже на ритуал жертвоприношения развернувшейся истории.

 

Что необходимо сделать?

Первое – передать литературу в ведомство Минкульта, что послужит её перезагрузке и избавлению от порочной инерции (в кулуарах родилось альтернативное предложение: передать в ведение Минобороны).

Также на повестке создание цивилизационно ориентированных литературных институций, которые были бы направлены на возрождение и развитие именно отечественной традиции.

Необходимы крупные издательско-литературные центры федерального уровня в федеральных округах. Они бы включали в себя мощные издательства с системой распространения, в том числе с возрождением централизованного наполнения библиотечных фондов. Премиальные институции с дискуссионными площадками, журналами и СМИ.

Так, в последнее время идет очень любопытный процесс нового литературного освоения Дальнего Востока: фестиваль «ЛИТР», премия дальневосточной литературы имени Арсентьева. Создать при ней издательство, через систему книгораспространения и СМИ вывести на большой федеральный уровень, и вскоре мы увидим огромную многоголосую и единую страну, цивилизацию, а не будем жить с повернутой на Запад головой.

Тогда будет решаться вопрос и статуса писателя, доступности книги, её тиражей. Будет решаться и вопрос создания социальных лифтов, ориентированных не на западную и либеральную конъюнктуру, а отечественную цивилизационную традицию, на её новое открытие.

Но проблема в том, что крупный бизнес догматичен в своей приверженности завоеваниям демократии, то есть западноцентричной конъюнктуре. Для примера, после начала СВО литературный сайт «Горький» сделал заявление, в котором прямо выступил против Операции, им до сих пор там штампуется каждый текст. При этом хозяин сайта Борис Куприянов стал одним из руководителей Дома творчества «Переделкино», работающего по нетвойнистским стандартам и ставшего очередным гнездом либерализма.

Также между государством и литературой стоят фильтры в виде кураторов, которые воспринимают себя хозяевами литературы. То, к чему мы пришли – это дело их рук.  В первую очередь, «министра литературы» Григорьева. Поэтому и тащат за собой литературу, как пленницу или крепостную, сейчас затащили в минцифру. Сложилось особое, часто функционерское партнерство по освоению государственных средств, отчего государство в лучшем случае получает фигу в кармане.

После перевода литературы в Минкульт следует все институции, созданные при участии, поддержке государства и на государственные деньги, вернуть государству, народу.

Необходима широкая, открытая и честная дискуссия о нынешнем состоянии литературы и путях её развития, которой сейчас нет, и на пути которой стоят тромбы в виде позиции «ни то ни сё» и в виде инерции литературного застоя и выверта. Подобной дискуссии категорически не допускают.

И здесь нельзя не напомнить важную историческую рифму: столетие первого писательского съезда. Что-то подобное необходимо и сейчас с акцентом на общекультурную мобилизацию.

Напомню, в 1934 году до великой войны – всего семь лет. Уже было совершенно понятно ближайшее развитие событий. Но именно тогда заговорили о мобилизации сил отечественной культуры, создавшей великую песню, поэзию, прозу, музыку и кинематограф, которые все вместе и произвели особое симфоническое действо, следствием которого и стало чудо Победы – её седьмой симфонией, поднявшей силу и энергию тысячелетней цивилизации.

Сейчас на наших глазах вновь разворачивается отечественный эпос, который не может состояться без культурного делания. Без него не может быть нашей Победы.

В заключение позволю себе процитировать слова отечественного мыслителя Александра Панарина: «Только воодушевленный идеей русский воин находится на высоте и только в этой духовной фазе ведет свои победоносные войны. Когда, напротив, идея иссякает, а в обществе устанавливается климат всеобщего разочарования, воинство теряет все свои качества».

г. Северодвинск

 

Комментарии

Комментарий #35164 13.02.2024 в 14:50

Стремиться писателям в Минкульт? А кто в Минкульте? Поощрители развлекухи, детективных сериалов, самодеятельности "два притопа. три прихлопа"? То есть имитации якобы народной жизни, знание которой в Минкульте нулевое. Минцифры под либералами, Минкульт под ними же. Почему не говорить о Союзе писателей как о самостоятельной структуре в организме России, как духовного её мотора? Приводные ремни от которого должны вращать колёса государственной идеологии. Как иначе оживить искалеченный дух прежде всего интеллигенции?
Только с Божией помощью и с пониманием, что без литературы, без Слова, Россия обречена.
Владимир Крупин

Комментарий #35163 13.02.2024 в 12:42

"Передать литературу в ведомство Минкульта" предлагает автор. А с какой идеологией вместе? Если с православием, то Минкульт начнёт "воевать" с эгоцентризмом, браковать произведения, которые пропагандируют его. А мы строим рыночное общество,которое "заказало" эгоцентризм как философию "рыночника".Вспомните, как в США с помощью Голливуда и литературы воспитывали настоящего американца. Без самовлюблённого,верующего только в сильную личность гражданина, никакой сильной Америки никогда бы не вышло. "Рынок" -это религия сильной личности, это никакой православной соборности и духовного единения. Вы думаете,Минкульт всё это "соединит" и "переварит"???? В.И