Наталья ПАВЛОВА. БЕЗ АНАЛИЗА ПРОШЛОГО НЕ БУДЕТ И ДОСТОЙНОГО БУДУЩЕГО. Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 88-2024
Наталья ПАВЛОВА
БЕЗ АНАЛИЗА ПРОШЛОГО НЕ БУДЕТ И ДОСТОЙНОГО БУДУЩЕГО
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 88-2024
Хотя главной публикацией этого номера является новый роман Ярослава Каурова «Миры проходят сквозь миры», но подробнее об этом мы поговорим позже. Редакция обещает его продолжение в следующем номере. Отметим лишь, что это довольно смелое и по сюжету, и по стилю изложения произведение. Автор как бы выворачивает наизнанку многие неприглядности современной жизни, при этом используя приёмы детективного жанра. Внешний фон действия романа – Нижний Новгород и его окрестности, что совсем не часто встречается у современных нижегородских прозаиков.
Герой Каурова Юрий Станиславович Кстовский по прозвищу Юрист вместе со спутницей «азартной и обольстительной Мирой» не просто смело ввязываются в довольно опасные приключения, но преследуют определённую цель, которая пока не очень ясна читателю. Он лишь может догадываться – раз к каждой главе автор даёт эпиграфы, цитируя то Иоанна Лествичника, то Амвросия Оптинского, то Ефрема Сирина, то Симеона Нового Богослова и т.д. – то значит за внешним текстом скрывается определённая философско-нравственная задача.
Попробуем её разрешить по окончанию публикации романа, в котором, как сразу предупреждает автор своих читателей, «все совпадения имён, сюжетов, цифр и фактов являются случайными».
Следующий наиболее привлекательный по содержанию раздел в 88-м выпуске «Вертикали. ХХI век» – это критика и публицистика.
Вот уже в пятой подряд журнальной книжке Валерий Сдобняков продолжает помещать современную дневниковую хронику «Сквозь годы, карауля время». Но этот труд как бы рассчитан, в основном, на будущего читателя, который благодаря книге сможет окунуться в атмосферу той жизни, которую пережили мы. Для нас это всё очень «горячо» и естественно, произошедшее «вчера». Совсем иначе зафиксированные писателем события будут восприниматься и оцениваться спустя годы, ещё более неожиданно – через десятилетия. Если, конечно, им попадёт в руки номер обозреваемого нами журнала.
Всё более и более интересно становится следить за публицистическими текстами Игоря Соловьёва. На этот раз писатель выступает с двумя статьями: «Всё чудесатее и чудесатее…» и «Пробирка для бафомета». Обе посвящены современной международной тематике, написаны не только, что называется, со знанием дела, но и выстроены в неповторимой авторской тональности. С Соловьевым можно спорить об оценках событий, затронутых им в своих статьях. Автор даже явно провоцирует к этому читателей. Но в одном невозможно ему отказать – читаются его тексты, что называется, не отрываясь.
Стоит выделить и рецензию Светланы Изотьевой на книгу Михаила Попова «Смерть Вергилия». Поэт – постоянный автор журнала «Вертикаль. ХХI век». Десятки его стихотворений опубликованы на страницах журнала. Поэтому трудно не согласиться с рецензентом, когда Изотьева замечает, что Попов в своих стихах и гротескно-саркастичен, и эрудит, и философ.
А ещё, добавим от себя, невероятно умело способен в своих строчках как бы остановить время, запечатлеть его, увековечить, как это делается с помощью хорошей фотокамеры на фотоплёнку, отобразить его особенные приметы, и не только внешние, но и некую эмоциональную их основу.
Нам известно, что читатели всегда ждут продолжения публикации новых стихов поэта. Потому что истинного творца среди прочих всегда выделяет особый темперамент, особый стиль, манера разговора с читателем. Всё это, безусловно, присуще творчеству Михаила Попова.
Как есть это и у другого, на этот раз нижегородского поэта Евгении Корешковой, чьими стихами открывается содержание журнальной книжки.
Будут по веткам дожди слезинками течь,
Будет рассвет пробиваться сквозь бездорожье.
Делая шаг, предельно будь осторожным,
Чтоб сапожищем бабочку не задеть.
По профессии Евгения ветеринар, специалист своего дела, окончила местный сельскохозяйственный техникум и Московскую ветеринарную академию, но жить и работать продолжает в деревне Овсянка Семёновского района. Однако среди нижегородских любителей поэзии Корешкова давно известна как талантливый поэт.
Всё раньше алой зари румянец.
И свадьбы празднует вороньё.
А пёстрый, звонкий скворец-скиталец
Ещё не занял своё жильё,
Лишь только прянул к домам знакомым.
И здесь, с берёзовой вышины,
Что на чужбине узнал-запомнил
Вложил в задорную песнь весны.
Наверно, особого разговора требуют литературно-исторические статьи Валерия Сдобнякова. Особого, потому что посвящены самым непростым периодам недавней отечественной истории, над которыми рассуждает автор, используя не материалы академических исследований, а мемуары политиков и литераторов, переписку писателей…
Изначально начиная разговор о патриотизме, Сдобняков в статье «Литература должна ни на шаг не отступать от своей цели – возвысить общество» обращается к литературно-критическим обзорам Н.А. Некрасова в книге «Поэт и гражданин». Из текста «Заметки о журналах за сентябрь 1855 года» он выписывает следующее суждение по теме классика русской поэзии: «Любовь к отечеству заключается прежде всего в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь…».
Вот под этим углом зрения и рассматриваются все катаклизмы, пережитые Россией в двадцатом веке. Для этого анализируется содержание таких книг, как «Переписка А.Н. Толстого. В двух томах» (революционный и предвоенный период) в статье «Я нарушил давнишнюю традицию интеллигенции – будировать правительство»; воспоминания Виктора Некрасова из книги «Маленькие портреты» (Великая Отечественная война) в статье «Всё пережитое так огромно, что довоенными очами вы не можете смотреть на жизнь»; мемуары В.А. Крючкова «Личное дело» (разрушение СССР) в статье «Горбачев, Яковлев, Шеварднадзе, ГКЧП – крушение СССР…».
Последний текст наиболее основательный и фундаментальный как по объёму, так и по доказательности.
Пересказывать содержание статей в кратком обзоре нет никакой возможности, также как соглашаться или оспаривать выводы автора. Мы лишь предлагаем прочитать их, выражая уверенность, что мало кого они способны оставить равнодушным.
В завершении заметим, что в журнале продолжается рубрика «Поэтическое краеведение». На этот раз Лариса Егоршина посвящает свои строки историческим местам (Михайловское, Болдино), связанным с именем А.С. Пушкина.
Рассказы Александра Савельева «Ёлка» и «Рыжий беглец» поднимут настроение тем, кто любит юмор и читать о забавных случаях, происходящих с людьми на протяжении их жизни.
Традиционно в журнале даётся дополнительная информация в разделе «Наша хроника», публикуются ссылки на аудиокниги, помещённые на сайте «Русская народная линия», на посещение литературного блога «Союз писателей. Нижегородская областная организация» и для ознакомления с дневниковыми книгами Валерия Сдобнякова «Искры потухающих костров», «За тайной гранью».
Обложка № 88 предоставлена для репродукций картин художника А.Ф. Важнева: «Нижний Новгород», «Макарий», «Дорога на озеро Светлояр».
Нижний Новгород