РАЗГОВОР ПО ДУШАМ / Терентий ТРАВНИК. О ВЕЛИЧАЙШЕМ СОКРОВИЩЕ МИРА. Записки с натуры
Терентiй  ТРАВНIКЪ

Терентий ТРАВНИК. О ВЕЛИЧАЙШЕМ СОКРОВИЩЕ МИРА. Записки с натуры

 

Терентий ТРАВНИК

О ВЕЛИЧАЙШЕМ СОКРОВИЩЕ МИРА

Записки с натуры

 

Не только в искусстве, но и вообще в жизни каждого человека нередко случается такая незадача, когда вроде бы всё есть, а вот в одну картину оно не складывается. Кажется, есть листья, почки, цветы, есть ветви, ствол и даже что-то вроде корней, а вот дерева не получается, а если оно и получается, то не растёт, не цветёт и тем более не плодоносит. С миру по нитке до кафтана не дотягивает, а так и остается мотком, ну в лучшем случае отдельными клубочками ниток, и ничего другого.

Увлекающийся многим человек – это не только человек интересный, но и проблемный. Избегая принятия любых решений, он старается спихнуть их на плечи других, имитируя кипучую деятельность и усиленно показывая якобы свои волевые качества. Масса недоделанного, недодуманного и неоформленного складируется в его доме и памяти с желанием когда-то, но обязательно довести всё это до ума. Время идёт, а до ума не доводится, потому как на это нет ни сил, ни воли, а теперь уже и желания. Обладая динамитным запалом, такой человек втягивает в свои фантазии других, оставляя их в полном неведении, а то и разочаровании, потому как никаких обещанных им результатов нет, да и не будет. Он нерезультативен, он сеятель от слова посеять, а значит, потерять, не более того. Понимая это, такие люди становятся эгоистичными, добиваясь видимости победы, они не замечают других людей с их просьбами, а то и бедами.

Пишу не о ком-то стороннем, но о каждом из нас, в том числе и о себе, потому как ещё на заре своего творчества столкнулся с этой проблемой и всю жизнь её решаю, ибо, если оставить её без внимания и осмысления, теряется абсолютно всё, что именуется искусством, а тем более – творчеством, превращаясь сначала в прожектёрство, а затем и в глупость. Несусветная суета и видимость деятельности компенсируют, а по мне, так профанируют всякую идею и всякое доброе начало, превращая их если не в посмешище, то в студень с видом и вкусом говорильни. Это как зачинать, вынашивать, рожать, воспитывать ребёнка, но только на словах, это как кормить соловья баснями или депутатствовать с умным видом. Отчасти виной всему безволие, которое выдает себя в человеке постоянным стремлением последнего сначала дополнять сказанное кем-то, потом оспаривать и возражать, опутывая тему многосложными советами, которые могут пониматься по-разному, что дает ему возможность отказаться от своих слов и в конечном счете уйти от самостоятельного принятия решений, да и просто обидеться и отойти, а то и смыться от всех и от всего, закрепив за собою титул правого во всём победителя. Вот вам, кто этого не знает, гордыня во всей её обмелевшей красе, доведённой до заоблачных высот, где ледники мертвят и сковывают душу, а солнце лишь напрасно жжёт дрова:

Среди безвольных битых не бывает,

Они не вынесут быть под пятой судьбы.

Такой герой всё видит, помнит, знает

Намного лучше этот мир, чем я и ты…

А вообще-то есть только два варианта: первый – это когда уходят от тебя, и второй – это когда уходишь ты. Меня нередко спрашивают, почему я ни разу ни от кого не ушел, а стараюсь при любых сложностях сохранить общение? Прежде всего, у меня нет основания от кого-либо уходить, потому как встречаясь с человеком, я стараюсь сразу понять, насколько это для меня по силам, и если оно так, то продолжаю общение, а если нет, то просто его не начинаю, точнее, не углубляюсь в него. Так вот, если я принял решение развивать общение, то это окончательно, и помешать этому может только его уход или отход, но не мой. Обычно люди не объясняют и не озвучивают причины своего отказа от общения, хотя таковые должны быть. В таком случае я просто принимаю это к сведению, полагаясь, что раз человек ушел, то, как говорится, это не просто так, а значит, есть почему и за что. Я не стараюсь искать причину в нём, а полагаю, что она во мне, так что есть многое, на что надо обратить свое внимание и с этим поработать. К сожалению, то, что мне ничего не говорят (мол, догадывайся сам), усложняет задачу, но не огорчает – здесь уж как есть, так и есть.

 

ФОРМУЛА БЛАГОЧЕСТИЯ

 

Обычно человек, если не сошел с колеи или не ушел совсем, он хоть как-то, но следит за своим физическим и духовным здоровьем, а точнее, состоянием. С годами эти наблюдения становятся иными. Меняются методы и подходы, а диагностически на поверхность для оценки окружающих выползает его недовольство. Оно бывает разное, но оно есть. Степень недовольства вариативна и, как мне видится, зависит от качества реализации человека. Чем в большей степени он реализован, тем меньше его неудовлетворенность от происходящего с ним, да и вокруг.

Для писателя, а тем более – писателя-публициста, подобное самонаблюдение имеет большое значение, дабы со своими навыками не свалиться в брюзжание, нытье или, того хуже, в разного рода умничанье, а то и в сутяжничество.

Вот и я про это, а потому стараюсь не смешивать свои проблемы с общественными, несмотря на естественную связь обоих. Это непросто, но возможно. Думаю, что те ворохи несовершенств, которые я невольно постоянно наблюдаю вокруг, необходимы уже не для моего поколения, а для тех, кто идет за нами. Эта грязь если и по силам, то им и только им, ведь и мы тоже разгребали проблемы наших дедов. Вот такая преемственность.

