Михаил ПОПОВ. СВЕТ ПУШКИНСКИЙ, СВЕТ ПОБЕДНЫЙ. По страницам свежего номера журнала «Двина»
Михаил ПОПОВ, главный редактор
СВЕТ ПУШКИНСКИЙ, СВЕТ ПОБЕДНЫЙ
По страницам свежего номера журнала «Двина»
Пушкин с нами. Понимание этого было всегда. Но сейчас, в пору нового подъёма русского самосознания, это понимание особенно укрупнилось. Оно окрыляет народную волю. Оно будоражит русскую кровь. Оно единит нашу Родину, Пушкина и всех нас общим сердечным духом.
Потому номер, выходящий в канун 225-го дня рождения Поэта, мы открываем его именем. Ведь в Пушкине сошлись воедино и весна света, и немеркнущий свет нашей Великой Победы, сопровождавшийся громом пушечных салютов, и свет грядущих созидательных дней.
«Наше всё и СВО» – под такой рубрикой на открытии номера идёт статья доктора филологических наук, профессора САФУ Марины Елеповой «Россия! Встань и возвышайся!». Эти слова прозвучали без малого 200 лет назад, всколыхнув русские сердца. Шляхетское восстание, подстрекаемое коварниками Западной Европы, Пушкин воспринял как удар в спину. Его недоумение по поводу неблагодарной польской знати вскоре переросло в благородный гнев. Но ещё больше его поразила реакция так называемой просвещённой Европы. Ведь, оказывается, «во Франции яростно выступили против России Виктор Гюго, Пьер Беранже, Огюст Бартелеми, Казимир Делавинь, Огюст Барбье; в Германии яростно обрушивались на Россию Людвиг Берне и Генрих Гейне…». В статье дословно приводятся русофобские высказывания этих «европейских гуманистов». Высказывания, которые, по сути, повторяют сейчас их последыши – либералы-русофобы всех мастей.
«В 1831 году Пушкин откликнулся на те европейские событиями тремя стихотворениями: «Перед гробницею святой...», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина». Первые два стихотворения отражают глубокое волнение поэта за судьбы России в атмосфере сгущающейся ненависти к ней Европы, в ожидании возможного нового похода «двунадесяти языков» на Русь, как это было в 1812 году…
…В последнем стихотворении цикла Пушкин также ставит и важнейшие проблемы геоистории, извечную проблему огромной России – проблему территориальной целостности страны:
Куда отдвинем строй твердынь?
За Буг, до Ворсклы, до Лимана?
За кем останется Волынь?
За кем наследие Богдана?
Признав мятежные права,
От нас отторгнется ль Литва?
Литва – здесь: Польша, так как Польшу иногда называли Литвой, памятуя о Речи Посполитой, объединяющей некогда эти земли. Река Ворскла начинает свой путь на Белгородчине, течёт по землям Сумской и Полтавской областей и впадает в Днепр. Буг (Западный Буг) протекает по территории Западной Украины. Волынь тоже относится к Западным землям Украины, граничит с Польшей. Так что речь идёт о возможности отторжения от России Польши и о судьбе Западной Украины в исторической перспективе. Волнует Пушкина и будущее «пращура русских городов», «златоглавого» Киева, на который также претендовала Варшава, а теперь мы должны отвоевать его и спасти расхищаемые святыни Киево-Печерской Лавры в борьбе с украинскими националистами. Польша (Литва) отторгнута от России. Вопрос о землях Западной Украины решается на наших глазах в СВО. Вопрос «куда отдвинем строй твердынь» получил в наше время невероятную остроту, и стихотворения Пушкина 1831 года вдруг обрели современнейшее звучание.
Так что же предрекает нам великий русский поэт?
Сильна ли Русь? Война, и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Её, беснуясь, потрясали –
Смотрите ж: всё стоит она!
...
Победа! сердцу сладкий час!
Россия! встань и возвышайся!
Пушкин – наш знаменосец. И не только в поэзии. Истинный патриот, настоящий государственник, он ведёт нас в бой за правое дело, за Родину, ибо это святое – «Любовь к родному пепелищу. Любовь к отеческим гробам».
Военная тема, точнее сказать военно-мобилизационная тема, пронизывает весь номер «Двины», соединяя на едином русском пространстве Пушкинские времена, времена Великой Отечественной войны и наши дни. Причём не только в крупных работах – очерках или поэтических подборках, – но и в малых жанрах и даже кратких эссе. В минувшем номере на внутренней обложке был представлен фоторепортаж из Мариуполя, где на ремонте домов два месяца трудился добровольцем наш земляк Виталий Ковров. А в этом выпуске – новость прямо с СВО. Ольга Корзова, чьи стихи не раз появлялись на ДЛ, вспоминает школьную линейку, посвящённую Дню Победы. Её ученик, в тот день знаменосец, от волнения, от жары закачался, роняя знамя. Но оно не упало. Святыню тут же подхватил его одноклассник. И вот недавно пришло известие, что тот паренёк, подхвативший знамя, стал солдатом и за свой ратный подвиг награждён медалью «За отвагу».
