Владимир ПРОНСКИЙ. ПРОДАЁТСЯ САДОВЫЙ ДОМИК. Рассказ
Владимир ПРОНСКИЙ
ПРОДАЁТСЯ САДОВЫЙ ДОМИК
Рассказ
На это надо было решиться, и она решилась, когда душа налилась всклень и перестала вмещать слова, копившиеся несколько лет. Казалось, ещё немного – и она расплещется попусту, раскачавшись на житейских колдобинах. И пусть слова были записаны на бумаге, сохранены в компьютере, но всё равно они казались беспризорными, каждое само по себе, хотя отдельные их пригоршни были объединены названием, темой. И каждая из таких виртуальных пригоршней называлась стихотворением.
У Вари Кузякиной их накопилось много, они давно просились в книгу, но денег, чтобы её издать, не было. И тогда она надумала продать садовый домик, хотя мама противилась. Но если Варя что-то решила – её не удержать. Поэтому подала в газету такое объявление: «Продам ухоженный садовый домик в районе проходной чугунного завода за 25 тысяч рублей. Земли четыре сотки».
– Может, всё-таки садовый участок? Так обычно пишут? – уточнила кареглазая девушка с наушниками на шее, принимавшая объявление.
– Ну и пусть пишут, что хотят. А я хочу, чтобы было красиво и романтично. А то от «участка» сразу карболкой и пьяными мужиками запахло.
– Вам виднее… – пожала меломанка плечами.
– Вот именно! – уточнила рыжая и взъерошенная Варя и добавила: – А своё мнение оставьте при себе и делайте то, за что вам деньги платят!
Она всегда была резкая, обидчивая, особенно, когда накрывало несправедливостью. Случай с объявлением, конечно, мелковат для душевной бури, но всё равно стало немного не по себе. Она только-только от спора с матерью-пенсионеркой отошла, целую неделю её уговаривала, когда убрали картошку и яблоки, что, мол, пора домик продавать. Раньше-то мама сама всё делала, а теперь постарела, погрузнела – какая картошка, если шнурки на туфлях завязать не может. Да и она, Варя, не железная, чтобы возить картошку домой в рюкзаке. А уж сколько таких ходок сделала за две недели? Не сосчитать. И с яблоками то же самое. Так что пришла пора подумать о продаже, тем более теперь, когда вбила себе в голову сумасшедшую идею о собственной книге.
Кузякина пристрастилась к сочинительству всего несколько лет назад, хотя была в том возрасте, когда у некоторых её одноклассниц дочери вышли замуж. А Варя – бездетная, хотя до недавнего времени была замужем, но муж Михаил, работавший водителем, три года назад погиб, провалившись на реке под лёд. Товарищи по рыбалке пытались его спасти – подавали жерди, кидали верёвку, но лёд в полынье обламывался, а сил оставалось всё меньше и меньше… А когда их совсем не осталось, он крикнул мужикам: «Варю не обижайте!» – и, махнув рукой, словно обещая скорую встречу, исчез в полынье. Только и остался на льду рыбацкий сундучок, да серая собачья шапка недолгое время моталась кругами на чёрной воде; речное течение в этом месте сильное, вода, скатываясь с уральских отрогов, продолжала по инерции бесноваться и на равнине.
Приехавший участковый записал показания свидетелей, достал с их помощью рыбацкий сундучок. Его и привезли Варе, а она не сразу поверила в то, что ей говорили. Лишь присутствие полицейского помогло убедить, что земная жизнь Михаила закончилась. Его так и не нашли. Даже в половодье, хотя жители ниже по течению предупреждались.
