РЕЦЕНЗИЯ / Михаил ПОПОВ. СВЕТ ПУШКИНСКИЙ, СВЕТ ПОБЕДНЫЙ. По страницам свежего номера журнала «Двина»
Михаил К. ПОПОВ

Михаил ПОПОВ. СВЕТ ПУШКИНСКИЙ, СВЕТ ПОБЕДНЫЙ. По страницам свежего номера журнала «Двина»

 

Михаил ПОПОВ, главный редактор

СВЕТ ПУШКИНСКИЙ, СВЕТ ПОБЕДНЫЙ

По страницам свежего номера журнала «Двина»

 

Пушкин с нами. Понимание этого было всегда. Но сейчас, в пору нового подъёма русского самосознания, это понимание особенно укрупнилось. Оно окрыляет народную волю. Оно будоражит русскую кровь. Оно единит нашу Родину, Пушкина и всех нас общим сердечным духом.

Потому номер, выходящий в канун 225-го дня рождения Поэта, мы открываем его именем. Ведь в Пушкине сошлись воедино и весна света, и немеркнущий свет нашей Великой Победы, сопровождавшийся громом пушечных салютов, и свет грядущих созидательных дней.

«Наше всё и СВО» – под такой рубрикой на открытии номера идёт статья доктора филологических наук, профессора САФУ Марины Елеповой «Россия! Встань и возвышайся!». Эти слова прозвучали без малого 200 лет назад, всколыхнув русские сердца. Шляхетское восстание, подстрекаемое коварниками Западной Европы, Пушкин воспринял как удар в спину. Его недоумение по поводу неблагодарной польской знати вскоре переросло в благородный гнев. Но ещё больше его поразила реакция так называемой просвещённой Европы. Ведь, оказывается, «во Франции яростно выступили против России Виктор Гюго, Пьер Беранже, Огюст Бартелеми, Казимир Делавинь, Огюст Барбье; в Германии яростно обрушивались на Россию Людвиг Берне и Генрих Гейне…». В статье дословно приводятся русофобские высказывания этих «европейских гуманистов». Высказывания, которые, по сути, повторяют сейчас их последыши – либералы-русофобы всех мастей.

«В 1831 году Пушкин откликнулся на те европейские событиями тремя стихотворениями: «Перед гробницею святой...», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина». Первые два стихотворения отражают глубокое волнение поэта за судьбы России в атмосфере сгущающейся ненависти к ней Европы, в ожидании возможного нового похода «двунадесяти языков» на Русь, как это было в 1812 году…

…В последнем стихотворении цикла Пушкин также ставит и важнейшие проблемы геоистории, извечную проблему огромной России – проблему территориальной целостности страны:

Куда отдвинем строй твердынь?

За Буг, до Ворсклы, до Лимана?

За кем останется Волынь?

За кем наследие Богдана?

Признав мятежные права,

От нас отторгнется ль Литва?

Литва – здесь: Польша, так как Польшу иногда называли Литвой, памятуя о Речи Посполитой, объединяющей некогда эти земли. Река Ворскла начинает свой путь на Белгородчине, течёт по землям Сумской и Полтавской областей и впадает в Днепр. Буг (Западный Буг) протекает по территории Западной Украины. Волынь тоже относится к Западным землям Украины, граничит с Польшей. Так что речь идёт о возможности отторжения от России Польши и о судьбе Западной Украины в исторической перспективе. Волнует Пушкина и будущее «пращура русских городов», «златоглавого» Киева, на который также претендовала Варшава, а теперь мы должны отвоевать его и спасти расхищаемые святыни Киево-Печерской Лавры в борьбе с украинскими националистами. Польша (Литва) отторгнута от России. Вопрос о землях Западной Украины решается на наших глазах в СВО. Вопрос «куда отдвинем строй твердынь» получил в наше время невероятную остроту, и стихотворения Пушкина 1831 года вдруг обрели современнейшее звучание.

Так что же предрекает нам великий русский поэт?

Сильна ли Русь? Война, и мор,

И бунт, и внешних бурь напор

Её, беснуясь, потрясали –

Смотрите ж: всё стоит она!

...

Победа! сердцу сладкий час!

Россия! встань и возвышайся!

Пушкин – наш знаменосец. И не только в поэзии. Истинный патриот, настоящий государственник, он ведёт нас в бой за правое дело, за Родину, ибо это святое – «Любовь к родному пепелищу. Любовь к отеческим гробам».

 

Военная тема, точнее сказать военно-мобилизационная тема, пронизывает весь номер «Двины», соединяя на едином русском пространстве Пушкинские времена, времена Великой Отечественной войны и наши дни. Причём не только в крупных работах – очерках или поэтических подборках, – но и в малых жанрах и даже кратких эссе. В минувшем номере на внутренней обложке был представлен фоторепортаж из Мариуполя, где на ремонте домов два месяца трудился добровольцем наш земляк Виталий Ковров. А в этом выпуске – новость прямо с СВО. Ольга Корзова, чьи стихи не раз появлялись на ДЛ, вспоминает школьную линейку, посвящённую Дню Победы. Её ученик, в тот день знаменосец, от волнения, от жары закачался, роняя знамя. Но оно не упало. Святыню тут же подхватил его одноклассник. И вот недавно пришло известие, что тот паренёк, подхвативший знамя, стал солдатом и за свой ратный подвиг награждён медалью «За отвагу».

