ЗАДУШЕВНЫЙ РАЗГОВОР / Терентий ТРАВНИК. ДИАГОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ. Из книги «Зелёный шарик»
Терентiй  ТРАВНIКЪ

Терентий ТРАВНИК. ДИАГОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ. Из книги «Зелёный шарик»

 

Терентий ТРАВНИК

ДИАГОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Из книги «Зелёный шарик»

 

ОТВЕЧАЯ НА ПИСЬМА...

 

Всё, что мне удаётся нарисовать краской слова, с натуры написано. Более того, я так чувствую, точнее, продолжаю, а вероятно, и буду продолжать свою жизнь в этой стране. Это не значит, что так оно и должно быть, просто для меня, художника, важно осознавать время моего существования как можно глубже и дальше, говоря о будущем. Если меня спросить, в какое время я живу, то я бы сказал, что где-то в рамках четырехсот лет. Очень часто, когда я обращаюсь к литературе или музыке, то слышу и вижу своим сердцем и душой именно такой временной срез. Для меня этого вполне достаточно, чтобы постигать вечное. Скажу больше, это позволяет мне находиться в осознанности, то есть здесь и сейчас.

Временная линза собирает все наблюдения вокруг как в истории и науке, так и в искусстве и религии, направляя их в меня, как это сделала бы простая линза с лучами солнца. В этот момент я очень ясно и четко вижу мир как внутренний, так и внешний, что и даёт мне возможность находить самые верные слова для описания происходящего. Здесь всё готово для творческого процесса, и мне остается только исполнить то, что позволено для меня Господом. Воля моя в том, что я никогда не перехожу линию дозволенного мне: я послушен Богу, и меня это устраивает. Множество дарованного Им для моего осознанного ребячества настолько обширно, что мне нечего лезь туда, куда пока меня не приглашают, ибо достаточно всего. Я пишу сразу, будь то музыка или стихотворение, никогда не делаю набросков или проб, не ищу чего-то лучшего, потому как уверен, что именно это в данный момент и есть лучшее. Именно так и появляются, точнее, обретают явь мои стихи, моя литература, а ранее появлялись мои картины и музыка.

 

ДЛЯ ТЕХ, КТО РЯДОМ ЕСТЬ И БУДЕТ

 

В свое время мой близкий друг Николай Е. в компании, при общем разговоре, со всей серьезностью отозвался обо мне как о «гении общения». Что ж, это его мнение, но верным является то, что общению и развитию, как и правильным, добрым и достойным отношениям я всегда уделял немалое внимание. Для меня всякий человек, находящийся со мною в контакте, первостепенен, а потому мне важно всё, что с ним связано, начиная с его переживаний и взглядов, заканчивая трудностями и проблемами, а всё потому, что я стремлюсь с ним выстроить не только позитивные и добропорядочные отношения, но зачастую и конструктивные, ибо нахожусь в творческой самореализации.

Всякие взаимоотношения я прежде всего вижу не случайными, а потому рассматриваю их как данную Богом возможность не только для взаимной реализации, взаимораскрытия, но и работы над собственными трудностями и недостатками. Имея широкий круг контактов ещё со школы, я научился выделять среди прочих друзей, товарищей, приятелей и просто знакомых, и в соответствии с этим уделять каждому столько внимания, сколько в каждом случае и положено. Исключение составляли только те случаи, когда сложившиеся обстоятельства подразумевали большую отдачу и времени, и сил. Естественно, что в приоритете были друзья, коих, как и полагается, было совсем немного. Товарищей было побольше, ещё больше – приятелей и очень много знакомых. Механизм отбора мною не анализировался, но то, что в его основе лежали личные качества человека и наша взаимная эмпатия, не вызывает никаких сомнений и по сей день. Естественно, что кто-то уходил, кто-то приходил в поле моего внимания, но наибольшая ротация наблюдалась прежде всего в кругу приятелей и знакомых. Люди, достигшие уровня товарищей, а тем более друзей, оставались со мною не то чтобы на годы, а на всю жизнь. А если говорить о друзьях, то это уж точно!

Благодаря своим убеждениям я выработал несколько ключевых позиций, основанных на моих внутренних принципах и взглядах, касающихся отношений с людьми, точнее, со знакомыми мне людьми, которые и стали фундаментом моей общественной и социальной деятельности.

Итак, первый и, пожалуй, что основной: я никогда ни от кого не ухожу, причём ни при каких условиях и ситуациях. Да, я могу быть не в поле внимания, но всё равно рядом, а потому, если оно потребуется, то готов всегда отозваться и помочь.

