Светлана ЛЕОНТЬЕВА. У НАС ПТИЦЫ ПО ВЕНАМ СЛАДЧАЙШЕ ТЕКУТ… Поэзия
Светлана ЛЕОНТЬЕВА
У НАС ПТИЦЫ ПО ВЕНАМ СЛАДЧАЙШЕ ТЕКУТ…
* * *
Всё зависит от нас, как мы вывезем сей груз тяжёлый
на российских плечах, а Россия у нас широка.
Выносили в Отечественную вот так на плечах хрупких жёны,
бабы, девки с детьми при подоле и два старика.
Выносили. И вынесли. Прочь все телячьи замашки.
Молоко на бескрайности космоса входит в экстаз!
Просто главное, верить, родная Рассиюшка наша,
всё зависит от нас.
Да, от нас!
От того, кто пошёл.
Кто контракт подписал.
Кто не медлил.
От того, проводил кто и долго крестил в путь, вослед.
Он тогда в полный рост встал, и он целовал свою землю.
Хоть она забивалась то в рот,
то в глаза, то в хребет.
Удивляла. Любила. Ласкала. Под ноги ложилась.
Было Спаса четыре и в небе сияние глаз.
И такая неистовая в нас была одержимость:
всё зависит от нас, всё зависит, мой братик, от нас.
Оттого, что у нас, кроме мифов и сказок былинных
там, под кожей дубовой, берёзы по венам текут,
оттого, что у нас, шеи вытянув, клин журавлиный
прорастает – и в небо срывается наш русский люд.
И не смей про народ говорить, что он злобный и что неудобный.
Ты не знаешь его. Он в борьбе и в работе горазд,
да УАЗик по полю, да танчик с советскою мордой,
но исходы сражений зависели только от нас!
И всегда будет так: ибо мы, это поле – Россия,
и за нами Москва; Брестской Крепостью выпало нам
быть отныне и в будущем, ибо по венам скользили
наши Летописи: Нестор-мних, Аввакум, Феофан.
И сейчас, наблюдая, как мечутся с аэродрома
по ночам самолёты, неся боевой свой запас,
повторяю, что мы не сдадим пядь земли, пядь любви и пядь дома.
И как мир уберечь.
Это точно зависит от нас!
* * *
Во серебряном бору возле пляжа
течёт река-Огонь,
течёт река-Гармонь,
течёт речка-Сажа.
Прихожу сюда, становлюсь ребячьи-детской,
не серчай на меня, хоть была капризной я, хоть была я дерзкой!
Не серчай на меня река-Огонь, река-Гармонь, речка-Сажа.
Ибо я-то, как водится, лягу, ты – ляжешь
(полежи со мной, полежи –
«на бочок, где волчок» лисья пляжа!).
А в груди у реки, там в груди у реки справа-слева
это бьётся моё сердце, где позвонки, млея.
Сердце бьётся в земле да в песке, да в траве всей России,
у меня, как в Москве, у меня, как в Неве, точно так же,
и где их, где моё, где своё, где твоё, речка-Сажа,
разве я разберу? Бьётся так, что умру! Сердце-сила!
Ты убила меня. Я убила тебя больно, словом!
И не встать. Лишь лежать. И лишь течь в камышах – камышово.
В лягушачьих болотах, утиных мирах, что ты, кто ты?
Знаешь ли, если этой водой не была,
знаешь ли, коль в тебя не летела стрела –
ФПВи в этих зыбких болотах?
Ибо воют по-бабьи лисицы, жуя
грибников, что пропали тупо,
ибо плачут/не плачут, как волки (волк – я!),
ты сама мне сказала так речка моя –
от тебя пахнет жизнью и трупом
равнозначно по Гегелю (Гегель – Дедал).
И не мне вас учить, кто и что мне сказал,
я ловлю только вешние струи,
только эти ладони безудержных рек,
только эти касания влажные.
Это речка-Огонь, это речка-Гармонь,
это светлая речка-Сажа!
* * *
В Вербное воскресение – мир становится Вербным,
как от этих «пушистиков» на клейкой ветке,
мир становится любящим, нежным и верным,
всё становится вербным, как в вазе ранетки.
Вот космические
наши чувства телячьи,
наши вербные прелести, наши печали,
наши чувства людские, простые ребячьи,
наши звёзды, исполненные изначалья,
только б не огорчали
мы небо широкое,
васильковое небо и высочайшее!