В этом номере завершается публикация большой прозы писателя-фронтовика Николая Жернакова, напомню, земляка Ломоносова. Роман «Горелоборские солдаты» – заключительная часть его тетралогии «Краснотал». Войне посвящены воспоминания онежанина Алексея Привалихина, который простым солдатом прошёл всё ратное поле. Тут нет великих сражений, зато есть горе начала войны и радость её окончания, не сравнимая ни с какими другими событиями. Ещё одна военная судьба – соломбалец Павел Анисимов. Он был сапёром, и зачастую находился на острие атаки, проделывая проходы в минных полях для танков и пехоты. Освобождал Днепропетровск, Днепродзержинск, участвовал в прорыве на Криворожье. Всю войну жизнь его висела, что называется, на волоске, ибо сапёр ошибается только однажды.

В контексте Великой Победы звучит имя писателя фронтового поколения Виктора Астафьева, которому в эти дни исполняется 100 лет. Подборку материалов о юбиляре открывает «Слово о друге» Игоря Золотусского. Свои записки о встречах с В.П. Астафьевым в Овсянке и в Красноярске предлагает кинорежиссёр Клавдия Хорошавина, чьи киноработы демонстрировались, в частности, в киноклубе Союза писателей России. Завершает юбилейный блок несколько писем Виктора Астафьева, обращённых ко мне.

Своеобразной перекличкой поколений смотрятся стихотворные подборки поэтов Великой Отечественной войны и наших современников, в том числе бойцов СВО. Они озаглавлены: «Час ожидания атаки» и «Красной строкой Победы».

Ноту светлой памяти вносит в свежий номер подборка стихов Александра Роскова, поэта Русского Севера (1954-2011), которому в июне исполнилось бы 70 лет. Гибель Саши в самом расцвете его таланта – наша неизбывная боль. И его стихотворение «Минута молчания», вынесенное на третью страницу обложки, мы посвящаем и ему, автору.

Здесь было помянуто словосочетание – мобилизационная тема. И это не случайно. Помимо западного рубежа, на котором сейчас идёт военное противостояние, у нас существует незримо-зримый Арктический фронт. «Двина» в силу географической привязки (часть Русской Арктики административно относится к Архангельской области) постоянно обращается к приполярным широтам. В поле нашего внимания военные арктические базы, боевые ледоколы, которые стали сходить с российских стапелей. Если дойдёт до прямой агрессии, наши вооружённые силы дадут достойный отпор в Русской Арктике. Второе ристалище арктического противостояния – это юридическое поле. Дипломаты, учёные-гидрографы, историки собирают и предъявляют разновекторные документы, подтверждающие права России на арктические рубежи. Свой вклад в это государственное дело вносит наш земляк писатель Владимир Личутин. Наследник славной поморской фамилии, которая отмечена на картах Арктики, обратился к истории поморских землепроходцев-корабельщиков и назвал своё повествование широкоохватным словом «Груманланы».

А по большому счёту мобилизационным и мобилизующим служит всё, что отражает наши национальные традиции, что пробуждает память, что пронизывает сердце любовью к отчине и дедине. Здесь это – невыдуманные рассказы Игоря Чеснокова о флотской юности, объединённые названием «Морская душа», стихи о деревне Надежды Князевой и Ирины Кемаковой, лирическая проза Александра Лыскова, рассказ, тоже о глубинке, Анастасии Астафьевой, призёра Абрамовской премии…

А завершу обзор тем, что завещал Пушкин, – признанием любви к Родине. Лучше всего оно воплощается в русской песне, которой посвятил одно из стихотворений Валерий Чубар, в начале года удостоенный премии «Имперская культура»:

Я плачу вместе с русской песней,

той самой, что как стон над Волгой.

Я плачу вместе с русской песней,

поётся долго плачу долго.

Не лгать, не балагурить в этом

высокий долг протяжных песен.

Не нужно упрекать поэта,

что редко он бывает весел.

Ему не щеголять скабрезным

сиюминутной славы ради,

и у парадного подъезда

не красоваться при параде.

Ему жить сдержанней и проще,

у костерка из строчек греться,

весь белый свет и даже больше

вмещая в маленькое сердце.

И только песне не вместиться

в него, протяжной русской песне,

которой в небо возноситься

и исчезать там. И воскреснуть

в стихах печального поэта,

в тревожном зареве заката,

и в вере в торжество рассвета,

во всё, что истинно и свято.

------------------------
       P.S. Подписка на журнал «Двина» и заявки на последние номера принимаются в «Издательском доме «Двина».
       Почтовый адрес: 163004, г. Архангельск, а/я 45, журнал «Двина».
       Тел./факс (8-818-2)29-20-11, электронный адрес: podpiska@iddvina.ru

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии