ИНФОРМАЦИЯ / Наталья ПАВЛОВА. НАШ ДАР ЗЕМНОЙ НА НЕБЕСАХ ОТМЕЧЕН. Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 87-2024
Наталья ПАВЛОВА

Наталья ПАВЛОВА. НАШ ДАР ЗЕМНОЙ НА НЕБЕСАХ ОТМЕЧЕН. Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 87-2024

 

Наталья ПАВЛОВА

НАШ ДАР ЗЕМНОЙ НА НЕБЕСАХ ОТМЕЧЕН

Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 87, 2024 г.

 

Главный весенний праздник для нашего народа – День Победы над европейским фашизмом, над нацистскими полчищами, сформированными за счёт народов практически всех европейских стран от Гибралтара до Вислы. Противостоящие нацизму народы Советского Союза понесли невероятно большие жертвы. Тем удивительнее те процессы, что начали происходить на территориях, ставших теперь независимыми государствами, а в недавнем прошлом входивших национальными республиками в единый Советский Союз. Реабилитация нацистских приспешников, воевавших на стороне гитлеровской Германии, установление им памятников, присвоение их имён проспектам и площадям – всё это, ещё двадцать-тридцать лет назад казавшееся невозможным, теперь является непременной частью утверждения «независимости» в новых государствах.

Этому вопросу, разоблачению исторической лжи, посвящены многие страницы книги Валерия Сдобнякова «Сквозь годы, карауля время», публикация которой продолжается в недавно вышедшем свежем 87-м номере журнала «Вертикаль. ХХI век». Как и в предыдущих книгах этого автора («Искры потухающих костров» в 3-х томах, «За тайной гранью», «Путешествие за звёздами», «Забытая дорога назад»), в новом произведении Сдобнякова даются исключительно факты, которые автор обобщает и осмысливает. Факты новой борьбы с нацизмом и национализмом в рамках Специальной военной операции на Украине. Бесценный исторический материал, который ещё сослужит службу будущим историкам, политологам и социологам, взявшим на себя труды исследовать феномен переформатирования сознания целого народа в начале двадцать первого века в течение каких-то десяти-пятнадцати лет.

Книга Валерия Сдобнякова о сегодняшнем дне. А вот в воспоминаниях Л.М. Судаковой «Студенческие будни в дни войны» рассказывается о давно минувшем. Как замечает во вступительной части их публикатор, главный редактор журнала, рукопись им была найдена совершенно случайно.

Автор студенческих будней передаёт незабываемую атмосферу в городе Горьком (так ранее назывался Нижний Новгород) в первый год Великой Отечественной войны.

«21 июня 1941 года в нашей школе «Памяти баррикад 1905 года» – прощальный вечер. Немного грустно расставаться с одноклассниками, учителями… Я, начитавшись Драйзера, («Банкир», «Финансист», «Гений») собираюсь в Москву в финансовый институт. Утро 22-го июня перевернуло все наши планы. Большинство одноклассников поступило на работу в завод… Не только ребята, но и девчата уходили в армию. Ушли смешливая Симочка Фомичёва и серьёзная Нина Дыбкова. Поступила в госпиталь Рита Кручинина. Начались полёты немецкой авиации на Горький. От них особенно страдал Автозавод. Сормову доставалось меньше».

Судакова всё-таки поступила в институт, но это не значит, что девушки не трудились для победы. Они выполняли множество необходимой работы: от расчистки от снега трамвайных путей и рытья защитных укреплений до выгрузки брёвен и заготовки картофеля.

«Наш инженерно-экономический факультет относился к ЛИИВТу (Ленинградскому институту инженеров водного транспорта) и после окончания блокады, возвратился в Ленинград. Добраться туда было непросто… Послеблокадный Ленинград – малолюден, прибран и тих. В центре уже не видно следов артобстрелов и бомбёжек, если не считать незастеклённых витрин, забитых фанерой… В Ленинграде уже не использовали нас, как подсобную рабочую силу. Но раз в неделю приходилось заниматься заготовкой дров для наших печей. Печь – одна на две комнаты, но от наших соседок-первокурсниц проку было мало: с пилкой и колкой дров они не были знакомы. Легче стало через год, когда в соседней комнате поселились бывшие фронтовики, занявшиеся заготовкой. За нами осталась только топка печи».

Простые и откровенные воспоминания, где много бытовых деталей. Но как много они способны нам передать.

Поэма Николая Бондаренко «Мой дорогой отец» также о великой войне и посвящена памяти лётчика-фронтовика, награждённого медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Красной Звезды.

Проза и поэзия в литературном журнале – традиционно наиболее востребованные жанры.

Василий Киляков на этот раз представил два рассказа: «Выстрел» и «Сиделец». Этот автор уже довольно хорошо известен читателям «Вертикаль. ХХI век» по прежним своим публикациям, среди которых есть и глубокие воспоминания о критике, руководителе семинара в Литературном институте, который заканчивал прозаик, – Михаиле Петровиче Лобанове.