Второй: за годы сумел избавиться от таких ненужных для меня при общении моментов, как обида, зависть, ревность, и проработал это. К 30 годам избавился от ревности в себе, а к сорока – от обиды. Зависть, если и была, то рассосалась сама по себе к 40 годам, во многом благодаря ускоренной, а самое главное, результативной самореализации. Во многом мне помогли такие свойства моего характера, как миролюбие и способность быстро и легко прощать. Видимо, в этом мне повезло, ибо эти качества, насколько помню, были у меня всегда.

Третий принцип: мне всегда интересен тот человек, с которым меня сводит судьба, ибо я понимаю, что таким образом, точнее, через него, Бог меня не просто учит, а учит необходимому для моей души, а учиться я любил всегда.

И наконец, принцип четвёртый: ещё со студенческой поры я понял эффективность (и стараюсь всячески это поддерживать) состояния коллективного решения того или иного вопроса, интегрированного разума и командного духа, который, как вы сами понимаете, невозможен в одиночку. Так что здесь общение с разными людьми просто необходимо.

Благодаря этим четырём принципам мне удалось осуществить почти все моих проекты как в области искусства, так и в социальном пространстве. Именно на основе этого мною была создана арт-галерея художников-единомышленников, музыкальная студия, редакционно-издательское бюро, несколько клубов по интересам, ну и конечно же, проекты в области культуры и педагогики, последним из которых является известная многим «Школа Доброделания» с концепцией, выстроенной опять же на этих четырех принципах, указанных мною ранее.

Нередко журналисты обращаются ко мне именно с вопросом, касающимся того, каким образом мне удалось так много осуществить и довести до завершения из задуманного. А ведь так оно и есть, потому как это сотни картин и эскизов, сотни музыкальных дисков с музыкой разных стилей и жанров, а теперь уже и больше сотни написанных и изданных мною книг. Ответ есть и лежит он в области мастерства отношений с людьми, выстроенных опять же на тех принципах, что вы теперь знаете. Постепенно опыт и знания открывали, структурировали и развивали во мне организаторские, а там и лидерские качества, а с этим, но позже, появились последователи и ученики, вполне успешно пользующиеся данными наработками, но теперь уже в своих областях.

Не могу сказать, что жил легко, скорее наоборот, ибо звёзд с небес не хватал, связей не имел, а если чего и добивался, то лишь собственными терпением и трудом. Кстати, один из контекстов моего псевдонима «Терентий Травник» есть «Труд и Терпение». Терентий есть трудяга, перетирающий сложности жизни, а «травы» в моем понимании – крайне податливые, а главное, терпеливые создания. Это два необходимых условия, чтобы ваш талант не просто пророс и вырос, но и дал положенные ему плоды и семена. Так что талант мой рос именно на почве терпеливого труда, а не хаотично, как было бы по случаю или по удаче. Прошли годы, и результатом я доволен. Можно сказать, я, по крайней мере в области достижений и самореализации, счастливый человек. Мне удалось воплотить в жизнь свои способности, опираясь на подсказки интуиции и разума: теорема доказана, система работает, можно вводить новые данные и двигаться дальше.

Вот так, из скромного, послушного мальчугана, самого настоящего тихони, вырос тот, кому жизнь доверила руководство по крайней мере в тех областях, коими я занимаюсь и по сей день. Не сочтите всё сказанное мною выше за самодовольную похвальбу, это не так. Признаться, я и по сей день смущаюсь, когда меня близкие называют наставником, а тем более – мастером реализации поставленных целей и задач. Радует одно, что об этом говорю не я сам. А то, что я осмелился взять ручку, бумагу и написать об этом, за это самым искренним образом прошу прощения, ибо сделал я оное исключительно ради своего читателя и ни в коем разе не для самого себя…

 

КИБЕНИМАТ

 

Вот это и есть тот самый случай, когда я не просто не боюсь показаться несовременным и отсталым предпенсионером, а с радостью вступаю в их ряды. Видимо, оно уже не ново, но для меня это было впервые, когда, сидя за ужином и слушая последние известия, расслышал я, что где-то в России кем-то из наших будут созданы разного рода условия для работы, включая и зону какого-то коворкинга! Отложив в сторону хлеб, натертый чесноком, и сдвинув локтем тарелку, полез я в интернет в надежде найти место, где бы просто и доступно мне объяснили, чего они там все хотят. Нашёл! Оказалось, что коворкинг – это особый подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве: в узком смысле – коллективный офис. Для таких, как я, объясняю ещё проще: это зона, где люди с разными задачами хоть как-то, но смогут их выполнять. Итак, все в коворкинг! В одном углу – скрипач, в другом – повар, а в центре – любитель медитировать. Что ж, без коуча с этим, видимо, не справиться. Почему-то представил вдруг картину: в каком-нибудь торговом центре мама говорит ребенку, что сейчас подойдёт коуч и заберет его в коворкинг, а ребенок начинает плакать и говорить, что он больше не будет так себя вести. А теперь давайте вернемся в нормальное положение, так сказать, с головы на ноги, и ещё раз взглянем на минобразованскую штукенцию. Коворкинг – это, говоря по-русски, сотрудничество, а коуч – тренер. Если по-простому, то это значит, что подойдет тренер и проводит вас в зону, где вы сможете заняться своими делами, не мешая кому-либо, а то и найти что-то для взаимного сотрудничества, и всё!

