Олег АЛИТИС. В ДОЛИНЕ АРЛЕКИНОВ. Поэзия
Олег АЛИТИС
В ДОЛИНЕ АРЛЕКИНОВ
НА ТЕМУ ФЛЕЙТЫ
Как смутно помнится, вначале
День почитался светлым сном
И мерно ходики стучали –
Уездной жизни метроном,
Снега сияли за окошком,
Соседских труб взвивался дым
И сладко так зевала кошка,
Зияя профилем седым.
Вдруг допотопный репродуктор
Запел в протопленной избе
И сразу показалось утро
Подарком солнечной судьбе:
Пленительная песня флейты
И волховала и цвела,
И к тихим водам тёмной Леты
Заворожённого вела...
Так было сказочно и ясно,
Понятно без гремучих слов,
Как будто кто-то тайновластный
Подманивал из-за углов,
А голос светлый и печальный
Послушно вёл среди теней
И откликался флейте дальней
В душе неопытной моей.
Пускай в Начале было Слово,
Но Музыка всегда была –
Она поэзии основу
И направляла и ткала,
Она журчала, щебетала,
И, громом-молнией виясь,
Ниспосылала нам сигналы
И с миром утверждала связь.
С неподражаемым искусством
Без напряжения и мук
Она душе дарила чувство,
Которое рождает звук;
Вся, от прелюдий и до арий,
Богатством музыкальных тем
Являла нам инструментарий
Стихотворений и поэм.
Её повторы и рефрены,
Мелизмы, трели и т.п.
Вливались в струи Иппокрены
И стройный строили напев.
Гармония через порталы
Сумев проникнуть и протечь,
Как леденец во рту катала
Ещё незнаемую речь...
Господь пронёсся над волнами
И шум его незримых крыл
Оборотился вдруг словами,
Которые он мне открыл;
Всё зацвело... Случилось чудо:
Поймав напева светлый лад
Слова явились ниоткуда
И выстроились в звукоряд...
А дальше – чисто человечье –
Всемерно отдалить конец
И гармоническою речью
Сплести Поэзии венец.
ΚΟΙΛΑΔΑ ΤΩΝ ΑΡΛΕΚΙΝΩΝ
(ДОЛИНА АРЛЕКИНОВ)
На страдающей катарактой киноплёнке,
где-то там в полузабытой жизни,
вижу вновь изумрудный остров Родос
и урочище, куда на ощупь пробирался
по подземному сырому водоводу
пять минут – казалось, жуткую вечность.
Там в прохладной притемнённой роще
у ветвящихся прыгучих потоков
валуны замшелые, деревья, травы
были живы копошливым покрывалом
тысяч бабочек узорных – арлекинов
на радении родосского лета.
Ты подумай: бабочки, их яйца, гусеницы,
куколки, затем новые имаго
ничего, ну ничего не знают друг о друге,
ничего, ну ничего совсем не помнят,
подчиняясь лишь впечатанному в свиток
закону бесконечности рода.
Я гляжу сейчас, как за окном снежинки
бабочками плавают, взвиваются, танцуют,
липнут, как влюблённые, друг к другу
и ложатся искристым, но мёртвым одеялом –
только по весне они проснутся
и дадут здесь ток всем видам жизни.
С нежностью смотрю я в полумрак квартиры,
где ты спишь, от мистерий отвернувшись,
а проснувшись, будешь любоваться
красотою мира, бабочек, снежинок...
Где здесь философия, о Муза,
в чём поэзия наитий и догадок?
Изменив масштабы времени, увидим,
что мы, может статься, бабочки-арлекины
в благосклонной к нам долине юдолей;
озабочены существованьем, копошимся
от шлепка рождения до вдоха смерти,
продлевая человечество в детях, –
и до нас, и после – тёмная вечность.
Что тогда, скажи, скрывается незримым?