Прозаик и поэт Михаил Попов также постоянный автор журнала. Большие стихотворные циклы уже не единожды появлялись на его страницах, и всегда вызывали, судя по откликам, самый живой интерес у читателей. На этот раз среди новых стихотворений непременно хочется остановиться на стихах, посвящённых памяти В.П. Смирнова.

Отдавая дань памяти выдающемуся русскому литературоведу, знатоку периода «серебряного века» в отечественной литературе, в этом обзоре процитируем стихи, которые Попов посвятил недавнему уходу из жизни Владимира Павловича:

Среди густой словесной дряни,

Что нес нам лекторский состав,

Он не кричал нам: «Гей, славяне!»,

Проникновенно прочитав

Историю начала века

Разнообразной ребятне,

И яд серебряного века

В нас тихо проникал: в вине,

В стихах, в улыбке и во фразе,

Что вдруг сносила крышу нам.

Его мы уважали в массе,

Он обращался к нашим снам,

В его мы превратились фанов,

Дружить мечтали, водку пить.

Над этим надо всем – Иванов,

И Адамович, может быть.

------------------------------------------

 

Все что по жизни заслужил –

Жилье на Ленинском проспекте,

Он жил, не напрягая жил,

Принадлежал к почтенной секте

Ценящих русский наш язык

И русскую литературу.

Тверской, по-моему, мужик,

Для нас студентов был он гуру.

То, что назвать бы златоуст,

Был и нарциссом он порою,

Хотя нарцисс-то в общем пуст,

ВП расплачивался кровью

За каждый яркий каламбур,

Являлся тонким камертоном

В годину социальных бурь

И в дни, когда наш мир был сонным.

На каждой лекции гремел,

И веселил во время пьянки,

Я от него уразумел

Своё «Прощание славянки».

С недавнего времени в «Вертикали. ХХI век» довольно регулярно стали появляться переводы.

Вот и на этот раз во втором номере подряд публикуется произведение сербской писательницы Душицы Миланович Марики. Рассказ «Зов из камня» написан в присущей этому автору запоминающейся этнографической манере. Истории любви поданы писательницей в особой исторической атмосфере, где недавнее время неразрывно связано с давним прошлым, которые соединяет между собой вневременной, можно сказать мистический персонаж – белый большой орёл. И всё повествование пропитано неповторимым национальным колоритом, что и придаёт произведению особенную привлекательность.

Новый для «Вертикали» автор – поэт из Махачкалы Мурад Саид. Им представлены переводы стихов классика лезгинской литературы, народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского, чьё 155-летие со дня рождения в этом году торжественно отмечается в республике.

В поэтическом разделе необходимо отметить и постоянную рубрику «Поэтическое краеведение», которую ведёт Лариса Егоршина. На этот раз Лариса Павловна поместила цикл стихов под общим название «Оранки». Посвящён он истории Оранского Богородицкого монастыря. Текст стихотворений прочтён и одобрен настоятелем обители игуменом Нектарием.

Публицистические выступления писателя Игоря Соловьева – это неотъемлемая часть почти каждого номера «Вертикали. ХХI век». Эрудированный, ироничный, местами злой, но никогда не переходящий из «рамок приличия», Игорь Александрович даёт свои оценки самым острым международным (чаще всего, но не только) событиям, произошедшим в течение года. Его фельетоны и полемические статьи по содержанию захватывающе интересны, по темпераменту – неослабевающе увлекательны.

Анатолий Строкин в разделе «Критика» выступает со статьёй «Собрату по перу». В ней поэт доверительно размышляет о том, как рождается поэтическая строчка, тема, стихотворение. Автор не претендует на какие-то особые открытия в своих размышления. Напротив – это дружеское приглашение к разговору.

На память добрую собрату по перу:

Наш дар земной на небесах отмечен,

Стихи – они – как надпись на ветру,

Мерцающий мираж в пространствах речи…

Но вдруг – как чудо: «Миг остановись!»

В словах простых и с ясным очертаньем,

И это чудо падает на лист,

Который ждёт и счастлив ожиданьем…

Таков собственный эпиграф к статье, выбранный автором.

В конце номера весёлые истории «Ветеринарное однажды» публикует Евгения Корешкова. По призванию поэт, по профессии ветеринар (окончила Московскую ветеринарную академию), Евгения Витальевна в жизни сталкивалась с удивительными происшествиями, случавшимися с братьями нашими меньшими. О некоторых она и рассказала в своих коротких рассказах, в которых соседствуют человеческое равнодушие и сострадание.

Неизменна в журнале рубрика «Наша хроника». В ней можно узнать о наиболее интересных событиях, связанных с редакционной жизнью – встречи, новые публикации авторов, выход новых книг, театральные премьеры и концерты.

На обложке репродукции картин народного художника России, секретаря Союза художников России Валерия Павловича Полотнова.

Нижний Новгород

 

Комментарии