ДАЛЁКОЕ - БЛИЗКОЕ / Владимир КОРНИЛОВ. НА РУСОФОБИЮ НАМЁКА НЕ БЫЛО. К 210-летию со дня рождения Тараса Шевченко
Владимир И. КОРНИЛОВ

Владимир КОРНИЛОВ. НА РУСОФОБИЮ НАМЁКА НЕ БЫЛО. К 210-летию со дня рождения Тараса Шевченко

 

Владимир КОРНИЛОВ

НА РУСОФОБИЮ НАМЁКА НЕ БЫЛО

К 210-летию со дня рождения Тараса Шевченко

 

В советское время Тарас Григорьевич Шевченко характеризовался как выдающийся украинский поэт, литератор и общественный деятель революционно-демократического направления. По словам Г.B. Плеханова, он «принадлежит к числу самых крупных народных поэтов, каких только знает всемирная история литературы». Революционные мотивы в творчестве Шевченко высоко ценил В.И. Ленин. Неслучайно после Октябрьской революции в 1918 году в рамках выполнения плана монументальной пропаганды памятник поэту был установлен на Трубной площади в Москве. Однако в годы горбачевской перестройки и особенно после распада СССР, когда Украина провозгласила независимость, оценки творческой деятельности Шевченко перестали быть однозначными. На Украине его стали преподносить как предтечу, духовного отца Бандеры, Шухевича и других одиозных украинских националистов. В.Ющенко, один из политиков-русофобов, бывший президент Украины, во время своего выступления в мае 2009 года на Тарасовой горе в Каневе Черкасской области сказал: «Путь к могиле Шевченко – дорога в будущее Украины». К сожалению, и в России происходит переоценка творчества и общественно-политической деятельности Шевченко: сегодня у нас имеет хождение мнение, что поэт был ярым националистом и русофобом.

С творчеством замечательного украинского поэта я впервые познакомился еще в школе. Тогда мне запомнился рассказ поэта о том, как он, крестьянский мальчишка-подпасок, не раз после грозы, когда появлялась радуга, мечтал добраться до неё и взойти по ней на небо, прочь от тяжелой жизни на земле. Но радуга всё отодвигалась и исчезала, а он опять оставался наедине со своей беспросветной нуждой. В советской школе учили наизусть замечательные стихотворения Тараса Григорьевича: «Як умру, то поховайте…» и «Реве та стогне Днiпр широкий». В те годы много говорилось о братской дружбе русского и украинского народов в связи с трехсотлетием воссоединения Украины с Россией (1654 г.), состоявшемся по инициативе украинского гетмана Богдана Хмельницкого и согласно решению Переяславской Рады. Режиссером И.Савченко о Шевченко был снят фильм (образ поэта замечательно сыграл Сергей Бондарчук), вышло полное собрание сочинений великого кобзаря на русском и украинском языках.

 

Тарас Григорьевич Шевченко родился 9-го марта 1814 года в семье крепостного крестьянина помещика Энгельгардта. Рано лишился матери, затем отца, потом до 15 лет вёл бесприютную жизнь сироты. На 16-ом году будущий поэт попадает в число прислуги своего помещика на положении «казачка», т.е. юноши-слуги на подхвате. Благодаря природным задаткам и огромному упорству, овладевает грамотой и первыми навыками живописи. В «должности» казачка он тайком срисовывал картины, украшавшие панские покои. Оценив способности Тараса к живописи, Энгельгардт отдал его в обучение профессору живописи Виленского университета Яну Рустему, рассчитывая сделать из юноши домашнего художника.