И ещё, вступив на путь словотворчества, сделав его основой изучение реального человека с его бедами и радостями, победами и поражениями, я особо отмечал достоинства своей мамы. И вовсе не потому, что сын, а уж больно красиво и качественно она формировала свою повседневность, основанную на простых и мудрых оценках, корректных взглядах и ненавязчивых, этичных подходах к людям, а потому до конца своих дней имела подлинное уважение, силы, достаток и на редкость светлую голову: одним словом – судья, да ещё и на своём месте.

Имея множество бесед с нею, обращенных на познание её опыта, я в конечном счете сформулировал три постулата так называемой бытийной верности, когда есть в человеке то, что свидетельствует: он правильно поступал, да и поступает по сей день в своей жизни. Позже я их доработал, написал ряд сопутствующих статей с комментариями и опубликовал. Материал имел немалый читательский интерес, и я получил много писем. Здесь же позволю себе только напомнить, в чем суть этого исследования. Итак, бытийная верность, а проще говоря, благое в нашем с вами разуме и душе проявляется тремя последующими вещами, точнее, их наличием, а именно: достаточным здоровьем, достаточными средствами на жизнь, и это не только пенсия, но и крыша над головой, да еще и с необходимыми удобствами. И, пожалуй, самое главное, третье – это уважение и подлинный авторитет со стороны окружающих вас людей.

Это и есть три «нормы», качество которых и позволяет вам и вашим близким понять, насколько ваша жизнь была достойной. И это не придумка и не моя фантазия, а реальное жизненное наблюдение и объективная выкладка, так что имеет смысл свериться и, если есть потребность, силы и желание, то подкорректировать. Так что формула подлинного благочестия весьма проста: здоровье + достаток + наличие внимания и уважения со стороны друзей, коллег и близких – в совокупности качественность всех трех и делает из вас человека во всех отношениях достойного. А потому к вам и тянутся люди, приходят за советом и помощью, как это было в жизни моей мамы, Людмилы Георгиевны, спокойной и очень мудрой женщины, и те, кто был с нею знаком, это всегда подтвердят. Вот такая рецептура!

 

СВЕТ В КОНЦЕ КОНЦА

 

Просветление – это не тогда, когда из твоей головы идёт свет, и не тогда, когда ты не путаешь хлеб с камнем, а тогда, когда ты вдруг обнаруживаешь, что, оказывается, для всякого явления, да-да, именно для всякого, в этой жизни есть место и предназначение. И если получится это уловить, ты просто не сможешь не влюбиться в эту простую красоту. Просветление – это и есть влюбленность в простоту, открытую для тебя самой любовью. Нет ничего проще в этой жизни, чем настоящая любовь. Это тогда, когда больше ничего не надо менять, а только слегка подстроиться к этому процессу – благодати Святого Духа – и зазвучать, как это делает вся вселенная: на удивление выразительно. Разве это не гениально!

 

ПОРА ВСПОМНИТЬ ПУШКИНА

 

Основное отличие Запада от России в том, что он кормит себя за счёт других народов, а Россия кормит других, но за счёт своего собственного народа. При таком положении вещей отечественный альтруизм и сердобольность теряют всякий смысл. Это равносильно тому, если бы мать кормила чужих детей хлебом, отбирая его у своих собственных. Возможно, что в этом кроется некое духовное развитие, и я даже понимаю, в чем оно заключается, но в данном случае и оно не срабатывает, поскольку намерения, скрывающиеся за внешним участием России, увы, далеко не бескорыстны, а потому и далеко не всегда осуществляются её чаяния и надежды.

Нынешние упреки со стороны России в сторону стран Запада, обвинения их в жульничестве малоэффективны по той причине, что во многом мы с ними находимся в равных нравственных, а точнее, безнравственных долях, и лишь по-разному выражаем собственную задумку. Это относится к современной – постперестроечной России, а не к Советскому Союзу, в котором имелось несколько иное представление о взаимовыручке, но, увы, Союз исторически канул в лету, а потому и живем с тем, что есть.

Есть ли выход? Да, есть, и заключается он в том, чтобы отказаться от фальсификаций в области благотворительности, проявив пусть и суровую, но правду. Хватит накручивать и набалтывать информацию о достижениях и плескаться цифрами – пора наконец-то отклеиться от популистских приемчиков. Понимаю, что на данный момент это почти невозможно, а значит, и слова мои лишены всякой силы и привлекательности. Что ж, пусть будет так. Тем не менее, они обязаны прозвучать, эти слова, хотя бы на правах моего как публициста участия. Я ни к чему не призываю, потому как и без меня этого сегодня достаточно, никого не осуждаю и не пытаюсь кого-либо разубеждать, а говорю то, что с моей точки зрения вполне понятно каждому. И заниматься подобными изменениями должны не только верхи, низы или середина, а каждый простой россиянин. Быть может, тогда действительно что-то начнет меняться в ту сторону, которую принято называть лучшей. Не буду говорить о тех качествах, которыми она должна обладать, но явно, что не теми, какими сегодня переполнена моя страна.

И последний, пожалуй, самый главный вопрос: как это осуществить? Думаю, что только через опыт, и никак иначе. В нынешней России как раз то время, когда этот самый опыт и есть, точнее, будет «сыном ошибок трудных». Уверен, что появится гений, способный разрешить парадоксы, и, конечно же, «случай, бог изобретатель» (без него здесь точно никак).

 

НА ПУТИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ

 

Будь сам собой! – один из самых распространенных и, на мой взгляд, труднодостижимых призывов, а для меня – так это этапов в жизни. Давайте разберёмся. Сначала кажется, что быть самим собою означает жить и работать в состоянии, когда твои внутренние желания, а точнее, настроения не расходятся с теми, которые ты, как принято говорить, манифестируешь во внешнее пространство. Как говорится, что хочешь, то и говоришь, а что сказал, то и сделал – чего, казалось бы, проще.

