Александр АФАНАСЬЕВ. КОНЕЦ ЕЛЬЦИНСКОЙ ЭПОХИ. Начало духовного возрождения России
Александр АФАНАСЬЕВ
КОНЕЦ ЕЛЬЦИНСКОЙ ЭПОХИ
Начало духовного возрождения России
6 мая 2024 года в Foreign Policy (США) была опубликована статья Джозефа Стиглица под названием «Что не так с глобальным управлением – и как всё исправить». В ней автор утверждает, что Вашингтон «теряет поддержку» по целому ряду глобальных вопросов и что «корабль международных правил» может вернуться на правильный курс «с помощью» Глобального Юга. В этом утверждении много неожиданного, откровенного и в высшей мере разумного. А главное – это, по сути, манифест сохранивших здравомыслие сил Запада с требованием пересмотра политики США и создания системы новых отношений в современном мире.
Начну с характеристики издания. Foreign Policy – американский журнал со штаб-квартирой в Вашингтоне, освещающий темы глобальной политики и теории международных отношений. Он был основан в 1970 году социологом и политологом Самюэлем Хантингтоном (1927-2008) – преподавателем Гарвардского университета, президентом Ассоциации политических наук (1986-1987), автором книги «Столкновение цивилизаций» (1996). Публикация названной статьи в столь солидном издании не просто престижна, но ориентирована на высшие политические круги Америки, включая, по-видимому, прежде всего «глубинное государство».
Тезис утраты «поддержки» Штатами мировой общественности звучит одновременно как констатация реальной политической ситуации в мире, но также как выражение тревоги и форма предостережения о серьёзной опасности продолжения нынешней геополитической линии администрации Джо Байдена. Тезис выхода на «правильный курс» предполагает скрытое осуждение политики угроз и диктата, а также гибельного отхода США от самими же ими установленных «правил». Тезис поиска «помощи» Глобального Юга означает ещё не капитуляцию Запада перед последним, но уже тактику сохранения «лица» путём компромисса при ведущей роли США.
При всём уважении к автору хотелось бы, однако, отметить, что для США реальная действительность гораздо хуже и намного тревожнее деликатных намёков Джозефа Стиглица. Западный мир сегодня погрязает всё больше в дрязгах и распрях, разрывается в контрастах беспредельной роскоши и катастрофической нищеты. Этот мир вязнет в паутине химер и иллюзий, панически бежит от современных реалий, создаёт надуманные проекты и сотрясается от людских рыданий, стенаний и вожделений. Короче, Запад тонет в прахе земного бытия и растрачивает себя в тщете суетности.
Эта агония Запада накладывает негативный отпечаток на весь остальной мир. Земной мир в целом ныне ужасающе штормит, и создаётся впечатление, что он сорвался с якорей. Его болтает из стороны в сторону, по нему прокатываются волны, и он, того и гляди, захлебнётся в этих массах словесной воды и пойдёт ко дну. Каждая страна сейчас живёт и выкарабкивается по-своему, ухватываясь за подручные средства, готовая утопить любого, кто ей мешает на пути к спасению. Европа сбилась в кучку и в страхе ухватилась, как утопающие за соломинку, за Штаты, которые сами впали в ступор и ищут спасения за счёт других, топя и отталкивая от себя даже своих ближайших «союзников».
Следует признать, что западный мир шёл к этому своему катаклизму довольно долго, но стремительно обрушился в самое последнее время. Причём как-то внезапно, разом, всей своей массой. Катарсис настиг Запад буквально в последнее десятилетие, постепенно обостряясь и углубляясь, но сама катастрофа обрушилась на него, по сути, в момент объявления СВО России на Украине. Эта странность состоит в том, что именно Запад, в первую очередь США, заварили кашу на Украине в расчёте на то, что Россия не выдержит давления, ответит на провокацию и тем самым даст повод для собственного разгрома и уничтожения.
Трагедия для США и Запада заключалась в том, что, переоценивая свою мощь (искусственно накаченные мускулы) и недооценивая исторически списанную ими Россию, они оказались не готовы к встрече с реальностью, будучи уверенными в том, что руководство нашей страны струсит и капитулирует вторично, подобно Борису Ельцину в роковые девяностые годы. Твёрдость и решимость России, проявленные 24 февраля 2022 года, потрясли Запад, вызвали в нём панику и страх, и он начал стремительно рассыпаться – морально, ментально и физически.
