Марина ЧЕРНОВА. «НА ПОТОМ СЕБЯ НЕ ОТЛОЖИ». Ко дню памяти Николая Дмитриева
Марина ЧЕРНОВА
«НА ПОТОМ СЕБЯ НЕ ОТЛОЖИ»
Ко дню памяти Николая Дмитриева
Поэзия – область человеческого духа, имеющая наибольшее символическое и загадочное, таинственное и необъяснимое наполнение своего содержания. Подчас одна лишь строчка стихотворения манит своей необыкновенной притягательностью и глубиной, которую невозможно выразить простой и ясно сформулированной мыслью человека обычного, не одаренного поэтической способностью воспринимать и передавать окружающий нас мир.
Именно эти качества, на наш взгляд, со временем всё больше открываются в поэтическом творчестве талантливого поэта XX века Николая Дмитриева.
Мы привыкли к тем характеристикам поэтического дарования Дмитриева, которые ему дали его «старшие», умудрённые и жизнью, и пройденной поэтической дорогой товарищи по перу. Но эти характеристики были во многом обусловлены стремительностью творческого становления молодого человека, который так непосредственно ворвался в поэзию 70-х годов XX века.
В 2025 году мы отметим некую значимую дату, не хочется писать о 20-летии со дня смерти поэта, будем говорить о 20-летии памяти Николая Фёдоровича Дмитриева. Это наш путь оценки его творчества, наследия, места в российской поэзии. Продвинулись ли мы на этом пути? Или «застряли» в оценке «ситцевой, чуть выгоревшей на солнце красками» поэзии Дмитриева, по выражению из рецензии на сборник «Я – от мира сего» Риммы Казаковой?
Думается, что наступил период переоценки его поэтического наследия в сторону раскрытия очень глубокого, даже глубочайшего человеческого самосознания, попытки постижения поэтического мышления одарённейшего русского поэта, раскрытия его внутреннего потаённого мира, образного, острого мышления, его собственной философии, особого мировосприятия…
Николай Дмитриев в своей короткой жизни был отмечен серьёзными литературными наградами. В начале творческого пути получил высокие рецензии знаменитых мэтров, но дальше особо дело в оценке творчества не двинулось. Единственной высоко достойной посмертной оценкой творчества остаётся статья Юрия Полякова «Открытие моего поколения» в Сборнике 2008 года издания, осуществленного ОАО ИД «Литературная газета». Города, связанные памятью с его жизнью и творчеством, все прошедшие годы стремились увековечить имя поэта. Это всё достойно самой высокой похвалы. Однако, на наш взгляд, нужен настоящий литературоведческий анализ особенного, нестандартного восприятия мира, поэтических открытий уникального творческого мировосприятия, которым обладает творчество Николая Дмитриева. И здесь, вероятно, необходимы усилия критиков и литературоведов, способных заново прочитать и оценить особенность мышления, палитру тончайших чувствования, многогранность душевных движений в поэзии Дмитриева.
Он обладал таким особенным явлением своего поэтического дарования, как выход простого наблюдателя за обычными природными явлениями на уровень жизненной оценки ситуации, поведения, возвышения описываемого явления на уровень гуманистической ценности, понимания души Человека с большой буквы.
Примерами могут быть стихи: «Ничего, что роща облетела» (1979); «Живу спокойней и ровней» (1979); «Услышь меня, расслышь сквозь всех» (1979); «Грибы пошли. Моя пора» (1978); «Можжевельник, супесь и подзолы…» (1978) и множество других стихов.
Зачитываясь его стихами как читатели, немного понимающие особенные черты дарования Николая Дмитриева, мы уже как бы предвкушаем, ожидаем особый смысл обращения поэта к описанию русской природы. И это ожидание даёт удивительную радость и особую, светлую печаль в прочтении его поэтических строк.
Тематика поэзии Дмитриева и традиционна, и уникальна одновременно. Сторонний обыватель скажет, что ничего нового в темах не находит: воспевание русского села, уклада жизни русского народа, уважение и почитание своей профессии – учителя, да ещё сельского, теплота в отношении к окружающей его природе, через неё выход на бесконечно дорогую ему тему Родины, Великая Отечественная война, почитание и любовь к родным, взаимоотношение со своими земляками, друзьями, соседями, коллегами, знакомыми, семьёй, детьми, женой, целомудренность в отношении к женщине, возвышенность тех чувств, которые всегда были переданы деликатно и трепетно, и другие… Даже такой беглый обзор удивляет своей многогранностью творчества, но это всё вечные темы жизни Человека, без которых невозможно существование общества. Но есть в творчестве Дмитриева те неповторимые, даже таинственные темы, которые выходят за рамки земного бытия. Душа, вера, иной мир, который так же реален, как материальный мир вокруг нас… Бесконечный разговор поэта с ушедшим отцом, даже диалог, где нужно держать ответ за свою жизнь, за свою совесть, Родину, семью…
Углы не кропили, порог не святили.
Но, нежить и нечисть круша,
Здесь тихо сияет, как вечный светильник,
Твоя фронтовая душа.
Темы философских и духовных размышлений отражены во многих его стихах.