А вот тут и начинается проблема. Дело в том, что подобное поведение срабатывает только тогда, когда ты волей обстоятельств попал на место господина, а все, кто рядом, соответственно, слуги. Господин начальник – это и есть тот, кто чаще всего находится в положении, позволяющем быть самим собой. При этом надо понимать, что если ты малоразвит, а такое не редкость, то подобная вседозволенность весьма быстро взрастит из тебя самодура с перспективой переродиться в деспота, а там и тирана. А дальше по классической схеме: все тебя боятся, но не уважают, а значит, ждут не дождутся, когда ты накроешься медным тазом. И это тоже из области если не быть, то побывать самим собой.

А говорю я это потому, что прежде, чем быть собою, сначала надо им стать, а вот этот этап мало кем учитывается, потому как неизвестен от слова совсем. Оказывается, что для того чтобы стать тем, о ком можно говорить, что он открытый для жизни человек, а это и есть тот, кто является самим собою, целая наука есть, а начинается она не с себя любимого, а с подготовки социальной почвы, на которой ты и будешь выращивать столь ценное растение, как ты сам. Премудрость невелика, но знать и понимать её следует. Итак, если ты решился раздеваться душою, а именно так я вижу положение «быть самим собою», то прежде всякого не будь слепым к чужой добродетели. И даже не потому, что приходящие к нам случайно дверью никогда не ошибаются, а просто помни тех, кто сделал тебе добро и всегда старайся ответить им взаимностью. С уважением относись к тем, кто честен с тобою, ибо это – и твое скорое будущее. Не играй в дружбу, а дружи, находясь в хороших отношениях с человеком. Не будь поверхностным в любви, а потому цени то время, те дела и чувства, что обращены любящими в твою сторону. Уважай взгляды и выбор других людей, ибо вскоре, становясь самим собою, ты потребуешь того же и для себя. Проявляй должную самостоятельность и разумную инициативу, не забывая об ответственности и последствиях.

В этом и заключается подготовка, а сколь долго она продлится, известно одному Богу. И в завершение поделюсь своим опытом стать и оставаться самим собою. Так вот, когда я занялся подготовкой к этому, то совершенно не заметил, как всё оно и случилось. Многие мне говорят, что я для них пример того, как надо быть самим собою, а мне кажется, что я готовлюсь к этому и по сей день, старательно выполняя то, о чём я тебе рассказал, мой во всех отношениях благорасположенный к этому читатель.

 

7 ОКТЯБРЯ 2023: КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА

 

Вспомнилось, как Борис Ельцин представил Путина, тогда же показали по ЦТ небольшой фильм о нем, а начали с квартиры его мамы. Она открыла дверь съёмочной группе, пригласила всех в квартиру, обстановка которой была очень скромной и с непременными слониками на комоде, да и сама мама была очень скромно одета, примерно таким образом, как простые пожилые женщины 50-60-х годов. Затем в этом фильме рассказали о Володе, о его учебе, о детстве, о том, как он занимался с учителем немецким языком и старался немного подработать, занимаясь частным образом с младшими школьниками. У меня сложилось ощущение, что всё в этом фильме – по-честному, но даже и не в этом дело, а в тех мимолетных деталях, которые мне удалось уловить и запомнить. Они пришлись по сердцу и остались навсегда со мной, сделав этого человека близким мне по духу.

Я тоже родился и вырос в похожей обстановке, а потому бы сразу увидел ляпы и погрешности. Позже я со вниманием следил за его карьерой, и этот сюжет не выходил у меня из головы. Он оставался неким критерием проверки на порядочность в любой ситуации, где появлялся этот человек, и всё, начиная с улыбки и заканчивая взглядом, срабатывало в сторону слоников на комоде. Как-то раз я поделился этим со своей мамой, рассказав и про этот фильм. Оказывается, она его тоже видела, и впечатления были такими же, как и у меня. Не думаю, что это была приманка, а даже если и так, то достойная. Обычно подобное обнаруживается позже, а в этом случае никакие приманки не выявились, и всё потому, что Владимир Владимирович такой и есть. Это наш русский хоббит, с хитрецой, лежащей на поверхности, а таких любит и оберегает Бог. Вот это понимают и западники. Для них он по-прежнему – гарант стабильности, потому как именно с ним – Бог. Не знаю, как сказать, но я это чувствую всем нутром своим, а в людях, если это касается света в их душе, я ни разу еще не ошибся. У меня есть и пробники, и есть то, с чем можно сравнить.

 

МАСТЕР-РЕМЕСЛЕННИК

 

А вообще-то настоящий мастер часто и не догадывается о том, кем он является. Иногда об этом ему говорят люди. Но это тоже всего лишь косвенный признак, а более весомый таков: к нему люди расположены и тянутся без всяких на то причин – им просто с ним рядом хорошо. Но и даже это не столь существенно – гораздо важнее то, что мастер принимает всех и особенно участлив с теми, кто, если так можно сказать, многого не знает и не понимает. Он находит нужные темы и слова для их поддержки.

Большинство из тех, кто сегодня находится в ранге гуру, мастеров и учителей, лично я отношу просто к коммерсантам от духовной сферы и прежде всего потому, что они берут за свои знания и услуги деньги. Даром получили, но отдают за мзду. Это что-то вроде параллельного духовенства или псевдосвященства, когда положение помогает сколотить группу учеников, которые будут тебе «чаи наливать». Не говорю, что такого не должно быть, потому как у настоящего мастера это тоже присутствует, но он никогда не объявляет цену и не вторгается в волю человека ради своей выгоды. Здесь так: дают – берет, может даже попросить, но никогда заведомо не сообщает о том, что всякое его участие определено деньгами. Это делает не мастер!