До сих пор не могу понять, кому из интеллектуалолигентов могла прийти в голову подобная ахинея, к тому же ещё и неблагозвучная. В общем, кибенимат всё это! Только не пугайтесь, ибо оказывается, что на иврите кибенимат – это всего лишь удаленная точка на местности. Догадались теперь, что означает наше с вами «да иди ты к ибениматери!»? Верно! Иди ты куда подальше, а если без грубостей, то сходи-ка ты лучше в отдаленную точку на местности и успокойся. Да, язык – это дело такое, что можно и вляпаться. К примеру, мой двоюродный брат Халлед живёт в Сирии. Как-то раз, приехав к нам в гости, еще во времена советские, он меня учил арабскому языку. Конечно, за неделю я мало чего усвоил, но одно зазубрил чётко: усрат ахуй атъебифи биляди! Только не подумайте ничего плохого, ибо это на арабском – слова гордости за моего брата, а переводятся они просто и красиво: семья моего брата – лучшая в стране!

 

И ДЛЯ ТЕБЯ, И ДЛЯ МЕНЯ…

 

Путешествуя, мне не раз приходилось бывать в горах. Не могу сказать, что на вершинах, но то, что это были достаточно высокие точки подъема, это так. Был я в горах Кавказа и Северного Урала, бывал на Тянь-Шане и Памире, на Хибинах, Саянах и в Крыму. Понимаю, это не обо мне – слова Владимира Высоцкого «лучше гор могут быть только горы», – ибо, передвигаясь горными тропами, пришел к выводу, что человек я сугубо равнинный, а потому здесь я ближе к Сергею Есенину и мне роднее тот самый край, где «...пустырь, сенокос некошеный, лес да монастырь», а ещё и в среднерусской полосе.

Может, потому что в горах не видно той дали, где земля переходит в небо, я и полюбил поля да перелески российские… Приходилось мне бывать в степях, пустынях, и опять всё не то, ибо ищет глаз то березнячок, то сосенку одинокую в поле – ищет, а не находит, вот и стремится душа на Рязанщину, Смоленщину или Орловщину, где всего этого в избытке.

Что касается гор, то есть все-таки одна вершина, которую никому из нас не обойти, а подойдя к ней, остаётся только идти и идти верх, а поднявшись, замереть, оглянуться и задуматься… Во-во, и я о ней – о вершине, точнее, высоте Прожитых лет… На карте её не найдёте, а всякая душа туда попадает, даже если и не стремится. Говорят, что это и есть та самая середина жизни, а я считаю, что оно не совсем так, ибо не только временем высота её меряется, но главное, опытом и способностью благодарить всё и вся за то, что ты на неё все-таки взобрался, а лучше, если взошёл.

Вот откуда действительно и далеко, и многое видится: иногда с грустью и сожалением, а бывает, что с радостью и благодарностью. А если оно так, то это значит, что крепенько ты встал на краю вечности, а потому имеешь право осмотреться кругом, дабы подсказать, а то и помочь тем, кто пока ещё там, в долинах росных, ищет тропинки, кои выводят на благостные места. А вообще, вершина эта непростая, и значит, покорять её надо с должным вниманием и благорасположением: неровен час скатишься обратно, а это непозволительно, ибо совсем потеряешь рассудок: омолаживаться начнёшь, поучать всех, сетовать да брюзжать по любому поводу.

А ещё на этой вершине будешь ты один-одинёшенек – таковы условия восхождения, дабы, истосковавшись, обратился ты к Богу. Вот вам и объяснение, почему на простой карте её вам не найти, а только на карте времени – это место вашей встречи с Богом!

Кто-то возразит: мол, я и раньше был с Богом. Так-то оно так, но только на вершине собственных лет, своего жизненного опыта ты сможешь расслышать ответы на все свои вопросы, и именно от самого Бога. Вот так – на высоте Прожитых лет, в полном покое и при полном молчании происходит главный разговор в вашей жизни – разговор с Господом.

