РЕЦЕНЗИЯ / Артём ПОПОВ. СВЕТЛАЯ ПРОЗА АНАСТАСИИ АСТАФЬЕВОЙ. О книге «Глафира и президент»
Артём ПОПОВ

Артём ПОПОВ. СВЕТЛАЯ ПРОЗА АНАСТАСИИ АСТАФЬЕВОЙ. О книге «Глафира и президент»

17.05.2024
241
0

 

Артём ПОПОВ

СВЕТЛАЯ ПРОЗА АНАСТАСИИ АСТАФЬЕВОЙ

О книге «Глафира и президент»

 

Новую книгу Анастасии Астафьевой получил в светлую Пасхальную седмицу и тут же начал читать. Книгу составляют рассказы и повесть о будничной нелёгкой жизни в современной деревне, русской провинции. Часто эта жизнь печальна и сурова. Но в каждом произведении автор оставляет спасительный свет и надежду.

Открывает книгу повесть «Глафира и президент», нетипичная для Анастасии Астафьевой, верной канонам классического реализма, – она написана в жанре притчи. Автор в зачине обращается к казалось бы уже забытому времени ковида. В одну дальнюю деревушку, чтобы укрыться от смертельной заразы, приезжает с телохранителями сам... президент! Поселился глава государства в избе у старушки с исконно русским именем Глафира. Ведут они между делом задушевные разговоры о дне сегодняшнем, прошлом и будущем России. С одной стороны, абсурдная ситуация, а с другой абсурда хватает в нашей жизни с лихвой. Если вчитаться, можно согласиться с более чем разумными речами Глафиры. Не случайно на обложке книги потерялась буква «и» в названии и получается: «Глафира президент». Не буду рассказывать, чем закончилась повесть-притча с еë социальным, философским и даже политическим смыслом.

Эту повесть я бы поместил как завершающую сборник, ведь в ней можно помечтать: а что будет, если... «Глафира и президент» даёт ответы на многие вопросы, почему российская деревня так трудно живёт.

В рассказах Анастасии Астафьевой дорога – один из лейтмотивов. В наши отдалённые деревни надо ещё суметь добраться, и это часто настоящее испытание.

«Зимой дорога гладкая, ровная, укатанная колëсами. Заснеженный лес встаёт впереди высоким узким коридором. Дальний свет от фар автобуса разрывает темноту, блуждает по стене деревьев» («Бревно»)

Дорога – это и материальное, и путь героев к себе, к Истине.

В рассказе с говорящим названием «Дальше дороги нет» пенсионерка Зинаида Петровна возвращается из райцентра в деревню, где еë должен встретить супруг – «дед», но обнаруживает его на полпути чуть живого. Позвонить бы, позвать помощь, но не ловит мобильник на глухой лесной дороге. И в этот момент открывается Зинаиде Петровне другое – то, в чëм надо искать спасение.

В уже упомянутом выше рассказе «Бревно» водитель-цыган с красивым именем Алмаз везёт на школьном автобусе детишек, но дорогу за поворотом вдруг преграждает бревно, упавшее с лесовоза. Сколько бед от этих ухарей, увозящих последнее добро – лес! Алмаз пытается развернуть автобус от бревна, но...

Проза Анастасии Астафьевой затягивает, погружает в детали, долго не отпускает.

«Дождь лил, не переставая, день будто и не наставал – сумерки с утра до вечера, а в ночи темень такая, что выйди во двор без фонарика, отойди от дома на несколько шагов, протянув вперёд руки, и, кажется, схватишь эту густую, как кисель тьму, а она запузырится, чавкнет и липко протечёт меж пальцев» («Бессонница»).

Непридуманные сцены из повседневности точно и тонко изображены в рассказах Анастасии Астафьевой, писатель заостряет конфликт и показывает безусловную ценность жизни каждого. Спасают героев дети – за ними будущее, как бы это банально не звучало.

Но дети приносят и проблемы. Вечный поколенческий конфликт находит отражение в рассказах «Всё на свалку», «Принцессы на горошине». «Счастье – это когда тебя понимают» – пишет в школьном сочинении герой одного известного советского фильма. У китайского философа Конфуция эта мысль звучит несколько по-иному: большое счастье – это когда тебя любят, настоящее счастье – это когда любишь ты.

Старики не понимают молодёжь, а молодëжь не принимает ценности старшего поколения и готовы выбросить их буквально на свалку. Как разрешить этот конфликт, Анастасия Астафьева пытается показать в своих новых рассказах.

И как же без юродивых, дурачков? Они и сегодня живут на виду в деревнях, в отличие от города, где всё скрыто за толстыми стенами квартир. Щемящий, жалостливый рассказ получился о чудике по имени Кирюша.

Побеждает все беды Любовь (вспомним приведённое изречение Конфуция): в ней герои Анастасии Астафьевой ищут спасение. Любовь к давно не любимому, казалось бы, мужу или вот такому странному Кирюше и, конечно, к своим родителям и детям. Любовь сделает нас лучше, чище.

«А ещё Вероника хочет наконец заглянуть в глаза парню, и она уже сейчас догадывается, что увидит там не пустоту и тьму, а мысль и свет. И любовь. И тогда небо обнимет еë, и будет у неë «щастье, везна и жолтые синисы». Они прилетят к ней из детских снов, вернутся вместе с утраченной радостью бытия, разгонят небесную хмарь и подарят солнце» («Кирюша»).

Этот исцеляющий свет излучает вся книга Анастасии Астафьевой.

Остаётся добавить, что издание сопровождает логотип «Новые деревенщики»: Анастасия Викторовна – один из ярких лидеров этого направления в современном литературном процессе. И эта книга как нельзя лучше отражает его главные принципы.

г. Северодвинск

Комментарии