Знаю ли я мастеров? Да, их немного, но знаю: простые и очень скромные люди. Их особенность в том, что по каким-то неведомым прежде всего им причинам Бог дает им силу и знания, которые переходят на окружающих. Мастеров не определяют деньги или достаток, ибо это – скорее подсказка, что перед вами профессиональные популяризаторы чужих идей и мыслей, хотя и делающие свое дело хорошо. Это руководители большинства центров, фондов, школ, секций, клубов, классов, групп и тому подобного, где, зачастую, есть всё, кроме любви, а потому и берут они деньги. Деньги при отсутствии любви компенсируют им затраченные силы и энергию, что, вполне понятно. Система «есть спрос – будут и предложения» не имеет ничего плохого. Просто иногда эти люди, что называется, перегибают палку и ставят целью только лишь наживу, а потому будьте готовы к тому, что они расстанутся с вами, точнее вы с ними, как только не сможете оплачивать им то, ради чего вы к ним и обратились, будь то лечение или просто внимание к вам, – такое тоже бывает.

И всё-таки на этом многолюдном поле опыта и знаний ищите мастеров подлинных, потому как только они вам и подскажут то, в чём вы нуждаетесь, да и просто с ними рядом очень хорошо. А говорю я это потому, что эти люди есть в моей жизни, начиная с тридцати лет – и мужчины, и женщины, и старше, и моложе меня: все умеют любить! По любви и определяйте таких людей, если это вам станет необходимым. С Богом!

 

ТЕПЕРЬ УЖЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПАТРИОТИЗМ

 

Попробуйте задаться целью и поищите вокруг себя людей, кто смог бы вам прочитать наизусть стихи, и не абы какие, а стихи гимна России, и вы увидите, что таких не найдете, и даже тех, кто вам бы прочитал хотя бы половину, а ведь это всего три четверостишия, если брать без припева. Скажу сразу, что знать их наизусть стоит – они того достойны!

А теперь поищите тех, кто хотя бы раз полностью прочитал текст Российской конституции, – таких, если люди буду честны перед вами, тоже не найдете, а ведь это основной закон страны, которому должны подчиняться все мы, а значит, следует его знать. И это, согласитесь, не УК и КЗОТ, а основа нашего совместного бытия, нашего сосуществования. И вот вам письмо некоей Лейли Н, дословно: «Учусь в 10 классе, учительница по русскому задала учить гимн РФ, сказала, что будет к/р, будем писать по памяти. Я больше чем уверена, что в программе нет такого. Законно ли то, что она делает? И вообще, это нормально? Она бы нам еще религиозное воспитание начала преподавать!».

Отвечаю: «Если вы живёте в России, учитесь в школе и видите свое будущее в этой стране, то знать гимн страны – надо. Это прежде всего есть уважение к стране, в которой ты живешь».

А вообще-то с 1 сентября 2022 года дети в российских школах раз в неделю перед уроками исполняют гимн страны, и это правильно.

Напомню, что впервые гимн Советского Союза страна услышала по радио в новогоднюю ночь 1944 года. Для популяризации гимна государственное музыкальное издательство выпустило полтора миллиона копий нот. А издательство «Искусство» – миллион листовок с текстом. Кстати, гимн СССР был включен в учебники и пособия в Советском Союзе, включая учебник музыки в средних и старших классах, и все его знали. Гимн разучивали в школах, дворцах культуры, в театрах и клубах. В городах даже устанавливали щиты с текстом. Это было важной частью национального образования и формирования патриотических чувств у молодежи. Вскоре гимн зазвучал и на всех языках народов нашей страны. А в июне 1945 года новый гимн СССР открыл исторический Парад Победы. Думаю, информации достаточно!

А в завершение приведу здесь даже не скажу, что текст, а стихи нашего с вами гимна, написанные Сергеем Михалковым. Стихи замечательные, а о музыке Александрова и говорить не стоит – одна из самых лучших в мире – кстати, это и иностранцы признают. А ещё в мелодии гимна используется уникальный мелодический переход из мажора в минор и обратно – это сугубо русский распев, потрясающе красивый. Это и делает гимн проникновенным, поскольку воспринимается он и душой, и сердцем. Так что слушаем, дорогие товарищи и делаем правильные выводы!

ГИМН РОССИИ

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!

 

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

 

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

 

ЭКЗАМЕН НА ЗРЕЛОСТЬ (ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА)

 

Итак, зрелость – это, а теперь проверяйте:

– когда ты не боишься, что сделаешь что-то не так, и не потому, что осмелел, а потому, что всё делаешь правильно;

– когда ты можешь всё, но делаешь только то, что хочешь, а главное, что твои желания не просто не расходятся с потребностями окружающих, но и учитывают их;

– когда ты своим отказом не задеваешь просящего у тебя, потому как у тебя хватает такта и знаний не только успокоить его, но и объяснить, почему ты так решил;

– когда ты можешь легко отказаться от любого своего желания, потому что в тебе есть то, что с лихвой это компенсирует;

– когда ты живёшь для другого, обретаешь тем самым радость и делаешь её взаимной;

– когда ты не работаешь за деньги, но голодным не остаешься;

– когда после того, как тебе скажут правду в лицо, первое, что ты говоришь себе, так это: наконец-то и слава Богу!

– когда ты перестаешь выстраивать границы, а всё потому, что они выстроены самими людьми за счёт уважения к тебе;

– когда ты понимаешь, что каким бы мудрым ни был, тебя всё равно будут обманывать и подводить, а потому ты научился просто любить людей.

 

НЕ СТОЛЬКО О МУЗЫКЕ, СКОЛЬКО О МЕДИЦИНЕ,
ДА И О ЖИЗНИ ВООБЩЕ

 

Известно, что он доехал до дома на такси. Было уже поздно, и мороз стоял ниже 40 градусов. Домофон на двери замёрз и не реагировал на ключ. Закричал, начал стучать в окна, но никто не ответил. Поблизости не было тёплого места, где можно было бы согреться, а при сильном охлаждении на морозе у людей наступает сонное состояние, и он уснул.

Когда его обнаружили, то отправили в местный травмпункт, где ему оказали «помощь», перебинтовав руки, и отпустили пешком домой, так как у него не было ни копейки.

