Александр ТРАПЕЗНИКОВ. ТАЙНЫ ГОРИЦКОГО МОНАСТЫРЯ. К 1000-летней дате его основания
Александр ТРАПЕЗНИКОВ
ТАЙНЫ ГОРИЦКОГО МОНАСТЫРЯ
К 1000-летней дате его основания
«Когда впервые показалось намъ Переяславское озеро съ разбросанными по берегу его домами города и съ возвышенностями, его окружающими, то сразу бросилась въ глаза бѣлая громада зданій. Она царить надь всѣмя другими съ высоты, господствующей надъ окрестностью; за нею тянутся новыя возвышенности, покрытыя лѣсомъ, среди которыхъ бѣлѣли другія зданія, иныхъ болѣе отдаленныхъ монастырей. Вниманіе невольно сосредоточивалось на этой бѣлой громадѣ, и на нашъ вопросъ ямщикъ отвѣтилъ:
– Это Горицкій монастырь!»
(Из книги графа С.Шереметева «Два упраздненныхъ монастыря над Переяславскимъ озеромъ.
Типо-Литографiя Н.И. Куманина, Мясницкая, близ Почтамта. Дозволено Цензурою)
В Переславль-Залесском (когда-то в давние времена этот город был по значению выше Москвы и наравне с Владимиром) сейчас пять древних монастырей на 42 тысячи жителей. Много, а еще несколько десятков храмов, соборов, часовен, есть и утраченные церкви. Но сейчас речь пойдет, в основном, о Борисоглебском Горицком Успенском монастыре. Его в народе называют любовно-просто «Пречистая на Горице». Десять веков он стоит под покровительством Пресвятой Богородицы. История его хранит много тайн, а одна из них, самая главная, это дата его основания.
Мнения исследователей по этому поводу расходятся. Еще в 1353 году Московский князь Симеон Гордый составил «Грамоту» (договор со своими братьями, фактически определивший наследование «всея» Руси), которую наряду с другими в Горицком монастыре подписал архимандрит Переславля Филимон. Это говорит о том, насколько высок был авторитет архимандрита, который принимал активное участие в политической жизни России, и самого духовного центра Ростово-Суздальского княжества – Горицкого монастыря. «Грамота» Симеона Гордого – один из первых древнейших документов о «Пречистой на Горице».
Через 21 год Великий князь Дмитрий Московский собрал в Переславле-Залесском именно в Горицком монастыре «особое совещание» русских и части литовских князей для крещения своего второго сына Юрия. Но это был официальный повод. Очевидно, цели были и другие – подготовка военного союза к решающему сражению с правителем западной части Золотой Орды Мамаем. И не случайно крестным отцом младенца Юрия был выбран игумен всероссийский Сергий Радонежский, вдохновитель Великого князя на воинский подвиг. Сейчас бы сказали – идеолог Дмитрия Московского. Их связывали тесные долголетние отношения.
Еще через шесть лет, 8 сентября 1380 года, состоялась эпохальная в истории России Куликовская битва. В это время другой архимандрит Переславля Пимен сделался Всероссийским митрополитом. Для Московского княжества значение этого сражения было настолько велико, что именно после него произошло укрепление народного духа, который постепенно цементировался в самосознание жителей единого Русского государства.
Позже таких экзистенциальных битв будет немало, но урок недругам, особенно с Запада, никак не идет впрок. Князь Дмитрий Иванович, одержавший победу над Мамаем и его золотоордынским войском, стал именоваться Донским. Это была значительная веха на долгой дороге восстановления единства страны и полной ликвидации ненавистного татаро-монгольского ига.
А еще к моменту битвы на Куликовом поле между Тверью и Москвой произошло замирение, так как Михаил Тверской признал главенство над собой Дмитрия Ивановича Московского. С Новгородом Великим и Рязанью также удалось установить союзнические отношения. Суздальско-нижегородские земли перестали быть опасными после выдачи замуж за Великого князя дочери суздальского князя Дмитрия Константиновича Евдокии, родившей Донскому 8 сыновей и 4 дочерей. Впоследствии, в постриге – святой Евфросинии Московской. С ней связан такой эпизод в истории.