В итоге США и Запад в целом во второе десятилетие XXI века постигла участь ненавистной им России, то есть с ними случилась та самая «подлянка», которую они устроили нам в последнее десятилетие XX века. Российская «эпоха Ельцина» вдруг стала мировой, и её беды бумерангом обрушились на Запад, причём больнее всего ударили по Штатам. Финансово-экономические неурядицы, предательство национальных интересов, продажность всех звеньев элиты, криминальный беспредел, безрассудная алчность, абсолютная беспринципность и вопиющее вероломство – весь этот букет «ельцинщины» из российских девяностых мощно перетёк в американские нулевые и стал, по сути, визитной карточкой «самой демократической» страны мира.
И в этом нет ничего удивительного. Во-первых, мировой глобализм, который США использовали, словно удавку, накинув на горло всего «остального» мира, оказался палкой о двух концах и, в конечном счёте, больно ударил по самим Штатам. Во-вторых, и это самое главное, – Россия с некоторых пор превратилась в некий мировой лакмус или международный термометр, которым проверяется жизненный тонус и температура всего человечества. В начале XX века наша страна явилась катализатором мировых революционных процессов, совершив в 1917 году социалистическую революцию, о которой мечтало «прогрессивное» человечество. Ныне же она, пропустив через себя всю (целиком и полностью!) либерально-буржуазную «эволюцию», подвергла её принципы сущностному испытанию и, выявив в них все пороки и изъяны, вынесла ей суровый обвинительный приговор.
Россия приговорила неисправимо мошеннический, рецидивистски воровской и по-бандитски разбойничий Запад к высшей мере наказания, и осуществление российской СВО на Украине, по существу, явилось приведением приговора в исполнение. Медленным, неспешным, но неотвратимым. Президент Франции Эммануэль Макрон призывает к тому, чтобы не допустить «победы России» на Украине. Однако трагический парадокс украинской авантюры заключается в том, что, чем больше Запад будет настаивать на продолжении войны, тем больше он будет терять страну. Да и сам будет, тем самым, всё больше подставляться под финальную «раздачу».
То же самое можно сказать и о судьбе «ельцинской эпохи» в нашей стране и в мире в целом. Что касается мира, то мы видим, что процесс неминуемой кончины этой эпохи «пошёл». Это подтверждается, в частности, визитом китайского лидера Си Цзиньпина во Францию, Венгрию и Сербию в первой декаде мая 2024 года. Во Франции Эммануэль Макрон, у себя дома(!), получил от «товарища Си» очень звонкую оплеуху – то самое «вразумление», о котором он просил Си Цзиньпина в отношении Владимира Путина во время недавнего визита в Китай. То есть эффект получился обратный тому, на который «вояка» Макрон рассчитывал.
Венгрия и Сербия тоже были выбраны Китаем не случайно. Это страны, отстаивающие своё право проводить политику в интересах собственной страны и своего народа, но испытывающие, в связи с этим, огромное давление со стороны проамериканского руководства Евросоюза. Не вступая в политические дискуссии, Китай просто решил экономически поддержать народы этих стран, что и явилось само по себе серьёзным политическим шагом и ощутимым ударом по мировому ельцинизму. Для России эти политические демарши осторожного Китая значат гораздо больше словесных форм поддержки, ибо это уже дела, а они, как известно, стоят намного дороже самых красивых слов.
Что касается борьбы с ельцинизмом в нашей собственной стране, то ситуация здесь не столь однозначна, как на внешнеполитических фронтах. И дело даже не в том, что разрушительные процессы «святых девяностых» зашли у нас слишком далеко и укоренились слишком глубоко. При наличии позитивного настроя у нашего общества и твёрдой воли у нашего руководства порядок можно навести в этой сфере в считанные месяцы. Но беда в том, что наше общество всё никак не может опомниться от былых прозападных иллюзий, а руководство не считает необходимым брать на себя инициативу и по-сталински ломать ситуацию через колено.
При этом ни с народом у власти, ни с властью у народа особых противоречий сегодня в стране нет. Народ в своей подавляющей массе поддержал решение руководства о проведении СВО на Украине, с пониманием (без массовых протестов) отнёсся к осуществлению частичной мобилизации и, более того, морально поощрил движение добровольчества во всех его разнообразных формах. Невиданный успех Владимира Путина на президентских выборах, прошедших в разгар боевых действий на Украине, свидетельствовал как об одобрении народом антизападного курса, так и о наделении лидера страны, по сути, неограниченными полномочиями.
Помнится, Владимир Путин не единожды называл национальной идеей России патриотизм. С этим можно было бы полностью согласиться, если бы не одно НО. «Святые девяностые» и в этой сфере исковеркали всё до сущностной фальсификации. В трактовке патриотизма и до ельцинской эпохи далеко не всё ладилось. Наряду с патриотизмом подлинным в России, как дореволюционной, так и советской, параллельно существовал патриотизм ложный, показной, с пеной у рта и битьём в грудь. В дореволюционной России этот второй тип был всё же меньше распространён, а в советской – расцвёл пышным цветом. И ценился даже больше, чем реальный.