О, я радуюсь, радуюсь радостью вербной,
что готовлю я борщ вкуснотейший к обеду,
что готовлю компот я из яблок и вишен.
Высочайшее слово прощенья я слышу!
О, я радуюсь, радуюсь, словно в девичестве,
и тому, что родные – спокойны, не взвинчены!
Говорят, что динамик подсел телефона,
ничего, подкоплю и куплю себе новый.
Я по-вербному нынче живу. И кошачьи
тянут спины ко мне почки вербы, набухшие.
Ибо вечная жизнь людям, нам, замаячила,
оттого я хочу, чтобы минуло худшее.
Глажу почку я вербы, как будто зверюшку.
Мои пальцы в пыльце –
они светятся, светятся.
И любовь моя вербная, что значит – лучшая,
этот тёплый «пушистик», что к высшему – лезвие.
* * *
Двадцать первый наш век – Бородинское поле,
обойти невозможно. И не обойти.
Эй, вставай, поднимайся, ешь хлеб и пуд соли,
богатырь – русский воин, иначе кранты!
Ястреб-жизнь, речка Стикс, этот смертный журавлик,
помни то, что ты – поле и ты здесь стоишь.
И ты будешь стоять, хоть и крылья оплавишь,
и ни шагу назад за Урал и Иртыш!
Опираясь на стержень, на ось, взмоет «мавик»,
всё, что к полю пристрочено, это – твоё!
ястреб-жизнь, речка Стикс, этот смертный журавлик,
всё, что связано родиной – есмь Житиё.
И пока живы мы – Нестор жив, мних кудлатый,
Пушкин жив и Булгаков, и Грек Феофан,
и Мария Ивановна в петельке мятой,
и Каренина Анна – в надрыв, между шпал,
и вот это – «я – Ксения стала Андреем!»,
Ярославна рыдает на взгорье-стене.
Супротив врагов поле, как смерть, красным рдеет,
терпко жжёт да болит, крепко ранит в стерне.
Похороним врагов – у нас несть подземелья,
для холмов, означающих – прочь с наших пашен!
Для курганов, кричащих – идите отсель вы,
Бородинское поле – защитное наше
по итогу побед, где дорога да синь,
по итогу экзистенциальности Бога.
Бородинское поле – его не сносить,
это вам не пальто, это вечная тога,
это броник и каска, и танк, щит и меч,
это Брестская Крепость и Кремль, и Исакий!
Я не знаю, как вам, мне почётно здесь лечь
и уже никогда не иссякнуть!
* * *
Мне, гадкому утёнку в детстве,
понятны все превратности пути:
и клювы острые, и стрессы, лиходейство,
подставы и предательство!
Вкатить
и я могла мальчишке прямо в печень –
драчунья и кусака. А ещё
могла я заступиться, «если чё»,
за слабых первоклашек-человечек!
Мне, гадкому утёнку, в стае из
дворовых девочек и местных хулиганов
бывало горько. Помню, на карниз
однажды встала! Если бы не мама
и если б не спасительный отец!
Я выросла. Хранил меня боец –
мой ангел, серафим, шальная птица.
И я была, как в поле, единица!
Что дальше было? Техникум и ВУЗ
и сурдопереводчиц древний курс,
и первое замужество на сдачу.
И я рожала маленьких детей
без обезболивания,
тогда, поверь,
что кроме анальгина и в придачу
увещеваний: «Милая, терпи!»
нам, женщинам, ничто не доставалось!
Так в девяностые рожали мы, в горсти
сжимая простынь и впадая в ярость.
Но я горжусь, что не орала я,
не плакала я и не материлась.
Во мне священное из крови и нытья,
во мне утробное из звёзд, любви, житья!
Поэтому – жила во мне терпимость…
Не надо говорить – се есмь враньё! –
Леонтьева, как оборотень, вруша.
Нет, я как бабка! Это есть моё!
Варила, шила и ждала я мужа.
А после дочь из школы я ждала,
а после сына я ждала влюблённо!
Не надо делать из меня орла.
Не надо делать из меня ворону.
Лернейску индру, чудище обло,
слониху, черепаху, волкодлака.
Из гадкого утёнка всем назло
выпархивает лебедь лишь, однако!
