Александр АФАНАСЬЕВ. ВЕРА И СУЕВЕРИЕ. Чтобы не утонуть в океане иллюзий…
Александр АФАНАСЬЕВ
ВЕРА И СУЕВЕРИЕ
Чтобы не утонуть в океане иллюзий…
Душа верой живёт,
разум суевериями забавляется.
Народная мудрость
В январе 2024 года во Франции вышла наделавшая немало шума книга известного социолога Эммануэля Тодда «Поражение Запада» («La Defaite de L’Occident»). По своему резонансу она вполне сопоставима с книгой немецкого школьного учителя Освальда Шпенглера (1880-1936) под заглавием «Закат Европы» (1923). Акценты авторов весьма близки. Шпенглер бил тревогу по поводу катастрофического вымывания культурного слоя в западной цивилизации. Тодд, сто лет спустя, тревожится в связи с нарастающими проблемами религиозного плана, тесно связанными с культурно-нравственной составляющей.
В своей книге французский учёный, предсказавший в 1976 году распад Советского Союза, ныне предрекает неминуемый крах Запада. Однако удивительны не сами по себе его пессимистические выводы о судьбе СССР и Запада, а методы их обоснования. Дело в том, что прогноз по СССР Тодд делал не на идеологической базе, как того следовало ожидать, а на сугубо демографической основе. А вот вывод по Западу социолог совершает уже на анализе вырождения, по его мнению, религиозного протестантизма. И это весьма неожиданно. Но только на первый взгляд.
Не вдаваясь в детали исследования Тодда по Советскому Союзу, хотелось бы поддержать его профессиональный крен в демографию, а не в духовные аспекты, как это сделал несколько позже президент США Рональд Рейган, акцентировавший внимание на «безбожии» советских людей и, в связи с этим, назвавший нашу страну «империей зла». Спасший мир от «коричневой чумы» СССР, разумеется, не был воплощением зла, которое является символом разрушения. Напротив, идеология Советского Союза была позитивистской и в практическом плане являлась сугубо созидательной.
В отношении «безбожия» в Советском Союзе тоже было не всё так однозначно. Россия – не Запад и, в отличие от последнего, она просто не может существовать без веры. Ленинский воинствующий атеизм был тоже по-своему страстной верой, переходящей в исступление и напоминающей средневековую инквизицию. Разница между двумя «инквизициями» состояла в том, что субъектом веры в Средние века был Бог, а объектом веры в Советской России явился человек. Нетерпимость же к инакомыслию там и здесь была одинаковой, и методы расправы с «отступниками» и «еретиками» были во многом тождественными, включая «выжигание калёным железом».
Что касается западного «протестантизма», то здесь тоже есть над чем поразмышлять. В привычном понимании протестантское движение на Западе исторически тесно увязывается с именем и реформаторскими новшествами, внесёнными в христианскую веру немецким религиозным деятелем, основателем лютеранства Мартином Лютером (1483-1546). Восставший против папского католицизма с его щедрым, но не безвозмездным «дарованием» индульгенций Лютер вроде бы стремился укрепить в христианах веру и вслед за Христом очистить церковь от «торгующих в храме» (Матфей. 21, 12-13).
Но религиозное «подвижничество» Лютера только внешне казалось таким «прогрессивным». На самом деле оно явилось серьёзным нарушением канонов христианской религии, несколько скомпрометированных «классическим» римским католичеством. Защищая чистоту христианской веры, немецкий религиозный «ортодокс», во-первых, внёс идейный раскол в ряды христиан, тем самым организационно ослабив могущество христианской церкви. Во-вторых, дотоле единый западноевропейский христианский монолит благодаря инициативе Лютера распался на блоки, всё больше приобретая национально-страновой и местечковый характер.
Реакцией на явление лютеранства в Германии стало появление гугенотов во Франции, кальвинистов – в Швейцарии, пуритан – в Великобритании. В США же протестантизм достиг своего апогея. К моменту обретения государственности в 1776 году в стране действовали 17 религиозных конфессий, большинство из которых были протестантские. Сегодня протестанты являются крупнейшей религиозной группой в 44 штатах, а в 29 из них составляют более половины населения. При этом, наряду с англиканами, в США действуют протестантские религиозные организации методистов, пуритан (перекрестивших себя в баптистов), квакеров, меннонитов, пресвитериан, реформатов, конгрегационалистов, моравских братьев и другие.
Германия, ставшая самым ранним (XVI век) очагом и наиболее мощным всплеском религиозного протестантизма в Европе, на нём одном не остановилась. Религиозный протестантизм, в свою очередь, породил в ней протестантизм антирелигиозный, ставший как бы второй волной перманентного западноевропейского (скептического в своей основе) протестантизма. Из чувственно-духовной сферы он выплеснулся и перетёк в область философско-ментальную, породив целую плеяду немецких мыслителей и дав основание немецкой «классической» (идеалистической по своему существу) философии.