В 1830 году в России произошло польское восстание, которое в дальнейшей жизни Шевченко сыграло решающую роль. Его хозяин, поляк по происхождению, но православный по вере и к тому же полковник царской армии, не желая быть вовлечённым в восстание, переезжает в Санкт-Петербург. Там Шевченко в 1836 году знакомится со своим земляком, художником И.Сошенко. Тот в свою очередь сводит его с Е.Гребенкой, видным украинским поэтом, автором многих украинских народных песен и знаменитого романса «Очи черные», страстным поклонником русского языка и русской культуры. Благодаря своим землякам молодой Шевченко входит в круг выдающихся деятелей русской культуры начала ХIХ века: художников А.Венецианова и К.Брюллова, поэта В.Жуковского. Новые знакомые проявляют участие к судьбе одарённого малороссийского крепостного, ищут способы освободить его из неволи. Шевченко писал в своей автобиографии: «Сговорившись предварительно с моим помещиком, Жуковский просил Брюллова написать с него портрет, с целью разыграть его в частной лотерее. Великий Брюллов тотчас согласился, и портрет у него был готов. Жуковский, с помощью графа Виельгорского, устроил лотерею в 2500 рублей, и этой ценой была куплена моя свобода 22 апреля 1838 года». В знак особого уважения и глубокой признательности к В.Жуковскому, Шевченко впоследствии посвятил ему одно из своих произведений – поэму «Катерина». В апреле 1838 года в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге была проведена лотерея. В качестве объекта продажи послужил портрет работы Карла Брюллова «В.А. Жуковский». Портрет выкупила родная сестра Николая I, великая княгиня Мария Павловна, за 2500 рублей. Эта сумма, по тем временам немалая – корова стоила 12 рублей, была вручена Энгельгардту в качестве выкупа. А.В. Луначарский, советский государственный деятель, публицист, критик, искусствовед, писал: «Величайший живописец того времени Брюллов и славный поэт Жуковский изумлены творениями «маленького хохла». Высокое заступничество Брюллова и Жуковского вырывает из когтей неволи молодого Тараса. И как расцвело сейчас же его гордое и нежное, богатое и скромное, скорбное и жаждущее счастья сердце!».

 

Шевченко в течение двух лет осуществил головокружительный взлет: от крепостного «казачка» до известного даже в императорских кругах художника. Получив вольную в 1838 году, он поступил в Академию художеств учеником и товарищем (помощником) К.Брюллова. Последующий период вплоть до 1847 года был лучшим в его жизни. За эти годы расцвело ещё одно его природное дарование – поэтическое творчество. Позже Шевченко отметил в своем дневнике: «Я хорошо знал, что живопись – моя будущая профессия и мой насущный хлеб, и вместо того, чтобы изучать её глубокие тaинствa, и еще под руководством такого учителя, каковым был бессмертный Брюллов, я сочинял стихи, за которые мне никто ни гроша не заплатил и которые, наконец, лишили меня свободы и которые, несмотря на всемогущее бесчеловечное запрещение, я все-таки втихомолку кропаю. Право, странное это неугомонное призвание». Но именно оно оказалось ключевым для дальнейшего признания Тараса Шевченко в общественно-политических кругах России и на Украине. Его поэтическое поприще началось с небольшого сборника стихов «Кобзарь», изданного в 1840 году. За ним последовали «Гайдамаки», «Перебендя», «Тополя», «Наймичка», «Хусточка» и другие. В.Г. Белинский, великий русский критик и публицист первой половины ХIХ века, высоко оценил стихи Шевченко. Он писал: «Стихотворения господина Шевченко ближе всего подходят к так называемым народным песнопениям: они так безыскусны, что вы их легко примете за народные песни и легенды Малороссии: это одно уже много говорит в их пользу».

В 1846 году, находясь в Киеве, Шевченко становится одним из активных членов возникшего тогда тайного Кирилло-Мефодиевского общества. В это общество вошли представители украинской интеллигенции, интересовавшиеся историей славянских народов. В программу общества входили следующие цели: освобождение крестьянства от крепостного рабства, просвещение народа, распространение идеи образования федерации славянских народов. Тарас Григорьевич по убеждениям являлся панславистом. Подобно другим членам Кирилло-Мефодиевского общества, он мечтал о единой всеславянской федерации. В Послесловии к поэме «Гайдамаки» писал: «Нехай житом-пшеницею, як золотом покрита, не розмежованою останится навіки од моря і до моря словянска земля». В «Гайдамаках» Шевченко впервые обозначил идею объединения (конфедерации) славянских народов, которую более ярко осветил в стихотворении «Еретик», посвященном двум славным чехам: Я.Гусу (1369-1415), выдающемуся мыслителю, идеологу чешской Реформации, сожжённому по приказу папской инквизиции вместе со своими трудами в Констанце 6 июля 1415 года, и П.Шафарику (1795-1861) – словацкому и чешскому учёному-слависту, поэту, деятелю национального возрождения.

…Точно так же немчура

Хату подпалила

И семью, славян семью,

Всю разъединила,

Тихо-тихо подпустила

Распрей лютую змею.

Полились там реки крови,

Пожар погасили.

Ну, а немцы пепелище

И сирот делили.

В кандалах повырастали

Славянские дети,

Позабыли в злой неволе,

Кто они на свете!