Когда через два года после Куликовской битвы на Русь пришел хан Тохтамыш, чтобы наказать непокорных, сжег Москву и устремился на Переславль, где укрывалась с детьми княгиня Евдокия (Дмитрий Донской в это время ушел на Волгу собирать войско), она молилась в Горицком монастыре. Вместе с детьми, митрополитом Киприаном, священниками, верными горожанами после того, как враги ворвались в город, все бросилась на берег Плещеева озера. Беглецы сели в лодки и отплыли на середину озера, где стали горячо молиться о спасении. И помощь Божия не замедлила явиться.
Неожиданно всё озеро покрылось густым туманом. Конники Тохтамыша ничего не видели дальше вытянутой руки. Большая часть населения Переславля, поплывшая на лодках вслед за княгиней Евдокией, спаслась. Но враги в ярости разграбили и сожгли весь город с его монастырями и храмами. От деревянных построек Горицкого монастыря ничего не осталось. А Дмитрий Донской в благодарность за чудо спасения своей семьи вскоре заново отстроил Переславль. На средства великой княгини Евдокии был восстановлен и Горицкий монастырь.
С той поры в память об этом событии ежегодно, в шестое воскресение после Пасхи, совершался «крестный ход по водной глади». Десятки тысяч верующих – переславцев, ярославцев, со всей России – крестным ходом торжественно двигались от Горицкого монастыря к устью реки Трубеж до Храма Знамения, там служили водосвятный молебен, а далее на лодках и плотах под несмолкаемый колокольный звон плыли к середине Плещеева озера для чтения Канона в честь Чудесного спасения. Иной раз на озере собиралась тысяча лодок.
Это церковное празднество было отменено в 1917 году. Но возобновлено в 2015. Надо осветить еще один краткий этап в жизни Горицкого монастыря: с 1744 года, когда указом императрицы Елисаветы Петровны в Переславле-Залесском была учреждена епархия и Духовная консистория, а сама «Пречистая на Горице» сделана кафедральной для пребывания в ней архиереев. В епархию входило 10 городов, 605 церквей и 25 монастырей. В их числе значились знаменитые Иосифо-Волоколамский и Ново-Иерусалимский, и сама Троице-Сергиева Лавра. В это время Горицкий монастырь пережил период своего наивысшего подъема и духовного процветания. Он получал огромные доходы от своих обширных владений.
Но это продолжалось недолго. В 1788 году епархия была ликвидирована. Далее начался упадок и разрушения. Конечно, в течение ряда столетий Горицкий монастырь был первым в Переславле-Залесском по знатности и богатству. «И очень долгое время он был духовным руководителем общества от низших слоев до теремов великокняжеской и царской знати, – как пишет М.И. Смирнов в книге начала XX века «Костромские вотчины Горицкого монастыря». – Но владыки, почти исключительно хохлы, как люди чуждые по духу великорусской старине, в течение кратковременного существования Переславль-Залесской епархии не переставали здесь строиться – каждый по-своему. В результате этого от старого монастыря сохранился, можно сказать, один футляр – ограда и башня с чудными св. воротами и Никольская церковь… краса и гордость Переславля, – не сохранилось даже пепла. Убранство увезено или продано. От архива не осталось и следа».
Слишком сурово сказано. Но прислушаемся и к словам Г.К. Лукомского из книги «О некоторых памятниках старинной архитектуры Переславль-Залесского и о печальном состоянии памятников церковного зодчества Горицкого Переславского монастыря», изданной в Санкт-Петербурге в 1914 году. Не напоминают ли они отношение к церквям в советское время? «История Горицкого монастыря дает особенно обильный материал для характеристики архитектурного вандализма в России… Таких монастырских врат и церкви близ них, как в «Горицах», не найти не только в Переславском уезда, но и во всем Владимирско-Суздальском крае… Сам монастырь является образцом для всех остальных соборов и церквей, построенных позже Андреем Боголюбским, то есть и собора во Владимире, и церкви Покрова на Нерли…».
Так когда же он был основан?! Принято считать, что при Иване Калите, в первой половине XIV века. Не спешим с выводами. В Советский период Горицкий монастырь ждала особая участь, не столь разорительная, как у многих других церквей и храмов. В 1919 году здесь разместился городской краеведческий музей. Сюда были собраны для хранения многие драгоценные святыни, изъятые из переславских обителей, дворянских домов и усадеб. Свезены даже две деревянные сельские часовни, из деревень Фонинское и Старово.