И только когда ему стало совсем плохо, он попал в Областную клиническую больницу, причем теперь уже в реанимацию, где была сделана первая операция для восстановления кровообращения в руках. Держать не стали и выписали домой в начале января, попросив прийти после праздников, – в итоге всё закончилось ампутацией восьми пальцев...

Выдающийся российский гитарист, гениальный исполнитель, потрясающий виртуоз Алексей Викторович Зимаков родился 3 января 1971 года в сибирском городе Томске, в один день с великим русским лирическим поэтом Николаем Рубцовым и в год его же трагической гибели. 23 мая 2018 года, после пяти лет инвалидности, в возрасте 46 лет музыкант скончался от инфаркта…

Написать о человеке, мастерство игры на гитаре которого покорило почти весь мир и осталось неизвестным и совершенно неоцененным в России, мне посоветовал мой друг, одноклассник Дмитрий Воронов, автор и создатель замечательного интернет-проекта – образовательного сайта «Аудио календарь русской культуры», и прежде всего потому, что страна должна знать своих и героев, и мастеров. Печально, но для России это чуть ли не норма, когда своих не видят, а чужих восхваляют, пусть даже и заслуженно. Признаться, меня всегда интересовало, почему так происходит: чем выше талант, по крайней мере у нас в стране, тем больше он затирается и не пропускается в социум. Конечно же, гении – нередко люди самодостаточные, но дело не в них, а в их искусстве, которое как ничто другое покоряет сердца зрителей и слушателей. И вот вам, пожалуй, и ответ: всё дело в том, что их просто не выпускают в свет те, чье в общем-то неплохое мастерство не способно затмить мастерство таких виртуозов, как, скажем, Алексей Зимаков. Все встало на свои места, а судьба гитариста поражает не только своим трагизмом, но и стойкостью. А почему оно так происходит, лучше поинтересоваться у Бога. Впрочем, допускаю, что ответ скорее всего вас не удовлетворит. На смерть гитариста было написано несколько стихотворений. Одно, под названием «Струны», написанное Сергеем Максимовым, поразило настолько, что показалось: это и есть ответ самого Творца. Судите сами:

Когда Бог радость разделил и муку,

а человек охоту и войну,

то кто-то первым тетиву от лука

осознанно воспринял как струну…

 

Таинственен путь звуковых потоков…

Свои имеют горы, море, лес…

Но знают путь от нас и до истоков

лишь птицы – толкователи небес…

 

Календари, и солнечный, и лунный,

не всё хранят, что кануло в веках…

И нечто есть, что знают только струны,

и звук их в Богом избранных руках…

 

МИР ВСЕМ

 

Когда меня спрашивают, кто для вас духовный человек и в чем его основная черта, то я всегда отвечаю коротко и просто: он – миротворец. Именно умение сохранять мир, решать сложные задачи, сохраняющие мир в мире и в душе, есть первая и основная черта всякой духовности. У единства есть потрясающая защита – оно не дает гордыне выйти за рамки. Отрешенность, отъединение и всё, что с этим связано, открывают возможности вашему эго бесконтрольно расти. Наедине вы можете дорасти до кого угодно, хоть до архангела, и никто вас не остановит, потому как некому. Братство всегда духовно, ибо строится на любви, а значит, вам помогут не впасть в то, что называют прелестью или гордыней. Но стоит его разъединить и разобщить – начинается падение. Даже физически одиночку легче убрать, но это не главное, потому как в жизни на первом месте стоит вопрос о спасении собственной души.

Когда меня спрашивают, от кого спасать, я говорю: только от собственного эго, которое обладает способностью не только копить, но и стимулировать в нас любые пороки. Если лукавый не может вас с кем-то разлучить, то он будет всячески стараться испортить между вами отношения. Каким образом? Всё просто: раздувать в ком-то его же собственную значимость, что рано или поздно приведет к отчуждению, а то и к зависти с другой стороны. В рыцарском кодексе чести были условия, когда каждый из братства или братии должен был хранить свою любовь к ближнему, а это означает только одно: если и не принимать его, то терпеть и прощать. И делать это так, как хорошая мать по отношению к своим детям.

Примириться и тем самым нанести поражающий удар дьяволу, одержать верх над ним, простив своего ближнего, – это и есть основа всякой духовности. Не только молитва или пост, аскеза или благое любомудрие, а только ваша способность сохранять мир со всеми и с самим собой говорит о том, что вы что-то делаете правильно, а точнее, по-божески.

 

КОГДА СМЕРТЕЛЬНО ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ

 

Советовать тем, кто постарше, пусть даже и ненамного, как-то не полагается, потому как лишние годы есть богатство, перекрывающее все твои доводы. А вот тем, кто идет за тобой, посоветовать что-либо разумное, пусть и из твоего опыта, вполне полезно. А вообще-то, советовать особо не спешу, несмотря на то что молодежные аудитории именно этого от меня зачастую и ждут. И все-таки на бумаге проще, да и то, что написано пером, топором точно не вырубается – проверено.

Итак, тем, кому нет еще двадцати, но больше пятнадцати, я бы посоветовал приложить все силы, дабы не увлечься алкоголем или наркотиками. Не сопьетесь сейчас – дотянете до старости, ибо алкоголизм вживается только в юности. Так что это, на мой взгляд, главное, а в остальном живите так, как чувствуете и можете.

Тем, кому за двадцать, но нет еще тридцати, советую потратить все силы на приобретения специальности и хорошего образования. А после двадцати пяти задуматься о семье, но только так, чтобы – если получится – на всю жизнь и без всяких контрактов и договоренностей.

Тем, кому за тридцать и нет еще сорока, я бы посоветовал потратить все силы на свой дом, семью и детей, при этом окончательно найти свое дело и утвердиться в своей карьере.

Тем, кому сорок и старше, я бы посоветовал задуматься о социальной значимости, руководящих позициях и расширении собственного дела – это для мужчин. А для женщин – всяческое участие и поддержка такого мужчины, если он рядом с вами. Если у него будет успех, то и вы станете успешной. Так что следуйте не за богатыми, а за умными – это время интеллекта. С сорока пяти и до пятидесяти вами должна быть сформирована собственная социальная среда для дальнейшего служения.

