ПУБЛИЦИСТИКА / Александр АФАНАСЬЕВ. РОЖДЕНИЕ, УМИРАНИЕ, ВОСКРЕШЕНИЕ. Мишура привычных слов и таинство сокровенных смыслов
Александр АФАНАСЬЕВ

Александр АФАНАСЬЕВ. РОЖДЕНИЕ, УМИРАНИЕ, ВОСКРЕШЕНИЕ. Мишура привычных слов и таинство сокровенных смыслов

 

Александр АФАНАСЬЕВ

РОЖДЕНИЕ, УМИРАНИЕ, ВОСКРЕШЕНИЕ

Мишура привычных слов и таинство сокровенных смыслов

 

Мир катастрофически меняется, причём далеко не в лучшую сторону. Всё, что было привычным и осмысленным до конца прошлого века, в XXI столетии теряет свою роль и значение. Новизна стирает влажной тряпкой старые ценности, за которые ещё вчера боролись лучшие умы, и подменяет их словесной мишурой, лишённой всякого смысла. Ещё не отдавая себе отчёта во всей глубине и масштабности происходящих ныне процессов, человечество начинает испытывать тревогу и беспокойство и цепляется, словно за соломинку, за крохи ещё не вполне утраченных, но уже исчезающих глубинных смыслов.

В отличие от филологов, радеющих о чистоте языка и связности человеческой речи, журналисты пекутся о своём – о политической значимости их профессии и вселенской важности их повседневных сообщений, формирующих общественное мнение. Но и они бьют тревогу в связи с проблемой перегруженности информационного поля словесной шелухой. 23 февраля 2024 года The Atlantic (США) выступила со статьёй под заголовком «Американская журналистика идёт по пути «вымирания»?». В ней автор сетует на то, что «слишком много» развелось потоковых сервисов, информационных бюллетеней и цифровых публикаций и что, в связи с этим, пользователи получают не подлинные новости, а их «призраки».

В современном мире (в западной его части – в особенности) всё утонуло в водянистой, топкой, вязкой и обманчивой призрачности. Политика, экономика, социальная сфера, культура, духовная жизнь – короче, куда ни кинь глаз, повсюду царят двусмысленные недомолвки, уклончивые обиняки и многозначительные экивоки. Реальные факты, события, явления буквально тонут в этом конъюнктурном потоке наглой лжи или учтивой политкорректности.

Хуже всего то, что эта фальсифицированная призрачность вовсе не является самопроизвольным отображением научных и технических процессов, происходящих в современном мире, а представляет собой хорошо управляемый и искусственно создаваемый словесный хаос. Турецкая Yeni Çağ, воспользовавшись рассекреченными материалами ЦРУ, 23 февраля 2024 года опубликовала запись закрытой встречи руководства Facebook*, на которой её технический директор Майк Шрепфер цинично заявил: «У нас есть привилегия видеть будущее, потому что мы его создаём». То есть они создают наше будущее, в котором нам отведена роль зомбированных исполнителей чужой (чуждой нам!) воли.

Подобное словесное шельмование доверчивой публики уже случалось в истории России, но шутовское, «прикольное». В 1850 году молодые поэты Алексей Толстой (1817-1875) и Алексей Жемчужников (1821-1908) забавы ради положили начало сатирической буффонаде, более 10 лет публиковавшейся в журнале «Современник» под именем вымышленного Козьмы Пруткова. Особое место в этом псевдотворчестве занимали так называемые афоризмы, а среди них – поучение «зри в корень». По сути, этот последний совет таил в себе разоблачение литературного персонажа, рассчитанного как раз на бездумное восприятие печатного слова.

Но афоризм зажил своей жизнью и воспринимается ныне как венец житейской мудрости. Поразительно здесь то, что многое в нашей жизни, сказанное в шутку, порой обретает второе рождение – глубинное, ёмкое и по-настоящему мудрое. Секрет этого чуда состоит в том, что весь объём слов, содержащихся в лексиконе народа, первоначально вообще состоял исключительно из смыслов, которые, закрепившись в словах-символах, утрачивали свою первоначальную ценность и превращались в разменную монету человеческого общения. И когда невзначай обронённое слово привлекает повышенное внимание – это означает, что из мишуры слов вдруг вырвался перл смысла, рождающий размышления и раздумья.