Однако средств на содержание монастырских зданий у музея не было, что привело к медленному разрушению церковных зданий, Успенского собора, звонницы, «Гефсимании» – огромного здания Архиерейских палат, духовного училища, крепостной стены, Надвратной Никольской церкви. И только в 1956 году начались растянувшиеся на многие десятилетия реставрационные работы.
Дело сдвинулось с места в 2010 году, когда 30 ноября был принят Федеральный закон Российской Федерации № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Через два года правительство Ярославской области откликнулось и во исполнение этого закона также приняло решение о передаче Горицкого монастыря Ярославской епархии Русской Православной Церкви. Восстановительные работы после долгих лет запустения были поручены монахине, старшей сестре Евфросинии (Студентовой).
Это удивительная женщина и подвижница, о ней надо сказать особо. В мирской жизни она была военной летчицей, принимала участие в войне в Сербии и Черногории в начале 90-х годов, имеет государственные медали и ордена, полковник. После принятия пострига участвовала в восстановлении многих российских монастырей и храмов, в частности, в Оптиной пустыни.
Благодаря её усилиям и помощи волонтеров прошла вся черновая работа по благоустройству территории Горицкого монастыря, возобновился «крестный ход по водной глади», начались с 2015 года службы в надвратной Никольской церкви, которую украсили многие редкие и чудотворные иконы и святыни. С 2019 года Горицкую обитель окормляет епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов). Не могу не привести его слова в адрес матушки Евфросинии по окончании богослужения в Никольской надвратной церкви:
– Дорогая мать Евфросиния, сердечно поздравляю вас с днем Ангела! Благодарю вас за труды, которые здесь несете. Знаю, что абсолютное большинство собравшихся здесь людей пришли, чтобы поздравить вас с днем памяти вашей небесной покровительницы – преподобной Евфросинии. Понимаю, что, когда вы принимали постриг, совершающий над вами это священнодействие, нарекая вас сим именем, имел в виду всю вашу жизнь. Святая Евфросиния преуспела во многих сферах жизни, проявив себя как мать, жена, впоследствии – монахиня, устроительница государственных и церковных дел. Все мы знаем вашу жизнь и видим, что вы тоже многое успели, много уже сделали и продолжаете делать. Еще раз поздравляю мать Евфросинию с тезоименитством. Многие лета!
Однако, передав Ярославской епархии всего лишь одну Никольскую надвратную церковь, Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник все остальные здания Горицкого монастыря, включая сам Успенский собор с удивительными по красоте и величию Царскими вратами, возвращать не торопится. Срок по обоюдному согласованию был определен до 2026 года. Но воз и ныне там. С туристов по-прежнему собирается дань в виде платы за билетики. Да и удобнее сидеть здесь, в центре города, чем где-нибудь на его краю.
Да и о каком 2026-м может идти речь, когда на следующий год грядет празднование тысячелетия Горицкого монастыря? Ведь основан он был, по убеждению многих историков, в 1025 году. К 2025 году монастырское подворье должно быть полностью очищено от музейных работников и следов их пребывания тут. Но об этом чуть позже. И это уже никакая ни тайна Горицкого монастыря. Только бизнес, ничего личного.
Коснемся еще некоторых исторических фигур и фактов, имеющих отношение к Переславль-Залесскому и непосредственно к Горицкому монастырю. Прежде всего поражает сосредоточение великих людей, оставивших след в этом богоданном месте. Это Юрий Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха, заложивший в 1152 году «град велик и церковь постави Святого Спаса», то есть Переславль и главный Собор. А в 1220 году в Переславле родился прославленный русский воин Александр Ярославович, прозванный впоследствии Невским и канонизированный Русской Православной Церковью.
К 1304 году, с началом княжения Ивана Даниловича Калиты, Горицкий монастырь уже был культурным центром Руси, сокровищницей книжных богатств не только русского православия, но и всего христианского мира. В начале июля 1688 года 16-летний царь Петр I впервые посетил Переславль-Залесский, а жил в настоятельских покоях Горицкого и Никитского монастырей. И в том же году начал строительство кораблей «потешной флотилии» на берегу реки Трубеж и Плещеевом озере. Это можно считать датой рождения русского флота.
