Николай ПЕРЕЯСЛОВ. ПРИЧАЩЕНИЕ РОССИЕЙ. О поэзии Виктора Маняхина
Николай ПЕРЕЯСЛОВ
ПРИЧАЩЕНИЕ РОССИЕЙ
О поэзии Виктора Маняхина
Нельзя не отметить того, что в стихах современных авторов стали довольно редко встречаться строчки, рассказывающие читателям о реальной жизни сегодняшних людей, об их трудах, быте и жизненных проблемах. Читая стихи нынешних поэтов, отчётливо видишь, что они во многом переполнены почти исключительно абстрактными образами, совершенно не говоря с поклонниками поэзии об их реальной сегодняшней жизни. На этом фоне книга известного саратовского поэта Виктора Маняхина «Прихопёрье Родиной зову…» воспринимается как редкая для нашей поры поэтическая биография, которая шаг за шагом раскрывает перед читателями этапы жизненного пути самого автора, слившегося с лирическим героем, его личной жизни и трудовой деятельности. Чтобы познакомиться с судьбой Виктора Васильевича Маняхина, не нужно искать ни его биографических анкет, ни каких-то иных его справок, так как путь его жизни детально прописан в строчках собственных стихов. Берясь за своё поэтическое перо, он не ищет каких-то оригинальных тем и литературных поворотов, а просто пишет о том, что было в его личной жизни. Вот и свою книгу стихов о Прихопёрье он начинает со стихотворения «Родина»:
Родился я не здесь, в другом краю,
Где вместо снега хлопок землю белит,
Но Прихопёрье родиной зову –
И не кривлю душой… На самом деле
Я счастлив, Прихопёрье, что ты есть,
Что вырос я в твоих душистых травах,
Что первая мальчишеская песнь
Была посвящена твоим дубравам.
За те мечты, что ты, Хопёр, мне дал,
За свет луны, что ночью сладко мучил,
В пятнадцать лет впервые я сказал,
Что этот край в России самый лучший…
Виктору Васильевичу не нужно было придумывать себе какую-то яркую судьбу, так как реально проживаемая им жизнь является не хуже ни одного художественного сценария, не слабее никакого другого литературного романа или фильма. И эту свою подлинную жизнь он воплотил в стихи и поэмы, запечатлённые в поэтической книге «Прихопёрье Родиной зову…», которая вышла в свет в Саратове в «Приволжском издательстве». Вот о чём он писал в своих стихах без всякого вымысла, а просто рассказывая читателям о тех днях, которые легли в основу его подлинной жизни:
Да, я и кровью, и костями
Из той известнейшей семьи,
Что с давних лет звалась «крестьяне»,
Неся тяжёлый Крест земли.
Я счастлив, что я той же веры
И что моя она по гроб,
Что мне пришёлся по размеру
Великий титул – хлебороб.
Свою крестьянскую работу, свои сельские будни, свой труд на родной земле Маняхин принял как суть самой жизни, как основу своей поэзии и прозы. Давая выход своим мечтам, страстям, чувствам и мыслям, Виктор Васильевич так писал в своих стихах, излагая на бумаге не воображаемые сюжеты, а ту реальную жизнь, которая его в действительности окружала:
Да, каждому – своё. А мне – вот это поле,
Вот этот двор, коровы, трактора…
Неведомая фермерская доля,
Как Измаил, берётся на «Ур-ра!».
Круг ежегодный: от паров до зяби,
От посевной до спелых колосков,
От половодья до осенней хляби,
От немоты до раскалённых слов…
Вынося на читательский суд поэтическую простоту своих стихов, Виктор Маняхин не ставит перед собой задачи удивить читателя, ошеломить его неожиданностью ярких метафор, гонясь за образностью таких поэтов, как Андрей Вознесенский, Виктор Соснора, Константин Кедров, Пётр Вегин, Евгений Евтушенко и целый ряд других авангардистов, модернистов, постмодернистов и прочих новомодных российских авторов. Для Маняхина ориентиром в поэтическом творчестве выступали и выступают по сей день не яркость и оригинальность, а только глубина и правдивость. И он прямо говорит своему читателю:
Я вовсе не пишу, не сочиняю,
Когда до боли стиснется в висках.
Из сердца я занозы вынимаю
И на листок кладу – к строке строка…
Думаю, здесь надо признать тот факт, что Виктор Маняхин вовсе не чурается каких-либо красочных художественных поэтических образов, они тоже присутствуют в его произведениях, но они у него совсем не такие, как, скажем, у тех же Вознесенского или Вегина, ну вот хотя бы как в этом стихотворении:
Над щетиной притихших погостов,
Над весенней умытой землёй
Поднимается солнечный остов
Золотистой пасхальной зарёй.
Всё затихло: и свара, и муза.
Опадает с небес благодать.
Только поступь слышна Иисуса
Где-то рядом, а где – не понять.
Или же вот такое ещё стихотворение Виктора Васильевича, которое я бы назвал «гимном гармошке», и которое само по себе является красивой поэтической метафорой. Вот оно целиком:
Над вечерним селом стынут звёздочки-крошки,
По-над речкой туманная стелется гладь.
Как тепло и душевно играет гармошка,
Ну умеет же кто-то так сладко играть!
Покрывается грусть золотою завесой,
И рассветом становится летний закат.
Невозможно представить Россию без песен,
Невозможно представить село без девчат.
Стихи Виктора Маняхина просты и откровенны, прямы и глубоки, они возвращают читателей к тем родным истокам, где мы однажды начинали познавать свою жизнь, окружающую нас природу и нашу великую Родину. Стихи – это не просто выстроенные столбиками слова, перекликающиеся друг с другом, стихи – это сама музыка жизни, это звучание нашего народа, наполняющее наши души летающей над миром мелодией. И поэтический сборник Виктора Маняхина вплетает в эту мировую мелодию и виток своей собственной музыки:
Я из Байкала, как бокала,
Испил водицы ледяной.
Она тогда мне показалась
Обычной снежною водой.
Не знал я, молодой и шалый,
Что, не сказавши никому,
Меня Россия причащала
В тот миг к терпенью своему…
Поэзия – это и есть то волшебное средство, которое помогает человеку стать причастным к великой нашей стране, а такие поэты, как Виктор Маняхин, являются поистине проводниками на этом пути.
Открыл сборник Виктора Маняхина - о-очень любопытный автор со своим весьма оригинальным поэтическим видением.