Тем, кому за пятьдесят, рекомендую оставить в прошлом всё то, что не осуществлено, и опираться на личные достижения, какими бы незначительными они вам ни казались. Не успели – не страшно, ибо есть еще шанс, если подойти с умом и занять положение мастера. Но только помните, что вам придется взять на себя ответственность, и потому, если не хотите, то лучше не влезайте – станете посмешищем, да и только. После пятидесяти пяти начинайте постепенно отказываться и отдавать, старайтесь довольствоваться малым вовне и тем, что у вас внутри. Не стройте, не планируйте и не стремитесь (это к мужчинам) рожать детей, оставьте это тем, кому это действительно к лицу – молодым ребятам!

Ну вот, пожалуй, и всё, ибо дальше давать советы было бы для меня слишком самонадеянным. Здесь, как говорится, и сам буду рад послушать умного человека, чей возраст перешагнул отметку шестьдесят.

И если кто-то думает, что не всякий, кто старше его, – умнее, тот заблуждается. Коль старше, так умнее точно, просто не все умеют и знают, как поделиться своим опытом.

 

Так что молодым мой, пожалуй, главный совет: смотрите, наблюдайте, прислушивайтесь и присматривайтесь сами и не спешите со скоротечными выводами. Сочиняйте и фантазируйте, но никогда не врите, это – разные вещи: последнее всегда с выгодой только для себя, в то время как первые – для остальных. Научитесь брать там, где не берется, плакать там, где не плачется, и смеяться тогда, когда позволяют обстоятельства. Смех не к месту отвратителен. Не спешите с выводами, но и не запаздывайте с ответами. Попробуйте слушать глазами, а видеть ушами, поверьте, это не так уж сложно, если на время забудете о собственной исключительности. Стройте планы, а выстроив, заселяйте их собственными идеями. Воплощайте идеи, ибо такие идеи подобны детям – будет кому передать опыт. Не играйте в смельчаков, потому как истинная смелость всегда бесшумна, она не машет флагом, но стремится к договоренностям, потому как понимает, что кровь никому не нужна.

И еще: уважайте старость! Уважайте хотя бы потому, что на вашей стороне почти все преимущества, кроме одного – никто из вас не может быть уверен, что доживет до этих лет – и это главное!

 

ОБЖИГАЮЩИМ ГОРШКИ ПОСВЯЩАЮ

 

Иногда открываю и просматриваю свои дневники 1984-го года. Да, именно тогда я стал делать первые свои записи. Читаю и понимаю, что от меня нынешнего почти ничего в них не осталось, и это хорошо. А хорошо то, что к серьезной литературе я шел долго, можно сказать, всю свою жизнь, и пришел на поклон к её величеству Публицистике тогда, когда перешагнул 49-летний километр своего пути. Именно в то время и появилась моя первая книжица, написанная в соответствующей «цветовой» гамме – «Очерки публицистики». Особо не вникая в то, что есть очерк, а тем более публицистический, я собрал то, что касается положения в мире и в стране, пропустил через свою «мыслерубку» и выдал фаршированные перцы… И не потому, что публицистика – это во многом литературное расследование, осмысление чего-либо и разрешение на право быть, но первым читателем стала моя мама Людмила Георгиевна – человек, который провел за писаниной всю свою жизнь – сначала студентом юрфака МГУ, затем – прокурором и, наконец, судьей, так что отдано мною написанного было не абы кому, а судье, а значит – и на суд! Мама читала мою рукопись несколько дней и, вернув, достаточно сдержанно сказала: «Ничего» – в смысле, что вполне интересно, добавив, чтобы я не увлекался самолюбованием в текстах, а писал так, как сделал бы это мой собственный читатель, и если справлюсь, то могу этим заниматься и дальше. Потом были другие книги, и Людмила Георгиевна лично занималась их проводами в большую жизнь, видимо, хотела хоть так разделить со мною ответственность – чай не сказки писал.

С годами публицистическое слово крепло и появлялась радость от того, что пишу о многом, стоя не в подножии, а на вершине холма собственной жизни, и потому имею право на многое смотреть не просто, а с высоты прожитых лет. Тот, кто гребет со мной в одной лодке, понимает, что есть годы для писателя-публициста – это даже не золотой резервный фонд, который можно опечатать, а то самое золото, на которое и опираются подобные фонды и организации. Годы и года – это право, данное тебе временем, чтобы ты смог что-то сказать всякому, кого ценишь, любишь и кем дорожишь, а это значит, простому человеку.

Кто-то меня кормит хлебом, который я с удовольствием потребляю каждый день, кто-то обогревает мой дом и дает ему воду, дает свет. Сшитые чьими-то заботливыми руками, я ношу рубахи и штаны, ношу обувь – всё это люди, подарившие мне комфорт для того, чтобы я занимался любимым делом. Так что низкий поклон вам, мастера!

Человек – существо социальное, и общность с себе подобными дает ему неограниченные возможности. Вот пока я пишу, кто-то охраняет небо над моей головой, кто-то несет иную вахту, а я просто живу и всё, живу с пониманием и благодарностью ко всем этим людям, а потому и публицистика, эссеистика, дневниковая живопись, отточенная графика очерка и строгость афоризма – всё это моя работа, мой вклад в труд рабочего и солдата, учителя и врача, строителя и даже продавца любимых мною моркови и свеклы – всё это тебе, мой современник, мой родной человек.

А ведь так оно и есть – боги не занимаются обжигом горшков, у богов дела поважнее, а мы, люди, как раз в этом и преуспели. Не так давно мне посчастливилось стать редактором книги моего друга, одноклассника, писателя-«виршеиста», как он сам себя называет, Валерия Михайловича Киселевского, а называется эта книга «Гончарный круг жизни». Работал он над ней не один год. Книга серьезная и, что называется, на века. Есть она и на моей книжной полке в кабинете, так что обращаюсь я к ней нередко и всегда нахожу что-то полезное на страницах мудрого моего товарища.