С Горицким монастырем связаны имена великих угодников Божиих преподобных Сергия Радонежского и Димитрия Прилуцкого, принявшего здесь постриг, Даниила и Корнилия Переславских, Герасима Болдинского и Евфросинии Московской. Здесь хранятся драгоценные святыни, в частности, иконы Божией Матери редкой иконографии «Милующая с Кормителем» и «Избавление от бед страждущих», перед которыми молятся о помощи в житейских нуждах, о семье, о благополучии детей, о приобретении жилья, о выходе из трудного финансового положения. И по вере дается каждому.
Еще одна тайна Горицкого монастыря связана с местом рождения Сергия Радонежского. Известны следующие факты. Димитрий Прилуцкий дружил с Сергием Радонежским. Он был поставлен в игумены Горицкого монастыря епископом Афанасием, который был близким родственником боярина Кирилла, отца Сергия Радонежского. Сам Афанасий родился близ Переславля-Залесского и иноком проживал в Горицком монастыре.
Известно, что родители преподобного Сергия покинули Ростовские земли, переехав поближе к Москве, и, вероятнее всего, переселились к своему родственнику епископу Афанасию, проживавшему в то время в селе Веслево (Веськово). Тогда вполне возможно, что Варфоломей (Св. Сергий) и родился в этом селе, а его дружба с Димитрием Прилуцким, который также происходил оттуда, и началась в ранние годы. Добавлю, что Дмитрий Донской свою победу над Мамаем в Куликовской битве равно приписывал молитвам двух друзей Божиих – преподобных Сергия Радонежского и Димитрия Прилуцкого.
М.И. Смирнов, на которого я уже ссылался, в своем исследовании «Переславль-Залесский, его прошлое и настоящее» (книга вышла в Типолитографии товарищества И.М. Машистова в 1911 году) полагал, что Переславль существовал еще во времена князя Олега (правителя Новгородской земли с 879 года). Тогда он именовался Клещин и упоминался в «Повести временных лет».
А свое первое имя – Переяславль Новый – он получил от славян и русов с юга России, сбегавших в Залесье от набегов печенегов. Буковка «я» позже выпала из названия. Топоним реки Трубеж, на которой стоит город, также перекочевал от «старого» Переяславля Южного, который был одним из древнейших городов Киевской Руси. Лишь в XV веке окончательно утвердилось современное название города – Переславль-Залесский, то есть городом «за лесом», где жили вятичи.
Вообще же люди стали селиться на этой земле около 6-8 тысяч лет до нашей эры, концентрируясь вокруг богатого рыбой Плещеева озера еще в неолите. Много было других озер, рек, лесов, плодородной почвы. Могильники древних племен находят до сих пор. Сама Александрова гора близ Плещеева озера была местом языческих капищ. Как и пресловутый Синий камень. Можно сказать, что по древности местная цивилизация ничуть не уступает Шумерской или Египетской. А процветанию города способствовало его выгодное положение на древнем водно-волоковом торговом пути «из варяг в арабы».
Русь в древние времена была покрыта укреплениями, раполагавшимися на естественных или насыпных холмах, так называемых «оборонительных валах», со сторожевыми башнями. С X века начинается официальная история Русской Православной Церкви. И тогда же началось строительство величественных храмов. Монастыри также служили укрепленными убежищами, где во время набегов или междоусобной борьбы можно было спрятаться и переждать вражеские нападения.
Христианские обители вокруг Плещеева озера считаются одними из самых древних на Руси. В эпоху борьбы с язычеством, в начале XI века, сын Владимира Святославовича «Красное Солнышко» – Борис Ростовский и епископ Илларион, утверждая христианство у Плещеева озера, основали первые церкви и монастыри. Первый по старшинству – Никитский (1010 год), второй – Горицкий.
На основании архивных документов и археологических раскопок предполагается, что оба монастыря строились одновременно, но второй был завершен и освящен в 1025 году. Они занимали важные стратегические позиции. Горицкий – при въезде в Переславль-Залесский с юга, Никитский – с севера. Эти монастыри-крепости охраняли город с двух направлений – со стороны дороги от Москвы и с противоположного конца – от Ростова и Ярославля. В архитектурном облике обоих монастырей чувствуется сопричастность к северным обителям, к стенам и башням Кирилло-Белозерского монастыря.