В этой связи завет «зрить в корень» в нынешних суетно-конъюнктурных обманчивых условиях приобретает не просто мудрое, но жизненно важное значение. Чтобы не утонуть в пучине пустых слов, ложных «фактов» и наглых безапелляционных утверждений, мы должны вновь вернуться к приоритету изначальных смыслов. А это значит, что каждое печатное слово мы не должны воспринимать бездумно, а учитывать, кем оно произнесено, в каких условиях и с какой целью. «Вера на слово», когда-то исповедовавшаяся в солидных бизнес-коммерческих кругах, сегодня полностью утратила былую ценность и доверие.

Пример тому – США. Раскрывшему дружеские объятия Западу прекраснодушному Михаилу Горбачёву (тому самому милому «Горби»!) они наобещали кучу приятных вещей, включая гарантию непродвижения НАТО на Восток. Но уже при жизни бывшего генсека Штаты грубо нарушили все данные ему слова, а в ответ на его протесты было цинично заявлено, что никаких документов они не подписывали. То есть дали понять, что в подвластном США мире слово как таковое полностью утратило свою силу. Более того, в тех же Штатах сменяющие друг друга республиканцы и демократы не соблюдают даже письменные обязательства, принятые представителями другой партии. Тем самым вера человека человеку и вообще доверие к власти на «цивилизованном» Западе исчезли навеки.

И здесь мы подходим к главному – к понятию человека как существа и явления и к смыслу его рождения, умирания и воскрешения. Всё, что связано с человеком и так называемой гуманитарной сферой, ныне до такой степени замылено и искажено, что требует полного переосмысления и возвращения к самым изначальным истокам. Вброшенное в современный лексикон либерал-радикалами словечко «быдло» имеет не просто оскорбительный смысл, но буквально переворачивает все прежние представления о человеке и человечестве. Получается, что человечество ныне распалось уже не только на социальные слои и родовые касты, но ещё и подразделяется по «животному» признаку, подразумевающему наличие сверхчеловеков на одном полюсе и людей, уподобленных скоту, – на другом.

По своему физическому рождению мы, действительно, мало чем отличаемся от животных, причём как простые люди, так и «свехчеловеки». Правда, само слово «рождение» (а не «помёт», «отёл», «опорос» и так далее) подразумевает не просто «роды» некой отдельной особи, а пополнение новым существом всего рода человеческого. Однако богоподобными нас делает не наше великолепное тело, достающееся нам вовсе не по нашей воле, а некий духовный акт, совершаемый нами самими и превращающий нас в уникальное явление земного мира. В тех «исполинов», которым Бог, по Библии, вручил «владычество» над всеми тварями земными и над всем земным миром (Бытие. 1, 26-28).

Этот духовный акт, делающий человека-животного богоподобным существом, трактуется сегодня по-разному. Чаще всего он связывается с «посвящением» и особой ритуальностью, сопряжённой с принадлежностью к той или иной религии. И это, действительно, важное событие в духовном становлении каждого человека. Но сама принадлежность к религиозному течению, движению или сектантскому объединению не делает посвящённого богоподобным человеком. Даже род изгнанного из Эдема богоподобного Адама через несколько поколений жизни на земле стал катастрофически «развращаться» по причине того, что «всеми мыслями и помышлениями сердца» его потомков стало овладевать зло (Бытие. 6, 5-6).

Слово «зло» в библейской трактовке является ключевым в понимании сути и смысла становления человека человеком. Именно оно знаменует символ, мерило и тенденцию падения («развращения») богоподобного человека. Следовательно, добро («благо» вообще) представляет собой не просто сумму объективистской земной позитивности, но и воплощает в себе суть субъективной человечности, неотъемлемо присущей богоподобному человеку. Другими словами, если зло, овладевающее разумом и душой человека, превращает его в хищного зверя, то позитивный настрой разума и доброта сердца духовно возвышают его и делают истинно богоподобным существом.

Современное человечество вышло сегодня на пик катастрофичности своего существования вовсе не по причине «столкновения цивилизаций», политической «полярности», экономической конкуренции, контрастности в образе жизни, разном уровне национальных культур или конфессиональных разногласий. Разумеются, они существуют и играют свою локальную роль. Но их углубляющееся и выходящее за разумные пределы обострение происходит сейчас в силу апокалипсической схватки добра и зла и стремления зла уничтожить добро как «ахиллесову пяту» в развитии человечества.

Британский колониализм в XVIII веке, наполеоновские войны в XIX столетии и гитлеровская маниакальность, вылившаяся в кровопролитную мировую войну XX века, тоже были мощными выплесками накапливающегося время от времени в человечестве зла. Но они меркнут перед вселенской катастрофой, которой ныне грозят человечеству США, требующие полного себе подчинения с приставленным к виску мира ядерным «пистолетом». Аргумент – «Россия не должна победить на Украине» во имя спасения человечества, – выдвинутый нацистским украинским режимом и дружно подхваченный в США и Европе, на самом деле означает призыв к миру покориться могуществу зла путём принесения в жертву якобы слабого, беззащитного и подверженного коррозии добра.