После гибели мужа Кузякина распрощалась со свекровью и свёкром, так как теперь не осталось терпения жить рядом с ними, и, собрав вещи и книги, перевезла на такси к матери в «однушку», из которой почти двадцать лет назад вышла замуж. Мать не стала дочь ни жалеть, ни советовать ничего. Словно понимала, что словами не поможешь. Да и Варя более отмалчивалась, хотя характер у неё не сахар. Бывало, так сказанёт, что в следующий раз и желания особенного не возникнет о чём-то спросить, а не то чтобы собачиться. С матерью она давно обо всём переговорила ещё в юности, тогда и узнала от неё, заинтересовавшись отцом, что он почти не жил с ними, а когда Варя была крохой, завербовался на Ямал, первое время присылал хорошие деньги, а потом сгинул. Мать подавала в милицию заявление на розыск отца, но его так и не нашли, а может, и не искали, потому что искать кого-то на Севере – гиблое занятие. Так что Варя без отца пошла в школу, потом поступила в медицинский колледж и, отучившись, стала работать медсестрой в процедурном кабинете. За все эти годы она ни разу не поменяла место работы. Её не только все знали в поликлинике, но и в городе. Поэтому она не страдала от отсутствия общения.
Но теперь всё поменялось. Вернее – она сама изменилась. Без Михаила не хотелось никого ни видеть, ни слышать. С ним была ещё надежда родить ребёнка, они даже копили деньги на операцию, но зарабатывали оба мало, поэтому не очень-то они копились. К тому же Михаил частенько выпивал, что и вовсе истощало семейную казну. Варя не ругала Михаила, нет, потому что знала о своей вине перед ним, и даже удивлялась тому, что он продолжал жить с ней все эти тягучие годы. Хочешь не хочешь, а поверишь в то, что он любил свою рыжую Варьку с почти азиатским разрезом малахитовых глаз. И вот теперь не стало того, кто любил, и она не знала, что делать, особенно долгими зимними вечерами.
Всё это продолжалось до какого-то момента, когда она увидела во сне, что сочиняет стихи. Даже проснулась. Хотела вспомнить красивые строчки, но они не вспоминались. Следующей ночью приснились ещё несколько, но теперь у неё лежала наготове авторучка и лист бумаги. Она успела записать четверостишие, и потом весь день повторяла его. Вечером дописала к нему ещё одно. Через час – ещё. Прочитала и поняла, что получилось законченное стихотворение. Она сперва обрадовалась, а потом испугалась, побоявшись за саму себя, ведь она рассказала не только о своих чувствах, но и о Михаиле.
На следующий день сочинила новое стихотворение, через день ещё. Теперь она прибегала с работы и сразу раскрывала заветную тетрадку. Никогда прежде она не испытывала ничего подобного, как в те дни. К стихам она всегда относилась как к чему-то недосягаемому, заоблачному, а теперь, когда прикоснулась к ним, испугалась этого прикосновения, будто обожглась. И главное, ожог не проходил, даже если несколько дней не открывала тетрадку, а всё более расползался, проникал в душу, будоражил мысли и обострял чувства. Она не знала, что теперь делать с собой. Попыталась поговорить с мамой, но та лишь отмахнулась:
– Не канителься, девка! Отдыхать надо после работы, а ты голову забиваешь невесть чем.
– Мам, я и так всю жизнь проспала… – не согласилась Варя.
Она знала, что при местной газете есть литобъединение, и однажды отправилась туда, решив показать сочинения, хотя и страшилась. Но и в себе носить стихи стало невыносимо. Они, казалось, жгли, просились на волю. В литобъединении выслушали, предложили поучаствовать в обсуждении. И как же стало радостно оттого, что она нашла людей, которые, как и она, пишут стихи, эти люди сразу стали близки, симпатичны, их хотелось слушать и слушать.
Когда обсуждение стихов раскрасневшегося от критики мужчины средних лет завершилось, Кузякину попросили что-нибудь прочитать для знакомства. Едва она раскрыла тетрадку, расписанную на полях зайчиками и белочками, и начала, запинаясь, читать, потому что в стихах было много поправок, то многие оживились, словно увидели человека из каменного века. Она это сразу поняла и растерялась, успев заметить, что улыбки были на лицах только в самом начале, а потом сменились вниманием, даже интересом и... завистью.
– Достаточно на сегодня! – остановил Варю Илья Борисович – руководитель литобъединения, похожий в очках с толстыми линзами на весеннего тощего грача. – Думаю, со мною многие согласятся, что стихи Кузякиной вполне профессиональны, и на ближайших занятиях мы их обсудим по-настоящему. Но для этого, вы уж извините, вам всё-таки надо представить их набранными на компьютере и распечатанными хотя бы в трёх-четырёх экземплярах. Тогда мы их пустим по кругу, назначим оппонентов. На ближайшие два заседания у нас есть претенденты для обсуждения, а вас запланируем на третье, то есть через полтора месяца. А пока не забывайте дорогу к нам, тем более что вы теперь человек заинтересованный.