Публицистика тем и хороша, что это не просто литература, а постоянный диалог со своим читателем, причем честный и эмоциональный, впрочем, такой и должна быть словесная среда обитания для человека – живучая! А теперь – книга Валерия Киселевского, точнее, из книги: «Помню, ещё в школе, наблюдая, как первая учительница тщетно пыталась разобрать египетские иероглифы моего корявого почерка, я, дабы прекратить её мучения, встал из-за парты и в доходчивой устной форме предложил свою версию разгадки начертанного».

Да, Валера, и я это тоже помню. Меня тогда еще поразила твоя объективная самонадеянность, и я подумал, что иногда нужно помогать даже учителям.

Для публициста учителями являются его читатели, а потому писать нашему брату надо так, чтобы было как можно понятнее тем, кто проверяет написанное нами, – нашему народу!

 

О ВЕЛИЧАЙШЕМ СОКРОВИЩЕ МИРА

 

Интернет заставляет всех нас пересмотреть отношение к реальности, к фактам и знаниям. К примеру, когда я читаю с экрана о том, что где-то ученые что-то доказали, выяснили, открыли, а врачам что-то удалось или фермеры вырастили что-то необычное, то прекрасно понимаю: скорее всего за всем этим стоит информационная чепуха, и это в лучшем случае, а в худшем – дезинформация, оплаченная теми, кто в этом заинтересован. Так рождаются глупости о полой Земле или о плоской Земле, о разного рода пришельцах и рептилоидах. В свое время так же кто-то всем нам морочил голову по поводу квантового перехода. Конечно же, встречается и правда, но всё равно относительная, потому как основной задачей интернета стало вовлечение большинства населения планеты в свой мир ради постоянной ротации денежных ресурсов. Наука и искусство – это дело второе, а на первом месте, конечно же, деньги и программы, позволяющие всем, кто рискнет, попасть в управленческие потоки.

Безусловно, всем этим управляет тот, а возможно, и те, кто имеет ключи, средства, клановые связи и вековые корни. Себя они не выставляют, потому как это совершенно ни к чему, а просто формируют жизнь на планете так, как им позволяет их собственный уровень развития. Это что-то вроде элиты элит или олигархии олигархов, короче говоря, сюрэлита и мегаолигархия. Думаю, что управленцы выращивались если не со времен лемурийцев и атлантов, то уж точно с эпохи фараонов – это если идти по линейному пути истории, отбросив кайнозойскую эру, а это ни много ни мало, а 70 млн. лет. Представляете, что это такое, если мы до сих пор не можем разобраться во временном интервале в 5 000 лет! За этот период элита не то что могла вырасти, а сотни раз пережить потоп и заново отстроиться после него.

Если кого-то удивляет, что мы до сих пор не можем найти доказательств существования более высокоразвитой цивилизации в древности, скажем, найти какую-нибудь пластиковую бутылку, что где-то пролежала миллион лет, то сразу поясню, что древним это просто могло быть не нужным, если они владели технологиями, скажем, тонких материй. К примеру, у нас сотовая связь, а у них – трансляция и прием мыслей на расстоянии. У нас путешествия на самолетах, а у них телепортация и хождение по воде, антигравитация, неиссякаемый источник энергии и так далее. Конечно же, это всего лишь домыслы, потому что любой может задать вопрос: почему тогда всё это исчезло? Неужели высочайший уровень развития привел древних к войне, которая всё и уничтожила? Согласитесь, что это явная глупость. Даже в наше время понятно, что воюют, как правило, варвары и разного рода глупцы, а те, кто поумнее, стараются хоть как-то, но договориться.

Вполне резонно утверждать, что не было никаких особо развитых древних, а самыми развитыми на планете являемся мы – современные люди со всем нашим багажом пороков, истерик и грехов. Так что нет ничего удивительного, что современное человечество сожгло Джордано Бруно, отправило на гильотину Антуана Лавуазье, довело до суицида Алана Тьюринга, а из россиян – и того больше, но достаточно судьбы одного Николая Вавилова. А может, всё гораздо глубже, и под неразвитостью скрывается куда более развитое, но оголтелое зло. К примеру, Тьюринг был не просто выдающимся математиком, но и тем, чья работа внесла важный вклад в победу во Второй мировой войне. Именно его идеи помогли расшифровать немецкий код «Энигма», с помощью которого шифровались сообщения Вермахта. Вавилов же мог не только прославить советскую науку на весь мир, но и в самом деле накормить голодных, помогая селекционерам на ясной научной основе, а не вслепую, методом проб и ошибок, выводить новые сорта, устойчивые к болезням, засухе, сырости.

Мы давно и постоянно пилим сук, на котором сидим, и сами себе роем яму. И всё-таки человечество заточено на добро, потому как есть Бог – Он должен быть, потому как без Него ничего не сложится даже у тех, кто себя поставил выше элит и олигархата. Бог не просто отпускает нам наши грехи, но и является направляющим всей нашей жизни. Он логизирует и определяет наше бытие, приводя нашу разобщенную природу хоть к какой-то, но определенности.

Увы, но история никогда не дает внятного объяснения тому, что скрывается в глубине веков и тысячелетий, а потому всегда покрыта тайнами. А по мне – так это одной тайной, и этой, самой главной тайной истории, является и по сей день сам человек – неразгаданный, непонятный и порою не подчиненный даже собственным взглядам и убеждениям, и, по словам императора Марка Аврелия, оставшийся наедине с самим собой…

И пред этим величием человеческого одиночества меркнет абсолютно вся временная суета финансово-экономических активов, моментально превращающихся в прах, если не будет самого главного – не будет человека!