Борьба со всемирным злом, угрожающим самому существованию человечества, идёт сегодня на двух фронтах – внешнем и внутреннем. На внешнем фронте Россия вступила в смертельную схватку со злом на своём южном пограничье – на территории Украины, превращённой Штатами в духовно выпотрошенное орудие по уничтожению нашей страны и истреблению нашего народа. Слава Богу, на этом фронте мы выдержали мощный натиск объединённых сил Украины и НАТО. И за это низкий поклон нашим воинам, которые, приняв эстафету героической борьбы во славу Отечества от наших предков, не только не посрамили их, но в твёрдости и жертвенной решимости даже превзошли.

С внутренним фронтом дела обстоят гораздо сложнее. И проблема не только в наличии в нашем обществе «пятой колонны», притихшей на время, но, разумеется, ждущей своего часа икс. Уже то, что сейчас она поджала хвост и, более того, своими разовыми вояжами в боевые части даже выказывает себя «патриотами», – это несомненная победа патриотических сил. Но внутренний фронт этим не ограничивается, ибо он проходит внутри наших душ и нашего разума. «Святые девяностые» так испоганили их, что мы порой даже не замечаем этой порчи и научились сводить концы с концами с половинками души и разума.

Владимир Путин в своём послании Федеральному собранию 29 февраля 2024 года назвал пять новых национальных проектов – «Семья», «Молодёжь России», «Продолжительная и активная жизнь», «Кадры» и «Экономика данных». Это, действительно, важнейшие направления государственной политики, которые, несомненно, могут и должны дать мощный толчок развитию страны и подъёму благосостояния народа. Но при одном принципиально важном условии – если они будет подкреплены духовно, напитаны разумной осмысленностью существования человека, пронизаны чистотой личных помыслов исполнителей и тесно увязаны с воскрешением Бога в человеческой душе.

Эта последняя программа-«проект» тоже должна осуществляться под верховным контролем, но одному государству её не потянуть. Решение этой задачи на две трети, если не на все 99 процентов, ложится на плечи российской общественности и, в первую очередь, творческой интеллигенции. Русской литературе, во всей её многогранности и масштабности, в этой «нише» тоже есть над чем основательно потрудиться. Проект «Кадры» вовсе неспроста получил второе название – «Время героев». В кадровом отношении речь идёт ни много ни мало как о смене элит, то есть о низвержении с властного олимпа стяжателей-крохоборов и их вытеснении «героями», на славу послужившими Отечеству.

Однако само словосочетание – «время героев» – вносит существенный корректив в понятие литературного героя вообще. Михаил Лермонтов «Героем нашего времени» назвал, по сути, отрицательный персонаж, асоциальную, эгоистичную личность. Таковыми, помимо Печорина, были пушкинский Онегин, гончаровский Обломов, нигилист Базаров у Чернышевского. Все они были личностями-одиночками, сформированными их временем, негативные черты которого они отражали в своём существе. Лозунг «Время героев» предполагает возрождение новой России, долженствующей отобразить её тысячелетний позитивистский потенциал в его жертвенной ипостаси.

Все мы – люди, человеки. В физическом плане мы рождаемся и умираем, и нас хоронят с почестями или без оных. Таков закон земного бытия: всё, что родилось, должно, в конечном счёте, умереть. Этот закон обязателен для всех, даже для олигархов-рокфеллеров с их многократно пересаженными (по сути, искусственными) сердцами.

Но для простых смертных, не продавших душу Мамоне, в духовном отношении существует исключение. Для них, кроме смерти и умирания, существует ещё возможность воскрешения. И эта возможность реализуется не просто через веру человека в Бога, но путём «прилепления» к Нему «всем сердцем и всей душой» и благодаря беззаветному служению Ему на трудном жизненном пути.

Наши воины на Украине, самоотверженные защитники нашего Отечества, знают Бога, подвижнически служат Ему и, тем самым, готовят почву для воскрешения каждого из нас и России в целом. С этой истиной в нашем разуме и Богом в нашем сердце нам не страшны любые испытания, из которых мы просто обязаны выйти победителями.

 

Комментарии

Комментарий #35375 07.03.2024 в 13:47

Любовь Сердечная
Хорошо написано. Получила удовольствие. Спасибо за статью.