Позже в Переславле образовались еще три монастыря. Федоровский известен с 1304 года, когда переславцы с москвичами победили своих многолетних соперников тверичей. Случилось это в день памяти Феодора Стратилата, поэтому и назвали обитель Феодоровской. Там хранится чудотворная икона Божией Матери Андрониковская, по преданию написанная самим апостолом и евангелистом Лукой. Близ этого монастыря родился сын Ивана Грозного Федор, занимавший позже царский престол перед Борисом Годуновым, и названный так по месту своего появления на свет. На месте рождения царевича была построена часовня Крест, один из замечательных памятников русской архитектуры.
Свято-Никольский женский монастырь был назван так в честь святителя Николай Мирликийского, особо почитаемого на Руси. Основан он был в середине XIV века преподобным Димитрием Прилуцким, здешним уроженцем. Трижды монастырь уничтожался. Татарским войском во главе с Тохтамышем, польско-литовскими оккупантами в годину Смуты и советской властью. Но сейчас, благодаря заботам и трудолюбию монахинь, цветет, как благоуханные розы.
Троицкий Свято-Даниловский монастырь основан в 1508 году стараниями преподобного Даниила Переславского, бывшим насельником Никитского и Горицкого монастырей. Строил его ростовский зодчий Григорий Борисов, тот самый, который возводил каменные храмы по всему Северу. В 1530 году у Великого князя Василия III родился долгожданный наследник – сын Иоанн (будущий царь Иоанн Грозный), и преподобный Даниил был приглашен самодержцем стать восприемником новорожденного от купели.
Знатен Святой Даниил и тем, что, будучи просфорником в Горицком монастыре, он добровольно возложил на себя редкий подвиг – попечение от умерших в дороге, замерзших, бездомных, погибших от разбойников. Ночью тайно выходил из монастыря и на своих плечах сносил тела умерших в особую городскую скудельницу (место погребения). У Бога все живы, как сказано в Евангелии от Луки. Над этой скудельницей, «Божедомьем», со временем и возник Троицкий монастырь.
Итак, из пяти переславских монастырей два основаны в начале XI века – Никитский и Горицкий, еще три чуть позже, спустя одно-три столетия. Редкая древность в одном городе, пережившем немало знаменательных событий, каждая пядь которого связана с историческими именами. Переславль-Залесский поистине город-памятник средневековому прошлому нашей Родины, милый сердцу каждого православного человека. Мало какие строения Европы могут похвастаться такой историей. О США и говорить нечего. Далекая пустая и бездушная провинция…
Еще несколько слов о Никитском монастыре. Мы знаем, что датой основания Никитского монастыря можно считать 1010 год. Посвящен он святому воину святому мученику Никите Готскому. Но известность монастырю принес его насельник Никита Столпник Переславский. Бывший мытарь, сборщик налогов, отличался особым жестокосердием, но нашел в себе силы раскаяться, принял постриг, не снимал тяжелых вериг, прославился многими чудесами и исцелениями, в частности знаменитого князя-героя Михаила Черниговского. Царь Иоанн Васильевич Грозный развернул в монастыре большое строительство и, как предполагают историки, задумывал устроить здесь запасную опричную резиденцию.
С 1994 года Никитский Переславль-Залесский монастырь вновь затеплил свои свечи, а с начала XXI века паства окормляется под благодатным настоятельством отца Дмитрия. Здесь действуют детская и взрослая воскресные школы. Есть трапезная с необычайно вкусным хлебом, испекаемом в селе Елизарово. Ведется большая духовно-просветительская работа среди военнослужащих, а нуждающимся оказывается всяческая помощь. Обитель с радостью принимает паломников и трудников. Духовная дочь отца Дмитрия раба Божия Татьяна особенно ревностно отличается на этом поприще.
Вернемся к дате основания Горицкого монастыря, главной его тайне. Монастырский архив «Пречистой на Горице» был утерян во время пожара 12 июня 1722 года. Но рукописи не горят, и это не только известная штампованная фраза. Существуют еще косвенные признаки, обрывочные сведения, в конце концов, логика. А также научно обоснованный С.В. Заграевским «Азимутный метод». Материалы ежегодной научной конференции «Архитектор. Город. Время» (СПб, 2011) содержат важные сведения, позволяющие с помощью этого метода определять даты и посвящения древнерусских храмов по азимуту их алтарей.
