ПОЛЕМИКА / Никита БРАГИН. БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ РУССКИМ. Всё в наших руках
Никита БРАГИН

Никита БРАГИН. БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ РУССКИМ. Всё в наших руках

 

Никита БРАГИН

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ РУССКИМ

Всё в наших руках

 

«Культура отмены», выражающаяся в дискриминации российского, недавно получила новое развитие. Если до сих пор она проявлялась в области искусства и спорта, то теперь она распространилась и на науку. Наверное, все уже слышали о прекращении сотрудничества с российскими учеными в работах на большом адронном коллайдере в Швейцарии. А вслед за этой новостью пришла другая, касающаяся области науки, в которой я сам работаю – геологии. Будучи прямо заинтересованным этой ситуацией, я не могу не откликнуться. Вот что произошло. От наших ученых, собиравшихся участвовать в работе Международного Геологического Конгресса, стали требовать, чтобы они отказались от аффилиации, то есть, указания на место проведения исследования, результаты которого содержатся в научной статье или докладе на конференции. В таком указании обязательно перечисляются страна, город и научный институт. Таким образом, речь идет о национальной принадлежности ученого. И вот как это происходило. Привожу переписку одного из российских ученых с оргкомитетом Конгресса, распространенную в социальных сетях (английский текст переписки даю в своем переводе).

 

О человеческом достоинстве

Пару месяцев назад меня пригласили прочитать лекцию на Международном Геологическом Конгрессе (Южная Корея, август 2024). Два дня назад я получил от организаторов письмо с требованием убрать российскую аффилиацию. Я отказался это делать – нельзя позволять себя унижать. Нельзя превращать науку в инструмент дискриминации. Привожу письмо от организаторов Конгресса и мой ответ. Прошу максимальных репостов.

 

От Научного Комитета Геологического Конгресса. Пятница, 5 апреля 2024 г., 11.08

Тема: Требование изменения вашего национального статуса на официальном сайте Международного Геологического Конгресса 2024.

Дорогие авторы тезисов докладов из России, тепло приветствуем вас! Организационный Комитет Международного Геологического Конгресса 2024 благодарит вас за представление тезисов докладов. Тем не менее, мы настоятельно просим вас до 7 апреля 2024 г. изменить ваш российский статус на принадлежность к другой стране, если это возможно. В противном случае мы не можем принять тезисы докладов из России в течение периода рецензирования (следующая неделя) согласно политике Международного Союза Геологических Наук. Если ваши тезисы докладов не будут приняты вследствие национального статуса, ваш организационный взнос может быть возвращен.

Еще раз благодарим вас за сотрудничество.

Искренне –

Организационный Комитет Международного Геологического Конгресса 2024.

 

Ответное письмо

Дорогие коллеги!

Я потрясен, шокирован и огорчен предпринятой вами дискриминацией ученых из России. Такая дискриминация противоречит духу науки и несовместима с интернациональным статусом Международного Геологического Конгресса, который вы организуете. Хотя некоторые люди могут быть восприимчивыми к истерии и ксенофобии, раздуваемой политиками и средствами массовой информации, интеллектуалы должны быть выше этого. Я надеюсь, что, обдумав свое решение еще раз, вы согласитесь, что дискриминации нет места в науке, в любых международных мероприятиях, и, говоря обобщенно, в общественной жизни – и позволите мне и другим ученым из России участвовать в работе Международного Геологического Конгресса под своим национальным статусом. В случае отказа я не смогу принять участие и постараюсь дать этому случаю максимально возможное международное освещение, с целью искоренить дискриминацию и расизм из области науки.

P.S. Я никогда не был в Корее, но многократно посещал другие страны Азии, особенно Китай. Эти страны запомнились мне гостеприимством и приветственным отношением, и я ожидал подобного и в Южной Корее. Ваше письмо свидетельствует о том, что я, возможно, ошибался.

Искренне ваш

 

Итак, вы можете убедиться, что наш российский ученый дал достойный ответ оргкомитету. Но, при этом, сохранив человеческое достоинство, он лишился возможности участвовать в работе Конгресса и выступить там с докладом. И, думаю, не только он.

И вот здесь выступают три момента принципиального значения. Первый – для меня, и не только для меня категорически невозможно выступать или публиковаться без своего национального статуса. Здесь не может быть компромиссов, и вопрос абсолютно ясен (как ясно и отношение к тем, кто готов поступиться национальным статусом). Ведь нам что предлагают? Не просто аффилиацию поменять, а отказаться быть русскими, так надо сказать со всей прямотой.

Второй момент сложнее. Он означает неизбежные потери. Если Оргкомитет Геологического Конгресса принял дискриминационное решение, то вслед за ним это могут сделать и оргкомитеты других научных конференций, проходящих в странах Запада. Хуже того, так могут поступить и редколлегии научных журналов. Это может привести к частичной изоляции целых областей нашей науки, прекращению или затруднению научного сотрудничества. Все это может затормозить развитие нашей академической науки и привести к большим потерям и даже отставанию. Собственно, у меня даже возникает мысль, что дискриминация ученых помимо прочего имеет и эту цель.

