Наталья ПАВЛОВА. ИДУЩЕМУ ВСЛЕД… Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 86-2024
Наталья ПАВЛОВА
ИДУЩЕМУ ВСЛЕД…
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 86-2024
Народ, лишённый родной речи,
перестаёт быть народом.
Давно минули холода, читатели стали позабывать о метелях и снежных сугробах, а обложку 86-го выпуска журнала «Вертикаль. ХХI век» украшают радостные зимние акварели Галины Скотиной. И нет тут никакого противоречия со временем. Потому что номер по срокам своим вышел вовремя, а обзор его содержания подготовлен только сейчас. Но как приятно, рассматривая замечательные работы Галины Алексеевны, вглядываться и в сугробистый санный путь, по которому, запряжённая в сани, бодро бежит лошадка, управляемая мужичком, закутанным в тёплый тулуп, или разглядывать сумерки потухающего дня, в которых по проторенной тропке от колодца женщина на коромысле несёт вёдра с водой… Валерий Сдобняков свою книгу о Скотиной назвал «Поэзия русского мира в акварелях Галины Скотиной», и это совершенно точное определение творчества художника, где сказка и реальность – всё живо и всё неотделимо в особом русском мире.
Но обратимся к содержанию этого номера «Вертикали».
Русский мир вбирает в себя многие национальные миры, ибо определяется он не по крови, а по мировоззрению. Вот и этот выпуск открывается большим текстом сербского писателя Миле Медича «Завещание Стефана Немани» (перевод Савы Росича и Владимира Чугунова, редакция текста Владимира Чугунова). Это замечательное по своему содержанию произведение, в котором даются основные заветы духовного и нравственного национального сохранения, включая сбережение земли, памяти предков, языка, литературы и музыки, веры, вплоть до имён могил умерших соотечественников. Написаны завещания кратко, но ёмко по мысли.
«Не отрывайте себя от земли и не отрывайте землю ни для себя, ни для другого. Если у народа есть мать, то его мать – земля, на которой он живёт. Она постоянно рожает и кормит нас. Земля есть вечная родительница народа. Берегите её и любите, чадо моё. Любите не только её поля и горы, реки и моря, но и каждую пядь, каждую горсть. Вы должны знать, чадо моё милое, что в той горсти, что на ладони умещается, заключена вся земля. А потому возьмите свою землю в ладони и не выпускайте никогда и ни за что из рук своих, ибо вы с той горстью земли в руках – народ, а без той горсти, с пустыми руками, вы всего лишь странники между народами» («Завещание земли»).
«Берегите язык, как землю. Слово можно потерять, как город, землю или душу. Ибо город заново возведёшь и построишь, а живой язык никогда не вернётся. А что за народ, потерявший язык, землю или душу? Не принимайте чужого слова в уста свои. Примешь чужое слово, знай, что не ты присвоил его, а сам сделался отчуждённым. Лучше тебе потерять самый большой и укреплённый город своей земли, чем самое малое незначительное слово своего языка. Земли и державы покоряют не только мечом, но и языком. Знай, что враг тебя настолько завоевал и покорил, сколько твоих слов истребил и заменил своими. Народ, лишённый родной речи, перестаёт быть народом. Существует болезнь, чадо моё, поражающая язык, как зараза поражает тело. Я помню подобную заразу и мор языка. Чаще всего это бывает там, где народ соприкасается с другими народами, где язык одного народа притирается к языку другого» («Завещание языка»).
В предисловии переводчика объясняется история появления произведения: «Завещания обращены к третьему сыну Стефана Немани Растко. Оба прославлены Сербской православной церковью в лике святых. Стефан – как преподобный Симеон Мироточивый, за три года до смерти принявший схиму и почивший в афонском монастыре Хиландар. Впоследствии его мощи были перенесены в мужской монастырь Студеница Жичской епархии Сербской православной церкви, где находятся и поныне. Растко Неманич прославлен в лике святителей с именем Савва, в честь которого построен величественный собор в центре Белграда».