 

ШМЕЛЬ-ДА-МЕДВЕДЬ

 

Не буду ходить, что называется, вокруг да около, а начну сразу с того, что есть. А есть вот что: вспоминается ранняя весна и один из моих приездов на дачу. У нас еще трава не вылезла, а шмель уже вышел на работу. Летает и явно что-то ищет. Вот я и налил ему в блюдечко вареньица разведенного, поставил на скамейку и пошел по делам. Прохожу мимо, гляжу, а он копошится у блюдечка: видимо, оценил, и так было не один раз. Согласитесь, шмель – единственное насекомое, хотя можно вспомнить еще и бабочку, которое не вызывает раздражения, если залетает в форточку. Ох и люблю я этих маленьких летающих медвежат: мирные, хорошенькие, трудолюбивые, уютные, без нужды не огрызаются и никого не жалят – прямо по-русски всё у них! Весной, правда, слабенькие, часто подкармливаю их сладкой водичкой, и они резво взлетают, а то еле ползают поначалу.

Вообще-то дружу я с ними с детства. Жужжит пушистый, летая над растениями, и все-то его узнают. В детстве нам говорили, что шмель- – это муж пчелы, и мы с ребятами были в этом убеждены. А еще мы их осторожно брали пальцами и лапки сладкие обсасывали, так что простите нас, шмелики, за неразумение. Иногда, правда, они цапали, но не больно – сама доброта и трудолюбие! Пушистые трудяги! И хотя дружба человека и шмеля особо не складывается, как, к примеру, с пчелами, но дружное соседство всегда приветствуется, что тоже очень по-нашему!

Летом настоящее уважение шмели вызывают своей мощью и деловитостью. Всегда любуюсь ими на цветах. Неспешные красавцы, ворчуны добрые и хозяйственные – лапки и брюшко в пыльце цветочной. Напоминают чем-то русских мужичков – купцов богатых. Заметил, что шмели прекрасно запоминают людей, и со мной настолько близки, что садятся прямо на рубашку и умываются лапками. А еще они не боятся, в отличие от пчел, дождливой погоды и заморозков, более трудолюбивы, чем пчелы, и у них меньше врагов, чем у пчёл. Старосветские помещики с «золотым оплечьем».

Большая шмелиная семья живёт в земле. Насекомые трудятся, не покладая крыльев. Интересовался и узнал, что в каждой семье имеется «будильник». Это шмель-трубач, который просыпается раньше всех и вылетает из гнезда, чтобы разбудить остальных. Его назначает королева, а её выбор основан на том, насколько тот громко умеет гудеть. Имперская иерархия – это по-шмелевски. Руководит всеми её Высочество Шмелина Иоановна ХХIV, далее – шмелихи-фрейлины, которые несут ответственность за следующее поколение. Потом кавалеры-горемыки, единственным делом которых является осуществление необходимых отношений. Имеется и челядь: разнорабочие, сторожа, добытчики, наблюдатели… И еще разного рода, сами понимаете, коллежская асессура – как без неё? Интересовался – все при чести!

Долгое время учёному миру было невдомёк, как же это жужжащее существо может летать, если в лётной конструкции явно не соблюдены пропорции. Оказалось, что крыльями шмель передвигает не вверх-вниз, а вращая ими вперёд-назад. Таким способом они даже проветривают жилище: останавливаются на подлёте и начинают активно махать. Когда добытчики возвращаются, то рабочие начинают складывать пыльцу в клетки, а нектар – в восковые хранилища. Прямо как в монастыре! Всё со вниманием, уважением и любовью.

Вполне можно допустить, что пчёлы, муравьи, шмели – это «люди» в мире насекомых. Как и мы, люди, но теперь уже в мире млекопитающих!

«Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё соделал ты премудро; земля полна произведений Твоих» (Псалом104:24).

Шмель поднимает лапы, чтобы согреться в прохладную погоду. В прохладную погоду насекомое начинает интенсивно сокращать мышцы, тем самым повышая температуру тела. Это помогает разогреть организм и отправиться на опыление цветков раньше остальных видов пчёл. По бокам корпуса располагается три пары конечностей: две небольшие лапки спереди и четыре больших, идущих из центра. Летают шмели благодаря двум крылышкам, расположенным на передней части тела. Окрас у шмелей чёрный, с жёлтым и белым в области жала.

 

БЕЛЫЙ-ЖЁЛТЫЙ-ЧЁРНЫЙ

 

Вот мы и подошли с вами к главному! Для начала скажу, что до 1858 года порядок чередования полос Имперского Российского флага был несколько иной: белая полоса была сверху, а черная – снизу, а по центру шло золото. Если хотите, то это ладан, золото и смирна. Ладан – от Неба, золото – от Управителя, а смирна – всякому человеку, дабы помнил он о смерти. Вот вам и основа Российского государства: «Православие, Самодержавие, Народность». Верхняя полоса – это Церковь, белый цвет символизирует её святость и чистоту. Средняя желтая полоса означает славу и доблесть государя (золото – царский цвет), а нижняя, черная – российский народ, который является основой и самодержавия, и православия. Почему флаг оказался перевернутым – до сих пор остается загадкой. Перевернутый флаг – это знак траура, и вообще считается крайне плохой приметой. Но есть в земле Русской два удивительных создания – шмель и медведь – на них вся надежда, у них и ищите ответ. Следует отметить, что после утверждения такого (перевернутого) флага, жизнь империи начала меняться, и далеко не в лучшую сторону, так что пора всем нам возвращаться к трудолюбивым чернецам народным, от них – к честной власти, а там, глядишь, и к русской святости! Время пришло!

 

Комментарии

Редакция Дня Литературы 23.06.2024 в 16:19

Поздравляем друга нашей редакции Игоря Аркадьевича Алексеева (Терентия Травника) с круглой датой рождения - с 60-летием!
Веры, надежды, любви - всех составных простого человеческого счастья, которое переливается и в свет творчества.
РЕДАКЦИЯ ДЛ