ПУБЛИЦИСТИКА / Игорь ШУМЕЙКО. «ЧИСТЫЕ ПОБЕДЫ» ВАЛЕРИЯ ТИМОЩЕНКО. О теледокументалистике
Игорь ШУМЕЙКО

Игорь ШУМЕЙКО. «ЧИСТЫЕ ПОБЕДЫ» ВАЛЕРИЯ ТИМОЩЕНКО. О теледокументалистике

 

Игорь ШУМЕЙКО

«ЧИСТЫЕ ПОБЕДЫ» ВАЛЕРИЯ ТИМОЩЕНКО

 

В праздничные дни канал «Культура» продолжил известную серию документальных фильмов Валерия Тимощенко, показав 5 мая "Битву за Эльбрус" и 6 мая: "Величайшее воздушное сражение в истории".

ЛГ писала о фильмах Валерия: «Крестьянская история», «Трезвитесь» (о давней российской беде), талантливых, увлекательных, порой тягостно берущих за душу, держащих у экрана, кажется, против вашей воли.

Но этими… Майскими короткими ночами, когда… Отгремев, закончились бои, можно было смотреть – почти наслаждаться. Неравнодушным к отечественной истории два подарка от Тимощенко и «Культуры» позволили увидеть интереснейшие моменты Великой войны, узнать, что…

Крупнейшее воздушное сражение Второй мировой войны – это не «Битва за Англию», и не бои США-Япония над Тихим океаном. Воздушные битвы имеют простой и точный показатель, и оказывается, самое большое количество самолетов в истории сражались весной и летом 1943 в небе над Кубанью, знаменитой Малой Землей, Крымском и Мысхако, то есть – над мощнейшим немецким укреплением "Голубой линией". Были дни: по 50 групповых боёв, 100 самолётов с каждой стороны, а общее число более 2000. Тогда советские асы Александр Покрышкин, Вадим Фадеев, Павел Тарасов, Евгений Савицкий, Виктор Радкевич, Сергей Азаров и тысячи других завоевали господство в воздухе, державшееся до 1945 года.

Совершенно новый боевой строй позволил отыграть преимущество немецких самолётов в скороподъёмности: наши шли в атаку один над другим, и когда самолёт врага уходил вверх, его атаковал лётчик, идущий в верхнем эшелоне. Правда, координация такого боя гораздо сложнее: соседи сверху-снизу (в отличие от справа-слева) – практически не видны. Этот приём назвали "Кубанская этажерка". А приём режиссера Тимощенко, отработанный в предыдущих фильмах «Штурм Новороссийска», «Битва за Севастополь» – привлечение многих документов, комментарии ведущих специалистов, учёных, сегодняшних боевых офицеров, за плечами которых реальный боевой опыт, участие в военных действиях новейшей истории, награды, авторитет в армейской среде.

Самая серьёзная клевета, возведённая на Победу, известна: «закидали трупами, завалили пушечным мясом». Да, потери 1941 года были гигантскими, но фильмы – не отрицание тех чудовищных поражений, рассказы Тимощенко – о ступенях роста нашего военного искусства, о том, как мы начали выравнивать общий баланс потерь:

– Мы проанализировали ход Кубанской битвы. Воздушное сражение – не то место, где можно «шапками», «трупами» кого-то забросать. Выиграли по мастерству лётчиков, технически. В каждом фильме цикла рассматриваем одну выдающуюся операцию Великой Отечественной, показываем её глубоко, с разных ракурсов, в том числе и с точки зрения противника, пытаемся увидеть всю войну и разгадать секрет нашей победы. Кубанская победа достигнута лучшим управлением воздушными боями, наземной поддержки, радиосвязи, точной координации. Согласитесь, выиграть у немцев за счёт лучшей общей организации какого бы то ни было дела и личного умения управлять сложными механизмами, мягко говоря, нелегко. При почти равном количестве самолётов выиграть сражение можно, если в среднем лётное мастерство выше, чем у противника. А ещё нужен кураж и творчество… «Битва за Эльбрус» и её апогей февраля 1943-го – особая, «вертикальная война» (любимый термин Тимощенко). В довоенном СССР были десятки альпинистских лагерей, тысячи спортсменов, но… Альпинисты, подготовленные психологически, физически, ушли добровольцами на фронт в самые первые дни войны и к 1943-му, когда оказалось, что вопреки ворошиловскому «Нам на Эльбрусах, Кавказах не воевать!» – надо было воевать в высокогорье и именно на Эльбрусе, – большинство из них уже погибло смертью храбрых. Оставшихся собирали со всех фронтов по единицам и “Отдельный альпинистский отряд” вступил в бой с немецким 49-м горнострелковым корпусом генерала Конрада. Со многими из них были просто знакомы: перед войной готовились в наших спортивных альплагерях, оказалось – изучали район.

Герои фильма, военные альпинисты, мастера спорта Александр Гусев, Георгий Одноблюдов, Евгений Белецкий, их товарищи, взявшие Клухорский перевал, бившиеся на склонах Эльбруса, сбросившие с его вершины нацистский штандарт. Они спасли жителей поселка Терскол, работников молибденового комбината, производившего стратегически важные компоненты танковой брони. Георгий Одноблюдов с товарищами провел сложнейшую экспедицию, эвакуировав детей, стариков, женщин через ледяные склоны Кавказского хребта в Сванетию – все добрались живыми...

В фильме участвовали Александр Иванович Авакумянц, фронтовик, мастер спорта по альпинизму, впоследствии главный консультант стран Варшавского блока по горной технике; генерал-лейтенант Юрий Агафонов, майор Алексей Кузнецов, Николай Кадошников, Александр Джеус… 

Немецкие егеря из горной дивизии не только рассказали, но и передали группе Тимощенко свою любительскую кинохронику, кадры, снятые на перевалах Кавказа. Съемочная группа вместе с военными альпинистами совершила восхождение на вершину Эльбруса, повторив путь воевавших здесь в 1942-43 гг.

Фильмы цикла «Чистая победа» (автор сценария, режиссер – Валерий Тимощенко, продюсер Александр Гундоров) собрали призы многих кинофестивалей: Специальный диплом «За создание человеческой симфонии о Великой Победе» (фестиваль «Окно в Европу», Выборг, 2014), Приз за лучший документальный фильм ХI Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» (Москва, 2014), Гран при VII Открытого Всероссийского фестиваля «Соль земли» (Самара, 2014), Специальный приз жюри XI Международного фестиваля "Покров" (г. Киев, 2013), Специальные призы фестивалей «Радонеж», «Свидание с Россией», «Победили вместе», «Встреча» и других. 

 

Комментарии