Родоначальником новой волны немецкого протестантизма стал кабинетный учёный, профессор Кёнигсбергского университета Иммануил Кант (1724-1804). По существу, противопоставляя ум душе, а науку – религии и возводя философию в ранг не просто науки, а в своего рода вершину разумности, Кант, однако, допускал существование Бога, относя его пребывание к сфере «непознаваемого». Рассудочный почин Канта подхватил Иоганн Фихте (1762-1814) с уклоном в человеческое Эго и внутренний мир человека. Оппонировать ему взялся Фридрих Шеллинг (1775-1854), акцентировав внимание на внешних аспектах человеческого бытия.
Однако всех их превзошёл в систематике, методологии и создании собственного законченного учения философ Георг Гегель (1770-1831), возведший в культ отделённый от души разум, причём не только божественный, но и человеческий, и как бы уравнявший их между собой. Подобно основателю ислама Мухаммеду, считавшему себя последним пророком, пророком-«печатью», Гегель тоже счёл себя единственным и неповторимым философом-классиком, завершившим ментальные поиски предшественников и воплотившим в своём учении идеи не только немецких коллег, но также философов и мыслителей всех времён и народов.
Уже сам факт признания (не только в Германии, но и во всём мире!) реформаторских догматов Мартина Лютера и просветительских изысков Георга Гегеля в качестве «учений» свидетельствует, прежде всего, о том, что первый вовсе не был чистым религиозным деятелем, но являлся также ментальным скептиком. Второй же, выходя за рамки рассудочной философии, претендовал уже на роль новоявленного пророка. Тем самым отрицание Гегелем религиозного новаторства Лютера превращалось в форму комплексного, ментально-духовного протестантизма, знаменующего собой углубление идейного раскола в западном мире и рождение в Европе нового, самодовлеющего культа Разума.
Удивительно, но это несомненный факт: самодовольный, непрерывно генерирующий всё новые идеи и находящийся в постоянном скептическом брожении национальный немецкий менталитет даже на этом опасном для человечества рубеже не остановился, а родил новое протестное «учение», вообще отвергающее существование Бога и настаивающее на абсолюте природного «естества» и материи как таковой. Сначала это был философ-метафизик Людвиг Фейербах (1804-1872), боготворивший Гегеля, но затем взбунтовавшийся против своего учителя, его учения и самого Бога. Он так и остался бы протестантом-одиночкой, если бы его идеи не поддержал Карл Маркс (1818-1883), создавший собственное цельное учение, диаметрально противоположное учению Гегеля.
Подобно тому, как, выйдя за пределы теряющей силу Римской империи, учение Иисуса Христа превратилось в одну из основных мировых религий, учение Карла Маркса, покинув территорию рассудочной Германии, приобрело в России подвижнический характер практического воплощения в жизнь мечты человечества о равенстве, братстве и справедливости. Да, безмятежной свободы ни в ленинской Советской России, ни в сталинском Советском Союзе не существовало. Но, во-первых, такой свободы также никогда не существовало ни на Западе, ни на Востоке. А во-вторых, абсолютной свободы не может быть вообще на Земле без впадения её вновь в первозданный хаос.
В ответ на революционную пощёчину «отсталой» России, гордящаяся своим разумом «великая» Германия впала в безумие и родила нравственного урода Адольфа Гитлера, пришедшего к власти в 1933 году и установившего на родине Гёте и Гегеля уродливый режим национал-социализма. В этом режиме социализмом именовалась сущностная антиподность Германии коммунистическому Советскому Союзу, а национализм был раскручен до накала нацизма, в котором сублимировалась вся масса презрения, гордыни, злобы и ненависти немецкой нации к другим странам и народам. Помноженный на расовую теорию этот нацизм превратил германскую нацию в орудие Рока и угрозу для человечества.
Вторая мировая война, развязанная в 1939 году нацистским Третьим рейхом во имя практического доказательства миру превосходства воинствующего германского духа и возведённого в абсолют германского разума, превратилась в невиданную кровавую бойню. Лишённые нравственных ограничений и религиозных тормозов Гитлер и его нацистские монстры готовы были стереть с лица земли всё человечество в случае его непокорности. И они совершили бы это, если бы не Россия. Наша страна противопоставила немецкой гордыне и убийственной бездуховности гитлеровцев страстную любовь к своему Отечеству, верность освящённому веками долгу и неистребимую веру в Бога.
Это потом, ближе к концу, война стала по-настоящему «мировой», а с 1941 по 1944 годы она была исключительно Отечественной. В ней насмерть сошлись силы германского рокового разрушения и российского богоугодного созидания. Об атеизме в Советском Союзе практически забыли уже в самом начале войны. Свою речь 3 июля 1941 года Иосиф Сталин начал с церковного обращения «братья и сестры». Это был обдуманный шаг примирения верующих в Бога и неверующих в него ради общей единой цели – жертвенной борьбы не просто с иноземным захватчиком, а, по сути, с самим восставшим против Бога Дьяволом, вознамерившимся попрать душу и разум в человеке и превратить его в животное.