Сначала включим логику. Никитский и Горицкий монастыри чем-то похожи, что немым языком зодчества говорит нам об их «братском» одновременном строительстве: во главу положен оборонительный принцип, мощные стены в три яруса с бойницами, по углам крепкие башни. В 1010 году Ярослава на ростовском княжении сменил его брат Борис и продолжил христианизацию ростово-суздальских земель. В том же году он заложил Никитский скит и, предположительно, Успенский храм «на Горе», в будущем Борисоглебском Горицком монастыре. Это обоснованно доказывают в своих исследованиях протоиерей-писатель Олег Пэнэжко и переславский краевед Галина Джесси.
Опираясь на соответствующие источники, они одновременно приходят к выводу, что топонимы «Горицкий Успенский монастырь» и «Борисоглебский монастырь на Горице» относятся к одному и тому же месту. Борис и Глеб были убиты своим братом Святополком Окаянным в 1015 году. Борис и Глеб, сыновья князя Владимира, одни из первых святые на Руси родившиеся еще до её Крещения. Канонизированы в 1072 году. В житиях Бориса и Глеба сказано, что Борис был убит в Переславле на реке Альта, это приток реки Трубеж. Перед смертью он молился своему святому Никите Готскому, церковь в честь которого основал в Переславле. Это мог быть не только будущий Никитский монастырь, но и Горицкий, позже – Борисоглебский. То есть «Пречистая на Горице».
Перейдем к «Азимутному методу». Алтарная сторона храма «апсида» всегда обращена к востоку, то есть направлена на восход Солнца. В течение года точка восхода каждый день смещается на небольшую величину. На этом основании и основан «метод определения направления продольной оси строения по азимуту». Направление продольной оси Успенского храма в Горицком монастыре дает середину февраля. Значит, храм был заложен 15 февраля в день Сретения Господня.
Однако, согласно С.Заграевскому, определение даты начала строительства таким методом является неизвестной с несколькими переменными: разметка фундамента, закладка «краеугольного камня» в основание, освящение постройки. Так как храм носит название Успенского, то его освящение состоялось 28 августа на Праздник успения Богородицы, который широко празднуется во всем христианском мире.
В Горицком монастыре было почти завершено строительство «Гефсимании», где планировали установить копию гробницы Богородицы, а также был вкопан пруд в форме «стопочки» – следа ступни Богородицы, оставшейся на камне после её чудесного вознесения. Рядом с Успенским храмом на месте княжеской резиденции святого Бориса митрополитом Илларионом был заложен Борисоглебский храм в память о мученической гибели братьев и их прославлении в 1020 году.
Преображенский собор в Переславле строили 5 лет. Тогда, взяв этот срок возведения церквей как образец для Древней Руси, можно с уверенностью принять 1025 год как дату образования Борисоглебского Горицкого монастыря. Итак, 1010 год – закладка Успенского храма, а 1025 год – завершение строительства Борисоглебского Горицкого монастыря. Именно 28 августа. Можем ли мы в следующем году пройти мимо празднования этой даты тысячелетия Горицкого монастыря, «Пречистой на Горице»?
И в заключение. Мной подготовлены Обращения к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Губернатору Ярославской области М.Я. Евраеву, Главе администрации города Переславль-Залесский Д.Н. Зяблицкому, советнику Президента РФ по культуре Е.А. Ямпольской, министру культуры РФ О.Б. Любимовой по поводу официального признания точной даты основания Горицкого монастыря – 28 августа 1025 года. И просьбы оказать содействие для полной передачи обители Русской Православной Церкви, не дожидаясь 2026 года.
Посмотрим, какие будут отклики. Нельзя в 2025 года пройти мимо этой знаменательной в духовной жизни России даты, замолчать её или не заметить. Но один в поле не воин. Прошу всех неравнодушных читателей сделать то же самое. Чтобы в следующем году 28 августа на официальном основании с полным размахом прошло празднование тысячелетия Горицкого монастыря, и не только в Переславль-Залесском, а во всей православной России.