ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / Вячеслав ЛЮТЫЙ. ЦЕЛОСТНАЯ КАРТИНА ВРЕМЕНИ. Доклад на конференции «Большой стиль»
Вячеслав ЛЮТЫЙ

Вячеслав ЛЮТЫЙ. ЦЕЛОСТНАЯ КАРТИНА ВРЕМЕНИ. Доклад на конференции «Большой стиль»

 

Вячеслав ЛЮТЫЙ*

ЦЕЛОСТНАЯ КАРТИНА ВРЕМЕНИ

Доклад на конференции «Большой стиль»

 

Отмечая различные стороны современной русской литературы, стоит обратить внимание на то обстоятельство, что она – как в недавнем прошлом еще советского времени, так и в настоящий момент – представлена во всей своей полноте. В советскую эпоху обширный круг чтения включал в себя произведения серьезные, проблемные, тематически сориентированные на русскую культуру, на русскую и, шире, отечественную жизнь, но также и вещи беллетристические – скажем, детективы, занимательную детскую литературу, фантастику, биографические сочинения просветительского характера и прочее.

Все это есть и сегодня, вот только акцент в издательской политике и практике книжных магазинов сместился в сторону откровенной коммерции и нищеты духа. Большие творческие работы теперь отодвинуты в зону тени и специального читательского интереса, тогда как тексты средней руки или даже откровенно убогие, как это бывает в перечислениях имен и названий премиального толка, оснащены аннотациями и рассуждениями критиков, чья нынешняя позорная деятельность напоминает нам о древнейшей профессии.

В подобных обстоятельствах не нужно изыскивать новые художественные подходы к проблематике настоящего дня, важно высветить те направления литературного творчества, которые уже включают в себя сюжеты достойные, интеллектуально глубокие, в изобразительном отношении отражающие самые разные стороны нашей действительности. И здесь важнейшую роль играет взаимодействие творческого сообщества с государством. Если власть лукавит и не договаривает, то такая ситуация продолжает быть мучительной для всякого честного художника и читателя, которые в глубине души чувствуют себя маргиналами несмотря на то, что пронзительные слова и образы все-таки вырываются из зоны тени и становятся своего рода воплем пророка в информационной пустыне.

Вот почему произведения, представленные на соискание премии «Слово», в какой-то мере соединяют писателей и власть в поле художественного и интеллектуального бесстрашия. В какой степени и как быстро этот процесс взаимной заинтересованности станет доминировать в пространстве современной российской словесности –покажет время. Но уже сегодня, отвлекаясь от мелкотемья и постыдного литературного самовыражения и возвращаясь к проблеме Большого стиля, который еще вчера был предметом либерального злословья, мы не взываем к творческой воле писателей, говоря, что теперь нужно в литературе работать именно так. Но – стремимся высветить те основательные романы, повести и рассказы, те лирические циклы, в которых наше время представлено наиболее точно и широко, а его глубина и содержание адекватно и прозорливо отображены в художественном творении.

Говоря о литературе Большого стиля, уместно подчеркнуть её национальные координаты. Здесь возможен сюжет, связанный с жизнью и идейным содержанием русской эмиграции, но прежде всего внутренний взгляд художника должен быть сосредоточен на душе и воле русского человека, на его взаимоотношениях с окружающей социальной средой, на его соответствии понятиям справедливости, честности и чувству родовой памяти, приверженности православным святыням и именам. Разумеется, повествование подобного типа не подразумевает использование плакатных изобразительных средств, персонажи могут спорить с идеями и социальными установками – человек сложен, но всегда стоит видеть в нем способность к чистосердечным поступкам и мыслям: шолоховский Григорий Мелехов хороший пример.

Надо сказать, что Большой стиль подразумевает не только всеохватные события, но и частные истории, которые становятся объемным портретом современника той или иной эпохи («Судьба человека» Михаила Шолохова). При этом воссоздание наиболее характерной художественной фигуры в наибольшей степени опирается на народный характер («Василий Тёркин» Александра Твардовского). И тут важнейшую роль играет дистанция между повествователем и его героями.

Скорее всего, лирический прием в прозе, когда автор, подобно стихотворцу, почти неотличим от своего центрального персонажа и по сюжету, и по интонации, не подойдет масштабному литературному произведению. То, что в последние годы активно разрабатывалось в отечественной прозе, оказывается частностью – вещью, психологически весомой и занимательной, но с большой жизнью не имеющей тесных взаимоотношений. Тут частные подробности поглощают всё. Однако на фоне Большого стиля существование стиля «малого» не приводит к отрицанию достоинств последнего. В минувшие десятилетия у него было больше возможностей для творческой реализации, и сейчас речь идет о восстановлении необходимой полноты взаимодействия большого и малого. Большой стиль в литературе не подразумевает художественную мозаику реальности, но дает целостную картину времени в череде событий, лиц и судеб своих персонажей, начиная, развивая и заканчивая историю, поведанную авторским голосом, которому свойственно глубокое дыхание эпического повествователя.

Эпическая основа – вот одно из главных качеств Большого стиля. Каким именно образом автор реализует эту примету «большого повествования», предугадать невозможно, да и не нужно. Важно увидеть и узнать в произведении подобные штрихи, а выстраивать систему предварительных пожеланий и требований – дело канцелярское и совсем не вдохновенное. Поэтому приверженность Большому стилю подразумевает, в первую очередь, внимание ко всякому литературному ростку, близкому такому направлению развития нашей прозы и нашей поэзии. И в этом – смысл и задача настоящего конкурса, возможность вернуть отечественной литературе истинную иерархию книг и имен.

-------------------
       *Вячеслав Дмитриевич Лютый – известный критик и публицист, заместитель главного редактора журнала «Подъём», председатель Совета по критике Союза писателей России. 

 

 

Комментарии