.

Осветил он [Ян Гус], любомудрый,

Светоч правды-воли…

Всех славян семью святую

Во тьме и неволе.

И брат с братом обнялись…

И произносили

Тихие слова любви

Навек и вовеки!

В одно море потекли

Славянские реки!

Слава, слава, любомудрому

Чеху-славянину!

Ведь не дал же утонуть ты

В немецкой пучине…

….

Про славного Гуса.

Прими, отче. После тихо

Богу помолюсь я,

Чтобы все славяне стали

Братьями-друзьями,

И сынами солнца правды.

Идея славянского братства сопровождала Шевченко всю жизнь.

Строчки Кобзаря наводят современного читателя на мысль о неизбывно повторяющихся попытках Запада с помощью продажной национальной элиты разъединить славянский мир, поработить и наконец уничтожить его по частям. Если до ХХI века главную скрипку в решении этой задачи играла «немчура», то сегодня роль инициатора в уничтожении славянства играют США. На данный момент Америке удалось при поддержке украинских национал-предателей распространить на Украине идеологию бандеровщины, переформатировать братский народ в небратский, лишив его исторической памяти. И направить как таран против России с целью её уничтожения. Тарас Шевченко в стихотворении «Еретик» показал тщетность усилий «немчуры» в уничтожении славянского мира, благодаря жертвенной деятельности таких выдающихся мыслителей, как Ян Гус, который проповедовал братство славянских народов. И сейчас, опираясь на авторитет Шевченко в пропаганде славянского братского союза между украинцами и русскими, можно создать предпосылки для успешного выхода наших народов из зловещего глобального капкана, устроенного англосаксонским миром во главе с США.

По доносу одного из участников заседания Кирилло-Мефодиевского общества его члены были арестованы и обвинены в подрыве государственных устоев. Ходом расследования по этому делу интересовался сам царь Николай I. Антимонархические действия декабристов в 1825 году в период его коронации оставили в душе императора настолько глубокий след, что в каждом неподконтрольном властям обществе он видел угрозу стабильности России. Не случайно при нём все масонские и иного рода общества были ликвидированы. С позиции сегодняшнего дня мы видим, что действия царя в отношении, например, масонов были прозорливыми. После провозглашения Николаем II Манифеста от 17 октября 1905 года масоны снова появились в России и проникли во все поры общественной и политической жизни страны. Так, в результате Февральской революции 1917 года в пришедшем к власти Временном правительстве из 27 министров 23 во главе с А.Керенским оказались масонами. В своих мемуарах А.Керенский пишет: «Предложение о вступлении в масоны я получил в 1912 году, сразу же после избрания в IV Думу. После серьёзных размышлений я пришёл к выводу, что мои собственные цели совпадают с целями общества, и принял это предложение». Хотели того русские масоны-министры во главе с А.Ф. Керенским или нет, однако, оказавшись во власти, своими действиями во многих сферах жизни государства создали предпосылки к развалу Российской империи – что, безусловно, соответствовало интересам Запада.

 В деятельности Кирилло-Мефодиевского общества Николай I увидел формирование украинского самостийного национального самосознания и польский след в этом. Общество было малочисленным (10 человек), и оно не успело распространить свои программные идеи среди украинской общественности. По предложению царя, участники не понесли такого сурового наказания, как, например, члены тайного кружка Петрашевского, возникшего в те же годы в Санкт-Петербурге (петрашевцев приговорили к смертной казни через повешение, которая потом была заменена на каторгу).

Во время обыска в связи с делом Кирилло-Мефодиевского общества в бумагах Т.Шевченко нашли рукопись поэмы «Сон». В ней в жесткой саркастической форме критиковались нравы царского двора. Центральная тема сатирической поэмы «Сон» – критика самодержавно-крепостнических порядков в николаевской России. Литературному герою приснился странный сон: он летит над землей, попадая в разные уголки России. Украина, Сибирь, царские палаты Петербурга… Пролетая над Украиной, литературный герой обращает внимание на разительный контраст между живописной природой и положением крепостных крестьян. Он обращается к Всевышнему: неужели Бог не видит страдания трудового народа? Долго ли еще в сем мире палачам властвовать? Пролетая над Сибирью, герой поэмы видит среди каторжан не только уголовников, но и борцов за народное счастье. Из Сибири автор переносит героя поэмы в Санкт-Петербург. С резкой сатирой он обрушивается на царя и придворных, показывая их никчемность. Особенно оскорбительно стихотворец описал царицу.