В этом номере завершается публикация большой прозы писателя-фронтовика Николая Жернакова, напомню, земляка Ломоносова. Роман «Горелоборские солдаты» – заключительная часть его тетралогии «Краснотал». Войне посвящены воспоминания онежанина Алексея Привалихина, который простым солдатом прошёл всё ратное поле. Тут нет великих сражений, зато есть горе начала войны и радость её окончания, не сравнимая ни с какими другими событиями. Ещё одна военная судьба – соломбалец Павел Анисимов. Он был сапёром, и зачастую находился на острие атаки, проделывая проходы в минных полях для танков и пехоты. Освобождал Днепропетровск, Днепродзержинск, участвовал в прорыве на Криворожье. Всю войну жизнь его висела, что называется, на волоске, ибо сапёр ошибается только однажды.
В контексте Великой Победы звучит имя писателя фронтового поколения Виктора Астафьева, которому в эти дни исполняется 100 лет. Подборку материалов о юбиляре открывает «Слово о друге» Игоря Золотусского. Свои записки о встречах с В.П. Астафьевым в Овсянке и в Красноярске предлагает кинорежиссёр Клавдия Хорошавина, чьи киноработы демонстрировались, в частности, в киноклубе Союза писателей России. Завершает юбилейный блок несколько писем Виктора Астафьева, обращённых ко мне.
Своеобразной перекличкой поколений смотрятся стихотворные подборки поэтов Великой Отечественной войны и наших современников, в том числе бойцов СВО. Они озаглавлены: «Час ожидания атаки» и «Красной строкой Победы».
Ноту светлой памяти вносит в свежий номер подборка стихов Александра Роскова, поэта Русского Севера (1954-2011), которому в июне исполнилось бы 70 лет. Гибель Саши в самом расцвете его таланта – наша неизбывная боль. И его стихотворение «Минута молчания», вынесенное на третью страницу обложки, мы посвящаем и ему, автору.
Здесь было помянуто словосочетание – мобилизационная тема. И это не случайно. Помимо западного рубежа, на котором сейчас идёт военное противостояние, у нас существует незримо-зримый Арктический фронт. «Двина» в силу географической привязки (часть Русской Арктики административно относится к Архангельской области) постоянно обращается к приполярным широтам. В поле нашего внимания военные арктические базы, боевые ледоколы, которые стали сходить с российских стапелей. Если дойдёт до прямой агрессии, наши вооружённые силы дадут достойный отпор в Русской Арктике. Второе ристалище арктического противостояния – это юридическое поле. Дипломаты, учёные-гидрографы, историки собирают и предъявляют разновекторные документы, подтверждающие права России на арктические рубежи. Свой вклад в это государственное дело вносит наш земляк писатель Владимир Личутин. Наследник славной поморской фамилии, которая отмечена на картах Арктики, обратился к истории поморских землепроходцев-корабельщиков и назвал своё повествование широкоохватным словом «Груманланы».
А по большому счёту мобилизационным и мобилизующим служит всё, что отражает наши национальные традиции, что пробуждает память, что пронизывает сердце любовью к отчине и дедине. Здесь это – невыдуманные рассказы Игоря Чеснокова о флотской юности, объединённые названием «Морская душа», стихи о деревне Надежды Князевой и Ирины Кемаковой, лирическая проза Александра Лыскова, рассказ, тоже о глубинке, Анастасии Астафьевой, призёра Абрамовской премии…
А завершу обзор тем, что завещал Пушкин, – признанием любви к Родине. Лучше всего оно воплощается в русской песне, которой посвятил одно из стихотворений Валерий Чубар, в начале года удостоенный премии «Имперская культура»:
Я плачу вместе с русской песней,
той самой, что как стон над Волгой.
Я плачу вместе с русской песней,
поётся долго – плачу долго.
Не лгать, не балагурить – в этом
высокий долг протяжных песен.
Не нужно упрекать поэта,
что редко он бывает весел.
Ему не щеголять скабрезным
сиюминутной славы ради,
и у парадного подъезда
не красоваться при параде.
Ему жить сдержанней и проще,
у костерка из строчек греться,
весь белый свет – и даже больше –
вмещая в маленькое сердце.
И только песне не вместиться
в него, протяжной русской песне,
которой в небо возноситься
и исчезать там. И воскреснуть
в стихах печального поэта,
в тревожном зареве заката,
и в вере в торжество рассвета,
во всё, что истинно и свято.
------------------------
P.S. Подписка на журнал «Двина» и заявки на последние номера принимаются в «Издательском доме «Двина».
Почтовый адрес: 163004, г. Архангельск, а/я 45, журнал «Двина».
Тел./факс (8-818-2)29-20-11, электронный адрес: podpiska@iddvina.ru