* * *
В угоду творческой свободе
путём неповторимо длинным
мы от Кирилла и Мефодия
пришли к Кириллу с Валентином.
Они с повадкой красно-девичьей
стихи бросают, словно стрелы,
и как бы призрак Шершеневича
парит по залу ЦДЛа.
Ребята искренне надеются,
что это – шалость, не всерьёз,
как яркое перо индейца
или букетик детских розг.
Но Муза с головою песьей,
с метлою, на коне лихом
арканит преданных Поэзии,
карает преданных стихом;
безжалостная и безгрешная,
вся в чутком поиске приюта, –
нужны ей не уют скворешника,
а череп и мозги поэта,
где, заселившись и освоившись,
и выпив кровь и мозг, как ласка,
вас бросит в жёлтом доме воющих
и воспарит опять соблазкой...
И нас поэзии услада
сшибала вмиг исподтишка
миксолидийским древним ладом
давно забытого божка,
и нам под Геликона сенью
хотелось бы бессмертно петь,
но все стихи в виду успенья
окончить можем не успеть,
и нам ли старческой душою
и дряблой старческой рукой
вертеть Давидовой пращою,
петь голиафам «упокой»?!
У нас закончились все сроки
для вызревания плодов
и не помогут здесь уроки
литинститутовских плутов.
Скажу: поэты – дикоросы,
у них особенный статут,
они и в бури, и в морозы
из грязи в князи процветут.
Поэты смотрят в воды Леты,
читают в душах, облаках,
за что великие поэты
несчастливы во всех веках...
Давайте, юным не переча,
не поучая, вместе петь,
позволим им расправить плечи,
чтобы на крыльях полететь!
Я верю, ветреница выберет
(Кого? Знать не дано – бог весть!),
кого из стихотворцев выпереть,
кого в поэты ей возвесть;
тому покажется заманчиво
слить воедино кровь и боль,
и превратиться вдруг из мальчика
в земли пророческую соль.
* * *
Пусть зябко на рассвете,
горит в лугах роса,
но поднимает ветер
зарю на небеса.
Как повелел Всевышний,
Небесный наш Отец,
пастух с сыночком вышли
пасти своих овец.
В зените солнце встало,
и чтоб не ждать беды,
они спешат со стадом
к деревьям у воды.
И вот под робкий лепет
живого ручейка
дитя из глины лепит
коровок и бычка,
собачку и овечек,
и как венец труда
был сляпан человечек,
беречь свои стада.
Но скоро надоело
мальчишке глину мять –
куда живее дело
с щеночком поиграть!..
Ещё не зная логик,
не выдумав наук,
над смыслом аналогий
задумался пастух:
а вдруг Создатель Грозный
пока ещё дитя
и мир из праха создал,
играя и шутя,
и нас, людей голимых,
он, может быть, слепил
из мягкой красной глины
для испытанья сил?
Вдохнул живые души
и вот уже века
мы Господу послушны,
как дождь и облака?
И где-то во вселенной
Парит, тысячекрыл,
Растущий и Нетленный,
забыв, что натворил.
БОГОЯВЛЕНИЕ
Когда январское селение
Под праздничной звездой не спит,
Крутой мороз Богоявления
Над иорданью пар клубит
И сходят в прорубь люди, веруя,
Смывать болезни и грехи,
И злые помыслы неверные,
И быта скорбные штрихи...
Переживая очищение –
Мгновенной искренности взрыв,
Они готовы к всепрощению
Христьянский направлять порыв,
Водой студёной обновлённые,
Вновь не боятся ничего
И верят чувству окрылённому
Перекрещенья своего.
Но есть и таинство сокрытое –
Его лишь избранные ждут,
Те, кто младенца из корыта
Ну ни за что не выплеснут, –
Они следят с надеждой благостной,
А вдруг да сбудется мечта:
И Дух Святой, как голубь яростный,
Сойдёт на нового Христа.
Живые строки живого поэта - неординарные.