 

КАК НИ КРУТИ, А ДОГОВАРИВАТЬСЯ ПРИДЁТСЯ

 

А ведь если подумать, то можно понять, что революцию в России затевали далеко не рабочие или крестьяне, а более чем образованные люди, те, коих вполне можно было бы отнести к интеллигенции того времени. Признаться, но верится с трудом, что все они хотели светлого будущего своему народу, а не того, чтобы самим встать у власти, удовлетворив этим самые глубокие из своих амбиций. Впрочем, поначалу так оно и вышло, когда после кровопролитной гражданской войны революционные настроения вырулили в новую экономическую политику, а по сути бесконтрольное разбазаривание страны. А дальше, как и полагается, период репрессий, вплоть до начала Великой Отечественной. И только после её окончания благодаря победе над фашизмом в стране стал намечаться социалистический строй. Не думаю, что период 60-х и 70-х годов можно назвать развитым социализмом, но в том, что это было социалистическое устроение государства, нет никакого сомнения. Поразительно, но подобное жизнеустроение создало настолько много в прямом смысле феноменальных прецедентов, что нынешняя, чуть совсем не развалившаяся Россия до сих пор опирается на них.

Вопрос в том, а мог ли сохраниться Советский Союз в тот, самый роковой, период? Думаю, что нет, и причина, как ни странно, поразительно проста – отсутствие на тот момент людей, способных не просто сохранить устойчивое старое, но трансформировать его в новое и перспективное. Горбачёвская перестройка на деле была ни чем иным, как крушением и ломкой всего и вся. В лице ускорителей гласности в страну пришла размытая полумера, что для такого сверхгиганта неприемлемо. Трудно сказать о степени участия Запада в этом развале, но ясно одно: без прозападных людей в самой России того времени у заокеанцев ничего бы не получилось. Как всегда, помогли не столь предатели, сколько люди, лишенные каких-либо нравственных принципов. Они-то и обрушили страну, но сделали это так, чтобы при этом основательно набить себе карманы.

И вот прошло более тридцати лет, а современная Россия до сих пор представляет из себя сложную, во многом эклектичную форму с не менее лоскутным содержанием. Что-то между желанием быть или казаться и определяет наше с вами бытие. Лично у меня есть ощущение, что России удастся переварить капиталистический супец и, прочистившись от пережора, обрести социалистическое, но принципиально новое состояние. Вполне возможно, что уже скоро мы не только удивим весь мир, но и удивимся сами от тех неожиданных решений, которые примем.

Конечно же Запад это понимает, но ничего не может с нами поделать. А мешает ему наша с вами русская культура, которая настолько тесно связана со всей природой мира, что не позволяет ему оставаться без себя. Уничтожить Россию – для Запада означало бы уничтожить и её культуру, но в своем ментальном поле, а это уже поражение, причем полное и окончательное. Так что своему существованию мы обязаны не только «Сарматам» или «Воеводам», но прежде всего Достоевскому, Чехову и Чайковскому. Вот это и есть главный щит нашей с вами Родины!

 

ДИАГОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

 

Лично я уверен, что Россия – это страна, где формируются планетарные стволовые клетки. Ассоциативно это – территория, а точнее, физическое и духовное пространство, способное самостоятельно обновляться, образуя новые формы, делиться посредством, если так можно выразиться, социального митоза и дифференцироваться в специализированные интеллектуальные зоны, то есть превращаться в области различных общественных объединений. Стимулятором подобного обновления являются постоянные конфликты, не позволяющие России надолго входить в стабильную стадию. Именно перемены и есть её modus vivendi. И это не только образ жизни, но и отработанное веками согласие на разногласие, что, к примеру, лично для меня гораздо важнее. Это своеобразный социальный иммунитет, распространяющийся от России на весь мир, некая временная договоренность, при которой стороны, не способные договориться в ближайшее время, всё же как-то могут мирно сосуществовать друг с другом до принятия окончательного соглашения. Миротворчество – при этом в самом глубоком его понимании – сугубо российское явление. И во многом благодаря тому, что Россия, как никакая другая страна, способна пожертвовать собственной стабильностью во имя эволюционной мировой динамики.

То, что происходит в моей стране сегодня, есть финализация советской эпохи. Пробы социалистического преобразования не возымели успеха, но зародили в мире те самые аутоиммунные процессы. Реакция на повторное капиталистическое заражение очевидна. Страну лихорадит, организм ослабел, но при этом борется с явным преимуществом в сторону выздоровления. Примерно то же самое происходило при разрушении царизма с последующим синдромом социального иммунодефицита, закончившимся кризисом в виде Великой, и что особенно важно, Отечественной войны. Да, именно такая форма ресоциальной эволюции присуща России, когда в работу включается одна или несколько массовых идей, объединенных единым замыслом. Для России это – патриотизм, и как ни странно, либеральное понимание происходящего. То, что сегодня выдается под либеральным флагом, а для меня – даже не под флагом, а под соусом, есть не что иное, как самая настоящая профанация в общем-то замечательной мысли.

