ВЫСТУПЛЕНИЕ В ГОСДУМЕ / Ирина ПЕНЮКОВА. СТАТУС И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ. Из выступления в Госдуме на межфракционном заседании
Ирина ПЕНЮКОВА

Ирина ПЕНЮКОВА. СТАТУС И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ. Из выступления в Госдуме на межфракционном заседании

ОТ РЕДАКЦИИ:

5 сентября 2023 года в ЦДЛ прошла первая Всероссийская писательская конференция.
На ней выступило большое количество писателей, а также представителей власти:
Минцифры, Минтруда и других ведомств.
Был поднят ряд вопросов: дополнение реестра профессий, особенности трудового законодательства,
создание унифицированного определения понятия «писатель»,
выработка критериев социального статуса и т.д.
Для детальной проработки необходимых решений 12 февраля
в Малом зале Государственной Думы прошло межфракционное заседание
на тему «Социальный статус и формы государственной поддержки российских писателей».
На данном мероприятии обсуждались следующие актуальные темы:
- социальный статус писателей,
- формирование трудового стажа,
- начисление пенсионных баллов,
- формы занятости при написании художественных произведений,
- дополнение Общероссийского классификатора профессий отдельной профессией «писатель»,
- перевод писателей из Минцифры в ведение Минкультуры.

 

Ирина ПЕНЮКОВА

СТАТУС И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Из выступления в Госдуме на межфракционном заседании

 

Уважаемые коллеги!

В Общероссийском классификаторе специальностей по образованию присутствует специальность «Литературное творчество» (код 8.52.05.04). Однако же для потенциального работодателя это словосочетание выглядит абстрактно и не дает представления о практическом применения профессиональных навыков специалиста. Кроме того, получить профильное образование по специальности можно только в единичных российских вузах, основным из которых является Литературный институт им. Горького. Безусловно, мастерство в данной сфере деятельности не может быть массовым явлением, но, если мы говорим о профессии, потенциальный работодатель должен иметь четкое представление о профессионализме приглашаемого работнике. Следовательно, введение профессионального стандарта для писателей будет способствовать появлению такого представления у работодателя и повысит значимость выпускников данного профиля на ярмарке вакансий.

В рамках обсуждения оплаты труда будущего работника необходимо говорить о профессиональной и непрофессиональной литературной деятельности. Критерием их отличия должно стать наличие у пишущего профильной компетенции (образования) в области русского языка и литературы, с обязательным членством в профессиональном творческом союзе, которым, в первую очередь, является Союз писателей России.

Считаю, что профессиональный стандарт для писателей должен включать в себя образовательные стандарты, касающиеся культуры речи, правописания, теории прозы, поэтики, знания русского литературного языка, русской и зарубежной литературы. Для определения соответствия профстандарту, вероятно, необходимо разработать систему тестирования, а также сформировать возможность прохождения краткосрочных образовательных курсов и семинаров в профильных вузах.

В то же время мы не должны забывать о многонациональности нашей страны. Как будут применяться писательские стандарты к литераторам, пишущим на национальных языках? Кто и по каким критериям будет их оценивать? Возможно, необходимо подумать о формировании национальных систем стандартизации внутри государства, но это требует отдельного обсуждения.

Помимо этого, следует сказать, что сих пор не существует нормативно-правовых документов, регулирующих писательскую деятельность, а также документов, юридически обозначающих права и обязанности писателя. Все это делает писателя юридически уязвимым и не обладающим социальными гарантиями.

Вместо понятия «писатель» в Гражданском кодексе РФ (части четвертой, посвященной авторскому праву и интеллектуальной собственности) есть понятие «автор».

ГК РФ защищает автора статьями об авторском праве и интеллектуальной собственности, регулирует его трудовые отношения с издательствами. Однако для профессионального писателя не существует официально признанного понятия профессиональных вредностей, а также возможности оформления больничного листа, начисления пенсии, и т.п. Введение стандартизации, возможно, позволило бы осуществить вероятность получения писателями социальных гарантий от государства.

Дело упирается, в том числе, в финансовую сторону вопроса. Считаю, что для формирования источника финансирования писательской деятельности необходимо воссоздание Литературного фонда, в который будут производиться отчисления от издательской деятельности, составляющие определенный процент от продажи опубликованных книг российских писателей. Эти средства должны идти на оплату писательского труда, больничных листов и пр.

Однако, при наличии только частных типографий и издательств существует проблема отсутствия формирования потребности в серьезной литературе у массового читателя. Сегодня в ходу литературный «фастфуд». Частный предприниматель не заинтересован в продвижении серьезной литературы, он заинтересован в получении прибыли.

В настоящее время сформировалась казуистическая с экономической точки зрения ситуация, когда сильный, профессиональный писатель, находясь в верхней области условной творческой пирамиды и производя конечный продукт, не может получить оплату за свой труд, а вынужден ещё и заплатить типографии за публикацию своего произведения наравне с массой графоманов от литературы, составляющих даже не основание, а плато под этой пирамидой. В выигрыше только тот, кто вольно или невольно подстраивает свое творчество под исходящие от большинства читателей запросы на развлекательную беллетристику и «литературу на час», за которую можно получить деньги от издательства. То есть сегодня существует своеобразная «цензура литературного фастфуда», ограничивающая творческую свободу талантливого автора.

А между тем прочитанная литература оказывает огромное влияние на формирование ментальной и культурной составляющей человеческой личности.

