СОБЫТИЕ / Александр АНАНИЧЕВ. «ПРОСТО Я ЛЮБЛЮ ЛЮДЕЙ…». В Сростки – в команде Сергея Козубенко
Александр АНАНИЧЕВ

Александр АНАНИЧЕВ. «ПРОСТО Я ЛЮБЛЮ ЛЮДЕЙ…». В Сростки – в команде Сергея Козубенко

 

Александр АНАНИЧЕВ

«ПРОСТО Я ЛЮБЛЮ ЛЮДЕЙ…»

В Сростки – в команде Сергея Козубенко

 

Ах, Василий Макарыч, какое дивное место избрали для жизни твои предки! На горе Пикет стою, словно на небе. У подножия Пикета катит река Катунь свои быстрые волны, вокруг и до горизонта раскинулись селения, поля, леса и далекие горы. Хорошее место для жизни, для созерцания, для труда и молитвы. А какой памятник тебе здесь воздвигли! Сидишь ты, из бронзы, на каменном постаменте, будто на земле, смотришь вдаль, на родные Сростки – всё как в последнем кадре из своего фильма «Печки-лавочки». К тебе стекаются русские люди, да и не только русские, кланяются в пояс, вспоминают добрым словом твои книги и фильмы. А на памятнике на века начертано – «Василию Макаровичу Шукшину с любовью русские люди». Говорят, когда готовились ставить памятник, скульптору Клыкову кое-кто советовал сменить надпись. Мол, почему только русские? А Вячеслав Михалыч отвечал: «Пусть другие национальности создают свои памятники Шукшину, которые от себя и подписывают».

Непроста судьба этого памятника. Хотели местные власти, ни копейки не давшие на его создание и перевозку, памятник то там, то здесь поставить. Вспомнили, что на Пикете скрыты сростинские поселения эпохи палеолита… Мол, Пикет – охраняемая земля и сама по себе – памятник природы. Даже местные жители в большинстве были против, заявив, что гора начнёт осыпаться, и грунт «поплывёт». Решено было установить памятник Шукшину в трёхстах метрах от придорожного рынка, там, где одна из улиц Сросток пересекается с Чуйским трактом. И тут Вячеслав Клыков открыто всем заявил, в том числе и тогдашнему губернатору Алтайского края Михаилу Евдокимову: «Или вы решаете проблему, и установите памятник на том месте, которое первоначально задумано, на горе, или он будет установлен на одном из утёсов Волги, недалеко от Самары, откуда родом предки Шукшина…».

Все вопросы разом решились.

Кто же поучаствовал в судьбе этого грандиозного памятника русскому писателю, на открытии которого Вячеслав Клыков сказал, что Шукшин – есть воплотившийся исторический лик русского народа?.. Высота его вместе с постаментом пять метров, а весит бронзовый Шукшин 20 тонн! Такого Шукшина поездом в Алтайский край отправить не удалось. Выехал из Москвы памятник на двух тягачах, в окружении милицейского эскорта, 18 июля 2004 года. И установили его в дни, когда Василию Макаровичу исполнилось бы 75 лет, а селу Сростки – ровно два века.

Есть у памятника свой радетель – Сергей Павлович Козубенко – известный православный общественный деятель, предприниматель и благотворитель. Сергей Павлович, не так давно отметивший 70-летие, родом из Сибири, из Омской области. У сибиряков – широкая душа. Мама Сергея Павловича, учительница русского языка и литературы, наставляла в детстве: «Сынок, если есть чем поделиться и помочь, помогай людям!».

Странные люди – чиновники! В 2014 году они проигнорировали желание Козубенко передать памятник в дар селу Сростки. В тот год Василию Макаровичу исполнилось бы 85 лет. На «Шукшинские чтения», финал которых, по обычаю, проводится на горе Пикет, как всегда, съехалось много гостей. Был на горе Пикет в то время и Сергей Павлович. За месяц до праздника он отправил письмо в администрацию Алтайского края со своим предложением – передать селу Сростки памятник в дар. Ведь до сих пор многие земляки писателя не ведают, что администрация Алтая не участвовала в грандиозном проекте установки памятника своему земляку! Но тогдашний губернатор Алтайского края А.Карлин не вызвал мецената на трибуну – видимо, нашлись те, кто умышленно не сообщил о важном госте, прибывшем в Республику с благими помыслами.

«Я хотел поздравить алтайцев с 85-летием Шукшина, вспомнить скульптора Клыкова и вручить дарственную на памятник… Но, увы… К моему намерению остались равнодушны. Слова мне не дали, озвученное мое желание никак не прокомментировали…» – грустно признался мне Сергей Павлович.

Все это, повторюсь, очень странно. Алтайские чиновники не хотят принять подарок, стоимостью в миллион евро… Или понимают, что памятник от них уже никуда не денется – ведь к памятнику проложена народная тропа.