Возвращаясь к коренному решению российского вопроса, остаюсь при мнении, что только ортодоксально-инновационные комбинации, некий синтез традиционности с зачастую малопонятным бунтарством русских и переводит, в конечном счете, стрелку мировой истории на новый путь развития. Россия – это мировая школа по обучению человечества искусству открепления от земного, срыванию с якоря и снятию с мели. Это, при всей кажущейся на первый взгляд романтичности, – территория, взявшая для себя проблему в качестве указательного знака и сделавшая процесс основой своего существования. Каков же тогда результат? А результата как такового нет, если говорить о его общепризнанном понимании. Для России результат– это постоянное изменение мира, позволяющее ему всякий раз выживать при переходе на новый виток эволюции. Так что, когда нет ничего более постоянного, чем сами изменения, – это и есть режим: жить по-русски…

 

НИ ТАБАК, НИ ПОРОХ

 

Сначала человек обижается, далее он вынашивает обиду, а это означает, что в нём копится злость, переходящая в желание отомстить обидчику. И самый верный способ – это нанести ему травму, причём не только моральную, но и физическую. Таким образом, многократно переживаемое состояние обиды и недовольства собою перерастает в невроз, а там и в психоз. Последний реализуется через агрессию, нередко приводящую к непоправимым последствиям.

Это модель поведения одного человека. А теперь представьте, что данная модель будет многократно расширена и путём различного рода манипуляций и провокаций внедрена в общественное сознание, в том числе и при слаженной работе СМИ, выстроенной на пропаганде и агитации. Если всё сделать как надо, то всякое общество можно сориентировать в сторону негодования относительно любой группы людей не только внутри самого этого общества, но и вовне, вплоть до негативной реакции по отношению к целому государству. Если умело положить начало разладу, запустить механизм путаницы и противоречий, то очень скоро станет неважно, почему все пошло по деструктивному пути, главное, что оно случилось.

Меня всегда поражало то, что в любом, даже самом развитом и благополучном обществе найдётся немало людей, которые с охотой готовы поддержать любые замыслы явных мерзавцев и отщепенцев, рискуя при этом потерять всё, в том числе и свою жизнь. Изучая ряд биографий таких людей, я так и не пришел к более или менее вразумительному выводу относительно их решений. Главное, что массовый психоз способен проникнуть в любые социальные слои и вывести ситуацию из-под контроля. Естественно, в этом случае финал – это война. В состоянии контролируемого напряжения население воспринимает перспективу войны как маловероятную, ибо срабатывает здравый смысл. В таком положении дойти до реального конфликта не так просто, потому как нужны либо драма, либо волевое решение о нанесении военного удара первыми. Как показала история последних ста лет, и то и другое возможно.

Лично я не только был, но и остаюсь активным сторонником урегулирования любого конфликта только мирным путём, хотя в моём окружении немало людей, которые именно в войне видят наиболее приемлемый способ быстрой и эффективной эволюции общества, ссылаясь на богатый опыт прошлого, выстроенный именно на войнах. Мой аргумент простой: во-первых, мы не можем иметь на данный счёт объективного суждения, поскольку не прошли во времени опыт мирного сосуществования, дабы сравнить и то и другое. Во-вторых, не всякое силовое, а только военное решение является априори антигуманным, что лишает его любых долгосрочных перспектив, ибо результат, полученный заведомо порочными методами, не жизнестоек, в чём все мы не раз смогли убедиться. Человек никогда и ни при каких условиях не достигнет благополучия, если вступит на тропу войны. Так что, как говорится: no path through fire – в огне брода нет!

А выход есть, и он, на мой взгляд, такой: от войны – к выживанию, от выживания – к выбору, от выбора – к воле, от воли – к совести, от совести – к творчеству и, наконец, от творчества – к любви!

 

ЗАДУШЕВНЫЙ РАЗГОВОР

 

Есть расхожая поговорка, что душа всегда молода, и это не просто форма речи, а вполне доказуемое положение вещей. Собственно, с чего бы душе стареть, если она – существо духовное, а значит, износу не подлежит. Конечно, если оно так, и душа действительно всегда молодая, то вполне логично было бы поинтересоваться, а на каком этапе той самой молодости эта самая душа предпочла расположиться, или же это некое совокупное ощущение, собранное ею сразу со всех лет нашей с вами юности.

Что касается тела, то тело действительно меняется, и если смотреть правде в глаза, то стареет, а это значит, что оно подлежит износу, дряхлеет и практически не восстанавливается. И то, что в миру выдается за чудеса пластических хирургов, по сути является полировкой надгробий с попыткой убедить самых наивных из нас, что для усопшего в этом есть даже некая перспектива. Как это ни странно, но судя по материальному достатку мастеров гуттаперчевых иллюзий, у них это неплохо получается.

