Андрей ПЕТРОВ. «И ЗАДЫШАЛОСЬ ЛЕГКО…». О рассказах Аллы Касецкой
Андрей ПЕТРОВ
«И ЗАДЫШАЛОСЬ ЛЕГКО…»
О рассказах Аллы Касецкой
Небольшой сборник рассказов вологодской писательницы Аллы Касецкой «Время прощать» (Москва, 2023) имеет такое посвящение: «Светлой памяти великого поэта Ольги Александровны Фокиной, вдохновившей меня на издание этой книги, посвящается». В книге семь рассказов, в центре внимания которых непростые женские судьбы. «…Грозные доли легли / На женщину русской земли» – так Некрасова в поэме «Мороз, Красный нос». Эти строки помещены в качестве эпиграфа первого рассказа сборника, однако они вполне уместны и для всей книги, в которой прослеживаются и некрасовские, и фокинские традиции.
Объединяет рассказы книги мотив прощения. Перекликаются, дополняют друг друга финал первого рассказа: «…не простила меня Богородица. Не простила» и название последнего, неслучайно ставшего заглавием всей книги, «Время прощать».
Пересечение судеб героинь, параллельные истории, сходящиеся в финале, – пожалуй, излюбленный прием Касецкой, во всяком случае, он эффективно используется в трех из семи рассказов книги: в первом, четвертом и седьмом, как видим, композиционно в сборнике они знаково поданы – начало, конец и самая середина.
Две женские судьбы сходятся в финале рассказа «Нежеланный» в одной общей для них трагедии. Чередуются главки, названные по имени героинь: «Шурка», «Ольга», но последняя главка названа так же, как и весь рассказ. Речь идет о когда-то нежеланном ребенке, ставшем для матери самым дорогим, самым жалеемым, но «Догнал грех-то… Не отмолила…». Хоть и не щадила «всехняя мама» своего доброго сердца для обездоленных соседских ребятишек, да и «бережно охраняла и лелеяла всех своих деток».
Пересеклись истории двух таких разных тезок – Верки и Веры Петровны – в рассказе «Тюльпаны к женскому дню», однако счастливо пересеклись, несмотря на разные там неурядицы и мнимые беды.
А в рассказе «Время прощать» неожиданно сошлись у одной могилы две женщины, чтоб одна услышала от другой сокровенное, выстраданное, такое необходимое ей, ведь через мгновение она испытала то, что испытала: «А только когда простила всей душой, до самого донышка, так вот верите аль нет, а жизнь ровно другой стороной ко мне повернулась – светлой, радостной. И задышалось легко, будто до этого дышала в полгрудины, жила в полжизни». Действительно, пришло время прощать.
Отголосок этого особого времени ощущается и в других произведениях сборника. Вот героиня рассказа «”Слепой” музыкант» Светка, мучительно переживающая «тонкую, нежную и беззащитную» первую любовь к «слепому», бесчувственному музыканту, который «до такой степени слеп, что совершенно не замечал столь не по возрасту глубокого чувства этого юного хрупкого создания», у неё тоже обязательно наступит «время прощать». А у бабки Пелагеи, героини рассказа «Качуля», оно уже давно наступило: «Да что уж теперь вспоминать: горе отгорёвано, слёзы выплаканы – дело прошлое». А еще в этом рассказе не может не порадовать оптимистическая фраза: «Живет деревенька-то».
Казалось бы, мало оптимистического в небольшом рассказе «Птица»: безысходно трагична судьба его героини Ритки, которой еще и тридцати лет нет, а выглядит она как старуха, возможно ли прощение её обидчикам. Но в душе-то Ритка вольная сильная птица, которая летит высоко-высоко, далеко-далеко. Нашлось место в сборнике и сказке-были для взрослых «Купальские звезды», в ней о любви, которая сродни колдовским чарам: «Всё у них будет хорошо». И потому всё им простится.
Написано с душой, хотелось бы и рассказы почитать.