Сегодня разбитая в пух и прах во Второй мировой войне и фактически оккупированная Штатами обезумевшая Германия вновь носится со своими бредовыми идеями по «идеальному» переустройству мира. На этот раз идейным вдохновителем западной элиты выступает немецкий экономист, организатор и бессменный руководитель Давосского экономического форума Клаус Шваб (1938 г.р.), ратующий за установление «нового трансгуманистического мирового порядка». В этом «новом» мире, находящемся под управлением «транснациональных» элит, человечество, используя новейшие технологии, включая искусственный интеллект, заживёт, по Швабу, мирно, безбедно и счастливо.
Такой взгляд на будущее человечества можно было бы счесть очередной безобидной утопией, если бы не одно «но». Транснациональные элиты будущего слишком смахивают у проповедника Шваба на ныне закулисно действующее «мировое правительство», находящееся под полным контролем США. Оцифрованный новый «мировой порядок» слишком напоминает идеалы нацистского Третьего рейха. А чипированные «счастливые» люди слишком схожи с зомби, способными исступлённо трудиться, но полностью лишёнными души и как таковой чувственности. И всё это к тому же вполне укладывается в идею о мировой гегемонии США.
Российская спецоперация на Украине, предпринятая с целью демилитаризации и денацификации киевского нацистского режима, сегодня подходит к концу. Несмотря на безумие киевских властей, бросающих в кровавую мясорубку всё новые массы людей, и их зарубежных покровителей (в первую очередь США), подталкивающих украинскую нацию к самоубийству, Россия основную часть поставленной перед собой задачи выполнила. Российское руководство вновь, как и два года назад, приглашает все заинтересованные стороны к переговорам. Но не от слабости, а от сострадания к украинскому народу и великодушия к поверженному врагу.
Мир на Украине может наступить буквально на следующий день после выражения доброй воли с украинской стороны. Более того, Россия готова протянуть руку дружбы и взаимопомощи украинскому народу на договорной основе. Но ситуация вышла из-под контроля местных властей, и вопросы войны и мира сегодня могут быть решены только на международном уровне. И в этом вся загвоздка. Ибо Штаты своих целей на Украине и с её помощью не только не выполнили, но, наоборот, потерпели полное фиаско. Причём именно в тот момент, когда сочли, что мир лежит у их ног. Это не только обидно, но ставит США перед дилеммой: либо уступить Украину России, либо начать войну с Россией уже за собственное существование.
Но дилемма только этим не ограничивается. США стали заложниками созданной ими самими тупиковой ситуации. Они сняли с себя все мыслимые и немыслимые маски и полностью обнажили своё хищническое существо. В их миролюбие и демократизм уже никто не верит, и в силу этого они пойдут ва-банк. Вопрос лишь в том, возьмут ли они сейчас паузу или с ходу бросятся в смертельное сражение. Скорее всего, с помощью Дональда Трампа устроят себе передышку. Но от своих амбиций они уже не откажутся.
Возвращаясь к книге Эммануэля Тодда и подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Да, разумеется, религиозный протестантизм на Западе сегодня выхолащивается, подстраиваясь под меркантильные интересы своих прихожан. Но теряет духовную силу не только он. Продолжает скатываться в болото мирских забот и угодничество новым веяниям и католическая церковь. Более того, из духовной сферы на Западе всё больше выдавливается нравственное начало, подпитывающее корневую систему человеческой души.
На этом фоне человеческий разум на Западе обретает господствующее положение в человеческой личности. Он не просто становится всесильным в собственно ментальной сфере, но создаёт собственную чувственную среду, в которой пышным цветом расцветают гордыня, спесь, презрение к слабым и зависть к сильным.
Разум на Западе уже не просто иссушает веру в Бога как таковую, но подменяет её всё новыми суевериями, которые множатся, дробятся и всё более удаляются от спасительных религиозных канонов. К таким суевериям сегодня можно отнести новомодную «веру» в панацею искусственного интеллекта.
Схватка склонного к полному обезбоживанию человека Запада с традиционалистской в вопросах веры Россией вполне может стать сутью и смыслом грядущего Апокалипсиса. Для реального развязывания ядерной войны у трусливых янки кишка тонка, особенно в предвидении неминуемого ответного удара. А вот призвать себе в помощь Дьявола-Разрушителя под прикрытием химерического «трансгуманизма» они вполне способны.
Вера у человека одна, а суеверий сегодня развелось великое множество. Чтобы не утонуть в этом океане бушующих иллюзий, мы должны крепко держаться за оплот нашей веры и крепко стоять на почве проверенного веками народного здравого смысла. В этом наш путь, наша сила и наше спасение.
Всегда с огромным интересом и напряжением ума читаю статьи Александра Афанасьева. Какое поразительно глубокое, масштабное видение мировых процессов, поистине прозорливый вгзляд на историю!
А прочтение этой работы навело на мысль: необходимо собрать все сайтовские публикации автора, распечатать, переплести и раздать многим людям для изучения.