Но в ельцинскую эпоху в России появился третий вид «патриотизма» – перевёрнутый с ног на голову, уродливый и просто издевательский. Либералы-западники, возносившие американскую демократию до небес, полагали, в этой связи, вполне патриотичным гадить своей стране, крушить её традиционные устои и, не стесняясь, публично работать в интересах США, считавших нашу страну враждебным государством. Наглядным подтверждением этого служит история с Владимиром Кара-Мурзой (1981 г.р.), удостоенным «чести» быть почётным гостем на торжественных похоронах сенатора-русофоба Джона Маккейна (1936-2018), состоявшихся 31 августа 2018 года.
17 апреля 2023 года, уже в разгар СВО, Кара-Мурза вполне заслуженно был приговорён к 25 годам лишения свободы за государственную измену, распространение клеветы о советской армии и сотрудничество с агентурой американского влияния. Псевдопатриоты после этого немного поутихли, но они никуда не делись. Только малая часть из них демонстративно покинула страну, основная же масса осталась в России и продолжила исподтишка делать всё то же, что раньше совершала в открытую. Более того, судя по попытке «оппозиционера» Бориса Надеждина пробиться кандидатом в президенты РФ на последних выборах, эти «друзья народа» продолжают мечтать о реванше, причём на самом высоком уровне.
Но время их кончилось. Либеральная элита стала рыхлой и разрозненной, и каждый из её представителей уже борется не за идею, а за личное выживание, готовый в любой момент предать своих былых сподвижников. Менее активными стали и нахрапистые урапатриоты, ибо каждому из них предоставляется возможность показать себя на деле – чего они реально стоят на полях сражений в рамках СВО. Главной опорой новой, духовно возрождающейся России, её движущейся силой становится тот самый «глубинный народ», о котором в своё время говорил Владислав Сурков и который сегодня постепенно выходит из подполья, куда он был загнан разнузданным, рваческим, нигилистическим в своей сути ельцинским либерально-буржуазным режимом.
Этот глубинный российский народ, являющийся мерилом подлинного патриотизма, отличают, на мой взгляд, такие в целом позитивистские черты, как чувство долга, чести и достоинства; искренняя, непоказная, нефарисейская вера в Бога; сердечная любовь к Родине и верность её вековым традициям; жертвенное, в духе предков, служение своему Отечеству; трудолюбие, помноженное на добросовестность и ответственность за результаты труда; твёрдость нравственных принципов, основанная на самоуважении и уважении других; здравомыслие, базирующееся на понимании и учёте всех факторов реальной действительности; миролюбие, сочетающееся с правдой, справедливостью и неприемлемостью подлости в отношениях с другими людьми.
В составе нового руководства страны, предложенном 13-14 мая 2024 года главой правительства по согласованию с президентом РФ, а также прошедшем через фильтр Госдумы и Совета Федерации, все персоналии в той или иной степени обладают теми или иными названными качествами (в отличие от США, иначе бы их и не выдвигали). Но хотелось бы особо выделить крепкого в своих убеждениях Андрея Белоусова, назначенного министром обороны РФ, и скромного труженика Дениса Мантурова, утверждённого первым вице-премьером правительства РФ. Появление этих лиц на ключевых постах в российском руководстве представляется хорошим знаком и важным ориентиром для формирования новой политической элиты.
Что касается наших доморощенных «евроскептиков» и американо-идолопоклонников, хотелось бы их по доброте душевной предостеречь от дальнейших промахов и ошибок. Всё только начинается, господа! Россия всенепременно духовно возродится на новых, благих и здравомысленных основах, и вы не сможете свернуть её с этого магистрального пути, даже если всем скопом ляжете на рельсах. Ваш поезд ушёл!
Уважаемые коллеги, вы, наверное, заметили, как ловко извратили понятие «глубинный народ» и у нас, и на Западе. Извратили до перевёртыша, превратив в противоположность. «Глубинный народ» ассоциируется теперь такими умниками идентичным пресловутому виртуальному (или реальному) «мировому правительству».
Блестящие технологии, что ни говори...
И спасибо, что Александр Афанасьев возвращает в статье этому понятию его истинную трактовку.
А писатели России как одна из основных её патриотических сил с магистрального пути духовного возрождения и развития свернуть, конечно же, уже никак не смогут. Только вперёд и выше!