В июле 2024 года я оказался в команде Сергея Козубенко, прибывшей на Алтай. Почему это случилось? Сергей Павлович – помогает всем. Строит церкви, воздвигает памятники (недавно им был открыт памятник Василию Белову на родине писателя), издает книги. Сколько писательских проектов реализовано им! В том числе издание многотысячными тиражами книг о Специальной военной операции, в подготовке которых отметился наш Союз писателей России. Ежегодная премия Союза писателей «Слово», премия им. Ершова «Конек-горбунок», издание журналов, финансирование документальных фильмов и телепрограмм… Вот и отправился я к Шукшину вместе с близкими друзьями Сергея Павловича, среди которых отмечу четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Тихонова, московского священника Ростислава Ярему и, конечно, Сергея Геннадьевича Ромащенко – генерального директора ООО «Мясницкий ряд», который не один десяток лет вместе с Сергеем Павловичем ведёт предпринимательскую деятельность… Кстати, во время нашего путешествия по Алтаю мы навестили родное село Сергея Ромащенко – Луговое, где он поставил церковь из красного кирпича и больницу для своих земляков.

Хороша церковь! Уютно в ней и слегка прохладно. Отец Ростислав совершил молебен и окропил всех собравшихся святой водою. Затем мы подарили книги местной библиотеке и отправились в поле на ярмарку. На сцене выступали местные самодеятельные коллективы, а вокруг шумела ярмарка с беляшами и драниками, стерляжьей ухой и дымящимся пловом, деревянными игрушками, сувенирами, шашлыками и знаменитыми алтайскими пирогами.

Вдруг набежала грозовая туча. И десятки людей устремились, прячась от дождя, в наш шатёр, где стояли широкие столы со всякой снедью и разливался по стаканам деревенский самогон. Сергей Павлович, как Ной в своем ковчеге, над которым громыхал гром и сверкали молнии, радовался каждому пришедшему. Откуда ни возьмись, взялась гитара – и зазвучали любимые песни про «Катюшу», «Тёмную ночь», «Звезду по имени Солнце»…

Но я слегка опережаю события… Приземлившись в Барнауле, наша команда после небольшого отдыха отправилась в Барнаульскую епархию. Митрополит Сергий сам провел экскурсию по небольшому двухэтажному зданию епархии, показал домовую церковь. В этой церкви Сергей Козубенко передал митрополиту икону Николая Чудотворца с частицей святых мощей.

На другой день состоялся выезд в Бийск. Этот город на реке Бия называют воротами Алтая. В центре Бийска открылся Большой книжный фестиваль, организованный главным литературно-художественным журналом Алтая «Бийский вестник» во главе с Валерием Васильевичем Буланичевым. Оказывается, издается журнал также на деньги Сергея Павловича Козубенко! Удивительно, сколько успевает этот человек!

Когда я вышел на высокую сцену, слегка оробел. В первом ряду – митрополит Сергий, рядом с ним один из лучших спортсменов ХХ века Александр Тихонов… Я начал своё почти часовое выступление с песни о Русских людях. Там есть такие слова:

Среди получающих прибыль в валюте,

Среди государевых псов и пройдох,

Дай Бог вам не вымереть, русские люди,

Дай Бог устоять вам, как прежде! Дай Бог…

Кстати, именно эти слова вспомнил потом в разговоре со мной владыка Сергий.

– К сожалению, русских людей становится меньше, – вздохнул он...

А потом были Сростки… На горе Пикет громыхал очередной фестиваль памяти Шукшина, своё начало взявший с 1976 года. Шукшинские дни на Алтае, по обычаю, завершались именно здесь. Здесь прозвучало имя победителя Шукшинского кинофестиваля…

Дочь писателя Мария, прибывшая на родину отца со своим сыном Фотием, почти полчаса цитировала со сцены «До третьих петухов»… Фотий говорил о большой ответственности носить фамилию деда… Из почётных гостей фестиваля был наш Владимир Крупин, с которым я тепло обнялся на Пикете, а также иркутский прозаик Андрей Антипин…

Кто только не поднимался на высокую сцену горы Пикет! Сценаристы, режиссёры, чиновники… Даже актёр, радиоведущий и поэт в одном лице по фамилии Вадим Жук взлетел на подмостки. Только не было там опять Сергея Козубенко.

В самолёте я задал Сергею Павловичу вопрос – как ему удаётся всем помогать и быть всегда ровным в общении с разными людьми?

– Вы даже чиновников алтайских не критикуете, толерантно называя их поведение «странным»...

И он мне ответил, слегка улыбаясь:

– Просто я люблю людей.

Мудрый, христианский ответ. Если бы каждый из нас мог так о себе сказать…

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (2)

Комментарии