Царь лично прочитал рукопись поэмы. В поэме «Сон» он увидел проявление черной неблагодарности со стороны Шевченко к царской семье, которая участвовала в его выкупе из крепостной неволи. В.Г. Белинский в письме П.Анненкову (1-10 декабря 1847) отмечал: «…Этот хохлацкий радикал написал два пасквиля: один на государя императора, другой на государыню императрицу. Читая пасквиль на себя, государь хохотал, и, вероятно, дело тем и кончилось бы, и дурак не пострадал бы за то только, что он глуп. Но когда государь прочел пасквиль на императрицу, то пришел в великий гнев, и вот его собственные слова: «Положим, он имел причины быть мною недовольным и ненавидеть меня, но её-то за что?» …Мне не жаль его, будь я его судьей, я сделал бы не меньше. Я питаю личную вражду к такого рода либералам. Это враги всякого успеха. Своими дерзкими глупостями они раздражают правительство, делают его подозрительным, готовым видеть бунт там, где нет ничего ровно, и вызывают меры крутые и гибельные для литературы и просвещения».

Николай I сам утвердил ему меру наказания: служба рядовым солдатом в Отдельном Оренбургском корпусе с запретом писать и рисовать. Оказавшись в ссылке, Тарас Григорьевич писал: «Все прежние мои страдания в сравнении с настоящими были детские слезы». Гоголь и Жуковский никак не откликнулись на его письма с просьбой походатайствовать перед царем о смягчении наказания. Они негласно осудили его поступок. При всем уважении к творчеству и личности Шевченко, по-человечески трудно согласиться с его насмешкой в поэме «Сон» над физическими недостатками супруги царя: её излишней худобой и нервным тиком, между прочим, приобретенным ею из-за постоянных переживаний за судьбу своей семьи, детей после восстания декабристов.

 

Её тревога была не беспочвенной. Советский академик М.В. Нечкина в научной монографии «Декабристы» привела следующий исторический факт. В беседе с прусским военным деятелем Леопольдом фон Герлахом Николай I признался, что в день восстания около него не было ни одного преданного человека, кроме жены. Уже участники восстания были арестованы, но каждый прожитый день царь принимал как «дар неба», так как знал, что его не пощадят: везде его может настигнуть убийца. Впоследствии от руки цареубийцы погиб старший сын Николая I, император Александр II.

В дальнейшем Шевченко осознал свой непорядочный поступок. В письме жене вице-президента Академии художеств Российской империи графине Толстой (1856 г.) он писал: «Уже девять лет, как казнюся я за грешное увлечение моей бестолковой молодости. Преступление мое велико, я это сознаю в душе».

Если познакомиться с результатами деятельности Шевченко как литератора и как художника в период ссылки, то его продуктивность поражает. Благодаря сочувственному отношению военного начальства он обошел царский запрет «писать и рисовать» и создал в период службы до двух десятков повестей и рассказов. Шевченко был включен в состав экспедиции по изучению побережья Аральского моря как рисовальщик: для отчёта об экспедиции ему было поручено срисовывать виды Аральского побережья и местные народные типы.

Вернувшись по амнистии императора Александра II в Санкт-Петербург в 1958 году, в сентябре 1860 года Шевченко получает звание академика «по гравированию на меди». Поэт вошел в круг издателей журнала «Современник», стал близким другом Н.Чернышевского и А.Добролюбова. В этой связи вспоминается, что Чернышевский и Добролюбов были духовными наставниками Ленина, памятники которому националисты сегодня снесли на всей Украине. Если следовать их националистической и антикоммунистической логике, на очереди – памятники Шевченко. Вполне можно согласиться с публицистом В.Рогановым-Крымским в том, что «отрицательное отношение Украины к России и к русскому языку является чёрной неблагодарностью, если не сказать больше. Враги и угнетатели не делают таких подарков, какие сделала Россия Украине!» (выделено мною – В.К.) Следует отметить, что Украина в составе СССР, кроме того что значительно приросла территориями, получила ещё один весомый подарок: мощное промышленное и культурное развитие. После разрушения Союза, на момент провозглашения независимости Украина входила в десятку наиболее развитых стран Европы.

 

Незадолго до кончины Шевченко взялся за составление школьного учебника «Букварь Южнорусскiй» на южнорусском наречии. За пять дней до своей смерти, будучи уже тяжело больным, он стал свидетелем всенародного оглашения 5 марта 1861 года царского Манифеста об освобождении крестьян, об отмене крепостного права.