В этой связи необходимо возрождение больших государственных издательств, а также формирование Госзаказа от Министерства культуры Российской Федерации в области литературной деятельности.

Думаю, что возможно внесение в профессиональный стандарт писателя такого критерия, как публикационная активность. В то же время это не должен быть самиздат. А участие в разнообразных литературных конкурсах, как и членство в самочинно возникающих, не относящихся ни к какой профессиональной организации литературных студиях и творческих объединениях различного уровня, должно учитываться только при условии, что эти студии, объединения и проводимые ими конкурсы являются аккредитованными как профессиональные, а также если профессиональный творческий союз, такой как Союз писателей России, «прикрепляет» к себе данное ЛИТО и выступает главным организатором литературного события. В ином случае – это самодеятельные структуры, и все проводимые ими мероприятия могут претендовать только на статус местной самодеятельности.

Должен быть создан официальный реестр профессиональных, а не любительских премий и конкурсов, бравирующих громкими названиями по типу: «международный» или «межгосударственный» и прочее.

Кроме того, необходима просветительская работа различного уровня, проводимая с целью повышения литературной грамотности населения, возвращения интереса у массового читателя к восприятию и осмыслению больших объемов художественных текстов.

Сегодня литературное творчество всё больше объединяется с научной работой в области филологии. Как один из вариантов данной работы – необходимость возрождения организаций, руководящих лекционным процессом, в котором принимали бы участие профессиональные писатели. Нужно возродить лекционные мероприятия и выступления перед различными аудиториями, в том числе – онлайн-мероприятия.

Вероятно, есть необходимость подумать о формировании условного «бюро пропаганды» литературы и культуры.   

И конечно, должна проводиться профессиональная проверка качества выпускаемых художественных текстов.

Большинство противников введения стандартизации писательской деятельности высказывают свои опасения по поводу ограничения свободы творчества и возобновлением цензуры в России.

Однако о какой цензуре может идти речь, если государство сегодня не диктует нам сверху какие-либо правила, не выдвигает уже сформированные кем-то стандарты, а напрямую обращается к писательскому сообществу с предложением, чтобы писатели сами эти стандарты определили и сформулировали.

 Разрабатывая стандарты, мы априори разрабатываем критерии, в соответствии с которыми будет дальше развиваться наша литература. Ведь от того, каким языком написаны сегодня литературные произведения, зависит то, на каком языке будут мыслить и разговаривать наши дети.

В нынешней ситуации крайне необходим перевод писателей из Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в ведение Министерства культуры Российской Федерации, поскольку литературная деятельность является одной из важнейших составляющих общекультурного процесса, а структурные подразделения Министерства цифрового развития в регионах практически отсутствуют. На местном уровне представителям профессиональных литературных организаций чаще всего приходится обращаться в региональные Департаменты культуры, которые сегодня не имеют официальных обязательств по отношению к писательским организациям, но иногда по старой памяти оказывают им содействие или помощь.

Однако всё это планы на будущее. А пока можно сказать, что региональные профессиональные писательские организации выживают как могут. Имея статус общественных организаций и не имея никаких постоянных источников финансирования, они зачастую работают за счет творческого энтузиазма. В этой связи было бы целесообразным предложить прописать в региональных бюджетах отдельно ежегодные расходы на содержание региональной (областной) профессиональной писательской организации, в которые бы вошли: ежемесячное начисление заработной платы председателю, секретарю и бухгалтеру организации, оплата коммунальных услуг, начисление стипендии лучшим членам организации, а также издательские расходы, связанные с публикацией новых произведений профессиональных авторов.

г. Брянск

Комментарии

Комментарий #35402 11.03.2024 в 14:08

С большим интересом ознакомился со статьей И. Пенюковой. Автор поднял очень актуальные и злободневные вопросы, касающиеся литературного творчества. Не хотел бы останавливаться подробно на анализе рассмотренных автором тем, но они показались мне своевременными и нужными. Статья написана на хорошем научно-методическом уровне.

Комментарий #35352 04.03.2024 в 00:39

Уважаемый Борис! Описанная Вами ситуация говорит о потенциальных способностях и возможностях данного человека. Тем не менее, алмаз бриллиантом без соответствующей огранки не станет. Хотя тоже блестит. Есть издания, публикующие талантливых начинающих авторов. Кто-то может до конца оставаться на этом уровне. Жизнь показывает, что у абсолютно любого писателя всегда найдется свой восторженный (по)читатель. Однако, если мы говорим о профессиональной литературе, благодаря которой будет дальше формироваться русский язык, если мы говорим о литературе, которая войдет в школьные учебники, словари, методические рекомендации, и пр., то здесь четкие профессиональные критерии просто необходимы. И, разумеется, должны быть определены издания (с соответствующим редакционным составом), выступающие неким «эталоном качества» в вопросах профессиональной и непрофессиональной литературной деятельности.
Безусловно, определенный процент ошибок можно скорректировать. Но переписывать всю авторскую рукопись, корректируя орфографические, стилистические и смысловые ошибки – согласитесь, это уже перебор. Или соавторство.

Комментарий #35303 27.02.2024 в 22:42

Сомнительно о филологических стандартах. Человек приносит с улицы рукопись с ошибками орфографического свойства и с нарушениями стилистики, но с инстинктивно угаданным увлекательным сюжетом, с ярко обрисованными характерами и дышащие подлинностью. Каков будет повод для отказа в публикации?
Зачем тогда редакторы и корректоры, зачем рецензенты?
Борис Агеев