Нина ИЩЕНКО. ЗЕМЛЯ ДОНБАССА В КНИГЕ «ЭТИ РУССКИЕ». Национальная или имперская территория?
Нина ИЩЕНКО
ЗЕМЛЯ ДОНБАССА В КНИГЕ «ЭТИ РУССКИЕ»
Национальная или имперская территория?
События новейшей истории России с 2014 года получили название имперского возрождения, русской ирреденты, собирания русских земель. Начатый в 2014 году присоединением Крыма, этот процесс продолжился в 2022 году вхождением в состав РФ новых регионов Новороссия: ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей. Место этих регионов в культурной географии России во многом определяет политику центра на этих территориях. Чтобы понять, какое место в культурном ландшафте России и коллективном воображаемом русских играет Донбасс, проанализируем образ Донбасса в новой книге Елены Заславской, поэта из Луганска.
Исследования коллективного воображаемого и культурной географии стали особенно актуальны в философской антропологии в последние годы. Культурная география изучает ментальные карты местности, созданные исследуемыми социальными субъектами – группами, этносами, нациями. Ментальная карта фиксирует значимые в данной культуре географические объекты с их символическим значением. В коллективном воображаемом символические географические объекты сохраняются вместе с той ролью, которую они играют в истории социальной группы, а также в обосновывающем мифе соответствующего этноса или нации.
Обосновывающий миф – это сюжет, объясняющий коллективную судьбу группы, её появление и связь с какой-то территорией. Обосновывающий миф транслирует не только информацию, но и эмоцию по поводу себя и других, обозначает и фиксирует границы коллектива. Обосновывающий миф существует и в национальном самосознании.
Традиционным определением национализма считается определение Эрнеста Геллнера, утверждающего, что национализм – это политический принцип, согласно которому границы государства и границы нации должны совпадать. Российский ученый Алексей Миллер показывает, что это верно для национализмов зависимых этносов, сложившихся в границах существующих империй, которые не осознавались этими этносами как свои. В случае с имперскими народами ситуация принципиально иная. В коллективном воображении народа, воспринимающего существующую империю как свою, четко различаются национальные и имперские территории. Национальная территория – это географическое пространство, составляющее символическое ядро имперского этноса, в то время как имперские территории – это пространства, географические, этнические и религиозные, над которыми империя устанавливает контроль. Имперские пространства осознаются как чуждые и не входящие в ядро, и эта разница сохраняется у всех имперских народов. Такая же ситуация складывается в русской культурной географии.
Изначально в XIX веке концепция русских национальных территорий возникла применительно в Западному краю, то есть территории нынешних Белоруссии, Украины, Польши и Литвы. Национальным ядром считались те земли на этих территориях, где явно преобладают русские. Представление о Киевской Руси как колыбели русского народа также играло важную роль в дискуссиях. К обосновывающим мифам русских относится представление о Святой Руси – крестьянской православной России.
Расширение национальной территории в имперский период виделось в двух вариантах: расширение государства и создание культурно-государственной связи с русскими, населяющими национальную территорию. В первом случае имперская экспансия происходит за счет присоединения имперских территорий, во втором – за счет расширения национальной территории.
Рассмотренный комплекс идей актуализировался в настоящее время, после восстания Донбасса в 2014 году и особенно после начала СВО, по результатам которой были проведены референдумы и присоединены новые регионы к Российской Федерации. Новые территории являются имперскими или национальными? Рассмотрим этот вопрос на примере Донбасса. Для решения вопроса об изображении земли Донбасса в коллективном воображаемом и её месте в культурной географии России проанализируем, как показан Донбасс в книге Елены Заславской «Эти русские» (2022 г.).
Елена Заславская – поэт из Луганска. В 2022 году, после начала спецоперации, в Луганске опубликована её книга «Эти русские», включающая стихи военных лет, начиная с 2014 года. Книга состоит из семи разделов: «Земля», «Мальчики», «Звезда Бетельгейзе», «Девочки», «Память», «Мир», «День Z». К каждому разделу можно применить модификатор-заглавие, и тогда мы получим «Эта русская земля», «Эти русские мальчики» и так далее. Для темы коллективной географии наибольший интерес представляют первый и предпоследний разделы книги «Эта русская земля» и «Этот русский мир».
В первом разделе восемь стихотворений, во втором семь. Рассмотрим элементы культурного ландшафта в каждом разделе.