В последний путь пришли проводить Кобзаря М.Е. Салтыков-Щедрин, И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, Н.А. Некрасов и др. По словам Н.Костомарова, в день похорон «большинство окружавших его гроб состояли из великоруссов, которые относились к нему, как относились бы к Пушкину или Кольцову, если бы провожали в могилу последних». А.И. Герцен поместил в «Колоколе» проникновенный некролог. Н.А. Некрасов написал стихотворение «На смерть Шевченки».

Всё он изведал: тюрьму петербургскую,

Справки, доносы, жандармов любезности,

Всё – и раздольную степь оренбургскую,

И её крепость… В нужде, в неизвестности

Там, оскорбляемый каждым невеждою,

Жил он солдатом – с солдатами жалкими,

Мог умереть он, конечно, под палками,

Может, и жил-то одной лишь надеждою...

П.А. Бороздина, российский литературовед и исследователь творчества Кобзаря, отмечает: «Трудно во всей русской, а возможно – и во всей мировой поэзии отыскать более проникновенные и горестные строки о судьбе поэта. Я думаю, что сегодня и Т.Г. Шевченко, и Н.А. Некрасов остро переживали бы тяжкий для Украины и для России час государственного разлома, безудержного обнищания народа и, как следствие этого, падение культуры и нравов».

Тяжёлая жизнь ребенка-сироты, годы ссылки, алкоголизм, бессемейность отрицательно отразились на состоянии здоровья писателя и стали причиной ранней смерти. В 1858 году Шевченко записывает в дневнике: «М.С. Щепкин (выдающийся русский актер – В.К.) с сокрушением пишет о моем безалаберном и нетрезвом существовании…». Попытки устроить семейный очаг не увенчались успехом. Тарас Шевченко умер 10 марта 1861 года, на следующий день после дня рождения, в возрасте 47 лет. Спустя два месяца, 22 мая того же года, в соответствии с поэтическим завещанием Тарас Григорьевич Шевченко был перезахоронен на Украине, на Чернечьей горе над Днепром, возле Канева.

Это место стало объектом паломничества почитателей поэта. По решению советского правительства в 1939 году к 125-летию со дня рождения Кобзаря над могилой был установлен грандиозный памятник-статуя: Тарас Шевченко стоит в полный рост на высоком пьедестале. В советский период творчество Шевченко получило широкую известность: многомиллионными тиражами на языках народов СССР издавались его произведения, многие высшие учебные заведения и драматические театры на Украине были названы его именем. Во многих городах появились улицы, бульвары и набережные имени поэта. На экраны страны выпустили 3 полнометражных художественных фильма о жизни Шевченко.

Если бы Т.Г. Шевченко чудом воскрес, то он не только сильно удивился бы тому, что происходит сейчас в «рiдной Украiне», но и просто возмутился. При всей своей любви к украинской культуре и стремлении реализовать идею самостоятельности Украины он не мыслил себя и свой народ вне русской культуры и русского общественного самосознания. Не случайно вся его проза, личный дневник написаны на русском языке. В полицейских документах его именовали «известнейшим русским писателем». Доктор филологических наук, профессор А.Н. Ужанков отмечает, что двуязычность Шевченко отразилась в письмах того времени. В его русских письмах практически нет украинизмов, а вот в украинских письмах русские слова встречаются довольно часто. Шевченко с огромным уважением относился к поэзии Пушкина, считал своим учителем, знал наизусть многие его стихотворения. Преимущественно он разговаривал на русском языке, причем, по воспоминаниям современников, без украинского акцента. По словам И.С. Тургенева, его голос «несколько хриплый», выговор его «чисто русский». Bпоследствии Тургенев тепло вспоминал о встречах с Шевченко, о том, с каким удовольствием он слушал в авторском исполнении стихи, например, «Bечер» («Садок вишневий..»). Н.Костомаров, друг Шевченко, выдающийся историк, писал, что Шевченко, «будучи малорусским поэтом по форме и языку, в то же время и поэт общерусский. Это именно от того, что он – возвеститель народных дум, представитель народной воли, истолкователь народного чувства». Во взглядах Тараса Григорьевича не было никакого намека на русофобию.

Шевченко понимал свой «национализм» как становление и укрепление украинской нации, был ориентирован не на разрыв с другими славянскими народами, а на укрепление братского союза с ними.

г. Ярославль

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии