ВЫСТУПЛЕНИЕ В ГОСДУМЕ / Светлана МАКАРОВА-ГРИЦЕНКО. РАЗВЕ МЫ МОЖЕМ СОГЛАСИТЬСЯ С ЭТИМ? Выступление в Госдуме на межфракционном заседании
Светлана МАКАРОВА-ГРИЦЕНКО

Светлана МАКАРОВА-ГРИЦЕНКО. РАЗВЕ МЫ МОЖЕМ СОГЛАСИТЬСЯ С ЭТИМ? Выступление в Госдуме на межфракционном заседании

ОТ РЕДАКЦИИ:

5 сентября 2023 года в ЦДЛ прошла первая Всероссийская писательская конференция.
На ней выступило большое количество писателей, а также представителей власти:
Минцифры, Минтруда и других ведомств.
Был поднят ряд вопросов: дополнение реестра профессий,
особенности трудового законодательства,
создание унифицированного определения понятия «писатель»,
выработка критериев социального статуса и т.д.
Для детальной проработки необходимых решений 12 февраля
в Малом зале Государственной Думы прошло межфракционное заседание на тему
«Социальный статус и формы государственной поддержки российских писателей».
На данном мероприятии обсуждались следующие актуальные темы:
- социальный статус писателей,
- формирование трудового стажа,
- начисление пенсионных баллов,
- формы занятости при написании художественных произведений,
- дополнение Общероссийского классификатора профессий отдельной профессией «писатель»,
- перевод писателей из Минцифры в ведение Минкультуры.

 

Светлана МАКАРОВА-ГРИЦЕНКО

РАЗВЕ МЫ МОЖЕМ СОГЛАСИТЬСЯ С ЭТИМ?

Выступление в Госдуме на межфракционном заседании

 

Уважаемые коллеги, дорогие друзья, очень рада принять участие в столь серьёзном разговоре, касающемся не только писателей нашей страны, но и в прямом смысле прошлого и будущего нашей родины. Ведь, по словам нобелевского лауреата Ивана Бунина, все процессы в России начинаются в литературе и заканчиваются ею. То есть, как напишу, так и было. Как пропишу будущее, так и будет. Но проблема в том, что всё меньше истинных художников слова реализуют себя, создавая романы и повести, отражая современность с позиций патриота своей страны. 

Очень доходчиво об этом сказал поэт Виктор Верстаков:

Мы давно не нравимся эпохе,

Чужды ей сраженья и стихи.

Говорит: – Делишки ваши плохи.

Отвечаем: И твои плохи.

Как ты, дура, без литературы

Будешь во Вселенной куковать?

Чем свои войнушки и амуры

В жизни будешь запечатлевать?

А с другой эпохою сразишься,

Кто тебя, немую, защитит?..

Литература – форма сохранения и развития не только высокого стиля языка, но и духовных, нравственных ценностей. К тому же литература, создавая художественные образы, фиксирует события и их героев для будущих поколений, анализируя общественную значимость происходящего, раскрывает его в полновесной смысловой и эмоциональной гамме. Напомню, на основе сегодняшних стихов, рассказов, повестей и романов будут созданы сценарии для кинофильмов, написаны песни, возникнут жанровые живописные полотна.

Я двадцать лет возглавляю Краснодарскую писательскую организацию. Все эти годы мы работали сначала с департаментом культуры, а после переименования – с Министерством культуры Краснодарского края. За это время реализовано более ста общественно-значимых проектов, главными из которых стали семинары для молодых и начинающих литераторов, краевые фестивали-конкурсы, всероссийский фестиваль-конкурс «Поэзия русского слова», международный фестиваль искусств «Степная лира», видеопроекты, учреждение «Первого литературного канала Кубани» на Ютубе, издание краевой литературной газеты «Кубанский писатель», журнала «Краснодар литературный» и многое-многое другое. Конечно же, мы работаем в библиотеках, музеях, Домах культуры. Много лет я была уверена, что мы имеем прямое отношение именно к Министерству культуре. Честно признаюсь, с большим удивлением узнала несколько лет назад, что на самом деле наши кураторы – совсем другие люди.

И под этим кураторством тиражи наших книг упали до смешных 100 экземпляров. Более того, уже не раз прозвучало, что книги в недалеком будущем будет писать искусственный интеллект, тот самый, который так опекает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. И которое, оказывается, курирует Союз писателей России, единственный из всех творческих писательских Союзов страны.

 В этом контексте нашей связи с Минцифрой мне совершенно непонятно теперь: создаваемые литературные произведения нужно относить к цифровому развитию, к связи или к коммуникациям?! Честно говоря, долгое время эта несуразица казалась даже некой глупостью чиновников. Ведь каждому нормальному человеку ясно: писатели – деятели культуры, но никак не IT-шники, не связисты и не специалисты по коммуникациям. Так в чём же здесь дело тогда? Зачем и почему писательский творческий Союз, в отличие от других творческих Союзов, закреплённых за министерством культуры, отнесён к цифровому министерству? Увы, в этом нет диссонанса, если не только помнить о книгах, написанных машиной, помнить про искусственный интеллект в роли инженера человеческих душ, но и рассматривать современную русскую литературу в системе образовательной и педагогической координат.

Более десяти лет назад из разговора с директором школы в Ростовской области я узнала о том, что на ремонт крыши получить достаточных средств школа не может, а вот на подключение классов к Интернету, на прокладку мощных кабелей и приобретение необходимого оборудования для включения в учебный процесс всемирной паутины – выделены суммы в три раза большие. Тогда ещё ни я, ни директор школы ничего не слышали о сверхзадачах программы «Образование 2030» и, конечно, о принятом позже форсайт-проекте «Образование 2030», которые оказались ни чем иным, как «переформатированием» отечественного образования под стандарты ТНК (транснациональных корпораций).

Первые версии «общественных» форсайт-проектов для России проверялись зарубежными экспертам. Результатом этих проектов должны стать так называемые «люди одной кнопки», которым достаточно компетенции пользоваться готовыми сервисами. Для этих людей важнейшим мотиватором становится «заставление», то есть механизмы экономического и внеэкономического принуждения: «Им сказали, посадили, заставили». По мнению эксперта по образованию Ольги Четвериковой, описанный результат кастового образования фактически представляет собой модель современного узаконенного рабовладения: «Людиардеры. Это бизнесмены, владеющие командами лучших специалистов. Инвестиционный портфель можно собрать не только из акций компаний, но и из акций людей. Самые подготовленные люди будут всегда хорошо зарабатывать с доходностью отдачи с вложений более, чем с рынка наркотиков. Людиардеры – это богатые люди, у которых капиталы в пакетах владения людьми».

И как, по-вашему, в этот расписанный до мелочей форсайт-проект впишется русская литература, от первой до последней буквы обращённая к человеку, нацеленная на формирование его взглядов, чувств, характера, пробуждения любви к прекрасному, готовности к борьбе за торжество добра и правды? Однозначно – форсайт-проект «Образование 2030» и русская литература, в основе которой православное миропонимание, полностью исключают друг друга… Отсюда конспирологическая версия: чтобы как можно более снизить в воспитании новых поколений роль живого русского слова, писателей и прикрепили к Минцифре. И пазлы сложились: профессии «писатель» в реестре РФ нет, современные литературные произведения выходят мизерным тиражом и не оказывают влияния на общественное мнение, да и сама цепочка писатель-издатель-магазин-читатель давно разрушена. Отсюда всё чаще приходится слышать, что дети после начальной школы не умеют читать!

 Это не нужно в будущем людям «одной кнопки». Так что вполне логично в этом случае, что Союз писателей России, несмотря на просьбы литераторов к главе Правительства, до сегодняшнего дня курирует не Министерство культуры, а Министерство цифрового развития. Растут цены на книги, а выпуск книг упал в два раза по сравнению с доковидными временами.  