Тем не менее тело стареет, а душа, если и не молодеет, то меняется намного медленнее. И вот тогда, когда тело состарится совсем, то душа начнет проявлять себя чуть ли не как наивный ребёнок. Не случайно говорят, что стар и мал – почти одно и то же. И это не потому, что оба не собраны, забывчивы, а по более серьезным критериям оценки поведения обоих и объединяющим их признакам. Нельзя отрицать, что какой бы молодой душа ни оставалась, тот опыт, что ею приобретен в течение жизни, всё-таки отличает её от первоначального состояния, когда место её жительства не иначе как подростковым назвать нельзя. Рассуждать о том, насколько дети мудры, можно бесконечно, пока сам ребенок, проявив благоразумие и засунув в нос карандаш или в рот пуговицу, вас этим и не остановит.

Но не будем отвлекаться и пойдём дальше, а дальше, по словам уважаемого мною радиоведущего Дмитрия Конаныхина, будет только интереснее, так что не переключайтесь...

По мне так душа совсем не молода, а если и молода, то не всегда, а тем более не настолько, как об этом свидетельствует народная молва. Скорее душа, в отличие от тела, может себе позволить быть молодой, когда в этом есть необходимость. Скажем, взять и выудить из памяти необходимое состояние, а заодно и те антуражные привычки, кои соответствуют оному. А если так, то это не молодость, а опыт, позволяющий душе оставаться такой. Признаться, мне ближе именно эти рассуждения и ощущения, ставящие многое на вселенски правильные места.

Накопленный с годами опыт позволяет душе путешествовать во времени, по крайней мере в том его диапазоне, что ограничен рамками её нахождения в теле. Опираясь на память, душа достаточно легко не просто погружается в соответствующий период прожитого, но отчасти способна, пусть и ненадолго, преобразовывать стареющее тело, генерируя в нём соответствующие ему процессы. Не раз наблюдал, с каким огоньком и энтузиазмом отплясывают пожилые женщины, стоит только ритму и мелодии войти в резонанс с их затаенными, не окончательно угасшими желаниями: вот вам и тело – куда оно подевалось? А сколько вневременных эмоций вызывает влюбленность в сорокалетнем, а то и более старшем возрасте! А если она ещё и в любовь перерастает, то считайте, что вы самый из самых счастливых людей на свете, потому как именно тогда душа и молодеет. Причём делает это по-настоящему, а не условно, как это бывает при соответствующих обстоятельствах, более известных как культурно-массовые мероприятия.

И всё же... И всё же душа действительно молодая! Хотя бы потому, что назвать её старой лично у меня язык не поворачивается. Вы только представьте: старая душа, покинув тело (словно нехотя и с трудом вывалившись из авто), поддерживаемая под руку утомлённым повседневными хлопотами ангелом-хранителем, медленно поковыляла в сторону здания Страшного Суда Божия… Каково! А, впрочем, и с молодой оно как-то не вяжется. Здесь ещё нелепее: мол, юная душа бодренько взлетела по ступенькам и с наивным личиком предстала пред дверями ССБ.

Так стоит ли гадать? Главное ведь совсем не это, а то, что наша с вами душа бессмертна, а молодой она будет или старой, это, извините, уж как у неё там получится...

Залежалая душа – верит, верит не спеша.

Подуставшая душа – входит в церковь чуть дыша.

Раздражённая душа – режет души без ножа.

Оголтелая душа – хочет без посева жать.

Оскорблённая душа – та не слышит ни шиша.

Опьянённая душа – хуже воплей малыша.

Отрешённая душа – ищет рай у шалаша.

Бестолковая душа – той попрыгать да поржать.

Боязливая душа – обучалась у пажа.

Постаревшая душа – решка старого гроша.

Наболевшая душа – ручка ржавого ковша.

Нерождённая душа – ни мертва и ни жива.

Невлюблённая душа – ох, совсем нехороша!

Невлюблённая душа… Может, вовсе не душа…

 

КАК ОНО НАЧИНАЛОСЬ

 

Признаться, читать я любил всегда, но не просто, а ещё и вслух. Помню, как в студенческие годы мы с ребятами устраивали домашние кукольные спектакли, где иногда приходилось озвучивать сразу несколько персонажей, потому как артистов просто не хватало. Однажды мне пришлось играть и медведя, и волка, и лису, причём одновременно, поскольку они между собой разговаривали. Самым сложным было выработать и запомнить тембр и интонации каждого из них и вовремя переключаться. Премьера прошла на бис! Вот с этого момента, а это с двадцати лет, я и влюбился в театр, но не простой, а тот, что многим известен, как «театр у микрофона». Особенно мне нравилось озвучивать сказки, записывать их на катушечный магнитофон и дарить записи своим друзьям, у которых были маленькие дети. Позже появилась музыка, а точнее, бардовская песня и, может быть, оно бы и прекратилось, если бы как-то раз не приехал ко мне в гости мой друг Михаил Лексуков, актер театра и кино, дабы записать в домашней студии мои стихи, которые он отобрал для озвучки самостоятельно. О себе он говорит так: «Умею всё, что должен уметь профессиональный актер…». Работал Михаил в различных московских театрах, на радио и телевидении. Сегодня работает в МГАФ (Московская филармония), тесно сотрудничает с частной антрепризой и преподает основы актерского мастерства в Школе телевидения на Шаболовке.

