Александр АНАНИЧЕВ. «И ТАК СЛАДКО РЯДИТЬ ПОБЕДУ…». По следам «Коктебельской весны»
Александр АНАНИЧЕВ
«И ТАК СЛАДКО РЯДИТЬ ПОБЕДУ…»
По следам «Коктебельской весны»
Поэтическая слава Николая Гумилёва, замалчиваемого в советское время, была бы, конечно, не такой яркой, если бы не удивительная, трагическая судьба. Книга жизни поэта-воина, белого офицера, дважды награждённого за храбрость Георгиевским крестом, читается не менее увлекательно, нежели стихи.
Николай Гумилев за два месяца до ареста читал в Крыму лекции о поэзии, там же выпустил свой последний прижизненный сборник стихов «Шатёр». В Феодосии, случайно встретившись с Максимилианом Волошиным, протянул ему руку – перед самой смертью примирился с тем, с кем когда-то дрался на пистолетах на Черной речке. В Крыму, в волошинском доме, Гумилев, незадолго до дуэли, летом 1909 года, глядя из окна на синеющее море, написал знаменитых «Капитанов»…
В одной из ранних статей Гумилёв, рассуждая о том, каким требованиям должно отвечать стихотворение, пишет: «…оно должно иметь мысль и чувство, стиль и жест. В стиле поэт даёт самого себя. Под жестом я подразумеваю расстановку слов, подбор гласных и согласных звуков… Стихотворение, обладающее перечисленными качествами, должно сохранить между ними полную гармонию».
Согласен, порой его поэзия выглядит несколько театрально («И я расскажу тебе про тропический сад…»; «Я тело в кресло уроню…»). Но главное, в стихах он творит свою поэтическую реальность. И в мужественной его поэзии, которая так сегодня востребована на фронте и в повседневной жизни, ощутимы «стиль, чувства, мысль и гармония звуков».
И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.
(«Наступление»)
Всероссийский Гумилевский поэтический фестиваль «Коктебельская весна» в 19 раз принимал гостей в приморском Коктебеле. В Доме культуры поселка поэтов из Крыма и Московской области встретил основатель гумилевского фестиваля, член Союза писателей России Вячеслав Ложко.
Кроме автора этих строк лауреатами премии стали поэты: Виктория Анфимова из Симферополя, севастополец Николай Ильченко, а также директор Дома писателей Крыма Юрий Петров.
Почетно и приятно принимать медаль с изображением любимого поэта, да еще на крымской земле. Вспоминаю, что, будучи слушателем Высших литературных курсов, однажды чуть не подрался с тамбовским стихотворцем, отстаивая свою любовь к Гумилеву.
Обычно награды поэтам вручались под высоким крымским небом. Но в наши дни это небезопасно. И цветы Гумилеву возлагали, избегая большого скопления.
Поначалу «Коктебельская весна» проводилась в самом Коктебеле. Но в недавнее время фестиваль переехал в Симферополь. По дороге в столицу Республики Крым наш автобус с крымскими писателями сделал две остановки – в Старом Крыме мы навестили могилы Александра Грина и его жены Нины Николаевны, а также Юлии Друниной и Алексея Каплера. На заросшем кустами и травами скромном сельском погосте вовсю благоухала сирень, отчаянно заливались соловьи. А вдалеке, за кладбищем и поселком, у самого моря виднелась зеленая гора. На эту гору Юлии Владимировне мечталось смотреть после смерти. Просьба её была исполнена.
В Старом Крыме на улице Карла Либкнехта неподалеку друг от друга два музея – Александра Грина и Константина Паустовского, который и поселился здесь ради глубоко почитаемого им писателя-романтика. Небольшие одноэтажные домики с крохотными наделами земли помнят русских классиков. Правда, Грин здесь жил всего чуть больше месяца. Мечтал закончить «Недотрогу» – не успел, скончался в июле 1932 года.
Главные события Гумилевского фестиваля развернулись на другой день в Центральной Республиканской научной библиотеке им. И.Франко. На самом деле, симферопольская библиотека, ставшая организатором фестиваля при поддержке Министерства Республики Крым, – это целый дворец в 6 этажей с многочисленными залами, комнатами, хранилищами. В 2019 году здесь Владимир Путин встречался с крымчанами по поводу пятилетнего юбилея воссоединения Крыма с Россией.