* * *
Не гляди на мои локоны, крашеные губы,
каблуки двенадцать сантиметров, юбку «до самого».
Такие, как я, лишь на расстоянии любы,
а в душе у меня – зверьё полосатое!
Издали идёшь и думаешь:
у неё там по венам берёзки кудрявые,
у неё там по косточкам текут птицы рунные,
у неё там, в животе семиструны с октавами!
Что она такая шёлковая, плюшевая да круглая
для любви красно-дневной,
для песенок рыцарских.
А у меня давно по венам берёзы обуглились,
а у меня давно разногласия с птицами.
У меня давно ворон ворону глаз повыклевал,
у меня давно вор у вора украл (вор ты, деточка!),
и не кукла я та, что шитая лыками,
я – боец, а не тонкая веточка!
Я сама вам спою неубитою родиной,
я сама вам станцую Хака перед битвою.
Не нужна мне поддержка, сама по сугробам я,
и сама по горе: пятки сбитые
до кровавых мозолей. А парни-то, парни-то
стали женоподобными – в шёлковых плащиках.
Вот поэтому женщинам-воинам надобно
собирать рать, в сраженье идти против нациков!
Я таскала мешки да кули, доски, брёвна ли,
оттого ноги точит мои артропластика!
Но не Сонечка я – груда розовых слоников,
мне Алёнушка ближе, что Арзамасская!
Мне сражаться лишь с теми, кто равен по матрице,
ах ты холм, ах ты сопка, крутой берег капища.
Выхожу – туфли красные, красное платьице.
Мой исток внутри сердца.
Он матричный!
* * *
Разверстое сердце открыто Тебе!
Его наизнанку я вывернула, до подкладки,
Ты видишь надрезы, порезы, Ты видишь заплатки.
Распахнуто сердце, а Ты по земле, по воде
идёшь себе, Господи! К нам ты идёшь и к себе.
Мы ближе к Тебе,
мы жарче к Тебе,
мы роднее к Тебе,
Как раньше ещё никогда-никогда не бывали!
И надо же так, чтобы здесь оказаться нам в зале,
чтоб Ты позаботился рьяно о нашей судьбе.
Здесь разные люди, но нету чужих для Тебя.
Здесь разные люди: брюнеты, шатены, блондины.
Ты – это любовь, а она никогда не покинет.
Ты – это любовь. И об этом пичуги трубят!
Вы слышали?
Слушали?
В поле пойди и услышь.
И я распахнула своё рукотворное тело,
своё реко-творное! И моё тело взлетело.
И было привольно. И пел, не сгибаясь, камыш.
И так возлюбила я, Господи, нынче людей.
Как ты поцелуям подставил лицо – с кем попало,
мне жаль, что Иуда повесился после смертей,
вот лучше бы до, перед смертью огромной и алой!
Но Ты! Ты безмерен, Ты вечен, Ты вширь и воглубь!
Дай руку Твою поцелую в гвоздях и созвездьях!
Твоё я дитя. И меня в этот день приголубь!
И я обниму. И тогда мы останемся вместе!
Объятья, объятья, объятья. Летим. И летим.
И я – тоже птица. И я тоже в стае у Бога.
Кому помогла я, пожалуй, наверно, немного,
крыло подставляю тому, кто устал на пути!
* * *
Это я ль не народ? Это я ль не страна?
Вот какой ни была, но страна – мы!
На окладах икон – дивный-град, старина,
во окладах икон Святый самый!
Да, не буду я спорить: история вся
раны, беды, сражения, драмы.
Шрамы не заросли, потому голосят,
и на шрамы опять метят шрамы.
А по ним – в гное, слизи, крови и в земле,
в чернозёме, муляке – вновь режут,
вновь осколками, снова в огне и в золе,
снова гневная Запада падает плеть,
как ему объяснить – сей невеже,
грубияну да хаму, хамлу, пентюху
и зазнайке (я знала такую!)?
Значит, просто зениткой – в муку и труху
да в сурдинку разнесть жестяную.
Мы – народ. Не прогнуть нас и не затоптать,
Мы – народ, не в ромашках подсолнух,
не подснежники и не трава-мурава.
Как сказали – мы чёрные зёрна!