В разделе «Земля» земля Донбасса изображается следующим образом:
густой туман, сонная долина, смурные хаты вгрузли в чернозем, Донецкий кряж («Наш ландшафт», 2019);
в снежных шапках терриконы, в белых ризах тополя, золотые купола («В зимнем сне», 2016);
Донецкий кряж, холмы седые, степь, террикон («Донецкий кряж», 2016);
маленькие маковки церквей, исполинские громады терриконов («Рождение мифа», 2019);
гора, террикон («Колыбельная для солдата», 2016);
высота контрольная, степь, поле, русское раздолье («На Саур-Могиле», 2016);
террикон, седой склон, горизонт («Террикон», 2017);
степь (степные ветры) («Новая заря», 2017).
Ландшафт Донбасса в разделе «Мир» изображается следующим образом:
долгая дорога («Звезда Рождества», 2021);
деревья, фонари, дорога, разбитый дом («Туман», 2020);
солнечный сад («Солдат весны», 2019);
Спас на крови, роща радостная и светлая, родная измученная земля, пролесье («Прошу, весна, благослови», 2016);
окраина империи, забытый полустанок («Возвращение», 2021);
Таким образом, в ключевых разделах поэтического сборника русская земля показана как узнаваемый донбасский ландшафт, включающий степь, поле, терриконы, холмы, дорогу, низкие хаты, церкви, золотые купола. Последний элемент выявляет символическое значение географической территории: Донбасс предстает как русская православная земля.
В тех же разделах культурный аспект донбасской географии раскрыт значительно шире. Культурная составляющая донбасского ландшафта в первом разделе «Земля»:
скифские бабы, еще не виден Святоград («Наш ландшафт», 2019);
на молитву зазывают всех мирян колокола («В зимнем сне», 2016);
Святоград («Донецкий кряж», 2016);
скифские бабы, окаменевшие Джоконды («Рождение мифа», 2019);
колыбельная, ни креста, ни обелиска, как над юным фараоном конус террикона («Колыбельная для солдата», 2016);
одна могила (с солдатами, павшими в 1943-м) («На Саур-Могиле», 2016);
старый жрец, каменный командор, ад, забой, надгробье, вражеские форпосты («Террикон», 2017);
русская земля, Третий Рим («Новая заря», 2017).
Культурные и религиозные символы во втором разделе «Мир»:
звезда над Вифлеемом («Звезда Рождества», 2021);
Воскресе! («Прошу, весна, благослови», 2016);
Мир пасхальный, мир весенний («Весеннее пасхальное», 2020);
Ихтис («Ихтис», 2021);
Апокалипсис («Возвращение», 2021).
Таким образом, христианская тема раскрывается гораздо полнее. Для этого использованы такие образы как Святоград (название, данное Луганску старцем Филиппом в 1905 году), Апокалипсис, Рождество и Пасха, Ихтис – древний акроним имени Иисуса Христа, Третий Рим. В то же время Донбасс сохраняет и языческое прошлое, от которого остались каменные скифские бабы и старый жрец террикона. Также здесь жива память о Великой Отечественной войне – братская могила для воинов разных поколений на Саур-Могиле. Все эти смыслы интегрируются в образе русской земли, русского раздолья, степи до горизонта, дальних дорог.
Итак, Донбасс в поэтическом сборнике Елены Заславской предстает как часть национальной, а не имперской территории. Интеграция происходит по культурным признакам, причем основным из них является религия – православное христианство. Важная для русской культурной памяти Великая Отечественная война также включена в культурную географию Донбасса, однако без каких-либо отсылок к коммунистической идее. Единственный спорный момент в этом плане представляет собой стихотворение «Террикон», где шахтерский труд индустриального периода предстает как языческое религиозное действо. Даже если считать эти образы элементом коммунистического прошлого, память о дохристианских временах не играет решающей роли. Все культурные образы в рассмотренных разделах книги «Эти русские» включены в общий сюжет защиты русской земли от иноземного нашествия, актуализирующийся в России в периоды как оборонительных войн, так и имперской экспансии.
Итак, в книге «Эти русские» Донбасс предстает как русская православная земля, что совпадает с национальным обосновывающим мифом. Анализ поэтических образов культурной географии сборника позволяет сделать вывод, что в Донбассе империя присоединяет к себе не имперскую, а национальную территорию, расширяя национальное ядро и создавая культурно-государственные связи с местным населением.