Варя согласилась с предложением, поблагодарила, а пока возвращалась на автобусе домой, переполошилась, даже испугалась, зная, что предстоит читать стихи, которые она писала в память о Михаиле, только белому листу доверяя всё самое сокровенное. И теперь это всё предстояло отдать на прочтение чужим людям.
На следующий день она позвонила руководителю студии и сказала:
– Илья Борисович, я, наверное, всё-таки откажусь от обсуждения…
– Почему, Варвара?
– Потому что стихи очень личные, и мне страшно их читать.
– Они не матерные, надеюсь?
– Нет, что вы…
– Тогда и бояться нечего. Это ложный стыд. Должен вам сказать, что для творца выражение самого себя, своей сущности – это естественное состояние. И чем автор искреннее в своих чувствах, тем вероятнее услышать от него что-то свежее, настоящее. Так что забудьте о страхе. Всё будет хорошо.
И Варя поверила. Предварительно набрав на компьютере несколько десятков стихотворений, распечатав в поликлинике в трёх экземплярах, она отдала их на следующем занятии на прочтение. Через месяц её стихи действительно обсудили, разобрали по предложениям, словам, даже до запятых добрались. И… разгромили в пух и прах. Пока изощрялись, она решила: «Всё, более ни ногой сюда! И вообще навсегда забуду о стихах!».
Находясь в разбитых чувствах, она не пошла на очередное занятие объединения. И в то же вечер позвонил руководитель, строго спросил:
– Варвара, в чём дело? Почему вы не пришли сегодня?
– Илья Борисович, мне у вас более делать нечего, если мои стихи ничего не стоят. Вы же сами слышали, как их ругали!
– Наивная… А знаете ли вы, Варвара Кузякина, что ваши стихи на следующей неделе появятся на страницах городской газеты с моей врезкой! Это вам ничего не говорит! Знаете ли вы, что даже лучшая половина из тех, кто вас критиковал, не стоят вашего поэтического мизинца! Так что возьмите себя в руки и продолжайте работать!
– Это правда, что напечатают?! – не поверила Варя.
– Правда, правда… Вы даже не понимаете, какая вы находка для нас, для всего города… Не сомневаюсь, что со временем найдётся меценат и поможет издать книгу.
Варя только вздохнула.
– Буду считать ваш вздох за согласие!
Стихи Кузякиной действительно опубликовали в газете, потом в нескольких московских журналах, да и она сама, купив компьютер, стала размещать стихотворения в интернете. И если в литобъединении её продолжали ругать и шпынять, то на интернетовских сайтах всё больше появлялось добрых и приятных отзывов, и она вдруг поняла, что у неё множество поэтических поклонников. Это радовало. Но всё равно стихи оставались рассыпанными, собранными лишь в пригоршни, словно сиротинки, а меценат всё не находился. И в какой-то момент она поняла, что необходимо самой издать сборник. Пусть небольшой. Главное, что у неё будет книга! И пусть говорят, что книги теперь перестали читать, но так говорят те, кто не читает, а кто читает, тот никогда подобного не скажет. А книгу она посвятит Михаилу, только ему, потому что она давно рассказала в стихах, как любила его, и как продолжает любить.