Из которых белее, чем снег, Жития,
из которых, как розовый пух, ребятня,
белошеие, крепкие дети
нарождаются, ибо – любовь! Мой народ:
появляется светлой головкой вперёд,
родовые пути на рассвете
раскрываются! Так появляется люд,
у нас птицы по венам сладчайше текут
по ручьям незабвенных столетий!
Мы – народ. Ты – народ. Я – народ. Русский нрав.
И нас – космос, нас – звёзды, нас – тьмы, не тьмы – нас!
И мы смертью идём, и мы – «смертью поправ».
Не убьёшь, сколько бить нас не тщились.
Мы учились у вас. Вы учитесь – сейчас
от былинной, от бережной силы.
А у вас, Запад, что есть? На воре есть вор?
И на вороне ворон сидящий.
И не вы нам судья. И не вы – приговор.
Приговор мне один – се мой пращур!
Это званье быть дщерью твоей, любый мой!
Это смертный бессмертный журавлик!
Это путь лебединый настолько прямой,
что вселенная впредь не ослабнет!
* * *
То ль сестра – несестра, то ль родня – неродня,
то ли просто судьбина такая.
За тебя я в огонь, за тебя – на коня,
за тебя, сыновей бы рожая,
зачинала.
Ну и как же их не зачинать
за тебя, за тебя, дорогая!
А ты как поступила, Украинка-мать?
Мне теперь броник брать, да молитвы ковать
и просить – не снимать крестик с тела!
Лучше выпей со мной!
(«Выдра, выпей со мной!»)
Твои церкви горят оголтело.
И зависли Иуды в компьютерных снах,
опрокинули рты в поцелуи.
Что скажу я тебе – коль твоё дело швах?
Лучше пей, не тупи, вместо пули.
Или вновь приведёшь Лже-царя нам на трон,
или Мнишек Марину посадишь?
Не поможет ни лях и ни Наполеон,
и ни прочие тёти и дяди!
Только я за тебя и в огонь и коня:
Апокалипса конь с кобылицей –
мнут ковыль, абрикосовые, в янтарях.
Спой мне песню – иль пей – про синицу!
«Песнь о Вещем Олеге» сбирается вновь,
Буревестник летит над полями,
это ты мне открыла к России любовь,
пролила мою красную-красную кровь.
Вылей водку!
Не пью я с лгунами.
* * *
Это вы стихи да оды пишете,
до стихов ли мне, до ваших од?
Не читаю.
Не могу.
Мне – лишнее,
как петля Марины, шею жмёт.
Жизнь прожить – глядеть на неба своды.
Жизнь прожить, а в ней тех жизней сто!
…Это – мои каменные воды,
я их в чреве выносила, чтоб
о любви сказать – о ней лишь только.
Не читаю вас: я вас люблю!
Ибо в современниках – всё горько,
как БПЛА на грудь мою.
В каждом – мина, от неё осколки,
в каждом пуля дозревает в смерть.
Я сама стреляю из двухстволки –
отдаёт в плечо.
Стрелять, как петь!
И любой сегодня пьёт из кружки.
Ест с ножа тушёнку, слыша мат.
На войне все, кто за русских – русский,
на войне сейчас любой – солдат!
Я читаю только сводки с фронта,
не сонаты, чур меня, стихи.
Вот такая у меня ротонда,
вот такие у меня грехи.
«Подошла. Меня поцеловала»,
как Есенин – друг и брат стихий.
На весах сейчас «щит, меч, забрало»
из породы мамок и Софий.
Только что прочитал в журнале ТОПОС подборку Светланы Леонтьевой ПОСТ и вот сейчас эту "Птицы по венам сладчайшие текут" и скажу откровенно , что не могу начитаться поэзией Светланы Леонтьевой. Она в лучшем смысле историческо-традиционная, основанная на достижениях и прошлых наших победах. Но она и современная, она о самом главном, что необходимо всем и каждому - быть гражданином, человеком с большой буквы, защитником, своего Отечества, своего дома, своей земли. Поэзия её очень образна, ярка событиями и судьбами близкими и дорогими, за которыми стоят самые святые и дорогие истины: И любой сегодня пьёт из кружки.
Ест с ножа тушёнку, слыша мат.
На войне все, кто за русских – русский,
на войне сейчас любой – солдат! Спасибо Света за твоё творчество и неиссякаемый твой оптимизм. Здоровья тебе и удач!!!