На чествовании лауреатов Гумилевской премии в Мраморный зал библиотеки пришли представители Государственного Совета Республики Крым, Министерства культуры, Общественной палаты. Выступали деятели культуры и искусства, артисты симферопольского театра, детские хоры, танцевальные дуэты, известные актеры читали стихи Гумилева. Руководитель Крымского отделения Союза писателей России Владимир Сорокин зачитал обращение Николая Иванова – председателя Союза писателей России к устроителям этого праздника и ко всем литераторам Крыма, передал памятные награды и благодарственные грамоты, заверенные печатями Союза писателей России.
Глядя на этот праздник поэзии, может сложиться впечатление, что литературная ситуация в Крыму вполне благополучная. На самом деле, в Республике, кроме упомянутого КРО Союза писателей России, еще 9 общественных писательских объединений. И почти каждое из них использует в названии словосочетание «союз писателей». Даже появилось восточное отделение писателей Республики Крым. Осталось организовать теперь западное, центральное и южное… В этих региональных объединениях числится несколько десятков тысяч человек. Такое количество всевозможных союзов утомляет местную власть – слишком много просящих. Кроме того, никто толком не знает – что за писатели в этих творческих союзах. Приемных комиссий у них нет, а вступить за деньги может, по сути, даже тот, кто кроме поздравительных открыток в своей жизни ничего больше не написал.
Вполне вероятно, что такая ситуация сложилась после того, как в Крыму в 2014 году самоликвидировался Национальный союз писателей Украины. И, согласно новому Указу, в КРО СП России получили возможность вступить абсолютно все литераторы, состоявшие в прежнем Национальном союзе Украины. Даже такие авторы, у которых и книг для вступления недостаточно, и содержание текстов сомнительно. Именно эти люди стали позднее главными раскольниками КРО СП России. Может быть – и такую позицию поддерживает Владимир Сорокин – отколовшихся писателей уже не нужно считать членами нашего Союза. Пусть создают сколько угодно своих писательских объединений, но не под именем Союза писателей России.
Многое зависит от Москвы. Будет в России один федеральный Союз – для него государство тогда акцентирует помощь во всех регионах страны. Союз писателей России вполне оправданно такое содействие заслужил, с первого дня Специальной военной операции поддержав президента России.
Хорошо, что в Крым я приехал за день до фестиваля. Была возможность съездить к морю, пройтись по знаменитой ялтинской набережной. Последний раз здесь был, страшно сказать, 48 лет назад. Народ спокоен и доброжелателен, как море, прогревшееся в середине апреля до 16 градусов.
До Симферополя из Массандры добирался знаменитым троллейбусом.
Крым цветет, благоустраивается. Строятся дома и дороги, школы, театры, библиотеки. В городах зеленеют уютные аллеи с детскими площадками, восстанавливаются памятники – например, Екатерине II в столице Республики. Как говорится, «душу вложишь – все сможешь» – такую надпись увидел я на входе в Дом пионеров города Симферополя.
На задних стеклах многих автобусов, троллейбусов и машин начертаны в поддержку СВО литеры Z и V. Повсюду видны георгиевские ленты, хотя до праздника Победы еще несколько недель.
Много людей в зеленом. На это я обратил внимание еще на Павелецком вокзале Москвы. В зеленые цвета одеты наши воины, после отпусков и ранений возвращающиеся на фронт.
Весна ещё чудится где-то,
Ещё нет на ветках листвы,
Но сколько зелёного цвета
На южных вокзалах Москвы!
Асфальтом Москва и бетоном
Закатана в пепел и дым.
Заходят ребята в зелёном
В вагоны, идущие в Крым.
– Откуда, браток?
– Из-под Ельни.
– Ещё не устал воевать?
– В Авдеевку после раненья
К своим возвращаюсь опять.
Весной умирать неохота.
Какая там на хрен война!
Но ждёт рядового пехота,
Пехоте подмога нужна!
Мы ловим весёлою сетью
Ветра, вдохновенье, моря…
А этот, в зелёном, за смертью
В далёкие едет края.
Он без вести где-нибудь сгинет,
Уйдёт на стремнине ко дну,
Увидели чтобы другие
Зелёную нынче весну.
До свидания, Крым! И пусть тебя минует злая участь.
Пусть она минует всех нас и русского солдата, прежде всего. Без него ни праздника, ни весны...
Поздравляем с наградой, Александр! С заслуженной.
И дай бог, чтобы быстрее писательский кавардак со множеством союзов и союзиков в Крыму закончился.
Всё-таки Крым - наш, русский. И лебедь, рак да щука нам ни к чему там. Это - чужой менталитет, который нужно изживать творческой братии.