Продолжается публикация книги Валерия Сдобнякова «Сквозь годы, карауля время» (предыдущие главы книги помещались в № 80 и 81 2023 года). Это дневник главного редактора, на страницах которого отражаются главные политические и культурные события, происходящие как в Нижнем Новгороде, так и России, в иных странах мира. Уже приходилось отмечать, что это важный документ времени, заметки которого останутся для исторической памяти будущих поколений. Конечно, в книге уделено много места событиям специальной военной операции на Украине. Возможно, только эта концентрация, вычленение, по мнению автора, главных последствий, уже имела бы большое значение для читателей, не всегда успевающих отслеживать происходящее на Донбассе и в других местах боевых действий. Но это всё-таки лишь один из аспектов хроники, задуманной Валерием Сдобняковым. В «Сквозь годы, карауля время» рассказывается и о литературной жизни в России. Писатель делится впечатлениями о прочитанных им книгах, о сборниках и иных произведениях самых разных авторов – поэтов, учёных, публицистов, – выпущенных в свет издательством «Вертикаль. ХХI век», о театральных премьерах и выставках художников… Иными словами: всё многообразие жизни и забот современного литератора отражено в дневниковых записях Сдобнякова. Вплоть до созерцания красот окружающей природы в урбанистическом окружении города. Увлекательнейшее чтение!
«Иду по аллейке от Мещерского озера к Волге – и от неожиданности просто ахаю. Невероятно огромный полудиск, обрубленный с правой стороны, оранжевой Луны висит за рекой почти над дорожными фонарями. Не отрывая от него взгляда, иду к набережной. Световая дорожка от светила более густа, с добавлением пурпура протянулась через всю реку, по чёрной и слегка волнистой её поверхности. Пока шёл до стадиона, всё наблюдал, как непонятная, невидимая в ночном небе тьма начала снизу закрывать Луну и вскоре один маленький проблеск самого верхнего края окружности продолжал светиться. Но и его хватало, чтобы Волга откликалась отражением. Однако, скоро пропал и он. И только небо над погрузившейся во тьму Луной (как при затмении) полыхало оранжевым сиянием – постепенно размываемым и теряющим силу. Удивительное, не замечаемое мною ранее и не переживаемое явление. В сознании смешались, потеряли своё истинное значение действительно существующие размеры и расстояния. Всё было и рядом, и невообразимо далеко, завораживающе красиво и пугающе непонятно».
Поэт из Москвы Анатолий Строкин уже известен читателям журнала по прежним, хотя и не частым, своим публикациям. На этот раз подборка стихов озаглавлена автором «Метут снега, а на душе спокойно». Поэзии Анатолия Андреевича свойственна философская раздумчивость, неспешность, созерцательность. Он старается осмыслить происходящее вокруг него, в то же время не замыкаясь только на своём я, а как бы глядя на мир глазами других людей.
Перекрёстки дорог, перекрёстки желаний,
Перекрёстки любви, перекрёстки из бед…
Сколько их на путях в глубине мирозданий,
Там, где поступь времён свой оставила след.
Где их память хранит? Почему не исчезнут?
Как?! Какой-то из них вновь встаёт на пути?
Когда надо решать, будто путь этот в бездну,
Как свершить верный шаг, чтоб её перейти…
Дай же, Бог, в этот миг нам не быть одиноким,
Чтобы боль и любовь было с кем разделить,
Чтобы шаг наш земной свет хранил свой без срока
И идущему вслед путь помог осветить.
Прозаик из Москвы Василий Киляков публикует рассказ «Простая душа». Содержание его, вроде бы, не таит в себе чего-то особенного. Поехал отец с сыном на родину жены, где продолжает жить в своём деревенском доме её мать. Поехал за грибами, а на самом деле освежить душу. Повествование ведётся от лица внука. Происходят необязательные, случайные встречи, разговоры с людьми. Одна особенность – прошёл дождь, и чтобы было легче ходить по лесу, по совету тёщи отец с сыном как в старину надели лапти. Видят приехавшие, что и земля начинает зарастать, дичать, а это не к добру. Оттого и возникает у повествователя в душе особенное чувство к отцу и бабушке. «Я смотрел на нее, на отца, и почему-то щемило сердце от жалости к ним». А у мудрой женщины свой взгляд на жизнь.
«Живите, живите да радуйтесь. А то скоро свет-конец. И в Писании про то говорится. Да вы ещё сами себе отпуск возьмите, и погуляете ещё. По мобильному-то своему позвоните, остаемся, мол, еще у бабули. И побудем у неё. У Прокофия и ружьецо есть. Как тетерки-то по хлебу летают, только фы-рр, фырр, фырр... А кабаны все поля изрыли».
Так она долго сидела и мыла наши грибы, с улыбкой тихой радости на устах, и приговаривала: «Живите радостно, хорошо живите, а то скоро свет-конец…».