И откроется мне понемногу
То, что ведомо ветру и Богу,
И о чём мы так любим гадать. (1982)
------------------------------------------------
«Ты жив ли? Ты вправду вернулся?».
Он встал на последней черте
И медленно так оглянулся
На ждущих в осоке чертей. (1980)
-----------------------------------------------
Ты прими на земле и такое,
Ты молись, чтобы он не потух,
Загостивший в краю непокоя
Одинокий мятущийся дух. (1983)
----------------------------------------------
Шествуя по жизненной спирали,
Крикну я тому, кто вдалеке
Всматривается в иные дали,
На ином витке.
Столькие прозренья в круговерти
Оседали на моё чело,
Что – прости! – о жизни и о смерти
Я уже не знаю ничего. (1982)
----------------------------------------------
Вот опять я слышу горький вздох
В комнате соседней и пустой.
Это мать покойная моя
Плачет, о неведомом моля,
Но заплот меж двух миров не глох,
И сюда доходит только вздох. (2005)
-------------------------------------------------------
И не спрашивай: «Где ты, Держава?».
Вот ты жив – и Держава жива. (2005)
---------------------------------------------------------
Не живётся душе за надежным заплотом,
Всё ей снится какое-то царство своё,
Сладко ей, что смертельным ковром-самолётом
Златотканое лихо скользит под неё. (2005)
В 2005 году Николай Дмитриев подводит итоги своего жизненного и творческого пути, отвечает себе на самые тяжёлые вопросы своего жизнеустройства. Никто и никогда не сможет определить осознанность этих устремлений, но речь в его стихах идёт о самых важных темах и переживаниях собственной жизни. На наш взгляд, особое место в этом ряду принадлежит стихотворению «Гармония». Стихотворение с решением судьбы о наделении поэта талантом, о предназначении этого таланта, которым его одарил Творец:
О да, счастливым быть уместно,
Что та берёзонька – моя,
Но если только шум небесный
В ветвях слышнее воронья.
В стихотворении «Цепь» поэт раскрывает цену каждого нашего поступка, который отражается на единой родовой цепи жизни многих поколений:
Перед погруженьем неминучим
Знаю: уж ничто не повернуть!
Дай, судьба, под воротом скрипучим
Серебром раскаянья сверкнуть.
Ощущение завершения жизненного пути не отпускает поэта буквально ни на минуту.
До вечерних рос пчела трудилась
И, польстившись на дурманный цвет,
Потеряла улей, заблудилась,
В райских кущах встретила рассвет.
Нет в её краях такого сада,
Но нектар не стала собирать,
Ничего ей для себя не надо –
Значит, вышло время умирать.
Преждевременность ухода особых людей, одарённых и талантливых, о чём мы так всегда переживаем и скорбим, для них самих – ожидаема, так как у них другой отсчёт времени, и они внутри его хорошо ощущают.
Стихи Николая Дмитриева 2005 года трудно читать. Как будто наступает оцепенение от прозорливости поэта, от его реальной оценки происходящего в душе и сердце. С другой стороны, его «печаль светла», и нет темы в жизни людей, о которой он бы не высказался, не определил своего отношения, и поэтому Время жизни поэта – это только его Время, его расчёты с земной жизнью, понимание тех далей, куда он уйдёт и где будет держать ответы по-другому измерению – измерению, отданному людям таланта.
В 20-й год его памяти в очередной раз благодарим Создателя за такой дар стране и нашему городу, имя которому – Николай Дмитриев. Теперь спрос с нас. А как мы распорядились оставленным достоянием? Донесли ли этот огромный внутренний мир поэта до наших земляков, жителей, читателей, молодёжи? Что сделали для этого?
Что ж… Кое-что есть для предъявления. Главное, что мы его помним и понимаем уровень его таланта, даём себе ответ и оценку сложнейшего жизненного пути, пройденного таким высоким человеком.
История страны второй половины XX века вместила в себя многочисленные взлёты, величайшие достижения в науке и культуре, одновременно с этим ужасные падения, разруху в экономике и душах людей, перестройку, войны и предательства, распад Советского Союза, финансовые кризисы... Но это был период жизни Николая Дмитриева, путь оценки себя и своего места в такой сложной общественно-политической ситуации. Он не смолчал, он дал яркую, эмоциональную характеристику Времени, но и не отошёл от главных гуманистических идеалов, которым оставался верен до конца.
Дни свистят вдоль жизни, как стрижи,
На потом себя не отложи.
Знаю я всем опытом, хребтом,
Что не будет этого «потом».
Навевает шепоток покой:
«Ничего, ты временно такой.
Равнодушье временно и лесть».
Только все мы временные здесь.
Не дозваться мне в полях глухих
Временных родителей моих.
Вот и проповедую в тиши:
На потом себя не отложи.
Московская обл., г. Балашиха
Марина Анатольевна, замечательно! Вы напрасно скромничаете, Вы, как никто, многое сделали для памяти Николая. Чего только стоит библиотека имени Дмитриева, большущая улица его имени параллельная Щёлковскому шоссе с Покровской церковью, им воспетой, книги его, изданные за эти годы, читательские конференции , школьные сочинения. А песни трио "Яблонька" на стихи поэта. Нет, не забыт его голос .
Со всею сердечностью Владимир Крупин