Третий момент особенный. Дело в том, что еще в советское время были прецеденты дискриминационного давления на нашу науку. Вот пример. Летом 1980 года в Париже состоялся XXVI Геологический Конгресс. На нем в числе прочих организационных моментов принималось решение о месте проведения следующего, XXVII Конгресса. Он должен был состояться в Москве в 1984 году. Однако представитель США выступил с требованием изменить место проведения Конгресса, обосновывая свое требование вводом советских войск в Афганистан. И тогда ему возразил один из видных советских геологов, академик Владимир Васильевич Меннер. Одухотворенно, взволнованно и даже страстно, но, вместе с тем, уверенно, он говорил о том, что академическая наука всегда была и будет открытой, интернациональной, не связанной государственными границами и находящейся вне политики. Наука, как неотъемлемая часть мировой культуры, всегда была и будет основой человеческой цивилизации, и не может подвергаться запретам и дискриминации! Не может быть сегрегации по национальному, расовому или политическому признаку в отношении страны и её науки! И он победил! Речь эта произвела огромное впечатление, и большинство проголосовало против изменения места проведения Конгресса, и он состоялся в Москве.

Сейчас же я думаю – а имела бы успех такая речь сегодня? Боюсь, что нет, ибо изменилась не только политическая ситуация в мире, когда в условиях неизбежной потери своей гегемонии политики совершают или грозят совершить крайние, чрезвычайно рискованные действия. Это только часть проблемы, ведь изменились и сами люди, изменилось, и не к лучшему, научное сообщество. Раньше никто и заикнуться не мог о запрете национального статуса, неважно кого – ученых, спортсменов, людей искусства. Попробовал бы кто, скажем, предложить коллективу Большого или Мариинского отказаться от задекларированной принадлежности к нашему государству, представляю, какой бы был скандал на весь мир. А сейчас можно все.

Остается с нами извечный вопрос – что делать? Во-первых, сделать выбор – быть русскими и оставаться русскими навсегда. Не сдаваться и ни в коем случае не идти на предложения отказа от национального статуса, и это относится не только к ученым, но и к спортсменам, музыкантам, артистам, словом, всем, кто может и желает участвовать в культурных мероприятиях за рубежом. Помнить, что «Родина есть слово, исполненное глубокого смысла, приобретаемого им в момент превращения варвара в культурного человека, и снова утрачиваемого, как только цивилизованный человек усваивает девиз ubi bene ubi patria (где хорошо, там и отечество)». Так сто лет назад сказал Шпенглер в своей книге «Закат Европы». Мы не должны допустить «заката России», наша культура жива и способна принести многие прекрасные плоды, наш народ, несмотря на страшные потери ХХ века, ещё крепок и молод, способен и к труду, и к подвигу, что доказывается ежедневно.

Во-вторых, не унывать. Экономику нашу не смогли изолировать и сломить, не смогут это сделать и с наукой. Больше того, надо учиться гибкости, изобретательности, находить новые области и новые пути. Кругом огромный мир – Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, Африка, Латинская Америка, и даже в Европе есть дружественная нам Сербия. И там проходят конференции, и там издаются научные журналы, и есть среди них журналы мирового уровня, как некоторые в том же Китае (сам пишу и публикую там научные статьи, на английском, конечно). Наконец, есть наши, отечественные журналы, и надо стремиться поднять их престиж, достичь высокого мирового уровня, и это в наших силах. Нам предрекали экономическое и технологическое отставание, но его не будет. Не будет и отставания академической науки – если мы будем верны своей стране и приложим усилия. Все в наших руках!

 

Комментарии

Комментарий #35982 31.05.2024 в 21:19

Если говорить о развитии науки (а я именно об этом и написал), то ориентация на Китай полезна. Видели бы вы их научные институты, их музеи. Их международные научные журналы. Есть чему поучиться. Никита Брагин.

Комментарий #35968 27.05.2024 в 10:06

ОТВЕТ ПРЕДЫДУЩЕМУ #35964
"А ориентация на современный Китай вообще губительна", - пишете вы. Может, не надо именно сейчас плевать в сторону Китая, подавшего руку в сложнейшей для России ситуации? Прислушайтесь к тому, что творится между им и Тайванем. Подключите логику, если она у вас уже не осталась в прошлом или убежала от вас в будущее.

Комментарий #35964 27.05.2024 в 07:14

Такого рода заметки появляются уже почти сорок лет. Дела все хуже. А ориентация на современный КИтай вообще губительна.

Комментарий #35872 14.05.2024 в 17:50

Благодарю, Валерий! Конечно, это так. Добавлю - традиции есть неотъемлемая часть национальной культуры. У нас же наличествует еще одна серьезнейшая проблема. Это размывание и засорение важнейшей основы культуры вообще - языка. Без языка о традициях и обрядах можно и не вспоминать. Между тем мы переживаем сейчас настоящее Батыево нашествие слов-зомби, таких, как коворкинг, кейтеринг, клининг (а это обычная уборка помещения!) и тому подобного. Опасность очень велика. Беда в том. что эти слова не встраиваются в живую ткань языка, как некогда французские, латинские, немецкие, которые в нашем прошлом были связаны с просвещением. Эти же - просто обезьянничанье. Вот здесь мы рискуем престать быть русскими.

Комментарий #35871 14.05.2024 в 15:46

Очень актуальная тема. И надо её поднимать постоянно. Но здесь есть один важный момент: чтобы остаться русскими, надо и жить по-русски. Если образ жизни у среднего класса на две трети западный, надо беречь и развивать то, что наше: традиции, обряды, обычаи. Одну треть, но нашу.
Пока же мы оболванены стандартами всемирного общесва потребления и живём по ним самозабвенно.Во всех телесериалах мы видим дамочек, у которых ничего русского не осталось. Ушла из образцов геройнь полненькая, добрая, молодая мама и жена,призванная Богом служить мужу и детям. Таперича!-как говорил Коровьев в фильме "Мастер и Маргарита" другое время. Российское общество-уйми,успокой этих мужков и дам с непомерной гордыней. Может тогда и выживешь! Ваш Валерий Скрипко