Читал Миша просто изумительно, а в перерыве я дал ему послушать кое-что из своего, на что он, выслушав всё до конца, поинтересовался, у кого я учился чтению, найдя всё, что я сделал, весьма и весьма профессиональным. Удивился, узнав, что я самоучка, и подкинул мне идею сделать ряд программ по культуре для детей и школьников. Сказано – сделано! Так появился цикл из тридцати общеобразовательных лекций под названием «Часы». Программу я зарегистрировал, получил авторские права и решил ещё активнее заняться познавательными передачами. Мне повезло, и жизнь свела меня, пусть и ненадолго, с Виталием Яковлевичем Вульфом, встреча с которым и вдохновила меня на то, что позже я назвал «Театром Терентия Травника». С 2007 года Виталий Вульф был главным редактором радио «Культура» (ВГТРК), где мы, собственно, и познакомились. Одного разговора с мэтром мне хватило, чтобы понять: я на правильном пути.

К этому моменту я увлекся написанием очерков и статей о деятелях искусства и культуры, преимущественно отечественных. Вот все они и легли в основу нового цикла программ, названного мною «Культурное наследие России». Примерно в это же время появилась программа для детей «Детские универсиДеты», далее – «Родная сторона», где я рассказывал слушателям о жизни подвижников благочестия, а также передача «Tempus fugit» о представителях зарубежной культуры, аналитическая радиопередача «Пути-дороги» и авторское интернет-радио «ТЭТ-Радио». К 2020 году мною было создано и записано около 300 программ о науке, искусстве и культуре. Большинство из них вышло на компакт-дисках небольшими тиражами.

И вот снова – удача! Мой школьный друг, Дмитрий Воронов, музыкант из нашего совместного проекта «Ноев Ковчег» пригласил меня поучаствовать в его интернет-проекте «Аудио Календарь Русской культуры», куда по нашему общему замыслу и должно было войти большинство из созданного мною на данную тему. Страница, предложенная Дмитрием, называется «Литературный аудио-салон». Мне повезло: Дмитрий профессиональный программист с многолетним опытом по созданию сайтов, так что материал, создаваемый мною не один год, не только обрёл второе дыхание, но серьезную поддержку в лице Дмитрия Владимировича. А дальше, как Бог даст! А Бог, как вы уже догадались, всегда даёт, если ко всему, чем бы ни занимался, ты относишься с любовью и уважением. Так что поживём – увидим, точнее, услышим!

 

ВРОДЕ, КАК ПАРА-ТРОЙКА ФРАЗ, А ПОЛУЧИЛОСЬ…

 

Как-то раз мой приятель, проживший в Соединенных Штатах более тридцати лет, поделился со мною, что так и не избавился от одиночества. Уехав из России в свои четверть века, он был полон сил и надежд на то, что со своим талантом замечательного не только пианиста, но и мастера на все руки не пропадёт. Действительно, материально он не пропал, но его согнули обстоятельства разобщенности мигрантов, другими словами, отсутствие душевности и тепла, когда всё остальное, по крайней мере там, для нашего человека теряет всякий смысл. Вот и рвутся назад, хотя бы на время, многие, кто ещё недавно считал, что на родную землю – никогда и ни при каких обстоятельствах. Человек, как известно, всего лишь предполагает, а расположит всё, да ещё и как надо, только Бог. И не всегда это будет так, как хотелось бы.

Вот и с моим товарищем все эти непростоты и трудноватости тоже начались. Вообще-то эмиграция – решение не для всех, а в основном для тех, кто уж больно не сработался, а то и не прижился на родине, а таких не так уж и много. Это как пересадка дерева, а значит, лучше этому произойти по молодости, да ещё и в нужное время, и в нужное место, а про обстоятельства вообще умалчиваю.

Мне лично пришлось столкнуться с уехавшими, поскольку в конце 80-х в моем кругу общения их было с избытком. Все они были людьми образованными, часто при деньгах и со связями за бугром. Рвались на свободу, можно сказать, будто заключенные из тюрьмы, а на вопрос: чего ради? – толком не отвечали, разве что слегка охаивали ту страну, в которой родились и выросли. И не знали они, бедолаги, главного, а именно того, что ждет их не только непростая жизнь, но и ещё отстраненная, а то и замкнутая. Первой, кто мне во всеуслышание об этом сказал, была моя бывшая супруга, буквально провопившая по телефону, что там – а жила она в Калифорнии – никто никому не нужен, что для меня, гомосоветикуса, было почти непонятным.