Самое страшное, что российское общество давно привыкло и никак не реагирует на эмоциональные взывания о помощи своих поэтов и прозаиков. Общество смирилось с новыми матрицами поведения. Достаточно легко позабыло семейные книжные шкафы в угоду евростандарту. Да, в нашей стране на площадях книги не сжигали, их просто выбрасывали на свалку. «Есть преступления более тяжкие, чем сжигать книги. Одно их них – не читать их», – сказал как-то Иосиф Бродский. А я бы добавила: ещё одно преступление по умолчанию – ненаписание книг. Можно подсчитать количество томов на свалке, узнать, сколько списано в библиотеках, снято с домашних книжных полок и отправлено в утиль или же наоборот – сколько стоит прочитать, если, например, открыть список рекомендованных Союзом писателей произведений для детей. Всё поддаётся счёту. А вот ненаписанные книги – это ресурс, который безнадёжно потерян для всех нас.

Только представьте, вооружившись бумагой и ручкой, вы садитесь и работаете в уверенности, что результат ваших творческих трудов будет опубликован. Что огромный тираж (а насколько я знаю, меньше 30-50 000 экз.  в СССР не издавали) удостоится отношения ответственного и профессионального. Что с рукописью поработают и художественные редакторы, и технические, а уж про корректоров и говорить не надо. А далее на книгу откликнутся литературные критики, и по итогу будет выплачен гонорар. Так в советские времена, когда не праздновали ПЕН-клубовские и ЮНЕСКОвские литературные праздники, члены нашей Краснодарской писательской организации издавались в обязательном порядке раз в три года, и гонораров им хватало до следующей книги.

Сегодня же нет никакой уверенности, что удастся опубликоваться за счёт издательства, а не родственников или друзей.

У проблемы есть ещё одна сторона. Вам ведь приходилось слышать, что, мол, раньше-то писатели были куда талантливее, а где ж нынешние звёзды? Мол, не наблюдаются они сегодня. Отчасти можно согласиться. Но не потому, что оскудела земля русская – поверьте члену жюри многих конкурсов, это далеко не так. А вот профессиональной среде по причине отсутствия профессии «писатель», конечно, урон нанесён огромный. Не потому ли сегодня всё больше писательниц – полноценно заниматься литературой могут себе позволить только жёны с мужем-кормильцем. Впрочем, и у художников та же картина маслом.

 Книга – наставник наставников! Но, по словам сочинского прозаика Валерия Румянцева: «Исследователи и аналитики пришли к заключению, что современные любители литературы в 90% случаев – люди, которые увлекались чтением ещё до перестройки. И только 10% молодого населения страны посвящает себя чтению». За период с 2000 по 2019 год в России закрылось 13 000 библиотек. Абсолютное большинство семей не имеют домашних библиотек и не покупают книг, повторю, цены на книги поднебесные. Стоит ли напоминать, что без читателя даже наследие Пушкина – это только бумага.

И что нас ждёт впереди? Немые люди, немая эпоха? Разве мы можем согласиться с этим?..

 

Комментарии

Комментарий #35379 08.03.2024 в 00:14

РЕПЛИКА НА КОММЕНТАРИЙ #35378
Слава богу, не станет...
Тем не менее сдаваться никто в Союзе не собирается. Будем пробиваться.

Комментарий #35378 07.03.2024 в 21:00

Если Слуцкий не станет президентом по результатам предстоящих выборов, ничего в жизни литераторов не изменится.

Комментарий #35231 23.02.2024 в 10:15

Подписываюсь под каждым Вашим словом. Дай Бог, чтобы власть имущие услышами писателей.

Комментарий #35203 19.02.2024 в 20:47

Очень достойное представление позиции писателей нашего Края, поддерживаю!

Комментарий #35202 19.02.2024 в 15:28

Умничка Вы наша, Светлана Николаевна! Так их!