Публикация статей и фельетонов на политические и социальные темы Игоря Соловьёва стала традицией на страницах «Вертикали. ХХI век». В 86-м выпуске их четыре. Наверняка, доводы и выводы писателя вызовут у части читателей возражения и даже несогласия. Ну да, для того и пишутся публицистические статьи – в поисках истины при разрешении (или лучше сказать постановке) сложных вопросов. Игорь Александрович в своих текстах затрагивает и сложные международные события, и, что называется, бытовые, местные, переводя их в нравственные категории.
На одном дыхании читаются тексты известного российского историка и писателя Игоря Шумейко «История строительства российских железных дорог и их значение для государства», касающиеся постройки и работы в разные исторические периоды отечественных железных дорог. Первая статья посвящена возникновению этого вида транспорта в России и до начала строительства Транссиба. Вторая – постройки Байкало-Амурской магистрали и её значение для современной России.
К исторической теме относятся зарисовки из фронтовых блокнотов замечательного русского художника Евгения Расторгуева. Это уже вторая довольно большая публикация подряд таких работ, предоставленных редакции родными Евгения Анатольевича – Людмилой и Натальей Варламовыми.
Ещё один перевод произведения с сербского языка на русский. Рассказ Душицы Миланович Марики «Ни во сне, ни наяву» представляет Валерий Сдобняков. В заметке «Об авторе» упоминается, что это второе появление текста сербской писательницы на страницах «Вертикали. ХХI век». Впервые, опять же в переводе Валерия Сдобнякова, другой рассказ «Подарки» публиковался в № 49 журнала в 2016 году.
По содержанию рассказ вновь выстроен как притча о давних временах. В нём повествуется о возникновении на новой земле сербского поселения. О связанных с этим необычных и даже мистических случаях, повлиявших на судьбы главных героев рассказа.
Сказочная тема продолжается и в новой поэме Николая Бондаренко «Василиса Прекрасная и тропинка опасная». Николай Алексеевич живёт в Подмосковье, он многолетний и постоянный автор журнала. В коллективе «Вертикали» к нему самое доброе отношение ещё и потому, что старейший писатель продолжает много и плодотворно работать. Представленная на страницах сказка, как и прежние произведения прозаика и поэта, создана с выдумкой и смыслом, который, несомненно, поймёт вдумчивый читатель.
Раздел критики содержит в себе обзор Татьяны Антиповой предыдущего номера журнала «Великий подвиг наш история хранит». Он как всегда подробен и в полной мере раскрывает содержание помещённых в нём произведений.
Тут же впечатлениями о прочитанных книгах делится Валерий Сдобняков. Общее название подобранных материалов «О страхе перед Россией и ненависти к ней». Главный редактор размышляет (всё это отдельные статьи) над историческим трудом Л.С. Семёнова «Путешествие Афанасия Никитина», сборником «Русские масоны и революция» Б.И. Николаевского, «Дневником 1917-1921 гг.» В.Г. Короленко, двухтомным «Дневником» К.И. Чуковского, мемуарами «Страницы моей жизни» Б.Б. Пиотровского и «Из моей жизни» Эриха Хонеккера, темой русофобии героев в романе «Люди сороковых годов» А.Ф. Писемского и повести «Заячий ремиз» Н.С. Лескова, перепиской «Л.Н. Толстого с сестрой и братьями».
В завершении отмечу текст «Аллейка» инженера-конструктора из Москвы Александра Савельева. Александр Александрович описывает в рассказах эпизоды из своей жизни. В его текстах передаётся аромат прошлых времён – детства, студенчества (Московский авиационный институт), молодости, службы в армии, работы по специальности (конструкторское бюро). В них видны и время, и люди. Их заботы и неравнодушие.
«Поэтическое краеведение» ведёт в журнале Лариса Егоршина. На этот раз стихи Ларисы Павловны, собранные под общим заголовком «В горнице огонёк», посвящены русскому поэту Николаю Рубцову. Написаны они, как и всегда у Егоршиной, со знанием биографии поэта, его замечательного творчества, ставшего достоянием России.
Рубрика «Странствия» на этот раз предоставлена писателю Владимиру Чугунову. По приглашению «Матицы сербской» с 14 по 17 февраля председатель Фонда «Родное пепелище», член Союза писателей России находился в Сербии в рамках культурного сотрудничества двух общественных организаций России и Сербии.
В статье «Деловая поездка в Сербию» прозаик рассказывает о встречах, произошедших у него в этой православной стране, о своём выступлении с докладом «Современный человек в современном мире», о проведённых переговорах и достигнутых соглашениях.
Вот мы и прошлись по страницам 86-го выпуска журнала «Вертикаль. ХХI век». Остаётся добавить, что, как всегда, много любопытной информации и в «Нашей хронике» журнала.
Нижний Новгород