А это ведь капитализм! И всех нас, рожденных в СССР, ждало то же самое. Прошло немало лет, век сменил новый век, да и тысячелетия разъехались в разные стороны, и к нам подкралось то же самое – разобщенность! Оказывается, деньги обладают способностью разъединять, да так, что порой навсегда. Формула: сам справился, значит и тот, кто рядом, тоже сможет, – порождена его нижайшеством Капиталом. Хочешь потерять человека, так дай ему в долг. Правда, это касается не всех, а тех, кто только хочет с вами подружиться или делает вид, что это так.

Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, что без личного общения, дружбы, а лучше и любви, всё остальное бессмысленно, ибо абсолютно безучастно к своему хозяину. Стул, даже если он ваш любимый, не скучает, а сломанный – тем более, а вот человек, коли вас любит, то ждёт, переживает, надеется и думает о вас, как и вы о тех, кто вам действительно дорог и близок. Так что заниматься самопересадкой, а именно так я называю эмиграцию, торопиться не стоит – существует риск не прижиться и завянуть… Здесь так: либо тело даст листочки, а чувства не зацветут; либо зацветут, а плодов не будет. О душе я вообще молчу: истоскуется! Ностальгия хуже сифилиса: здесь тоже всё сладкое не мило и не вкусно...

Откровенно говоря, все мы не просто так появляемся на свет там, где появляемся. Есть у природы на этот счёт свои особые идеи, а недооценивать её Высочество не следует, это же банк! – причём самый надёжный, да ещё не только с высокими ставками по депозиту, но и одновременно с низкими процентами при кредитовании. Видели ли вы такое в повседневной экономической прозе? Правильно, и не увидите, а всё потому, что деньги, простите за банальность, – зло!

А ещё напомню, что, согласно последним данным Роспотребнадзора: «Капитализм – это несоветская власть плюс монетизация всей страны, товарищи!».

 

О ТОМ, ЧТО ТОЧНО В КОНЯ

 

Если душа не стареет, то тело дряхлеет точно, да ещё как! – так что спорить с этим никто из нас не будет. И как бы ни ругали мы старость, ни сетовали: мол, подвела нас хромая, но есть в ней одно, пожалуй, самое великое из всех благ для нашей души. Хорошо известно, что корень всех зол именуется гордыней, а вот что это за дрянь такая, мало кто себе представляет. И даже если бы знал, то всё равно особо и не усердствовал бы над искоренением оной. Гордыня – это главный наш враг, притом не где-то на поверхности он ютится, а засел в самой глубине. Надо лезть и вытаскивать, поскольку с гордыней не только на этом, но и на том свете делать нечего. Это как с фляжкой воды утопленнику… Так вот, старость и смиряет нас с вами, высушивая нашу плоть, а смирение гордыню вон изгоняет. Это не просто трудно, а мучительно трудно, но деваться некуда, а потому и приходится терпеть.

Но порадую, сказав, что всё, что не доделали обстоятельства в нашей жизни по выжиганию гордыни, доделает старость. А потому и следует поблагодарить годы, ведущие нас в сторону заката за предоставленные нам неудобства, а то и страдания. Иначе душу не спасти! Думаю, что старение – это и есть завершающая процедура души по отделению зерна духовного от плевел. Примерно так же проявляет себя любой недуг. Правда, после выздоровления человек вновь обрастает коростой пороков, а вот со старостью так не получится, ибо от старости лекарств не существует.

Тем же, кто хочет найти способ омолодиться, остается посоветовать, чтобы не лезли туда, куда не следует. Тело стареет не просто естественно, но еще и мудро. И чем больше вы его консервируете, тем сильнее вспучиваете собственную душу, а коли так, то, не ровен час, можно и засмердеть. Так что и болеть, и стареть – всё во благо!

 

Комментарии

Комментарий #35598 31.03.2024 в 10:49

"Возвращаясь к коренному решению российского вопроса, остаюсь при мнении, что только ортодоксально-инновационные комбинации, некий синтез традиционности с зачастую малопонятным бунтарством русских и переводит, в конечном счете, стрелку мировой истории на новый путь развития. Россия – это мировая школа по обучению человечества искусству открепления от земного, срыванию с якоря и снятию с мели. Это, при всей кажущейся на первый взгляд романтичности, – территория, взявшая для себя проблему в качестве указательного знака и сделавшая процесс основой своего существования. Каков же тогда результат? А результата как такового нет, если говорить о его общепризнанном понимании. Для России результат– это постоянное изменение мира, позволяющее ему всякий раз выживать при переходе на новый виток эволюции. Так что, когда нет ничего более постоянного, чем сами изменения, – это и есть режим: жить по-русски…"

ДА, СМЕЛО! И, КАЖЕТСЯ, БОЛЕЕ ЧЕМ ВЕРНО!!