И тогда она пошла в газету, подала объявление, а потом попросила извинения у Михаила, словно он был живой и всё знал. Ведь продавая домик, она словно продавала память о муже, ведь именно в этом домике у неё с ним началась настоящая любовь. А закрутилась она с шутки, почти с розыгрыша. Как-то весной мама, работавшая на чугунном заводе крановщицей, дала задание: «Когда придёшь из школы, вскопай две грядки под лук!». Варя начала отговариваться, ссылаясь на близкие выпускные экзамены, но та была непреклонна. Спорить с ней бесполезно. А чтобы самой не копать, Варя сообразила позвать с собой Кузякина из параллельного класса, который давно неровно дышал в её сторону. А тот и рад стараться. Высокий и нескладный, он за час вскопал грядки, граблями оформил их – всё как положено. Пока копал, она болтала с ним, а после вскипятила чайник. После того чая Миша зачастил. А потом, когда они окончили школу и Варя успела сдать экзамены в медицинский колледж, они даже оставались ночевать в домике. Мать ругалась, обзывала по-всякому и не знала, что до Михаила у дочери был другой помощник в дачных делах. От него Варя после девятого класса сотворила со знакомой из колледжа ужасное, еле её уговорила… А с Мишей, чтобы мама не бранилась, они той же осень расписались. Так что всё было законно. И стала ездить Кузякина на учёбу с другого адреса, потому что муж забрал её к себе и никогда не укорял, что жена не могла родить. Терпел, отшучивался перед родителями и молчал о том, что когда-то копал чужие грядки и чинил крышу на садовом домике.
И вот теперь Варе было нестерпимо жаль продавать этот обветшавший домик, сколоченный когда-то отцом из магазинных ящиков. Обшитый изнутри оргалитом, снаружи он долго пестрел разнокалиберными дощечками, и только незадолго до гибели Михаил отделал его сайдингом, отчего он сразу преобразился. Может поэтому Варя и продала его быстро. Правда, не умея торговаться, сильно продешевила. Но и тому, что получила, была рада. К вырученной сумме она добавила свои небольшие сбережения, попросила маму немного помочь.
Сказано – сделано. Собрав деньги, Варя отдала их вместе с рукописью в издательство и через два месяца держала в руках сигнальный экземпляр заветного томика, на титуле которого было выведено курсивом: «Посвящается Михаилу, моему мужу».
И кто мог её укорить после этого, сказать, что она неправильно поступила.
Да, Юра, вы всё верно написали. Каюсь. Просто обычно хочется помочь довести стОящее дело до совершенства. Однако здесь действительно вспоминается басня Крылова про сильную Моську. Будем исправляться. С братским рукопожатием, Олег. А Владимира Дмитриевича поздравляю с юбилеем. Проза у вас красивая, а главное, - о настоящей жизни. С уважением, Олег Куимов.
Олег, вроде всё правильно Вы сказали, всё верно, молодцом! На самом твёрдом камне – алмазе – царапину нашли! Но, с другой стороны, это ещё как посмотреть, где взять этакий эталон-мерило, чтобы досконально знать: где прибавить, где убавить, где недобор, а где излишество…
И вообще, видели ли Вы, Олег, воочию Владимира Дмитриевича? Понимаете ли Вы, что ввязались не в ту весовую категорию? На что Вы рассчитываете: что он пожалеет Вас, как героиню рассказа Варю Кузякину, которой в урочный час позвонил руководитель литобъединения Илья Борисович, и в ответ не ударит по-рязански наотмашь хотя бы вполсилы?
В то же время, дорогой Владимир Дмитриевич, в связи с Вашим замечательным юбилеем, который нынче празднует вся Россия, объявите великодушно амнистию, пощадите Олега Куимова. У него есть алиби: он обратился ко мне напрямую, похвастался знакомством с Вашим замечательным рассказом и призвал меня преодолеть непонятную «глухонемоту».
Подводя некоторый промежуточный итог, признаюсь: рад, что вовремя вмешался и нашёл точки соприкосновения для двух талантливых русских писателей Владимира Пронского и Олега Куимова, когда-то уделивших и мне толику своего драгоценного внимания и написавших прекрасные рецензии к моим рассказам. Владимир Пронский и Олег Куимов, вне всякого сомнения, ещё напишут много вдумчивых и трогательных произведений, подобных представленному рассказу «Продаётся садовый домик», вызывающих всеобщее восхищение читателей, неподдельное волнение литературных критиков и зубоскальство отдельных, далёких от столичных нравов, замшелых писателей…
С дружеским рукопожатием и некоторой долей юмора, Юрий Жекотов
Концовка куцая для такого красивого рассказа - царапина на бриллианте. Последнее предложение вообще лишнее! А так, повторюсь, трогательный рассказ. И не понимаю, почему отсутствуют комментарии. С уважением, Олег Куимов.