НАША ИСТОРИЯ / Владимир ХОМЯКОВ. «ВСЮДУ СИЯНИЕ СОЛНЦА СВЯТОГО…». К 220-летию русского поэта и философа Алексея Хомякова
Владимир ХОМЯКОВ

Владимир ХОМЯКОВ. «ВСЮДУ СИЯНИЕ СОЛНЦА СВЯТОГО…». К 220-летию русского поэта и философа Алексея Хомякова

 

Владимир ХОМЯКОВ

«ВСЮДУ СИЯНИЕ СОЛНЦА СВЯТОГО…»

К 220-летию русского поэта и философа Алексея Хомякова

 

Видный русский поэт, философ, публицист, основатель славянофильства Алексей Степанович Хомяков родился 13 мая 1804 года в Москве. Скончался от холеры 5 октября 1860 года в своём имении, селе Ивановском Данковского уезда Рязанской губернии. Алексей Степанович часто приезжал сюда, занимался здесь хозяйственными делами и лечением крестьян.

Творчество Алексея Хомякова многогранно. Его перу принадлежат такие значительные труды, как статьи «О старом и новом» (1839), «О возможности русской художественной школы» (1847), «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях» (1853-1858), обширное сочинение «Записки о всемирной истории» (1838-1860). В своих философских и публицистических работах он развивал учение о соборности, страстно отстаивал идеи православия, наметил пути создания самобытной национальной культуры.

Выходец из старинного дворянского рода, Хомяков был сторонником самодержавия, но вместе с тем предлагал провести отмену крепостного права, смертной казни, выступал за свободу общественного мнения.

Получив блестящее домашнее образование, Алексей Степанович сдал при Московском университете экзамен на степень кандидата математических наук, в дальнейшем был избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. Хомяков примыкал к студенческому «кружку любомудров», участвовал в Русско-турецкой войне, вёл активную деятельность в Славянском комитете, возглавлял Общество любителей российской словесности (1858-1860).

Он переводил античных авторов, работал над историческими произведениями: поэмой «Вадим» (1822), стихотворными драмами «Ермак» (1827), «Димитрий Самозванец» (1833), «Прокопий Ляпунов» («Сцена в Рязани», 1833-1834):

Как ратники, мы все готовы к бою.

И оттого спокойнее живём,

И область-то рязанская целее.

В поэзии Хомякова звучали славянофильские мотивы, он говорил о единении славянских народов под сенью русского самодержавия, выражал оппозиционность правительственному цензурному гнёту.

Наибольшую известность получило стихотворение «России» (1854), которое широко распространялось в списках. Оно актуально и поныне:

Вставай, страна моя родная,

За братьев! Бог тебя зовёт

Чрез волны гневного Дуная

Туда, где, землю огибая,

Шумят струи Эгейских вод.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

О, недостойная избранья,

Ты избрана! Скорей омой

Себя водою покаянья,

Да гром двойного наказанья

Не грянет над твоей главой!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

И встань потом, верна призванью,

И бросься в пыл кровавых сеч!

Борись за братьев крепкой бранью,

Держи стяг Божий крепкой дланью,

Рази мечом – то Божий меч!

Поэтическим заветом Хомякова стали его знаменитые строки, написанные в 1859 году:

Подвиг есть и в сраженье,

Подвиг есть и в борьбе;

Высший подвиг в терпенье,

Любви и мольбе.

Этому завету поэт следовал и сам: он стойко вынес доставшиеся на его долю страдания после кончины в 1838 году своих малолетних сыновей Степана и Фёдора и нежно любимой супруги Екатерины Михайловны Хомяковой (1817-1852), урождённой Языковой. Душевным светом озарил Алексей Степанович судьбы самых близких ему людей: сердечные воспоминания оставила о своих родителях Мария Алексеевна Хомякова (1840-1919), известным церковно-общественным деятелем стал Дмитрий Алексеевич Хомяков (1841-1919), основательницей Свято-Троицкого Серафимовского монастыря в Кабардино-Балкарии являлась Екатерины Алексеевна Хомякова (1843-1916(?), в течение более двух лет (ноябрь 1907 – март 1910) занимал пост председателя III Государственной Думы Николай Алексеевич Хомяков (1850-1925). Помимо них в семье Алексея Степановича были ещё дочери Анна Алексеевна (1844-1928), в замужестве Граббе, Софья Алексеевна (1846-1902), Ольга Алексеевна (1848-1932), в замужестве Челищева).               

 

Похоронен Алексей Степанович Хомяков был в Москве, в Даниловом монастыре. Перезахоронен на Новодевичьем кладбище. Надпись на надгробии поэта и философа гласила: «Блаженны алчущие и жаждущие правды». К таковым людям принадлежал и Алексей Степанович Хомяков. По-доброму отзывались о его жизни и творчестве классики отечественной словесности: Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Александр Иванович Герцен, Михаил Юрьевич Лермонтов, Лев Николаевич Толстой.

Лучшие произведения Алексея Хомякова оживлены «сиянием солнца святого», «светом невечерним человеческой «скорби и радости». Творчество поэта-славянофила оказало вдохновенное влияние на поэзию Владимира Соловьёва, Александра Блока и ряда других литераторов рубежа XIX-XX веков, имело важное значение для национального возрождения славянских народов.  

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии